Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 01:10, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучение современной литературы по проблеме развития и размещения отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа
Задачи:
Показать состав Северо-Западного федерального округа.
Дать экономическую оценку природно-ресурсного потенциала региона.
Рассмотреть население и трудовые ресурсы.
Введение
3
1.Административный состав Северо-Западного Федерального округа(СЗФО)
4
2.Экономико-географическое положение СЗФО
4
3.Краткая экономическая оценка природных условий и ресурсов СЗФО
6
4.Характеристика населения и трудовых ресурсов СЗФО
7
5.Характеристика хозяйства СЗФО
10
6.Проблемы и перспективы развития СЗФО
13
Заключение
18
Список литературы
Экономико-географическое и геополитическое положение. Оно будет оказывать определяющее влияние на темпы развития и структуру экономики Северо-Запада и большинства субъектов Российской Федерации на его территории. Геополитической проблемой будет освоение континентального шельфа и экономическое использование Арктики, в том числе Арктической зоны Российской Федерации.
Производственный потенциал. Производственный потенциал представляет собой условия, ограничивающие перспективы развития экономики, ее модернизации и инновационной перестройки. Основная часть фондов изношена и морально устарела. Необходимы мероприятия по развитию и обновлению производственного потенциала на новой научно-технической основе.
Инфраструктурный потенциал. По уровню насыщенности территории объектами производственной инфраструктуры Северо-Запад превосходит среднероссийские показатели. Однако в целом ее состояние характеризуется как недостаточно благоприятное. Во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях это один из главных факторов, сдерживающих развитие. В относительно лучшем положении находятся объекты инфраструктуры федерального значения, магистральные коммуникации. Повышенное внимание в перспективе следует уделить улучшению таких элементов производственной инфраструктуры как автодороги (особенно внутриобластные), мосты, системы теплоснабжения, энергосети и подстанции.
Научно-технический потенциал. Научно-технический потенциал, несмотря на его существенное сокращение в последние два десятилетия, остается важным стратегическим фактором социально-экономического развития, который в перспективе должен стать определяющим.
Цели и стратегические задачи социально-экономического развития
Стратегические цели определялись на основе анализа проблем развития Северо-Западного федерального округа, прогнозных оценок с учетом перспектив развития субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ, хозяйствующих субъектов, населения. Внешним стратегическим основанием при формировании целевых установок явилась Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегические цели развития Северо-Западного федерального округа должны стать ориентирами для стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации и могут быть реализованы лишь на основе их экономического взаимодействия.
Главная стратегическая цель развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года — устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграции экономического пространства и межрегионального сотрудничества.[5]
В качестве основных стратегических целей социального характера определены следующие:
● преодоление демографического спада в результате проведения активной социально-экономической и демографической политики, за счет снижения смертности и увеличения рождаемости. Прекращение естественной убыли и восстановление роста численности населения. Целевой ориентир к 2020 году — 13,5 млн жителей;
● снижение уровня безработицы до 3% к 2020 году. Оптимизация профессиональной и пространственной структуры занятости. Приближение рабочих мест к местам проживания населения. Целевой ориентир — достижение уровня обеспеченности населения рабочими местами в ареале своего проживания до 85% (против 75 — в настоящее время);
● рост реальных доходов населения в период до 2020 года в среднем на 7,0–7,5% в год при снижении степени неравномерности распределения доходов по субъектам РФ, входящим в округ, и по социальным группам. Уменьшение доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума до 5–6%;
● преодоление существенных различий в уровнях социального и экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Целевой ориентир — отклонение в сторону понижения от средних по округу показателей среднедушевых денежных доходов и размера валового регионального продукта на душу населения не более чем на 25%;
● повышение доступности и уровня обеспеченности населения жильем. Решение проблемы ветхого и аварийного жилья. Улучшение использования существующего жилищного фонда. Стимулирование строительства недорогого социального жилья. Совершенствование финансовых инструментов в жилищной сфере. Развитие аренды жилья. Целевой ориентир — достижение средней обеспеченности общей площадью жилых помещений до уровня 30–32 кв. м на одного человека;
● социально-экономическая активизация депрессивных сельских территорий на основе сохранения существующих и стимулирования создания новых рабочих мест, внедрения новых форм социально-культурного обслуживания, повышения транспортной доступности населения до центров муниципальных образований, на основе реализации комплексных инвестиционных планов;
● улучшение среды проживания, включая такие ее элементы как общественный транспорт, коммунальный комфорт, качество дорог, экономическая безопасность, благоустройство, удобство предоставления социальных услуг, правопорядок.
В числе стратегических целей экономического развития Северо-Западного федерального округа [3] наиболее важными являются следующие:
● модернизация и инновационное развитие базовых секторов экономики округа и входящих в него субъектов Российской Федерации. Доведение доли продукции инновационного характера в валовом региональном продукте (в целом по Северо-Западному федеральному округу) до 25%, в том числе в промышленности до 30%;
● увеличение на основе модернизации и инновационного развития среднегодовых темпов роста валового регионального продукта к 2020 году до 6–7%, а производительности труда до 7–8%;
● экономическая активизация
депрессивных территорий. Создание 600–700
тысяч новых и восстановленных
рабочих мест на основе перепрофилирования
временно не работающих предприятий
и строительства новых
● освоение континентального шельфа и подготовка к экономическому использованию ресурсов Арктической зоны Российской Федерации. Создание в северных субъектах Российской Федерации, примыкающих к Арктической зоне, соответствующей инфраструктуры и перерабатывающих предприятий. Доведение уровня добычи нефти до 30 млн тонн, природного газа — до 80 млрд куб. м. Создание системы баз обеспечения в Мурманске, Архангельске и Варандее, создание аварийно-спасательных баз МЧС России в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре. Подготовка и переподготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для работы в условиях Арктики на базе Северного (Арктического) Федерального университета;
● ускоренное развитие на инновационной основе машиностроительного комплекса региона, в том числе путем создания системы производственных кластеров. Развитие межтерриториальной кооперации машиностроительных производств. Целевой ориентир — доведение доли машиностроительной продукции в объеме промышленного производства до 30%;
● развитие сельскохозяйственного производства как отрасли, имеющей важное экономическое и социальное значение на основе внедрения инновационных технологий, интеграции с промышленными предприятиями, кооперации в малом секторе сельского хозяйства и фермерстве. Восстановление роста поголовья скота, прекращение выбытия сельхозугодий, в том числе посевных площадей. Целевой ориентир — достижение к 2020 году среднегодовых темпов роста производства сельскохозяйственной продукции в размере 4,5–5%;
● модернизация лесопромышленного комплекса за счет углубления переработки леса, расширения лесозаготовок в периферийных территориях, строительства лесовозных дорог, улучшения организационной структуры лесопользования. Оптимизация экспорта лесопродукции;
● стимулирование создания
в экономике субъектов
● сокращение энергоемкости экономики федерального округа не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года;
● стимулирование процессов
модернизации производства, ориентированных
на снижение энергоемкости и
● разработка и внедрение
новых эффективных технологий производства
электрической и тепловой энергий,
сопряженных с экологически безопасной
утилизацией отходов этих производств,
сдерживание объемов
Вышеуказанные цели социально-экономического развития округа в период до 2020 года соответствуют стратегическим приоритетам региональной политики Российской Федерации.
Северо-Западный федеральный округ следует рассматривать:
● как базу модернизации экономики, формирования новых моделей и технологий социально-экономического развития;
● как территорию, обеспечивающую дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России и привлечение зарубежных инвестиций;
● как форпост освоения ресурсов континентального шельфа и Арктической зоны Российской Федерации;
● как объект комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий;
● как территорию, имеющую особое значение для поддержания национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.[5]
Заключение.
К вышесказанному можно добавить то, что для реализации перспективных направлений в округе необходимо продолжить строительство магистральных железных дорог, т.е. завершить строительство коммерческой железной дороги из Карелии в Финляндию к незамерзающим морским портам, железной дороги от строящегося морского порта в районе Усть-Луги через г. Гдов на Псков, создание транспортного коридора Оулу — Архангельск — Республика Коми, в составе которого должна строиться железная дорога Архангельск — Сыктывкар — Пермь (проект «Белкомур»). Требуется развивать сеть автомобильных дорог и завершить обустройство пограничных транспортных переходов (строительство автомобильной дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар с дальнейшим продолжение на бухту Индига, где предполагается строительство международной автомагистрали «Виа Балтика», которая свяжет Западную Европу через Калининградскую и Ленинградскую области с Северной Европой), совершенствовать трубопроводную сеть (увеличение добычи и переработки углеводородного сырья требует строительства новых и расширения пропускной способности действующих трубопроводов). Намечаются строительство нефтепровода Кириши — Приморск, который станет составной частью проекта новой Балтийской системы трубопроводов, начинающейся в Ненецком автономном округе, что обеспечит экспорт нефти и конденсата через новый морской порт, завершение строительства газопровода Котлас — Архангельск — Мурманск, проектирование и подготовка к строительству нового международного газопровода от Штокмановского месторождения в Баренцевом море через Мурманскую область, Скандинавские страны в Западную Европу.
Развитие транспортной системы и экономики округа в целом может быть ускорено за счет формирования особых экономических зон. Целесообразно создание многофункциональных зон (производственно-транспортных, туристических, транспортно-складских и др.) в Ленинградской области (район нового морского порта г. Выборг), в Мурманской области (на транспортных пограничных переходах, намечающихся в районе нового морского порта Печенга, на базе международного аэропорта), в Архангельской области и Ненецком автономном округе (на базе морских портов и международных аэропортов, в районах концентрации добычи континентальной нефти), в Псковской области (в районе пограничных переходов), социально-рекреационных зон в Новгородской области и других регионах округа для эффективного использования имеющихся туристических центров и санаторно-курортных зон.
Список литературы
Информация о работе Административный состав Северо-Западного Федерального округа