Чарышском районе Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение перспектив развития туризма в Чарышском районе.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть природно-ландшафтные ресурсы района;
• изучить историю заселения Чарышского района и историко-культурный потенциал;
• проанализировать туристический рынок района, инфраструктуру.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Природные ресурсы развития туризма в Чарышском районе Алтайского края 6
1.1. Географическое положение 6
1.2. Рельеф 7
1.2. Климат 11
1.3. Bодные ресурсы 12
1.4. Растительный и животный мир 13
Глава 2. Историко-культурный потенциал района 19
2.1.Археологические памятники 19
2.2.История и основные селения Чарышского района. 22
2.3 Традиции и обычаи населения Чарышского района 26
2.4. Объекты этнографии 29
2.5.Мифоэтическое наследие 30
Глава 3. Анализ инфраструктуры и туристического рынка Чарышского района 34
Заключение 40
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

курсовая работа. чарышский район.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

     В Боровлянке было  шерстобитка. В  Щебнюхе катали валенки. Развито  было и кожевенное производств[20,c.147].

     За  счет  массового переселения крестьян в начале 20 века старожилы  уже  составляли меньшинство населения. Казачья и крестьянская культура не сливались, но сосуществовали, обогащая  друг друга.

     К сороковым годам число поселений  сократилось почти на четверть. Тенденции в планировки поселений оставались теми же, что и в предыдущий период: постепенное упорядочивание застроек, формирование сел относительно важнейшей сухопутной магистрали.

       В 50-80 годы были отмечены миграционным  оттоком  населения. На территории Чарышского района в основном были представлены две этносоциальные группы - «казаки» и «крестьяне», отношения между которыми на протяжении 20 века имели напряженный характер. На современном этапе часть населения идентифицирует себя с казачеством.

     Крестьянское  население подразделялось на ряд  этнокультурных групп- «сибиряков», «кержаков», «россейских» и др. В настоящее время численность населения района - около 16 тысяч человек, в основном русские. Есть казахи, немцы, украинцы, мордва и другие. Плотность населения составляет примерно 2,3 человека на квадратный километр, самый низкий показатель в крае. И это не случайно - ведь значительную часть территории района занимают высокогорья, гольцы, труднопроходимые дебри, но за счет этих природных условий район является перспективным для развития туризма.

     2.3 Традиции и обычаи  населения Чарышского  района

 
 

     Население Чарышского района – одна из наиболее компактных и стабильно проживающих  групп.

     Несмотря  на то что, селения подразделялись на казачьи станицы и крестьянские села, культура их почти не имела различия, особенно что касается календарных традиций. Для рассмотрения возьмем святки и масленицу - самые яркие периоды годового обрядового календаря, сохранившиеся гораздо лучше чем другие праздничные календарные традиции, например летние  или осенние, так как сибирский  крестьянин в это время  был занят выращиванием и уборкой урожая.

     Святочный цикл начинался обрядами рождества. В Чарыше повсеместно был распространен  обряд славения. Славила в основном молодежь, сопровождая обряд приговорками, рацейками, исполняемыми после молитвы и поздравления хозяев. В некоторых селах славить ходили дети  (Аба, Красный Партизан).

     Святочное веселье не обходилось без традиционного  ряжения. Широко было представлено  зооморфное ряжение. Повсеместно  рядились медведем, используя вывороченные шубы и шапки, кисы из медвежьих лап. Часто рядились лисой, надевая рисованную маску и вывороченную шубу. В Красном Партизане делали костюм гуся. Шулькины часто рядились, используя рога. Бык бодал на вечерках девок, при игре в фанты назначал, что кому делать. При ряжении бараном использовали бараньи рожки. Часто делали коня: голова из дерева, а туловище – традиционный мешок, в который помещались два человека. Полагалось, чтобы конь катал участников вечерок.

     Антропоформтное ряжение было представлено традиционно  цыганкой, которая ходила с завязанными  глазами, гадала, одевалась в шаль из тюля, в несколько юбок.

     Часто рядились покойником, этот вид ряжения  был связан с культом предков. Покойник накидывал на себя простыню и белый платок и пугал девок. Часто наряжались стариками и старухами, что так же связано с культом предков и передачей их опыта молодому поколению. Повсеместно женщины наряжались в мужчин, а девки в парней (магия плодородия.).

     Довольно часто  встречалось ряжение чертом. Одна из основных целей ряженья состояла в том, чтобы человека невозможно было узнать. Древнейший смысл обряда - приобщение к миру мертвых. Лица ряженных скрывали под масками, либо мазали сажей. Ряженные ходили по домам, плясали, пели (в основном частушки), играли на музыкальных инструментах, в основном это были гармошки, балалайки, гитары.

     Многие  брали с собой «пикульки» из глины, звук которых «приноравливался»  к инструментам ведущим мелодию. В качестве шумовых инструментов использовали гребни, рубель, ложки, заслонки, ведра, тазы. Считалось, что в таком ансамбле участников должно быть много, чтобы издавать как можно больше шума. На период святочных вечерок молодежь откупала избу, платя за нее деньгами, пшеницей, дровами и т.д. Традиционным развлечением были пляски: восьмерка, казачек, русская пляска, краковяк. В Чарышском районе существовала довольно развитая танцевальная традиция. Ни одна  вечерка не обходилась без игры: третий лишний, номера, фанты. Почти во всех селах района играли «конями»[13,c.153].

     По  свидетельству информаторов пели на вечерках редко, круги водить было принято  не во всех деревнях. Развитая хороводная традиция была зафиксирована лишь в  селах: Тулате и Чарышском. Существовал  целый репертуар  вечерних розыгрышей. Важнейшим обрядовым действием святок было гадание. Святочный период завершался крещением. Как правило, особой вариативностью его празднование не отличается. В Чарышском районе сохранились такие крещенские обычаи как освещение воды в прорубе, которую набирали с собой. Большим разнообразием и пышностью отличаются масленичные традиции Чарышского района, что вообще является характерной особенностью Сибири. В течении все  недели  катались с горок, которые называли «катушками»[13,c.154].

     В последние дни масленичной недели девушки и дети катались в кошевках. Катание сопровождалось игрой на гармошках, иногда ряжением и пением частушек. На лошадь обязательно надевались праздничные вожжи.

     В казачьих станицах (Чарышском, Тулате) верхами катались девушки и женщины, эта традиция  перешла от казаков к крестьянскому населению почти всех сел Чарышского района. В селе Чарышском существовала интересная казачья игра – перескакивание на лошади через горящую перекладину. Излюбленным развлечением масленичной недели были «бегова». Зажиточные  старожилы держали лошадей для бегов, которых, как правило не использовали для сельсхозработ. Поскольку местность Чарышского района  является гористой, для бегов приходилось  выбирать удобные места. Сами состязания проходили по-разному, на лошадей садились либо сами хозяева, либо специально обученные мальчишки. В Чарышском делалась  традиционная карусель из тележного  колеса[9,c. 158].

     В заключительном этапе праздника - прощеном воскресенье – сохранялись все  традиционные увеселения последний масленичного дня:  взятие снежного городка, масленичный поезд, сожжение чучела. Сожжение чучела в чарышскизх селах проходил по-разному многие из обрядов сохранились и по сей день. Но, тем не менее,  значение многих из них  стирается, принимает развлекательно-игровой  характер

     2.4. Объекты этнографии

 

     По  информации, собранной в Чарышском  районе, видно, что там, как и в  других районах края существовала традиции украшения жилища, живописной росписью.  Сложилась традиция  украшения  росписью именно потолков, так как о росписи на дверях стенах встречаются упоминания значительно реже.  Сложилось традиция росписи прялок, были мастерам разрисовавшие прялки. Обращает внимание, прежде всего их художественное разнообразие. В частности, композиционные и цветовые решения, использование различных мотивов технических приемов росписи[10, c.166].

     В Чарышском  районе, как и в других районах Алтайского края, по способу  изготовления и внешнему виду  выделяют  гончарные изделия, выполненные  самым примитивным  способом, характерным  для кержацких семей. Старообрядцы смогли  донести свою культуру  до начала 20 века, благодаря замкнутому образу жизни и суровому отношению к соблюдению своих традиций. Позднее наблюдалось разрытие традиций.

     Со  второй третьи 20 века наблюдается постепенная утрата  многих черт традиционной обрядности, что связано  с коренными изменениями в стране (коллективизацией, раскулачиванием) и последствиями Великой Отечественной войны. Например, ослабевания роли различного плана обрядов, например родильно - крестильного. Существенные изменения в 20 веке  претерпела изменения и свадебная обрядность всех названных групп русского населения. Менее всего изменения коснулись консервативной  похоронно - поминальной обрядности крестьян[10c.168].

       Гончары  сохранили  прежнюю технологию  изготовления гончарной продукции, но  на последнем этапе  стали допускать отступления. По-прежнему пользовались местной глиной. Так же делали игрушки, поражающие своим  разнообразием, прежде всего свистулек. Встречались игрушки в форме птички, куколок-матрешек. Таким образом, видно, что эти промыслы были достаточно развиты и представляют собой богатый материал для этнографических и исследований.  

     2.5.Мифоэтическое  наследие 

 

     Эти места обладают магической притягательностью  для творческих натур, на диких берегах хочется писать картины и слагать стихи. Красивы Ининские озера, лежащие в верховьях одноименной реки. На склонах Бащелакского хребта сверкают чистейшей бирюзой крошечные (порой всего 80-100 м в диаметре) карстовые озера – «блюдца». Их глубина довольно велика, а ледяная вода прозрачна на 5-6 м вглубь. Здесь легко понять, как рождаются легенды, и поверить в них...

     И в реках, и в земле Чарышского района есть золото, в Тиги-рецком хребте неоднократно находили горный хрусталь, аметисты, даже опалы и бериллы. По Чарышу и его притокам с давних пор добывали лучшие сорта красивейшего поделочного камня - яшмы. На реке Коргон в глухом ущелье расположена знаменитая Коргонская каменоломня, откуда еще в 19 веке на Колыванскую шлифовальную фабрику везли яшмовые глыбы благороднейших оттенков; а там умелые руки мастеров выпускали из недр камня живую радугу, создавая вещи непревзойденной красоты. Алтайцы называют яшму «мактанчик-таш» - «камень-гордец»……

     В голубой долине между белых сопок  жили старуха и старик. И была у них дочь, такая красавица, что наглядеться нельзя. На ней всегда семь шелковых халатов надето - белый, лиловый, красный, синий, голубой, зеленый и желтый. Так и шелестят, стелются за ней радугой. И прозвали девушку Кыпту-Торко - многослойный шелк. Она по воду не ходит - халат намокнет, она корову не доит - халат запачкается, она хворост не собирает - халат порвется! Сватались к ней и охотник с тысячей соболей, и пастух с сотней табунов - ни за кого не пошла красавица, все халаты берегла. Рассердились старики на свою дочь. Говорит отец: «Теперь, если даже самый бедный старик Кара-маас - Черный овод посватается, отдам тебя и за него!.

     Только  сказал, а Кара-маас уже у дверей стоит. Что делать - поехала с ним  Кыпту-Торко в семи шелковых халатах. А в горах холодно, у красавицы слезы на глазах замерзают, руки коченеют. Предлагает ей старик свою драную шубу - не берет упрямица, не хочет халаты марать! Раз и другой предложил, а на третий и предлагать не стал, вперед поехал не оглянувшись. Приехал домой, а следом только конь с пустым седлом бредет. На каменной россыпи осталась красавица Кыпту-Торко, лежит в семи разноцветных халатах пестрым камнем. Так гордилась, что стала холодным камнем у подножья горы. И водится с тех пор по Алтаю пестрый камень Мактанчик-таш - разноцветная яшма...[13,c.152]

     Довольно  известно и популярно среди туристов и отдыхающих  живописное место  под названием  «Девичий плес», расположенное  в верховьях реки  Кумир в  Коргонском  хребте. Неожиданно спокойная  заводь, образованная горной рекой, сочетание  пологих  берегов и скал, уходящих в прозрачную воду, создает уникальный по красоте пейзаж. Именно с этим местом связана одна старая легенда…

     Давно это было. Эта легенда рассказывает о временах, когда алтайцы боролись за свою независимость. В урочище Мендай прорвался отряд завоевателей. Позорный плен и рабство ожидало его жителей. Как могли отбивались они от захватчиков, пока в живых не осталось никого кроме трех девушек.  Девушки, похоронив своих родственников, решили не сдаваться живимы в руки чужеземцев. Нот одна из них не захотела погибать и решила сдаться на милость завоевателей. Две же другие решили не сдаваться, взяли по мечу, оседлали единственного живого кон, и ринулись в самую гущу вражеского отряда, не ожидающего нападения. Яростно дрались девушки…. старый князь, предводитель чужеземцев, пораженный  смелостью и отвагой двух молодых девушек, приказал пленить их, не убивая.

     Девушки услышав это, направили коня на самую  вершину горы, и бросились с  горы…  В тот же миг со дна ущелья вырвалась быстрая река, это конь побежал, так и не остановив свой бег... Горная речка Кумир быстро струится по камням, ревет в узких ущельях. А в том месте, где упали две девушки, образовалось тихое спокойное место. Вода в нем струится  медленно, образуя плес.  Увидел со скалы красивую реку князь-завоеватель и не мог оторвать глаз, настолько она манила, притягивала какой-то магической силой. Шагнул вниз князь со скалы. В том месте, куда он упал и застыл подводным порогом пениться вода, до сих пор успокоится, не может... А в том месте, где упали девушки, река ласковая, спокойная, словно шелковые косы девушек, погибших за честь своего рода.

     Этот  район уникален тем, что при своей  кажущейся доступности для туризма, он мало освоен и имеет много уголков, где действительно не ступала нога человека, как, например, в верховьях реки Иня, которая богата ледниковыми озерами и водопадами, множество археологических находок было обнаружено в долина реки Сантелек, Усть Каннская пещера, в пещерах Страшная, Кулибинская и др. и конечно знаменитый на весь мир «Царский Курган».

     Район течения реки Чарыш являлся одной  из основных зон первоначального  освоения русскими территории Верхнеобского  левобережья. Начало его заселения  приходиться на вторую четверть 18 века и в немалой степени связано с правительственной колонизацией  юга Западной Сибири и развитием горнозаводского  хозяйства Демидовых. Район активно заселялся казаками.

Информация о работе Чарышском районе Алтайского края