Дальневосточный Федеральный Округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Традиционно в категорию невозобновимых ресурсов относят топливные и минеральные, геологические сроки, формирования месторождений, которых существенно превышают сроки существования цивилизации. Однако отнесение водных, экологических и лесных ресурсов к категории возобновимых является сегодня достаточно проблематичным, поскольку реальные темпы их изъятия во многих случаях превышают сроки возобновления. Из рассмотренного перечня лишь климатические, гидроэнергетические и аграрные ресурсы могут однозначно рассматриваться как возобновимые, поскольку для сложившейся технологии их использования характерна практически полная циклическая возобновимость.

Файлы: 1 файл

дфо.docx

— 55.44 Кб (Скачать файл)

Около половины всей рыбной продукции Дальнего Востока  приходится на долю Приморского края. Особое место в его рыбной промышленности занимает крабоконсервное производство и китобойный промысел, который, кстати, сейчас почти полностью прекращён  согласно мораторию о сохранении популяции китов, который не так  давно был подписан Российской Федерацией. Другими крупными рыбопромысловыми районами на Дальнем Востоке являются Камчатка и Сахалин (они дают 2/5 общего улова приблизительно поровну). На Сахалине, например, рыбная промышленность даёт более 1/3 всей валовой промышленной продукции области. Рыбная промышленность Хабаровского края представлена 6 рыбокомбинатами и 10 рыбозаводами, кроме того, промысел ведут около 50 рыболовецких колхозов. Выросло значение рыболовства в Магаданской области. Из рыбопромышленных баз можно выделить базы Владивостокско-Находкинского и Петропавловск-Камчатского комплексов, которым принадлежит основная роль в уловах и переработке рыбы. Особую роль в рыбном хозяйстве Дальнего Востока играет река Амур, в его водах встречаются такие ценные породы рыб, как калуга, сиг, толстолоб, амур и др.

Важной  отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве  занимает производство зерна, сои и  малотранспортабельных продуктов  для местного потребления. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно  на юге (Амурская область, Хабаровский  и Приморский края, южные районы Республики Саха).

 Основное место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя. Развивается овощеводство закрытого грунта, особенно на Камчатке, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство, созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.

В северной части района климат исключительно  суровый. Зима холодная, малоснежная, продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно многолетняя  мерзлота. В Республике Саха находится  полюс холода северного полушария. Однако тёплое, хотя и очень короткое лето позволяет развивать земледелие в открытом грунте. В южной части  района климат муссонного типа с холодной зимой и влажным летом. Вегетационный период в бассейне Нижнего Амура составляет до 120 дней, и лишь на юге Приморья- до 190 дней. Большое количество осадков, выпадающих в летний период, вызывает сильное переувлажнение почв, что создаёт большие трудности для сельского хозяйства.[3]

7. Транспорт и экономические связи

 

Хозяйственное развитие района в огромной степени  зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов  транспорта.

В Дальневосточном  районе представлены все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало  активного транспортного освоения южной части района связано с  прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее время Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями, иногда являющимися подъездными  витками к лесозаготовительным  базам , но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение : до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока  связано с Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - “Малый БАМ”, а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.[7]

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов, к Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка , Советская Гавань.[7]

Автомобильными  дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок  есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей  на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более  развита сеть автомобильных дорог  в южных районах Дальнего Востока.

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта, как для связей с другими  районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

Так, усиление международной торговли, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения, что  в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения, энергетической промышленности и интенсивному освоению местных  топливно-энергетических ресурсов.

 

9. Проблемы и перспективы

 

Традиционно в категорию  невозобновимых ресурсов относят топливные и минеральные, геологические сроки, формирования месторождений, которых существенно превышают сроки существования цивилизации. Однако отнесение водных, экологических и лесных ресурсов к категории возобновимых является сегодня достаточно проблематичным, поскольку реальные темпы их изъятия во многих случаях превышают сроки возобновления. Из рассмотренного перечня лишь климатические, гидроэнергетические и аграрные ресурсы могут однозначно рассматриваться как возобновимые, поскольку для сложившейся технологии их использования характерна практически полная циклическая возобновимость.

Комплексная оценка остроты  проблем исчерпания природных ресурсов основана на сопоставлении интенсивности  использования и потенциальных  запасов. В качестве критериев неблагополучия для группы невозобновимых ресурсов выступают высокие объемы добычи при низких запасах. Для возобновимых ресурсов в качестве такого критерия рассматривается низкий уровень производства продукции при высоком потенциале его ежегодного прироста. Интегральный индекс конструировался с использованием той же совокупности весовых коэффициентов, что и при интегральной оценке ресурсного потенциала.

Экологические проблемы Дальнего Востока имеют  специфический характер, связанный  с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной, а очаговый характер, который ведёт к серьёзным локальным нарушениям, при этом нужно иметь в виду, что большая часть района находится в зоне многолетней мерзлоты.

Современное состояние окружающей среды требует  самых неотложных мер. Дальневосточное  отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования ресурсами, сохранения уникального видового состава района, снижения генетических последствий загрязнения среды.

Экологические проблемы Дальнего Востока  очень серьёзны. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных  танкеров, аварии на нефтегазоносных  и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также  в атмосферу вредных отходов  производства.

Для решения  проблем в регионе создано  НПО «Экопрос», разрабатывающее и внедряющее, в частности, Концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения нефти и газа.

На Дальнем  Востоке создан значительный народнохозяйственный комплекс. Однако потребности экономики  диктуют необходимость дальнейшего  увеличения масштабов хозяйственного потенциала Дальнего Востока. Дело в  том, что западные районы, где сосредоточена  основная часть народнохозяйственного  комплекса Российской Федерации, в  своём развитии уже не могут опираться  только на собственные ресурсы многих видов сырья либо из-за явной их недостаточности, либо ввиду полного  отсутствия и поэтому нуждаются  в его поставках с Востока.[6]

Вместе  с тем задача обеспечения потребностей экономики европейской части страны в природных ресурсах вовсе не означает, что хозяйство Дальнего Востока должно иметь лишь узкоспециализированную “сырьевую” ориентацию. Проблемы развития Дальнего Востока должны рассматриваться прежде всего не только с точки зрения ситуации, сложившейся в настоящее время в западной части, но и с позиций отдалённой перспективы, то есть как важнейшая долгосрочная региональная комплексная программа, от успешной реализации которой зависит рост экономического потенциала страны, оптимизация его территориальных пропорций и в конечном счёте — обеспечение успешного функционирования всего народнохозяйственного комплекса Российской Федерации. По существу речь идёт о длительной программе коренной перестройки системы организации производительных сил страны, направленной на ускоренное восточного региона. Естественно, что начальный этап хозяйствования в неосвоенных, с экстремальными природными условиями, районах Дальнего Востока потребует значительно больших капитальных затрат на обустройство территории, создание производственных объектов, чем в обжитой западной части страны.[6]

Наивысшей величины отдача средств здесь достигнет лишь после сооружения всего комплекса запроектированных взаимосвязанных производств, на что потребуется много времени. Поэтому экономическую эффективность развития предприятий и отраслей на Дальнем Востоке вряд ли правомерно рассматривать с позиции измерения капитало-, фондоотдачи и ряда других показателей за короткие (1 год, 5 и даже 10 лет) периоды, как это делается в европейских районах страны.

Необходимо  учитывать и то, что в настоящее  время и в будущем от поставок сырья с Востока во многом зависят  результаты производственной деятельности на Западе страны. Исходя из этого, целесообразно  подходить к оценке экономической  эффективности развития производительных сил Дальнего Востока с точки  зрения конечных результатов функционирования единого народнохозяйственного  комплекса страны, принимая во внимание при этом и потребности отдалённой перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Вавилова  Е.В. Экономическая география  и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.- 160 с.

2. Экономическая  география России: Учебник /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д. э. н., проф. М.В. Степанова. – М.: Инфра-М, Российская экономическая академия, 2007. –533 с. – (Высшее образование).

3. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. – М., Ростов-на-Дону, 2000. – 576 с.

4. Родионова  М.А. «Экономическая география  России». М; Московский лицей; 2002 г.

5. Гребцов  В.Е. «Краткая характеристика экономических регионов России». Москва; Высшая школа; 2004 г.

6. Фищенко А.Т. География промышленности России, - М. 2006 г.

7. Борисов В.Н.- Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность. /Экономист, № 7, 2004г.

8. Материалы  сайта Википедия.


Информация о работе Дальневосточный Федеральный Округ