Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 09:09, лекция
В учебном пособии изложены теоретические положения и практические приемы разработки управленческих решений. В комплексе рассмотрены функции, классификация, типология, условия и факторы качества решений, технология, моделирование процесса их разработки на основе системного подхода, методов исследования операций, а также ПЭВМ. Предложены приемы разработки и выбора решений в условиях неопределенности, риска, экстремальных ситуаций. Освещаются процедуры организации и контроля исполнения, вопросы оценки эффективности решений и ответственности за их последствия.
5) Недостаточная технологизация
процессов подготовки и
6) Несбалансированность
7) Отсутствие процедуры
8) Установление нереальных сроков для исполнения работы ("мобилизующие" сроки). Иногда руководитель использует данный прием с целью повышения активности работников. Однако это может быть лишь исключением и не должно превращаться в систему.
9) Низкий уровень инновационных (стратегических) решений. Их доля обычно не превышает 10% и касается чаще реорганизаций небольшого масштаба.
10) Решения недостаточно
11) При подготовке решений не
соблюдаются стандарты
12) Недостаточно информационное
обеспечение для принятия
13) Несовершенство используемого механизма оценки эффективности реализованных решений. Иногда она ограничивается констатацией соблюдения сроков выполнения, а не достигнутым результатом и произведенными затратами на его получение.
14) Принятие решений под влиянием эмоций.
15) Игнорирование системного и комплексного подходов (учета действия многообразных факторов).
16) Выбор стереотипного решения из множества альтернатив.
17) Принятие решения без учета
возможности риска и
18) Поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработка принятого варианта действий.
19) Использование ложных
20) Принятие решения на основе
компромисса, не по
Ориентация в причинах низкого качества решений ограничит возможность их появления на разных этапах процесса разработки и исполнения и тем самым будет способствовать повышению эффективности решений.
Решения обосновываются не только по организационным, техническим, правовым, но и по психологическим критериям. В частности, опытные руководители до объявления решения создают благоприятную психологическую обстановку, чтобы вызвать у подчиненных положительное впечатление. Не рекомендуется "нагонять страху", так как создается оппозиция руководителю.
Обоснованность решения не должна вызывать сомнения у исполнителей. Наряду с ответом на главный вопрос: "Что нужно сделать?" исполнителям должны быть ясны и другие:
- почему нужно сделать именно так, а не иначе;
- чем лучше прежнего новый порядок вещей;
- насколько это соответствует
не только интересам
Своевременность решения - второе условие эффективности. Запоздалое решение не исправляет положения. Если возникает проблема на предприятии, события не ждут, они направленно развиваются. На разрешение проблем требуется определенное время. За этот период изучается обстановка, собираются необходимые данные, чтобы подготовить, принять решение и реализовать его. Чем больше времени отводит себе руководитель на подготовку и принятие решения, тем меньше остается его для исполнения. Ставя подчиненных в ограниченные временные рамки, руководителем заведомо наносится ущерб эффективности собственных решений. Время принятия решений необходимо соотносить с состоянием морально-психологического климата в коллективе, поэтому полезно проводить целенаправленную психологическую подготовку к новому решению.
Содержание решений (что нужно делать) может не соответствовать в полной мере ожиданиям подчиненных. В этом случае различают три психологических варианта решений:
- запрещающие;
- разрешающие;
- конструктивные.
Наиболее сложная
При разрешающих решениях предварительно следует попросить подчиненных всесторонне обосновать предложение, выявить трудности и пути их преодоления. Это важно для того, чтобы избежать ошибки подчиненного и не допустить сдерживания его инициативы в будущем. Руководителю следует глубже вникнуть в суть дела, соотнести предложения с перспективными планами и лучше оценить мышление подчиненного.
Конструктивные решения, разрабатываемые самими руководителями, по совету психолога, лучше объявлять как подсказанные снизу (как правило, примеры тому находятся). Честолюбие руководителя, возможно, несколько ущемляется, но выигрывает эффективность решения.
Соответствие решения силам и средствам его выполнения имеет также немаловажное значение. Известно, что при одинаковых объективных условиях, руководители ставят перед собой и подчиненными задачи различной трудности, что объясняется самооценкой личности. В связи с этим различают руководителей:
1) с завышенной неадекватной самооценкой (переоценка сил и средств);
2) заниженной неадекватной
3) адекватно высокой (знание своих больших возможностей);
4) адекватно низкой самооценкой
(осознание ограниченности
В зависимости от того, к какой группе относится руководитель, он принимает решения:
а)непосильные для себя и подчиненных,
б) гораздо ниже реальных возможностей,
в) соответствующие возможностям и напряженные,
г) скромные, но отражающие наличные ресурсы.
Возможен и пятый вариант, при
котором руководитель принимает
сознательно облегченный
В целом значительная, но посильная нагрузка для коллектива предпочтительнее, так как выгоднее экономически (при объективной оплате труда), а в психологическом плане - развивает коллектив путем преодоления возрастающих трудностей.
Жесткость регламентации деятельности подчиненных - одно из условий эффективности решений. Различают три уровня жесткости: контурные решения - приблизительно намечают схему действий подчиненных и дают им свободу в выборе методов достижения цели;
структурированные решения - в которых жестко закреплены основные параметры, но по второстепенным вопросам допускается проявление инициативы;
алгоритмические решения - практически исключают инициативу подчиненных, жестко регламентируя их деятельность.
Оценка преимуществ какого-либо из уровней жестокости рассматривается в увязке с конкретной ситуацией. Контурные решения эффективны в случаях, когда подчиненные хорошо знают проблему, добросовестны, имеют опыт ее решения. Алгоритмический характер решениям придается в условиях, когда подчиненные работают без достаточного напряжения сил, либо в особо ответственных действиях, даже достаточно опытных подчиненных. Примером алгоритмических решений являются правила безопасности, инструкции на случай аварий, пожаров и других стрессовых ситуаций. Все многообразие психологических предпосылок качества решений показано на рис. 8.
Обеспечение высокого качества управленческих решений -проблема комплексная. Ее разрешение зависит от соблюдения множества условий и учета ряда факторов. Отечественными авторами в свое время было предложено в помощь руководителям создавать на предприятии "управленческие ОТК". По существу это экспертная группа, подчиняющаяся руководителю. В ее состав должны входить специалисты отделов научной организации труда и управления производством (НОТ и УП), совершенствования управления, социологи, делопроизводители, юристы, референт руководителя. Регулярность работы группы определяется объемом дел по оценке качества решений.
Экспертная группа выполняет три вида процедур:
1. Проверяет соответствие
2. Оценивает необходимость
3. Оценивает возможность
Для оценки используются мнения 3-5 экспертов. После оценки каждым экспертом проекта решения составляется таблица средних баллов по необходимости и возможности принятия решения.
Необходимость решения |
Оценка в баллах |
Возможность решения |
Оценка в баллах |
Решение (задания) вряд ли необходимо на ближайший период |
1 |
В существующих условиях практически невыполнимо |
1 |
В этой сфере есть более необходимые решения |
2 |
Решение может быть выполнено с большими оговорками в существующих условиях |
2 |
Трудно оценить степень необходимости решения |
3 |
Затруднительно оценить возможность решения |
3 |
Необходимость решения |
Оценка в баллах |
Возможность решения |
Оценка в баллах |
Вполне необходимое решение |
4 |
Решение реализуемо в существующих условиях |
4 |
Безотлагательно необходимое решение |
5 |
Не вижу препятствий к тому, чтобы немедленно приступить к реализации решения (задания) |
5 |
Возможные варианты действий (ситуаций):
1. Оптимальной считается
2. Высокий балл оценок по шкале "необходимость" и низкий по "возможностям" - проект возвращается на доработку в отдел, где решение готовилось для разработки средств и способов, повышающих возможность его реализации.
3. Решения, получившие низкий
балл по шкале "необходимость",
исключаются из числа тех, что
передаются руководителю
Проект решения при благоприятной оценке экспертной группой передается руководителю вместе с листком экспертных оценок и с заключением экспертной группы. Полезность создания "управленческих ОТК" достаточно очевидна. Эффективность "экспертизы" проявляется по разным направлениям:
- экономится рабочее время
- группа играет роль "управленческого фильтра", отсеивающего плохо подготовленные решения, не имеющие целевой или проблемной направленности;
- оценивается роль и значение
функциональных служб аппарата
управления через качество
- оказывается помощь службам
и отделам аппарата управления
в концентрации внимания на
ключевых проблемах
- повышается ответственность
При хорошо отлаженной системе подготовки управленческих документов (решений) такая экспертная группа может упраздняться.
Итак, от качества управленческих решений зависит результативность работы предприятия. Они должны отвечать определенным требованиям, исходить из сложившихся экономических условий, приниматься с соблюдением организационных и психологических предпосылок.
В заключение предлагается ряд популярных рекомендаций по принятию качественных управленческих решений.
1. Прежде чем вникать в детали, постарайся получше представить проблему в целом.
2. Не принимай решений, пока не рассмотришь все возможные варианты.
3. Сомневайся. Даже общепризнанные
истины должны вызывать
4. Старайся взглянуть на стоящую перед тобой проблему с самых разных точек зрения, даже если шансы на успех кажутся минимальными.
5. Ищи модель или аналогию, которая
поможет тебе лучше понять
сущность решаемой проблемы. Это
может быть математическая
6. Задавай как можно больше
вопросов. Правильно заданный вопрос
может радикально изменить
7. Не удовлетворяйся первым
8. Перед принятием