Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:45, контрольная работа
Традиционно в категорию невозобновимых ресурсов относят топливные и минеральные, геологические сроки, формирования месторождений, которых существенно превышают сроки существования цивилизации. Однако отнесение водных, экологических и лесных ресурсов к категории возобновимых является сегодня достаточно проблематичным, поскольку реальные темпы их изъятия во многих случаях превышают сроки возобновления. Из рассмотренного перечня лишь климатические, гидроэнергетические и аграрные ресурсы могут однозначно рассматриваться как возобновимые, поскольку для сложившейся технологии их использования характерна практически полная циклическая возобновимость.
Около половины всей рыбной продукции Дальнего Востока приходится на долю Приморского края. Особое место в его рыбной промышленности занимает крабоконсервное производство и китобойный промысел, который, кстати, сейчас почти полностью прекращён согласно мораторию о сохранении популяции китов, который не так давно был подписан Российской Федерацией. Другими крупными рыбопромысловыми районами на Дальнем Востоке являются Камчатка и Сахалин (они дают 2/5 общего улова приблизительно поровну). На Сахалине, например, рыбная промышленность даёт более 1/3 всей валовой промышленной продукции области. Рыбная промышленность Хабаровского края представлена 6 рыбокомбинатами и 10 рыбозаводами, кроме того, промысел ведут около 50 рыболовецких колхозов. Выросло значение рыболовства в Магаданской области. Из рыбопромышленных баз можно выделить базы Владивостокско-Находкинского и Петропавловск-Камчатского комплексов, которым принадлежит основная роль в уловах и переработке рыбы. Особую роль в рыбном хозяйстве Дальнего Востока играет река Амур, в его водах встречаются такие ценные породы рыб, как калуга, сиг, толстолоб, амур и др.
Важной
отраслью района является сельское хозяйство.
Ведущее место в сельском хозяйстве
занимает производство зерна, сои и
малотранспортабельных
Основное место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя. Развивается овощеводство закрытого грунта, особенно на Камчатке, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство, созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.
В северной части района климат исключительно суровый. Зима холодная, малоснежная, продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно многолетняя мерзлота. В Республике Саха находится полюс холода северного полушария. Однако тёплое, хотя и очень короткое лето позволяет развивать земледелие в открытом грунте. В южной части района климат муссонного типа с холодной зимой и влажным летом. Вегетационный период в бассейне Нижнего Амура составляет до 120 дней, и лишь на юге Приморья- до 190 дней. Большое количество осадков, выпадающих в летний период, вызывает сильное переувлажнение почв, что создаёт большие трудности для сельского хозяйства.[3]
7. Транспорт и экономические связи
Хозяйственное
развитие района в огромной степени
зависит от ускоренного развития
транспорта, так как редкая заселенность
требует активного
В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало
активного транспортного
Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - “Малый БАМ”, а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.[7]
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов, к Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка , Советская Гавань.[7]
Автомобильными
дорогами район обеспечен слабо.
Но в районах, оторванных от других
транспортных путей, значение автотранспорта
велико. Для дальних перевозок
есть несколько крупных
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта, как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.
Так, усиление международной торговли, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения, что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения, энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
9. Проблемы и перспективы
Традиционно в категорию невозобновимых ресурсов относят топливные и минеральные, геологические сроки, формирования месторождений, которых существенно превышают сроки существования цивилизации. Однако отнесение водных, экологических и лесных ресурсов к категории возобновимых является сегодня достаточно проблематичным, поскольку реальные темпы их изъятия во многих случаях превышают сроки возобновления. Из рассмотренного перечня лишь климатические, гидроэнергетические и аграрные ресурсы могут однозначно рассматриваться как возобновимые, поскольку для сложившейся технологии их использования характерна практически полная циклическая возобновимость.
Комплексная оценка остроты проблем исчерпания природных ресурсов основана на сопоставлении интенсивности использования и потенциальных запасов. В качестве критериев неблагополучия для группы невозобновимых ресурсов выступают высокие объемы добычи при низких запасах. Для возобновимых ресурсов в качестве такого критерия рассматривается низкий уровень производства продукции при высоком потенциале его ежегодного прироста. Интегральный индекс конструировался с использованием той же совокупности весовых коэффициентов, что и при интегральной оценке ресурсного потенциала.
Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер, связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной, а очаговый характер, который ведёт к серьёзным локальным нарушениям, при этом нужно иметь в виду, что большая часть района находится в зоне многолетней мерзлоты.
Современное состояние окружающей среды требует самых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования ресурсами, сохранения уникального видового состава района, снижения генетических последствий загрязнения среды.
Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьёзны. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазоносных и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов производства.
Для решения проблем в регионе создано НПО «Экопрос», разрабатывающее и внедряющее, в частности, Концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения нефти и газа.
На Дальнем
Востоке создан значительный народнохозяйственный
комплекс. Однако потребности экономики
диктуют необходимость
Вместе с тем задача обеспечения потребностей экономики европейской части страны в природных ресурсах вовсе не означает, что хозяйство Дальнего Востока должно иметь лишь узкоспециализированную “сырьевую” ориентацию. Проблемы развития Дальнего Востока должны рассматриваться прежде всего не только с точки зрения ситуации, сложившейся в настоящее время в западной части, но и с позиций отдалённой перспективы, то есть как важнейшая долгосрочная региональная комплексная программа, от успешной реализации которой зависит рост экономического потенциала страны, оптимизация его территориальных пропорций и в конечном счёте — обеспечение успешного функционирования всего народнохозяйственного комплекса Российской Федерации. По существу речь идёт о длительной программе коренной перестройки системы организации производительных сил страны, направленной на ускоренное восточного региона. Естественно, что начальный этап хозяйствования в неосвоенных, с экстремальными природными условиями, районах Дальнего Востока потребует значительно больших капитальных затрат на обустройство территории, создание производственных объектов, чем в обжитой западной части страны.[6]
Наивысшей величины отдача средств здесь достигнет лишь после сооружения всего комплекса запроектированных взаимосвязанных производств, на что потребуется много времени. Поэтому экономическую эффективность развития предприятий и отраслей на Дальнем Востоке вряд ли правомерно рассматривать с позиции измерения капитало-, фондоотдачи и ряда других показателей за короткие (1 год, 5 и даже 10 лет) периоды, как это делается в европейских районах страны.
Необходимо учитывать и то, что в настоящее время и в будущем от поставок сырья с Востока во многом зависят результаты производственной деятельности на Западе страны. Исходя из этого, целесообразно подходить к оценке экономической эффективности развития производительных сил Дальнего Востока с точки зрения конечных результатов функционирования единого народнохозяйственного комплекса страны, принимая во внимание при этом и потребности отдалённой перспективы.
Список использованных источников
1. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.- 160 с.
2. Экономическая география России: Учебник /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д. э. н., проф. М.В. Степанова. – М.: Инфра-М, Российская экономическая академия, 2007. –533 с. – (Высшее образование).
3. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. – М., Ростов-на-Дону, 2000. – 576 с.
4. Родионова М.А. «Экономическая география России». М; Московский лицей; 2002 г.
5. Гребцов В.Е. «Краткая характеристика экономических регионов России». Москва; Высшая школа; 2004 г.
6. Фищенко А.Т. География промышленности России, - М. 2006 г.
7. Борисов В.Н.- Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность. /Экономист, № 7, 2004г.
8. Материалы сайта Википедия.