Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:32, реферат
Глава государства — король. Однако Швеция является конституционной монархией, поэтому король в настоящее время имеет ограниченную власть. Государство управляется правительством во главе с премьер-министром, который выбирается парламентом — риксдагом. Парламент переизбирается всеобщим голосованием каждые четыре года.
5 октября 2006 парламент утвердил кандидатуру нового премьер-министра страны. Им стал Фредрик Рейнфельдт, лидер Умеренной коалиционной партии (УКП) и правого альянса, победившего на парламентских выборах в сентябре 2006. За Рейнфельдта проголосовали 175 из 349 депутатов (169 проголосовали против, 5 отсутствовали). Фредрик Рейнфельдт сменил Йорана Перссона, занимавшего должность премьер-министра на протяжении десяти лет.
Глава 1.Общая информация о стране
Географическое положение
История
Рельеф и климат
Государственное устройство
Население
Языки
Глава 2. Потенциал экономических ресурсов страны
2.1. Природные ресурсы
2.1.1. Водные ресурсы
2.1.2.Полезные ископаемые
2.1.3. Почвы и растительный мир
2.1.4.Животный мир
2.2. Трудовые ресурсы
2.3. Финансовые ресурсы
2.3.1 Инвестиционные ресурсы
2.3.2 Стимулы ЕС
2.4 Интеллектуальные ресурсы
2.4.1 Научный потенциал
2.4.2 Образовательный потенциал
2.4.3. Информационный потенциал
2.5 Предпринимательские ресурсы
Глава 3. Проблемы и перспективы развития страны
3.1 Проблемы и перспективы развития страны
3.2 Взаимодействие страны и России
Информационные ресурсы
В 1989 году свыше 53% всего населения Швеции (более 4,5 млн. из 8,7 млн. человек) и 84,5% в возрасте от 16 до 64 лет (в том числе 86% мужчин и 81% женщин) относились к экономически активному, которое с 1970 года возросло на 20% (1, с. 97) .
В послевоенные годы происходили заметные структурные сдвиги в хозяйстве, выразившиеся в усилении длительной тенденции перемещения занятости из сельского хозяйства в промышленность, а позднее — в сферу услуг. Возрастала и доля занятости в государственном секторе.
При весьма низком приросте населения и увеличении продолжительности жизни доля экономически активного населения снижается. Пополнил рынок рабочей силы большой приток иммигрантов, имеющих такие же права на рынке труда, как и коренные шведские граждане. Пять северных стран — Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия — составляют единый рынок рабочей силы. Для любого гражданина этих стран при въезде в Швецию не требуется разрешения на работу и жительство, границы существуют только формально.
Почти весь послевоенный период характеризовался “высокой и стабильной занятостью”. В экономической политике занятость является в соответствии во шведской моделью важнейшим приоритетом. По мировым стандартам уровень зарегистрированной открытой безработицы в Швеции низок. Продолжительный экономический рост в 80-е годы привел к наиболее высокой до сих пор занятости рабочей силы, особенно в Стокгольме, Гётаборге, Мальмё и примыкающим к ним районах. В 90-е годы наметилась тенденция снижения доли молодежи в структуре рабочей силы, доля пожилых возрастает.
Политика шведского правительства, касающаяся миграции иностранцев, была долгие годы сосредоточена на беженцах. Поэтому их количество в стране в отношении к общему числу населения - одно из самых высоких в мире. Каждый пятый человек в государстве -иммигрант в первом или втором поколении, а менее чем через 15 лет, вполне вероятно, уже каждый четвертый житель этой скандинавской страны будет иметь иностранные корни. В настоящее время Швеция сталкивается со сложностями в области интеграции новых культур в национальный рынок труда. Иммигранты, как правило, обладают значительным опытом работы и хорошо владеют языком, их уровень образования в среднем сравним с таковым у шведов. Интересен тот факт, что в последние годы приезжие вдвое чаще имеют высшее или среднее специальное образование, чем граждане соответствующих возрастных групп, рожденные в Швеции. Однако в этом таится проблема: способность страны использовать потенциал людей других культур на рынке труда развита лишь в небольшой степени, в связи с чем стали возникать многочисленные образовательные инициативы.
Трудоспособное население: свыше 4,5 млн:
Трудовые ресурсы по секторам:
В течение десятилетий рынок труда Швеции отличался стабильностью и высоким уровнем доходов. Однако общество развивается и предъявляет новые требования. Совершенствование информационных технологий, внедрение систем самообслуживания, многонациональная среда и глобализация оказали свое влияние на рынок. Нынешние и потенциальные сотрудники нуждаются в приобретении специальных навыков. Ответ на этот вызов времени - ряд стратегических инициатив в отношении развития рабочей силы Швеции.
Рабочие центры и Инфотека - рабочие центры, созданные в первую очередь для людей, не имеющих работы или опасающихся ее потерять, предоставляют услуги по профориентации, информацию о различных вакансиях и возможностях повышения квалификации или переквалификации. По данным Lansarbetsnamnden (LAN - комитеты по трудоустройству), в Швеции существует 300 центров трудоустройства, которыми заведует Arbetsmarknadsverket (Управление рынка труда). Иммигранты с постоянным разрешением на пребывание в стране могут воспользоваться теми же услугами, что и население Швеции. У них также есть доступ к многочисленным специальным возможностям, среди которых языковые курсы и помощь в переводе документов об имеющихся квалификациях на шведский язык.
Инфотека, также доступная в большинстве рабочих центров, -это бесплатная услуга, предоставляемая всем гражданам - как трудящимся, так и безработным. Они могут получить информацию о разных профессиях и образовательных возможностях, сведения о поддержке учащихся, рынке труда, условиях обучения и работы за рубежом. В Инфоте-ке также можно бесплатно пользоваться Интернетом.
Негосударственные услуги по профориентации и консультации о возможностях образования начали предоставляться в Швеции в 1990-е годы. Частные центры предлагают подбор кадров, другие посреднические услуги и разнообразные онлайн-курсы.
ALT - национальная консалтинговая организация, которая финансируется из бюджета и входит в Управление рынка труда. Это учреждение специализируется на развитии персонала и повышении квалификации работников с ориентацией на конкретную должность с целью повысить конкурентоспособность компаний.
TRR - Совет безопасности трудоустройства. Появился на базе профсоюзного соглашения между Шведской конфедерацией работодателей (SAF) и Картелем переговоров для сотрудников с фиксированным окладом в частном секторе (PTK) по поводу «реабилитации» рабочих мест. Его услуги доступны для частных компаний. Организация финансируется из их отчислений, которые зависят от общей суммы зарплаты персонала, попадающего под действие данного соглашения. Предприятия могут использовать TRR для сокращаемых сотрудников, для тех, кто опасается стать безработным или рассматривает возможность добровольного увольнения. TRR предлагает поддержку в поиске нового места деятельности или в организации собственного бизнеса.
Trygghetsstiftelsen - рабочая организация, основанная правительством и профсоюзами государственных служащих. Она помогает избежать безработицы среди людей, занятых в бюджетной сфере и попадающих под сокращение штата. Цель деятельности организации - поиск возможностей для сотрудников, которым угрожает увольнение, остаться в той же компании, выполняя другой круг обязанностей.
«Инициатива по образованию для взрослых» - организация, которая помогает людям, остро нуждающимся в дополнительных знаниях для своей профессиональной деятельности. Одно из важнейших направлений работы данной организации - консультирование с целью составить подходящий план обучения для конкретного человека. Студенты в рамках этой инициативы могут подавать заявки на получение образовательных грантов, равных по размеру пособию для обычных учащихся вузов.
Рабочее время.
По закону рабочая неделя составляет 40 часов. Сверхурочное время ограничено 48 часами на четыре недели, при этом оно не может превышать 200 часов в год. Это относится ко всем сотрудникам, кроме тех, кто занимает управленческие и некоторые другие позиции. Часто люди берут дополнительные выходные дни в качестве компенсации за сверхурочную работу. Вместе с тем руководители нередко проявляют гибкость в отношении графика, особенно в небольших организациях, а многие из их подчиненных предпочитают работать дома.
Уровень занятости. Центральное статистическое бюро (ЦСБ) Швеции с 1 октября 2007 г. использует методику оценки ситуации на рынке труда, которая соответствует рекомендациям ОЭСР, ООН и Европейского Союза, в соответствии с которой, в статистике учитываются все лица в возрасте от 14 до 74 лет (тогда как ранее - только лица от 14 до 64 лет.)
Уровень безработицы, %
По данным ЦСБ численность населения Швеции по состоянию на 31 декабря 2011 года составила 9 482 855 человек. Уровень занятости по итогам всего 2011 года достиг 65,6% (4 642 100 шведов были заняты работой), что на 0,9% больше, чем в 2010 году.
Средний уровень безработицы в 2011 году составил 7,5% (377 500 человек являлись безработными). В 2010 году уровень безработицы был равен 8,4%, в 2009 – 8,3%. По прогнозам Конъюнктурного института Швеции уровень безработицы в 2012 году составит 7,8%, в 2013 – 7,9%, в 2014 – 7,7%. По прогнозам Риксбанка уровень безработицы в 2012 году достигнет 7,5%, в 2013 – 7,5%, в 2014 – 6,8%.
2.3. Финансовые ресурсы
2.3.1 Инвестиционные ресурсы
Основными макроэкономическими
показателями являются темп роста реального
ВВП, ВВП на душу населения, ВВП на душу
населения по паритету покупательных
способностей, уровень инфляции, уровень
безработицы. Далее в данном пункте будет
проведен детальный анализ данных показателей
и сделан вывод об общей макроэкономической
ситуации в целом.
Что касается показателя ВВП
на душу населения – по критериям Всемирного
банка данный показатель Швеции относится
к странам с высоким уровнем ВВП на душу
населения (high income) с абсолютным значением
данного показателя 50,942.9US$.
Проанализируем основные макроэкономические
показатели за несколько лет, собранные
общеевропейской статистической организацией
экономического сотрудничества и развития
(OECD).
Как и многие другие высокоразвитые
индустриальные страны, Швеция в последние
два десятилетия испытывала снижение
темпов экономического роста. В период
с 1980 по 2000 гг. средний уровень ежегодного
прироста ВВП составлял 2,0% (для сравнения,
в 1970-е гг. – 4,6%). В промежуток между 1990
и 1993 гг. ВВП Швеции снизился на 5%, а количество
рабочих мест - на 10%. После кризиса 1991-1993
гг. началась фаза роста. В период 1993-2000
гг. ВВП Швеции ежегодно увеличивался
в среднем на 3,2%. Интенсивный рост продолжался
до 2000-2001 гг., когда шведская экономика
начала испытывать негативное влияние
очередного общемирового экономического
спада. 2002 год не принес шведской экономике
значительного развития. Темпы увеличения
ВВП составили менее 2%. И хотя появились
первые признаки восстановления темпов
роста, пока ситуация в экономике нестабильна.
В связи с развитием мирового
финансового кризиса, в 2009 году ВВП Швеции
составил $333 млрд., сократившись на 4,6 %
по сравнению с 2008 годом.
Далее рассмотрим ВВП на душу
населения по паритету покупательных
стандартов. Данный показатель означает,
что ВВП на душу населения выше, чем средний
показатель для всех 27 стран Евросоюза
(так как он больше 100 %). Однако из-за слабого
экономического роста доля ВВП на душу
населения увеличивалась не так быстро,
как в других странах. В 1970-е показатель
ВВП на душу населения в Швеции превышал
современный среднеевропейский на 24%.
К 1999 году разрыв сократился до 4%; доля
ВВП на душу населения равнялась 220 тысячам
шведских крон (примерно 27 тысяч долларов
США). В качестве долговременной тенденции
наблюдается снижение показателя ВВП
на душу населения.
Сектор экономики |
1900 |
1920 |
1940 |
1960 |
1980 |
2000 |
2010 |
Сфера услуг |
41 |
43 |
45 |
46 |
62 |
70 |
72 |
Промышленность |
31 |
35 |
42 |
46 |
34 |
28 |
26 |
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство |
28 |
22 |
12 |
8 |
4 |
2 |
2 |
К концу 1993 года уровень безработицы
поднялся до 8% (+6,5% за три года). Безработица
упала до 4 % в 2000-2001 гг., прежде чем повыситься
до 5,8% в 2005 г. В 2007 году безработица в Швеции
составляла 5,3 %. В мае 2009 года уровень безработицы
в Швеции повысился до 9 %, по сравнению
с 6,4 %, отмеченным в декабре 2008. Безработица,
как ожидается, достигнет 11,1 % в 2010 году,
согласно прогнозу Министерства финансов.
Но, проанализировав статистику
в целом, можно отметить, что в целом, уровень
безработицы в Швеции практически на 10
процентных пунктов ниже среднего уровня
по Европейскому региону в период 19970-2009
гг. Исходя из этого можно сделать вывод
о том, что действительно Шведская модель
экономического развития разработала
наиболее успешный метод по борьбе с безработицей.
Благодаря взвешенной монетарной
политике, проводимой Европейским центральным
банком уровень инфляции на Кипре стабильно
держится в рамкам одного процента ( в
2009 году было 0, 9 %). Высокого уровня инфляции
в течение 80-х годов.
В конце 20 века темпы инфляции
в Швеции были выше средних показателей
для Европы. В 1980 –1990 потребительские
цены росли в среднем на 7,6% в год, а в 1991
они выросли на 9,3%. Спад производства в
1990-х годах приостановил рост цен, а темпы
инфляции в 2002 составили всего 2,2%.Уровень
инфляции в январе 2009 года - 0,6%.
Таким образом, экономику Швеции
характеризуют низкие темпы роста, почти
полная занятость и макроэкономическая
стабильность, что создаёт прекрасные
условия для развития бизнеса в данной
стране.
2.3.2 Стимулы ЕС
Швеция присоединилась к Европейскому союзу в 1995 году и, согласно договору о присоединении, обязана ввести в стране евро. Однако, одним из требований необходимых для ввода евро, является членство в ERM в течение двух лет. Швеция на данный момент уклоняется от участия в этом механизме. В то время как правительство поддерживает замену национальной валюты, между всеми партиями существует договорённость о невведении евро без проведения общенародного референдума и положительного результата в нём.
Несмотря на всё это, евро может быть использован для оплаты товаров и услуг в различных местах Швеции.
Швеция удовлетворяет четырём из пяти условий, необходимых для введения евро.
Критерии для смены валюты на евро | |||||
Уровень инфляцииa |
Финансовые показатели правител |
Членство в ERM II |
Долгосрочные процентные ставкиb | ||
дефицит бюджета по отношению к ВВП |
правительственный долг по отношению к ВВП | ||||
Необходимоc |
≤ 3,2 % |
≤ 3 % |
≤ 60 % |
не менее 2 лет |
≤ 6,5 % |
Швеция |
1,3 % |
−2.7 %d |
35,5 % |
- |
4,2 % |
соответствует критериям не соответствует критериям a.↑ Не более чем на 1,5 % выше чем у трёх стран ЕС с наилучшими показателями. b.↑ Не более чем на 2 % выше чем у трёх стран ЕС с наилучшими показателями. c.↑ Значения мая 2008 года. Обновляются ежегодно. d.↑ Отрицательное значение является дополнительным плюсом. |
Референдум о вопросе введения евро был проведён в сентябре 2003 года. 56,1 % из принявших в нём участие высказались против членства Швеции в еврозоне. В результате Швеция решила не переходить на евро в ближайшем будущем. Если бы по результатам референдума большинство высказалось за переход на единую европейскую валюту, Швеция могла бы перейти на евро 1 января 2006 года 3 .
Большинство из проголосовавших в Стокгольме высказалось за введение евро (54.7 % за, 43,2 % против). В Сконе количество проголосовавших «за» (49,3 %) превысило количество проголосовавших «против» (48,5 %). Тогда как во всех остальных частях Швеции большинство проголосовало «против» 4 5 .
Евро присутствует в некоторых элементах шведского законодательства. Например, согласно директиве ЕС, все транзакции в евро внутри ЕС должны облагаться такими же самыми пошлинами как и валюта конкретной страны 16 17 . Правительство Швеции сделало поправку 18 , согласно которой положения директивы относится и к транзакциям со шведской кроной. Это значит, что, к примеру, евро могут без дополнительных сборов сниматься в шведских банках и банкоматах Швеции или других стран Еврозоны. Также транзакции SEK+EUR между счетами банков внутри Европейской Экономической Зоны могут быть произведены по интернету также без дополнительной платы за перевод. Тем не менее, банк-получатель иногда может взимать плату за получение переводов, хотя та же директива ЕС делает это невозможным для переводов в евро в других странах еврозоны. Это немного отличается от, к примеру, Дании, где банки обязаны устанавливать цену на международные переводы евро в другие страны ЕЭЗ на уровне переводов евро внутри Дании, что может не совпадать с ценой на транзакции с датскими кронами внутри Дании. Однако, банки Швеции всё ещё применяют обменный курс, и, таким образом, могут продолжать людей облагать небольшой платой за обмен крон на евро. Также для ограниченного числа компаний разрешено использовать банковские счета в евро и внутренний капитал исчислять в евро.
Информация о работе Анализ потенциала экономических ресурсов Швеции