Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

Как известно, в мировой практике общепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности менеджеров во внутрифирменном управлении, является система управленческого учета.
Большинство специалистов в области управленческого учета под системой управленческого учета на предприятии понимают наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации о хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа для формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям с целью принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.

Содержание работы

1.1. Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета 3
1.2. Понятия управленческого учета, его предмет, метод, объекты исследования и задачи 7
1.3 Законодательная база управленческого учета в Российской Федерации 9
1.4 Объекты, методы управленческого учета, их практическая реализация 13
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Управленческий учет (заказ) (1).docx

— 52.00 Кб (Скачать файл)

К законодательным нормативным  документам также относятся: Гражданский  кодекс РФ, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы  учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых  обществ); «Об акционерных обществах» от 26. 12. 1995 г. №208-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06. 03. 1998 г. № 283.

Так как в настоящее  время происходят весьма существенные перемены в финансовом учете, связанные с переходом России на международные стандарты финансового учета, то следует обратить внимание на положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, которая была утверждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Концепция раскрывает такие  положения, касающиеся учета и отчетности, как:

- необходимость дальнейшего  развития бухгалтерского учета  и отчетности;

- цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;

- необходимость повышения  качества информации, формируемой  в бухгалтерском учете и отчетности;

- создание инфраструктуры  применения МСФО;

- изменение системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности;

- подготовка и повышение  качества квалификации кадров;

- а также основные этапы  развития бухгалтерского учета  и отчетности в среднесрочной  перспективе.

В п. 2. 1. Концепции говорится  об управленческой отчетности. «Управленческая  отчетность предназначена для использования  в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок  ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е  тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое  построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок  составления ее основывается на тех  же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и  консолидированная финансовая отчетность. Главная задача в области финансовой отчетности заключается в широком  распространении передового опыта  ее организации, а также опыта  Использования ее в управлении хозяйствующим  субъектом».

Второй уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны  Минфином РФ согласно государственной  программе перехода России на принятую в международной практике систему  учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Учетные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете  и отчетности, и рассматривают  отдельные методологические вопросы  учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. В настоящее время в российской Федерации разработано и утверждено 17 Положений по бухгалтерскому учету  и отчетности. К числу ПБУ, которые регулируют не только финансовый, но и управленческий учет, можно отнести:

- Положение по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность  организации» (ПБУ 4/99). Утверждено  приказом Минфина РФ от 6 июля  1999 г. № 43н;

- Положение по бухгалтерскому  учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). Утверждено приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. №143н;

- Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н.

К числу документов второго  уровня следует отнести также  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности и Инструкцию по его  применению, являющиеся базовыми документами  системы учета в России. План счетов — документ общего порядка, который  является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций  и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи  с меняющимися экономическими условиями. Минфин РФ Приказом от 31 октября 2000 г. №94н утвердил новый План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина  РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Документы данного уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» или Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Четвертый уровень включает в себя приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации. Документы этого уровня определяют особенности организации и ведения  учета и отчетности в нем.

На основе нормативных  документов служба управленческого  учета разрабатывает рабочие  документы, в их числе:

- приказ по учетной  политике;

- формы первичных документов  и учетных регистров;

- графики документооборота;

- план счетов управленческого учёта;

- формы внутренней отчетности.

1.4 Объекты, методы управленческого  учета, их практическая реализация

 

Управленческий учет представляет собой самостоятельное направление  бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку  системы управления предпринимательской  деятельностью.

Предметом управленческого  учета являются планирование, учет, анализ, контроль деятельности центров  ответственности, необходимые для  повышения эффективности функционирования организации.

Объектами управленческого  учета являются доходы, расходы и  результаты центров ответственности.

Объекты управленческого  учета подразделяются на:

1. Производственные ресурсы,  обеспечивающие целесообразный  труд людей в процессе хозяйственной  деятельности организации: 

- основные фонды —  это средства труда (машины, оборудование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование;

- нематериальные активы - объекты долгосрочного вложения (право пользования землей, стандарты,  лицензии, товарные знаки и т.д.);

- материальные ресурсы  - предметы труда, предназначенные  для обработки в процессе производства  при помощи средств труда.

- трудовые ресурсы —  масса живого труда, которой  располагает организация в данный  момент, использование трудовых  ресурсов в процессе целесообразной  деятельности и результат труда.

2. Хозяйственные процессы  и их результаты, составляющие  в совокупности производственную  деятельность организации.

Снабженческо-заготовительная  деятельность — приобретение хранение, обеспечение производства сырьевыми  ресурсами, вспомогательными материалами  и производственным оборудованием  с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта.

Маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами.

Производственная деятельность — процессы, обусловленные технологией  производства продукции, включающие основные и вспомогательные операции

Операции по совершенствованию  выпускаемых и разработке новых  продуктов.

Финансово-сбытовая деятельность - маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку  и другие виды работ; операции, содействующие  росту объема продаж, начиная с  рекламы продукта и кончая установлением  прямых связей с потребителями, контролем  качества выпускаемой продукции;

Организационная деятельность — создание организационной структуры  организации, выделение из системы  организации функциональных отделов, служб, цехов, участков. Организация  информационной системы с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникаций между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели организации.

Может быть выбрана другая группировка объектов управленческого  учета, но в любом случае она должна отвечать основным целям управления.

Важнейшая цель управленческого  учета состоит в формировании отчетности, специально подготовленной для менеджеров различных уровней  управления.

Поскольку управленческий учет представляет собой подсистему бухгалтерского учета, им объективно используется ряд  важнейших бухгалтерских принципов  – экономичности и своевременности  представляемой информации, ее сопоставимости и др.

К принципам управленческого  учета относятся:

- Оперативность представления  информации – предполагает ослабление  требований к полноте информации  в пользу ее оперативности. 

- Конфиденциальность представляемой  информации – предполагает обособленное  ведение управленческой бухгалтерии.

- Полезность представляемой  информации – предполагает применение  тех методик планирования, учета  и анализа, которые обеспечивают  получение полезной информации, в связи с чем их выбор  зависит от решаемых управленческих  задач. 

- Гибкость системы управленческого  учета – означает приспособленность  системы управленческого учета  к индивидуальным особенностям  организации, совершенствование  ее по мере изменений, происходящих  в предпринимательской деятельности  организации. 

- Прогнозируемость системы  управленческого учета – означает  направленность системы управленческого  учета на оптимизацию результатов  деятельности сегментов бизнеса путем прогнозирования их будущих доходов и расходов.

- Экономичность представляемой  информации – состоит в том,  что управленческим учетом формируется  лишь та информация и та  отчетность, которые необходимы  для целей управления. Так, согласно  МСФО, выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на  ее получение.

- Принцип делегирования  ответственности и мотивации  исполнителей – предполагает  перераспределение ответственности  между руководителями различных  иерархических уровней управления  и выбор критериев оценки деятельности, максимально способствующих их  мотиваций.

- Принцип управления отклонениями  – означает, что внутренняя отчетность  должна содержать информацию  об отклонениях фактических показателей  от плановых, что позволяет установить ответственность за возникшие неблагоприятные отклонения и оперативно устранить их причины.

- Принцип контролируемости  показателей внутренней отчетности  – предполагает раздельное составление  отчетности по показателям, контролируемым  и неконтролируемым руководителем  сегмента предпринимательской деятельности.

- Принцип своевременности  представления информации – в  ряде случаев принцип полноты  и документальной обоснованности  хозяйственных операций может  игнорироваться ради обеспечения  своевременности предоставления  информации.

Принципы, свойственные управленческому  учету, позволяют ему решать комплекс взаимосвязанных задач:

оперативного учета, анализа, контроля, планирования и прогнозирования  деятельности сегментов предпринимательской  деятельности (центров ответственности);

создания мотивационных  механизмов, позволяющих гармонизировать  интересы и цели сегментов с тактическими и стратегическими целями организации.

Это, в свою очередь, позволяет  реализовать основную цель управленческого  учета: обеспечить информационную поддержку  в принятии эффективных управленческих решений, направленных, в конечном итоге, на максимизацию прибыли организации  при условии сохранения ее капитала.

Циклы управления обычно состоят  из планирования, контроля, оценки, непосредственно  организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования. Планирование представляет собой процесс  описания вариантов действий, которые  могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели, формулировку задач, изыскание путей решения  задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете  и предполагаемых источниках ее исполнения.

Информация о работе Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета