Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

События нескольких последних десятилетий привели к принципиальному изменению ситуации, качество продукции оказалось в фокусе напряженной международной конкуренции, а управление качеством стало важнейшей задачей, которую приходится решать компаниям. Выдвижение Японии в ряд экономических сверхдержав в значительной степени явилось результатом революции в сфере качества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2-3
1. История управления качеством…………………………………………...3-16
2. Тест………………………………………………………………………….16
3. Задача………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

управление качеством пр. кон. раб..docx

— 349.17 Кб (Скачать файл)

Конечно, внедрение  и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялось неравномерно. Явным лидером стала Япония, хотя все основные идеи TQC были разработаны  в США и в странах Европы. В результате американцам и европейцам пришлось учиться у японцев, однако это обучение сопровождалось и нововведениями.

В странах  Европы большое внимание стали уделять  документированию систем обеспечения  качества и их регистрации или  сертификации третьей (независимой) стороной. Системы взаимоотношений «поставщик — потребитель» также начинают предусматривать  сертификацию продукции третьей стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству исходных материалов в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза – было рождено много  отечественных систем. Среди них: Саратовская система бездефектного  изготовления продукции (БИП); Ярославская  научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»; Рыбинская научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ).

В основу системы  БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нес ответственность  за качество изготовленной продукции.

Система НОРМ предусматривала планомерный, систематический  контроль моторесурса двигателей и  циклическое его увеличение на основе повышения надежности и долговечности  всех узлов и деталей, определяющих планируемый моторесурс. В системе  НОРМ планирование количественного  показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Для НОТПУ  характерно комплексное использование  методов научной организации  труда, производства и управления с  постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования для  каждого рабочего места и для  предприятия в целом. Предусматривалась  количественная оценка уровня организации  груда, производства и управления в  рамках предприятия, цехов, участков.

Одна из лучших — система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Система включала комплекс инженерно-технических  и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ были: 
комплексность задач обеспечения качества продукции; 
поисковый  характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие конструкторских, технологических и испытательных служб предприятия; 
организация работ по получению объективной и своевременной информации о качестве выпускаемых изделий; 
интенсивное использование периода подготовки производства для выявления и устранения причин, снижающих качество изделий; 
проведение конструкторско-технологической отработки в процессе создания серийного образца; 
активное участие предприятия-изготовителя и эксплуатирующих организаций в совершенствовании конструкции изделия и повышении технологического уровня его эксплуатации; 
универсальность, т.е. возможность применения в различных отраслях промышленности.

Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором  системы был главный инженер  Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.

Четвертый этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества - стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1, -2, -3, -4, большее внимание, уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

Специфика тотального управления качеством состоит в  том, что если раньше на предприятиях принимались компромиссные решения  по таким параметрам, как объем  выпускаемой продукции, сроки поставки, затраты и качество, то теперь на первый план выдвигается качество продукции, и вся работа предприятия подчиняется  этой цели. Таким образом, управление всеми сферами деятельности предприятия  организуется исходя из интересов качества. Этот переход сравнивают с переходом  от системы Птоломея к системе Коперника, имея в виду что не Солнце (потребитель) вращается вокруг Земли (производителя), а наоборот.

Если TQC — это управление качеством  с целью выполнения установленных  требований, то TQМ — еще и управление целями и самими требованиями. В TQМ включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Система TQМ  является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование  коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Мотивация  достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что  отказываются от части отпуска, задерживаются  на работе, продолжают работать дома. Появляется новый тип работников – трудоголики. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь более активными – используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.п. Обучение превращается и в часть мотивации, ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.

На взаимоотношения поставщиков  и потребителей оказывает сильное  влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная  целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО  серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и  предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.

Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения  конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня  она занимает прочное место в  рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.

В результате во многих случаях наличие у предприятия  сертификата на систему качества стало одним из основных условий  его допуска к тендерам по участию  в различных проектах. Широкое  применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: так  как его наличие свидетельствует  о надежности предприятия, то предприятию  часто предоставляются льготные условия страхования.

Для успешной работы предприятий на современном  рынке наличие у них системы  качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются  десятки предприятий, внедривших стандарты  ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты  на свои системы качества.

Пятый этап. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее  популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние  гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей  предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Появляются  и корпоративные системы управления качеством, которые ставят своей  целью усиление требований международных  стандартов и учитывают специфику  таких корпораций. Так, Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. — вторая редакция) стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». Хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов  самооценки по моделям премий по качеству — главное достижение пятого этапа  развития систем управления качеством.

Схема 5 этапов управления качеством.

 

 
 

 

2. Тест

При определенных показателях конкурентоспособности  производства используют индекс:

1.Только экономических параметров 2. Технических и экономических параметров 3. Только технических параметров.

Ответ: 2

 3.  Задача

Определите размер брака  и размер потерь от брака на основе данных таблицы (тыс. руб.).

 

Себестоимость окончательно забракованных  изделий

18,5

Расходы по исправлению брака

7,3

Стоимость окончательного брака по цене использования

4.5

Суммы, взысканные с поставщиков по претензиям за доставку недоброкачественных  материалов

3,0

Сумма удержаний с лиц – виновников брака

2,9

Производственная себестоимость  валовой продукции

980


 

Абсолютный  размер брака представляет собой  сумму затрат на окончательно забракованные  изделия и расходов на исправление  исправимого брака (Аб).

Аб = 18,5 + 7,3 = 25,8 (тыс. руб.)

Абсолютный  размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака  стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц –  виновников брака и суммы взысканий  с поставщиков за поставку некачественных материалов (Ап.б.).

Ап.б. = 25,8 – 4,5 – 2,9 – 3 = 15,4 (тыс. руб.)

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака и  потерь от брака соответственно к  производственной себестоимости товарной продукции.

Относит. размер брака = 25,8/980*100% = 2,63%

Относит. размер потерь от брака = 15,4/980*100% = 1,57%

Вывод:

Основная  причина брака  поставка недоброкачественных  материалов. Необходимо рекомендовать руководству фирмы сменить поставщика,на поставляющего более качественное сырьё для данного производства. Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует начинать с изучения причин их возникновения, которые условно можно свести к следующим:

    • Производственно-технологические;
    • Конструктивные недостатки;
    • Качество сырья и комплектующих изделий;
    • Вина рабочих;
    • Прочие.

Это позволит более точно определить размер излишне  израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Герасимов Б.И. Управление качеством: учеб. Пособие/Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. – М.: ЕНОРУС, 2005
  2. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  3. Гличев А.В. Основы  управления качеством продукции. – М.: Издательство стандартов, 1988.
  4. ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Госстандарт, 2001.
  5. Джеймс Р. Эванс Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под. ред Э.М. Короткова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  6. Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  7. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. Фонд подготовки кадров. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.
  8. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  9. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин. - 3-е изд. - М.: Стандарты и качество,2005.
  10. Розова Н.К. Управление качеством – СПб.: Питер, 2003.

11.Ю.А.Ребрин Управление качеством Таганрог изд. ТРГ 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Управление качеством