Демография Урала и Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Используя учебную и научную литературу, справочные ресурсы выделить и охарактеризовать особенности демографической ситуации как фактора регионального развития Приволжского и Уральского федеральных округов.

Файлы: 1 файл

Регионал.docx

— 35.25 Кб (Скачать файл)

Перспективные направления развития АПК до 2020 года

Учитывая  особенности округа, исторические и  национальные традиции, мы предлагаем в рамках федеральной Госпрограммы развития АПК до 2020 года реализовать  следующий комплекс мер:

по  развитию логистических центров, ориентированных  на хранение, первичную обработку  и сбыт продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

по  развитию племенной базы молочного  и мясного скотоводства, овцеводства  с целью формирования региональных мясного и молочного кластеров;

по  оказанию консультативной помощи сельхозтоваропроизводителям округа по вопросам государственной поддержки сельскохозяйственного страхования в 2013 году;

предлагаем  совместно с Минпромторгом разработать программу внедрения бренда качественной продовольственной продукции (с акцентом на экологический аспект), производимой на территории округа;

органам исполнительной власти мы рекомендуем  разработать региональные целевые  программы развития сельского хозяйства  на 2013-2020 годы, предусматривающие реализацию таких приоритетных направлений, как:

-    мясное и молочное скотоводство;

-    выращивание сельхозпродукции в закрытом грунте;

-    садоводство и виноградарство;

-    совершенствование системы потребительских сельхозкооперативов;

-    развитие фермерских хозяйств, включая семейные животноводческие фермы;

- создание  логистических центров по хранению, первичной переработке и сбыту  продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

-    развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;

-    комплексное развитие сельхозпроизводства с учетом схем террито-риального планирования, планов диверсификации сельской экономи-ки и схем расселения сельского населения, совершенствования социальной инфраструктуры и формирования жилищного фонда;

-    повышение эффективности региональных финансовых ресурсов за счет консолидации собственных финансовых средств регионов, средств на реализацию федеральных целевых программ и внебюджетных средств.

Прогнозные  показатели Госпрограммы до 2020 года

Должен  обратить внимание коллег, что реализация мер государственной поддержки  Минсельхозом России будет проводиться  в рамках новой Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы, разработанной по отраслевому принципу и с учетом требований ВТО. В Госпрограмму заложен принцип софинансирования. Средства федерального бюджета будут выделяться регионам для софинансирования расходов, предусмотренных региональными программами.

Соответственно, на реализацию Госпрограммы на 2013-2020 годы регионы округа имеют возможность  получить порядка 80,7 млрд. рублей из федерального бюджета при софинансировании из региональных бюджетов в общем объеме 25 млрд. рублей.

Хочу  обратить внимание на то, что при  эффективной работе, по нашим прогнозам, к 2020 году в регионах округа можно  реально увеличить производство продукции сельского хозяйства  на 45% (по России –19,6%). Объем инвестиций в основной капитал в 2020 году по отношению  к 2012 году увеличится на 55%, среднемесячная заработная плата на 84,6%. По данным регионов, только в 2013 году будет создано дополнительно  до 7 тыс. рабочих мест в АПК, в  дальнейшем этот показатель будет расти.

Производство  скота и птицы на убой в живом  весе в регионах округа к 2020 году увеличится на 24,1%, молока – на 21,4%, прирост зерна  и зернобобовых культур – на 55,2%, картофеля – на 21,7%).

К 2020 году запланировано заложить 25,9 тыс. га виноградников (69% от общей площади  закладки по России), что позволит вдвое  увеличить имеющиеся площади  виноградников в округе (24,8 тыс. га в 2011 г.). Реализация этого плана позволит к 2020 году увеличить число рабочих  мест на 10 тысяч, дополнительные налоговые  отчисления составят около 2 млрд. руб. Амбициозная, но абсолютно реалистичная задача – увеличить площадь виноградных насаждений до 100 тыс. га (показатель 1985 года).

Среди регионов округа лидером по закладке (63% от общероссийского показателя) в 2013 году станет Республика Дагестан.

К 2020 году, по прогнозам субъектов  СКФО, запланировано заложить сады в округе на площади 27,7 тыс. га (51,4% от общей площади закладки по стране), что обеспечит рабочими местами 8,3 тыс. человек (а в период уборки – до 28 тыс. работников) и принесет дополнительные налоговые отчисления в размере около 550 млн. рублей.

В регионах округа за счет введения новых  мощностей планируется увеличить  к 2020 году объемы производства плодоовощных консервов в 3 раза (до 795 млн. усл. банок), сахара – в 2,5 раза (до 381 тыс. тонн).

В рамках реализации ведомственных целевых  программ «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов» и «Развитие  семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» планируется оказать  поддержку малым формам хозяйствования. Эти программы весьма востребованы и эффективны в СКФО.

Приоритеты  в сфере АПК в разрезе регионов

Как для летчиков «первым делом –  самолеты», так для развития АПК  в округе первоочередной приоритет  – животноводство. В Чеченской  Республике доля животноводства в структуре  валовой продукции составит не менее 80%, Ингушетии – более 70%, Карачаево-Черкесской Республике – 65%, Северной Осетии-Алании – более 60%.

В структуре животноводческой продукции  планируется увеличение удельного  веса мяса и молока: в Чеченской  Республике – до 45% и 40% соответственно; Карачаево-Черкесской Республике – 35% и 25%; Северной Осетии-Алании – 30% и 23%; Ингушетии  – 23% и 50% соответственно. В овцеводстве предполагается развитие тонкорунного и мясо-шерстного направления в Ставропольском крае, мясо-шерстного – в Республике Дагестан, мясного в Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках.

С учетом благоприятных климатических  условий в округе может и должно получить развитие такое направление  животноводства, как аквакультура (прудовое сельскохозяйственное рыбоводство). В предгорных районах – это разведение деликатесных рыб (форели), а в равнинной части – разведение столовых рыб (карп, растительноядные рыбы).

Мы  рекомендуем органам исполнительной власти субъектов федерации учесть при разработке региональных программ развития АПК мероприятия по поддержке  аквакультуры.

По  нашим оценкам, растениеводство  останется доминирующей отраслью в  Ставропольском крае (65%) с преимущественным выращиванием зерновых. В Кабардино-Балкарской Республике эта отрасль составит более 65%, (43% – картофель, овощи, бахчевые культуры, 18% – плоды и виноград). В Республике Дагестан растениеводство  составит 58% с преобладанием производства картофеля, овощей, бахчевых культур  – до 55%.

Производство  высококачественного зерна гарантируется  в Ставропольском крае, степных районах  Дагестана и Чеченской Республики. Возделывание кукурузы целесообразно  в предгорных районах Кабардино-Балкарской Республики, Республиках Северная Осетия-Алания и Дагестан, а также на орошаемых  землях Ставрополья.

Для эффективного развития отрасли садоводства  необходимо строительство новых  мощностей (холодильников) по хранению плодово-ягодной продукции в течение  длительного срока (около года) без  потери потребительских качеств (с  регулируемым микроклиматом и регулируемой газовой средой) и оснащение садоводческих  хозяйств современной сельхозтехникой  и оборудованием для садоводства.

Важным  направлением развитием АПК округа является увеличения объемов производства овощей в защищенном грунте. Мы планируем  оказать поддержку за счет субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам сроком до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных  комплексов.

Регионам  округа мы рекомендуем разработать  региональные программы по развитию данного направления. По оценкам  наших экспертов, природно-климатические  условия позволяют построить  в регионах округа не менее 1000 га теплиц. Это создаст дополнительно 25 тыс. рабочих мест и увеличит налоговые отчисления на 1,6 млрд. рублей.

При этом дальнейший рост объемов сельхозпроизводства  потребует наращивания мощностей  по переработке. Начиная с 2013 года, переработчики  сельхозпродукции смогут воспользоваться  таким эффективным инструментом господдержки, как субсидирование кредитов, что позволит предприятиям привлечь дополнительно заемные средства на инвестиционные цели, провести модернизацию оборудования, увеличить производство продукции переработки и продовольствия. Администрации регионов могут оказать  дополнительную поддержку отрасли, если представят в Минсельхоз такие  проекты как экономически значимые региональные программы.

И еще – фундаментально важное. Для  более эффективной реализации представленных мер государственной поддержки  в рамках Госпрограммы Минсельхоз совместно  с Минфином России намерены выстраивать  новую систему взаимоотношений  с регионами, чтобы стимулировать  на местах повышенное внимание к проблемам  сельского хозяйства, усилить ответственность  регионов за выполнение взятых обязательств, повысить прозрачность и эффективность  расходования бюджетных средств.

Президент Российской Федерации В.В. Путин  в Бюджетном послании о бюджетной  политике в 2013-2015 годах отметил, что  «критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых  направляются бюджетные средства. Бюджетные  инвестиции в экономику должны стимулировать  рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры».

Поэтому для повышения эффективности  бюджетных расходов Минсельхоз России будет использовать принципы проектного финансирования мероприятий Государственной  программы, чтобы она вместе с  региональными программами стала  единым инструментом мобилизации ресурсов для обеспечения продовольственной  независимости страны. На это нацелено комплексное и сбалансированное решение экономических, социальных, экологических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий.

Особенно  актуальны для сельского хозяйства  развитие инфраструктуры аграрных районов, улучшение жилищных условий селян, мелиоративные, экологические программы, повышение плодородия почв. Эти и  другие мероприятия по правилам ВТО  относятся к «зеленой корзине», то есть к мерам, не связанным с отраслью напрямую, но фундаментально поддерживающим ее. В такую «корзину» можно  вкладывать неограниченные средства. Как показывает практика, названные  меры в долгосрочной перспективе  не менее, скорее даже более эффективны, чем прямые субсидии, и имеют непосредственное отношение как к эффективному развитию сельского хозяйства, так и сохранению и процветанию российского села.


Информация о работе Демография Урала и Северного Кавказа