Управление затратами на качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях.

Содержание работы

1. Управление затратами на обеспечение качества.
2. Общефирменные системы управления качеством (TQM).
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

управление затратами на качество.docx

— 46.08 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

1. Управление затратами на обеспечение качества.

2. Общефирменные системы управления качеством (TQM).

Список использованной литературы.

 

1. Управление затратами на обеспечение качества.

 

Обеспечение качества продукции связано  с затратами. Качество продукции  должно гарантировать потребителю  удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной  деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с  ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции  до ее реализации и послепродажного обслуживания.

Под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты, произведенные  для удовлетворения установленных  потребителем требований к качеству продукции или услуг. Затраты  на улучшение качества – это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя.

Определение затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки.

Основным требованием к определению затрат является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому определение затрат должно охватывать все стадии создания и потребления продукции и в неё следует включать максимально возможное число признаков.

К затратам на управление качеством относятся затраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.

Исходя из требований стандартов ИСО 9000 к различным моделям системы  качества, ведущее значение в рассматриваемой  классификационной группе имеют, безусловно, затраты на обеспечение качества, состав и структура которых могут включать отдельные элементы затрат на улучшение качества и управление им. [4]

Классификация затрат по целевому назначению соответствует современному пониманию  деятельности предприятия в области  качества согласно международно-признанному  содержанию терминов «обеспечение качества», «улучшение качества» и «управление  качеством».

Обобщенная классификация затрат на качество:

по целевому назначению:

- на улучшение качества;

- на обеспечение качества;

- на управление качества;

по экономическому характеру затрат:

- текущие;

- единовременные;

по виду затрат:

- производительные;

- непроизводительные;

по методу определения:

- прямые;

- косвенные;

по возможности учета:

- поддающиеся прямому учету;

- неподдающиеся прямому учету;

- которые экономически нецелесообразно учитывать;

по стадиям жизненного цикла продукции:

- на качество при разработке продукции;

- на качество при изготовлении продукции;

- на качество при использовании продукции;

по отношению к производственному процессу:

- на качество в основном производстве;

- на качество во вспомогательном производстве;

- на качество при обслуживании производства;

по возможности оценки:

- планируемые;

- фактические;

по характеру структурирования:

- по предприятию;

- по производству;

- по видам продукции;

по объектам формирования и учета:

- продукция;

- процессы;

- услуги;

по виду учета:

- оперативный;

- аналитический;

- бухгалтерский;

- целевой.

По экономическому характеру затраты могут быть отнесены к текущим и единовременным.

К единовременным, кроме капитальных  вложений на приобретение оборудования, средств измерения и другого  имущества, необходимого для улучшения, обеспечения или управления качеством  и включаемого в состав материальных активов, следует относить затраты  на разработку продукции и технологии ее изготовления.

К текущим относятся все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль качества и испытания изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др. [2]

Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные позволяет выявить их результативность.

К производительным могут быть отнесены все затраты, с помощью которых достигается выполнение функцих, связанных с обеспечением, улучшением и управлением качеством.

Непроизводительные – это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества се изготовления. В то же время затраты на исправление несоответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями.

По методу определения затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности.

Косвенные – по тому или иному принятому признаку. При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом. Эта требование относится также к следующей классификационной группе, так как от полноты учета затрат зависит возможность их правильного планирования, анализа и оценки.

Последующие классификационные группы показывают возможность (в зависимости  от конкретных условий) различного подхода  к формированию состава затрат на качество. Кроме того, эти группы могут быть использованы при планировании затрат.

Цепочка формирования затрат позволяет  конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение  несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что мы подразумеваем  под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя. Эти показатели имеют качественное выражение и включают в себя плановые, фактические и критериальные качества продукции.

Выделяют следующие этапы деятельности в области обеспечения качества:

- планирование выпуска изделий;

- конструирование изделия;

- подготовка производства;

- производство, производственный контроль;

- реализация и обслуживание;

- проверка качества в эксплуатации.

При этом гарантией качества на перечисленных  этапах являются определенные обязанности  и действия каждого подразделения.

Укрупненные затраты, связанные с  качеством продукции, можно разделить  на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

Если разработка и конструирование  новой продукции осуществляется внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут  включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой  продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.

В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:

- транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку, возможности и необходимость полноты его загрузки;

- технические, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений - его набор и оплату труда;

- снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов).

Их можно разделить на:

- непосредственно материальные – соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия;

- затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы;

- затраты на подразделение, контролирующие производство;

- затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции:

- плановый отдел (своевременное составление планов);

- финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами);

- бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.;

- затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям. [1]

Производственные затраты в  свою очередь можно разделить  на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных поддается прямому счету.

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые, которые  образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции  и являются в дальнейшем до момента  ее снятия с производства их носителем, и дополнительные, связанные с  ее усовершенствованием и восстановлением  утерянного (недополученного по сравнению  с запланированным) уровня качества.

Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные  и общепроизводственные расходы, относимые  на изготовление конкретного изделия  через смету затрат.

Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты  на предотвращение.

К первым относятся расходы, которые  несет предприятие для того, чтобы  определить, отвечает ли продукция  запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию  и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала.

Ко вторым относятся расходы  на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и  на остановку производства. В данную группу следует включить затраты  на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое  обеспечение, разработку стандартов, расходы  на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д.

Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении  следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Эти затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма велики.

При этом издержки группы затрат, связанных с производством новой продукции и ее усовершенствованием, возникают как в сфере производства, так и за ее пределами – в сфере потребления продукции. Это предъявляет дополнительные требования к информации о качестве, которая может положительно повлиять на минимизацию затрат на предотвращение брака и его исправление.

Очевидно, что поскольку затраты  на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа выпускающего его предприятия  образуются и на предприятии, и за его пределами необходим их глубокий качественный и количественный анализ.

Информация о работе Управление затратами на качество продукции