Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа
Целью работы является анализ состояния современного российского рынка вооружения, спроса и предложения на этом рынке, а также краткий анализ влияния рынка на геополитическую обстановку в мире.
В данной работе использовались мнения ведущих российских специалистов в данной области, таких как Константин Макиенко (эксперт Центра анализа и технологий), Анатолий Исайкин (генеральный директор Рособоронэкспорта), Зелин Александр Николаевич (генерал армии, главком ВВС) и некоторых других.
Введение…………………………………………………………………….........2
Глава 1. Российский рынок вооружения………………………………............3
1.1. Сущность и структура оборонно-промышленного комплекса………………………………………………........................................3
1.2. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса…………………………………………….........................................9
1.3. Рособоронэкспорт………………………………………………………….17
Глава 2. Исследование экспорта продукции оборонно-промышленного комплекса……………………………..............................................................21
2.1. Развитие экспорта…………………………………………………………21
2.2. Рынки сбыта продукции российского оборонно-промышленного комплекса……………………………..............................................................26
2.2.1 Китай………………………………………………………......................26
2.2.2 Индия……………………………………………………………………....28
2.2.3 Ближний Восток………………………………………………………….28
2.3. Перспективы экспорта продукции оборонно-промышленого комплекса………………………………..........................................................30
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованных источников…………………………………………..36
Приложения…………………………………………………………………….38
Кроме увеличения поставок вооружений произошли существенные изменения в структуре экспорта России с точки зрения дальнейшей диверсификации стран-импортеров российских вооружений. Наряду с Индией и Китаем, в число крупнейших импортеров российской продукции военного назначения вошли такие стран как Алжир, Венесуэла, Иран, Мьянма, Сирия, Малайзия, Вьетнам, Индонезия и ряд других.
Существенно изменилась и направленность военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами. От экспорта готовых вооружений в отношениях с заказчиками Россия переходит к передаче технологий, организации совместных производств и совместной разработке военной техники.
Итоги военного экспорта в 2010 году стали рекордными для новейшей истории России. Анализ имеющегося портфеля заказов и перспективных программ позволяет говорить о том, что тенденция роста объема экспорта российского вооружения сохранится как минимум на ближайшее десятилетие. России вполне по силам выйти на ежегодные объемы экспорта в объеме 12-13 млрд долларов.
Механизм деятельности. За 10 лет с момента образования ФГУП «Рособоронэкспорт» более шести с половиной лет компанию возглавляли Сергей Викторович Чемезов (с апреля 2004 года по ноябрь 2007 года) и Анатолий Петрович Исайкин (с ноября 2007 года по настоящее время). В период их руководства компанией России удалось не только восстановить, но и существенно укрепить свои позиции на мировом рынке оружия.
Российская система ВТС сегодня вполне удовлетворяет потребностям не только отечественных поставщиков, но и иностранных заказчиков. На текущий момент только ФГУП «Рособоронэкспорт» имеет право поставлять на мировой рынок весь спектр разрешенных к экспорту вооружений и военной техники, производимых предприятиями оборонно-промышленного комплекса России.
В рамках концепции активного и наступательного маркетинга «Рособоронэкспорт» совершенствует условия расчетов, формирует гибкую и взвешенную ценовую политику, расширяет географию и номенклатуру поставок российских вооружений.
ФГУП «Рособоронэкспорт» реализует разнообразные формы сотрудничества и расчетов. В частности, с государствами, располагающими собственным военным производством, либо базой по ремонту и обслуживанию военной техники создаются совместные предприятия, в том числе по обслуживанию российской военной техники и по адаптации российской военной техники к местным требованиям. Оказывается технологическое содействие в модернизации местных оборонных предприятий с целью разработки и производства ПВН для третьих стран.
В своей работе «Рособоронэкспорт» использует гибкие схемы оплаты за поставляемую продукцию военного назначения. В том числе, путем оплаты встречными поставками традиционных экспортных товаров той или иной страны. Это могут быть высоколиквидные продовольственные и непродовольственные товары, а также нефть и газ.
Что касается нефтедобывающих стран, то ведутся переговоры с российскими нефтедобывающими и газодобывающими компаниями на предмет сдачи месторождений им в концессию для разработки, а роялти этих компаний «Рособоронэкспорт» предлагает выплачивать путем поставок военной техники.
Новой формой сотрудничества России с зарубежными странами стало предоставление государственных кредитов на закупку российского оружия. Такая схема реализована с Иорданией (350 млн дол), Индонезией (1 млрд дол двумя траншами по 500 млн дол), Венесуэлой (4 млрд дол), Шри-Ланкой (300 млн дол).
Еще одним перспективным направлением расширения ВТС является урегулирование проблемы задолженности ряда стран России за счет встречных закупок российских вооружений. Такие схемы в разных вариантах реализованы с Сирией, Алжиром, Ливией, Южной Кореей и рядом других стран.
Вся деятельность «Рособоронэкспорта» осуществляется в строгом соответствии с внешнеполитическим курсом страны. Работа ведется в тесном контакте с МИД РФ по дипломатическому сопровождению переговоров по наиболее важным соглашениям и контрактам. «Рособоронэкспорт» имеет разветвленную сеть представительств в 48 зарубежных странах и более 30 субъектах РФ. «Рособоронэкспорт» является официальным поставщиком ООН. В перспективе российский спецэкспортер намерен расширить сотрудничество с этой организацией, в том числе по линии обеспечения операций по поддержанию мира.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
2.1. Развитие экспорта
Номинальные объемы поставок и валютных поступлений стабильно росли. В 1999 году доходы составляли 3,4 млрд. долларов, а в 2011-м объем экспорта достиг 11,6 млрд. долларов только по линии основного посредника – ФГУП «Рособоронэкспорт». [Приложение 1]
На независимых экспортеров приходится не менее 1 млрд долларов поставок. Таким образом, общий экспорт составит порядка 11,2–11,6 млрд. долларов, а значит, номинальный объем торговли вооружениями вырос за двенадцать лет более чем втрое. С этим показателем Россия уверенно сохранит за собой второе место после США (28,56 млрд долларов).
В десятку крупнейших мировых поставщиков вооружений по объему экспорта в 2011 году в порядке убывания вошли: Германия (5,3 млрд долларов), Франция (4,02 млрд долларов), Великобритания (3,44 млрд долларов), Италия (2,94 млрд долларов), категория «тендер» (2,34 млрд долларов), Израиль (1,38 млрд долларов), Швеция (1,34 млрд долларов) и Китай (1,16 млрд долларов).
По данным ЦАМТО, в географическом аспекте российского военного экспорта в 2011 году первое место занимает Азиатско-Тихоокеанский регион, второе место – Южная Америка (с учетом Мексики), третье место – Северная Африка.
По отдельным категориям вооружений первое место в структуре военного экспорта России в 2011 году заняла авиационная техника, второе место - военно-морская техника, третье место - бронетанковая техника.
Наиболее крупные контракты в 2011 году заключены в области военной авиационной и вертолетной техники.
В целом объем контрактов, которые заключены в 2011 году, значительно превысил объем поставок, что еще более увеличил портфель экспортных заказов России, который на текущий момент составляет 48,5 млрд долларов.
В прошлом году российского оружия было продано в 58 стран на сумму 10,4 миллиарда, заключено более 1300 контрактных документов, вручено 790 коммерческих предложений. А общий портфель заказов "Рособоронэкспорта" на ближайшие три года, составляет 38,5 миллиарда долларов.
Безусловное лидерство по продажам в последние двенадцать лет принадлежало тяжелым истребителям семейства Су-30МК. С 1999-го 100 таких машин получил Китай и около 50 – Индия (соответственно такое же число технологических комплектов для лицензионной сборки истребителя). Еще 28 Су-30 заказал Алжир, 24 единицы – Венесуэла и 18 – Малайзия. Кроме того, небольшие партии Су-30МК и Су-27 были закуплены Вьетнамом, Индонезией и Эфиопией. В отдельные годы производство тяжелых истребителей в России доходило до 50 единиц, что сопоставимо с производством истребителей аналогичного класса в США.[Приложение 2]
Серьезно вырос спрос на средние истребители МиГ-29. После тяжелейшего периода второй половины 1990-х годов, когда поставки этих машин за рубеж упали практически до нуля, их экспорт возобновился. Сначала в небогатые страны Азии и Африки – Бангладеш, Мьянму, Судан, Эритрею. Затем, в 2004-м, был получен важный контракт индийских ВМС, который предусматривал разработку и производство 16 корабельных истребителей МиГ-29К для авианосца Vikramaditуa (бывший российский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»). Поставки истребителей влекут за собой спрос на дорогостоящие авиационные средства поражения и наземное оборудование по обслуживанию самолетов, в ряде случаев сопутствующие контракты оцениваются в сотни миллионов долларов. В целом авиация обеспечивает около половины российских продаж вооружений. Подобная структура экспорта характерна для крупнейших классических экспортеров – США, Великобритании и Франции.[7]
В секторе военно-морских вооружений крупнейшим клиентом России также оставался Китай, получивший за прошедшее время три эсминца, с десяток подводных лодок и значительные партии ракетного оружия корабельного базирования. За указанный период Индия стала обладателем трех новейших фрегатов Talwar-class (разместив заказ еще на три корабля) и осуществляет обширную программу модернизации своего подводного флота. Кроме того, Дели активно закупает противокорабельные и зенитные ракетные системы корабельного базирования, а в ряде случаев Индия стала стартовым заказчиком таких систем и фактически оплатила их разработку и запуск в серийное производство.[13, c.84-130]
Наконец, закупки вооружений и техники для сухопутных сил осуществляются широким и разнообразным кругом клиентов. В числе наиболее крупных покупателей следует, прежде всего, отметить Индию, которая приобрела около 700 танков Т-90. Большие партии вооружений и техники сухопутных войск заказал Алжир.
В России всегда понимали, что экспорт, обеспеченный спросом всего двух покупателей, нестабилен. Ясно, что по мере развития своей оборонной промышленности КНР с неизбежностью сократит, если не прекратит полностью российские закупки. Индийский рынок всегда был открытым: на нем наряду с советскими предложениями неизменно присутствовали британские, немецкие, французские и шведские производители. А с начала 1990-х индийские военные, шокированные распадом СССР, целенаправленно взяли курс на максимальную диверсификацию источников вооружений. За прошедшие 15 лет там значительно увеличилась доля Франции и особенно Израиля. На рубеже веков возрастающий интерес к этому рынку стали проявлять и Соединенные Штаты.
Россия постоянно прилагала усилия для диверсификации своей клиентской базы. Первые серьезные плоды эти усилия принесли в 2003 году после заключения серии контрактов с тремя государствами Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Малайзией и Индонезией.
Вьетнам тогда заказал системы ПВО С-300ПМУ-1, четыре истребителя Су-30МК2 и ракетные катера. Малайзия подписала 900-миллионный контракт на закупку 18 истребителей Су-30МКМ. А Индонезия приобрела четыре истребителя Су-27/30 и 10 вертолетов на 200 млн долларов. Совокупный объем заказов, размещенных этими тремя странами всего за один год, составил около 2 млрд. долларов. Уже тогда некоторые комментаторы начали говорить о формировании в юго-восточной Азии третьего полюса потребления российских вооружений и военной техники (ВВТ) в дополнение к Индии и КНР.
Однако по-настоящему прорывные успехи в диверсификации географической структуры экспорта вооружений были достигнуты в 2006-м, когда удалось заключить большие пакетные сделки с Алжиром (стоимостью 7,5 млрд. долларов) и Венесуэлой (до 3 млрд. долларов). В сочетании с контрактами государств Ближнего и Среднего Востока, алжирский и венесуэльский пакеты обеспечили формирование вполне сбалансированного портфеля контрактных обязательств. На мой взгляд, речь идет об одном из самых серьезных достижений российской системы ВТС, и значение этого успеха вполне сопоставимо, если не превышает значение количественного роста экспорта.[7]
В результате подписания в 2006 году алжирского и венесуэльского пакетов, а также размещения в 2007-м индийских контрактов на истребители и танки возник совершенно новый для постсоветского времени феномен полной загрузки ряда предприятий и компаний. Если в 1990-х годах основную проблему для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) составлял поиск заказов, то теперь возникает задача качественного и своевременного их выполнения. Оборонная промышленность в известном смысле столкнулась с кризисом перехода от эпизодических контрактов и неполной производственной загрузки к крупносерийному производству. То обстоятельство, что отрасль переживает острый кадровый дефицит и в большинстве случаев не может похвастаться современными производственными фондами, создает напряженную обстановку при выполнении подписанных контрактов.[13, c.134-166.]
С данной проблемой сталкиваются, например, корпорация «Иркут» (производитель истребителей Су-30МК), концерн ПВО «Алмаз-Антей» (разработчик и производитель большинства систем ПВО, прежде всего зенитных ракетных систем большой дальности С-300ПМУ), тульское конструкторское бюро приборостроения. Мощности указанных компаний в настоящее время загружены заказами до 2012-го. И причина не только в высоком спросе на российские вооружения на мировом рынке, но и в том, что произошло сжатие индустриальных возможностей страны. Причем сами финальные производители ВВТ, как правило, находятся в хорошей форме и способны удовлетворять растущий спрос.
Проблемы обостряются при переходе на второй и более низкие уровни кооперации, где ситуация гораздо сложнее. Вот лишь пара примеров.
В последние годы потребность в вертолетах семейства Ми-17 достигает 150 единиц в год. Три вертолетных завода России могут поставлять порядка 120–150 машин, однако производство редукторов не превышает 80–100 комплектов, что сдерживает выполнение экспортных контрактов и ставит под вопрос способность отвечать на стремительно нарастающий спрос со стороны российских потребителей. Потенциал производства истребителей Су-30МК также ограничен, причем не столько мощностями иркутского и комсомольского заводов, сколько возможностями производителей комплектующих (например, катапультных кресел).
Такое, позитивное на первый взгляд, явление, как полная загрузка мощностей на несколько лет вперед, парадоксальным образом влечет за собой и неприятные следствия. Одно из преимуществ России на рынке вооружений все прошедшие годы заключалось в относительно быстрых поставках после заключения контракта, по крайней мере, в тех случаях, когда не требовалось проводить масштабные НИОКР. Если покупателям западных, особенно европейских, вооружений иногда и приходится годами ожидать получения заказанных изделий, то российский ОПК в большинстве случаев был в состоянии начать отгрузку продукции спустя несколько месяцев после подписания контракта. Теперь же потенциальные покупатели наиболее востребованных российских вооружений, прежде всего систем ПВО, вынуждены считаться с необходимостью ожидания своей очереди в течение нескольких лет. Заметим также, что проблема еще обострится, когда и если к крупносерийным закупкам новых систем вооружений перейдет Российская армия. Тогда со всей определенностью встанет вопрос о масштабных инвестициях в расширение производства.[7]
Все это еще раз свидетельствует о том, что сегодня возможности России по продвижению своих вооружений на рынок превышают способность промышленности выполнить имеющиеся и потенциальные контракты. Именно производственные мощности становятся основным лимитирующим фактором дальнейшего роста военного экспорта. Первоочередной задачей последующих лет станут технологическая модернизация российской оборонной промышленности и значительное улучшение качества менеджмента в области оборонно-промышленного комплекса.
Информация о работе Анализ состояния современного российского рынка вооружения