Административный состав Северо-Западного Федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 01:10, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучение современной литературы по проблеме развития и размещения отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа
Задачи:
Показать состав Северо-Западного федерального округа.
Дать экономическую оценку природно-ресурсного потенциала региона.
Рассмотреть население и трудовые ресурсы.

Содержание работы

Введение
3
1.Административный состав Северо-Западного Федерального округа(СЗФО)
4
2.Экономико-географическое положение СЗФО
4
3.Краткая экономическая оценка природных условий и ресурсов СЗФО
6
4.Характеристика населения и трудовых ресурсов СЗФО
7
5.Характеристика хозяйства СЗФО
10
6.Проблемы и перспективы развития СЗФО
13
Заключение
18
Список литературы

Файлы: 1 файл

ЭГ В101.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Экономико-географическое и геополитическое положение. Оно  будет оказывать определяющее влияние  на темпы развития и структуру экономики Северо-Запада и большинства субъектов Российской Федерации на его территории. Геополитической проблемой будет освоение континентального шельфа и экономическое использование Арктики, в том числе Арктической зоны Российской Федерации.

Производственный потенциал. Производственный потенциал представляет собой условия, ограничивающие перспективы развития экономики, ее модернизации и инновационной перестройки. Основная часть фондов изношена и морально устарела. Необходимы мероприятия по развитию и обновлению производственного потенциала на новой научно-технической основе.

Инфраструктурный потенциал. По уровню насыщенности территории объектами  производственной инфраструктуры Северо-Запад  превосходит среднероссийские показатели. Однако в целом ее состояние характеризуется как недостаточно благоприятное. Во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях это один из главных факторов, сдерживающих развитие. В относительно лучшем положении находятся объекты инфраструктуры федерального значения, магистральные коммуникации. Повышенное внимание в перспективе следует уделить улучшению таких элементов производственной инфраструктуры как автодороги (особенно внутриобластные), мосты, системы теплоснабжения, энергосети и подстанции.

Научно-технический потенциал. Научно-техниче­ский потенциал, несмотря на его существенное сокращение в последние два десятилетия, остается важным стратегическим фактором социально-экономического развития, который в перспективе должен стать определяющим.

Цели и стратегические задачи социально-экономического развития

Стратегические цели определялись на основе анализа проблем  развития Северо-Западного федерального округа, прогнозных оценок с учетом перспектив развития субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ, хозяйствующих субъектов, населения. Внешним стратегическим основанием при формировании целевых установок явилась Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегические цели развития Северо-Западного федерального округа должны стать ориентирами для стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации и могут быть реализованы лишь на основе их экономического взаимодействия.

Главная стратегическая цель развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года — устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграции экономического пространства и межрегионального сотрудничества.[5]

В качестве основных стратегических целей социального характера  определены следующие:

● преодоление демографического спада в результате проведения активной социально-экономической и демографической политики, за счет снижения смертности и увеличения рождаемости. Прекращение естественной убыли и восстановление роста численности населения. Целевой ориентир к 2020 году — 13,5 млн жителей;

● снижение уровня безработицы  до 3% к 2020 году. Оптимизация профессиональной и пространственной структуры занятости. Приближение рабочих мест к местам проживания населения. Целевой ориентир — достижение уровня обеспеченности населения рабочими местами в ареале своего проживания до 85% (против 75 — в настоящее время);

● рост реальных доходов  населения в период до 2020 года в  среднем на 7,0–7,5% в год при  снижении степени неравномерности  распределения доходов по субъектам  РФ, входящим в округ, и по социальным группам. Уменьшение доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума до 5–6%;

● преодоление существенных различий в уровнях социального  и экономического развития субъектов  Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Целевой ориентир — отклонение в сторону понижения от средних по округу показателей среднедушевых денежных доходов и размера валового регионального продукта на душу населения не более чем на 25%;

● повышение доступности  и уровня обеспеченности населения жильем. Решение проблемы ветхого и аварийного жилья. Улучшение использования существующего жилищного фонда. Стимулирование строительства недорогого социального жилья. Совершенствование финансовых инструментов в жилищной сфере. Развитие аренды жилья. Целевой ориентир — достижение средней обеспеченности общей площадью жилых помещений до уровня 30–32 кв. м на одного человека;

● социально-экономическая  активизация депрессивных сельских территорий на основе сохранения существующих и стимулирования создания новых рабочих мест, внедрения новых форм социально-культурного обслуживания, повышения транспортной доступности населения до центров муниципальных образований, на основе реализации комплексных инвестиционных планов;

● улучшение среды  проживания, включая такие ее элементы как общественный транспорт, коммунальный комфорт, качество дорог, экономическая безопасность, благоустройство, удобство предоставления социальных услуг, правопорядок.

В числе стратегических целей экономического развития Северо-Западного федерального округа [3] наиболее важными являются следующие:

● модернизация и инновационное  развитие базовых секторов экономики  округа и входящих в него субъектов  Российской Федерации. Доведение доли продукции инновационного характера  в валовом региональном продукте (в целом по Северо-Западному федеральному округу) до 25%, в том числе в промышленности до 30%;

● увеличение на основе модернизации и инновационного развития среднегодовых темпов роста валового регионального продукта к 2020 году до 6–7%, а производительности труда до 7–8%;

● экономическая активизация  депрессивных территорий. Создание 600–700 тысяч новых и восстановленных  рабочих мест на основе перепрофилирования временно не работающих предприятий  и строительства новых объектов, развития малого и среднего бизнеса, предприятий, ориентированных на региональные и локальные рынки, подъема сельского хозяйства, развития социальной сферы, туризма;

● освоение континентального шельфа и подготовка к экономическому использованию ресурсов Арктической  зоны Российской Федерации. Создание в северных субъектах Российской Федерации, примыкающих к Арктической зоне, соответствующей инфраструктуры и перерабатывающих предприятий. Доведение уровня добычи нефти до 30 млн тонн, природного газа — до 80 млрд куб. м. Создание системы баз обеспечения в Мурманске, Архангельске и Варандее, создание аварийно-спасательных баз МЧС России в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре. Подготовка и переподготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для работы в условиях Арктики на базе Северного (Арктического) Федерального университета;

● ускоренное развитие на инновационной основе машиностроительного  комплекса региона, в том числе  путем создания системы производственных кластеров. Развитие межтерриториальной кооперации машиностроительных производств. Целевой ориентир — доведение доли машиностроительной продукции в объеме промышленного производства до 30%;

● развитие сельскохозяйственного  производства как отрасли, имеющей  важное экономическое и социальное значение на основе внедрения инновационных технологий, интеграции с промышленными предприятиями, кооперации в малом секторе сельского хозяйства и фермерстве. Восстановление роста поголовья скота, прекращение выбытия сельхозугодий, в том числе посевных площадей. Целевой ориентир — достижение к 2020 году среднегодовых темпов роста производства сельскохозяйственной продукции в размере 4,5–5%;

● модернизация лесопромышленного  комплекса за счет углубления переработки  леса, расширения лесозаготовок в  периферийных территориях, строительства лесовозных дорог, улучшения организационной структуры лесопользования. Оптимизация экспорта лесопродукции;

● стимулирование создания в экономике субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, и на уровне отдельных предприятий, секторов хозяйства, играющих роль «базы выживания» при реализации неблагоприятных прогнозов развития ситуации и возникновения кризисов. Это позволит не допустить резкого обострения ситуации в сфере занятости, бюджетных отношений;

● сокращение энергоемкости экономики федерального округа не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года;

● стимулирование процессов  модернизации производства, ориентированных  на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное  использование отходов;

● разработка и внедрение  новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств, сдерживание объемов антропогенной  эмиссии парниковых газов на основе создания технологических платформ.

Вышеуказанные цели социально-экономического развития округа в период до 2020 года соответствуют стратегическим приоритетам  региональной политики Российской Федерации.

Северо-Западный федеральный  округ следует рассматривать:

● как базу модернизации экономики, формирования новых моделей  и технологий социально-экономического развития;

● как территорию, обеспечивающую дальнейшее развитие внешнеэкономических  связей России и привлечение зарубежных инвестиций;

● как форпост освоения ресурсов континентального шельфа и Арктической зоны Российской Федерации;

● как объект комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий;

● как территорию, имеющую  особое значение для поддержания  национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.[5]

 

Заключение.

 

К вышесказанному можно добавить то, что для реализации перспективных направлений в  округе необходимо продолжить строительство магистральных железных дорог, т.е. завершить строительство коммерческой железной дороги из Карелии в Финляндию к незамерзающим морским портам, железной дороги от строящегося морского порта в районе Усть-Луги через г. Гдов на Псков, создание транспортного коридора Оулу — Архангельск — Республика Коми, в составе которого должна строиться железная дорога Архангельск — Сыктывкар — Пермь (проект «Белкомур»). Требуется развивать сеть автомобильных дорог и завершить обустройство пограничных транспортных переходов (строительство автомобильной дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар с дальнейшим продолжение на бухту Индига, где предполагается строительство международной автомагистрали «Виа Балтика», которая свяжет Западную Европу через Калининградскую и Ленинградскую области с Северной Европой), совершенствовать трубопроводную сеть (увеличение добычи и переработки углеводородного сырья требует строительства новых и расширения пропускной способности действующих трубопроводов). Намечаются строительство нефтепровода Кириши — Приморск, который станет составной частью проекта новой Балтийской системы трубопроводов, начинающейся в Ненецком автономном округе, что обеспечит экспорт нефти и конденсата через новый морской порт, завершение строительства газопровода Котлас — Архангельск — Мурманск, проектирование и подготовка к строительству нового международного газопровода от Штокмановского месторождения в Баренцевом море через Мурманскую область, Скандинавские страны в Западную Европу.

Развитие транспортной системы и экономики округа в  целом может быть ускорено за счет формирования особых экономических зон. Целесообразно создание многофункциональных зон (производственно-транспортных, туристических, транспортно-складских и др.) в Ленинградской области (район нового морского порта г. Выборг), в Мурманской области (на транспортных пограничных переходах, намечающихся в районе нового морского порта Печенга, на базе международного аэропорта), в Архангельской области и Ненецком автономном округе (на базе морских портов и международных аэропортов, в районах концентрации добычи континентальной нефти), в Псковской области (в районе пограничных переходов), социально-рекреационных зон в Новгородской области и других регионах округа для эффективного использования имеющихся туристических центров и санаторно-курортных зон.

 

 

 

Список литературы

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3    
  2. http://www.nwapa.spb.ru/sajt_ibo/vistavki/sevzap.html
  3. http://www.mchs.ru/rc/about/?SECTION_ID=546&rc_id=northwest
  4. 4 http://polbu.ru/mischenko_reconomy/ch21_i.html
  5. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4288
  6. http://szo.spr.ru/all/toplivnaya-promishlennost/
  7. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 472 с.
  8. http://bibliotekar.ru/economicheskaya-geografia/index.htm

 

 

 


Информация о работе Административный состав Северо-Западного Федерального округа