Деньги, их функции и формы. Теории дене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – кратко осветить основные категории и понятия, позволяющие судить о роли денег в экономической системе и структуре мировой экономики.
В задачи работы входит: рассказать о предпосылках возникновения денег, их трансформации во времени, сущности и видах денег и их функциях, объяснить понятия денежной системы и в заключении попытаться дать ответ на вопрос – что же такое деньги и что они значат для нас.

Содержание работы

Введение…………………………………………….………….................3
1.Общая характеристика денег
1.1 Происхождение денег……………………..………..….……..…..5
1.2 Сущность денег……………..…………….………….…….……...8
1.3 Функции денег……………..…………..…..…………….….…...10
1.4 Формы и виды денег………………………..…………...……….13
1.5 Теории денег……………………………………...…………........18
1.6 Тенденции развития современной денежной системы………..20
2.Денежная система…………………….…………………………….....21
2.1 Понятие денежной системы…………………………………......21
2.2 Принципы построения денежной системы………………….…22
2.3 Планы, развития денежной системы РФ и ход
их реализации…………………...……………………………..........24
Заключение…………………………………………………………...…27
Список использованных источников………………………..……..….29

Файлы: 1 файл

курсовая Деньги.docx

— 117.04 Кб (Скачать файл)

Управление денежными системами  в условиях рыночной модели экономики  характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют  место), а экономические, когда государство  через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые  заставляют банки, финансовые институты  и другие юридические лица принимать  нужные государству решения.

2.Принцип прогнозного планирования  денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так  и децентрализованные планы денежного  оборота и его составных частей  подготавливаются не как директивные  планы, обязательные для выполнения  конкретными органами, отвечающими  за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым  надо стремиться.

Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство  и, как правило, министерство финансов страны.

3.Принцип устойчивости и эластичности  денежного оборота. Этот принцип  заключается в том, что денежная  система должна быть организована  таким образом, чтобы, с одной  стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный  оборот, если возрастают потребности  хозяйства в денежных средствах,  и сужать их, если уменьшаются  эти потребности.

При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное  обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного  оборота может быть нарушена, и  возникает платежный кризис.

Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой  массой денежных средств и др.

4.Принцип кредитного характера  денежной эмиссии. В соответствии  с этим принципом появление  новых денежных знаков (безналичных  и наличных) в хозяйственном обороте  возможно только в результате  проведения банками кредитных  операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные  знаки в оборот не должны  поступать.

5.Принцип обеспеченности выпускаемых  в оборот денежных знаков. В  условиях рыночной модели экономики  денежные знаки обеспечиваются  находящимися в активах банков  товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными  металлами, свободно конвертируемой  валютой, ценными бумагами и  другими долговыми обязательствами.  При этом золотое содержание  денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

6.Принцип неподчиненности центрального  банка правительству и подотчетности  его парламенту страны. Он связан  с тем, что поддержание устойчивости  денежного оборота, борьба с  инфляцией являются приоритетной  задачей центрального банка. Если  бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения  стоящих перед ним задач начнет  «вычерпывать» средства центрального  банка, и тем самым устойчивость  денежного оборота будет нарушена.

В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому  центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом  страны, который призван способствовать преодолению разногласий между  центральным банком и правительством.

7.Принцип предоставления правительству  денежных средств только в  порядке кредитования. Обычно в  законодательствах стран с рыночной  экономикой имеется положение  о том, что центральный банк  не должен финансировать правительство,  а средства ему предоставлять  только в порядке кредитования  под определенное обеспечение  (недвижимость, товарно-материальные  ценности, принадлежащие государству,  государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие  государству (федерации или субъектам  федерации).

Применение данного принципа позволяет  предотвратить использование денег  для покрытия дефицита федеральных  местных бюджетов и не давать тем  самым стимула к развитию инфляционного  процесса. Кроме того, использование  данного принципа заставляет правительство  изыскивать другие источники поступлений  средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

8.Принцип комплексного использования  инструментов денежно-кредитного  регулирования. Сущность его заключается  в том, что центральный банк  не должен ограничиваться каким-либо  одним инструментом денежно-кредитного  регулирования для поддержания  устойчивости денежного оборота,  а должен использовать комплекс  этих инструментов, иначе должного  эффекта достигнуть не удается.

9.Принцип надзора и контроля  за денежным оборотом. Государство  через банковскую, финансовую систему,  налоговые органы должно обеспечивать  постоянный контроль как за  всем денежным оборотом в целом,  так и за отдельными денежными  потоками в хозяйстве. Кроме  того, объектом контроля является  и соблюдение субъектами денежных  отношений основных принципов  организации как наличного, так  и безналичного оборотов.

10.Принцип функционирования исключительно  национальной валюты на территории  страны. Законодательство страны  предусматривает платежи за товары  и услуги внутри страны производить  исключительно в национальной  валюте. Это не означает, конечно,  что население не может на  территории страны свободно обменивать  национальную валюту на валюты  других стран, но использовать  такую валюту, полученную при  обмене, разрешается для платежей  за рубежом, а также помещения  во вклады в банки.

 

 

 

2.3 Основные направления развития  денежной системы РФ  

                                 на 2010-2011 гг.

 

Правительство РФ одобрило проект основных направлений  единой государственной денежно-кредитной политики на плановый период 2010 и 2011 годов.

В основных направлениях денежно- кредитной политики на 2009-2011 годы отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в  этот период в соответствии с проводимой правительством РФ экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной  политики, ведущие к достижению поставленных целей.

  По итогам 2010 года инфляция в России составила 8,8%, аналогичный показатель роста потребительских цен был зафиксирован в кризисном 2009 году. Напомним, недавно президент РФ Дмитрий Медведев спрогнозировал инфляцию в 2010 году на уровне 8,5%. Быстрее всего в 2010 году дорожало продовольствие - за год стоимость продуктов питания возросла на 12,9%.

Стоит отметить, что такие результаты подсчетов  Росстата хуже всех озвученных ранее  прогнозов. Чиновники из Минфина  рассчитывали на инфляцию в 8,3-8,5%, аналитики  полагали, что потребительские цены вряд ли вырастут больше, чем на 8,6%. Инфляционный показатель 2010 года в  России можно назвать критическим, говорят представители Продовольственной  организации ООН.

Как пишет  газета «КоммерсантЪ» 12 января, продовольствие начало стремительно расти в цене со второй половины 2010 года. Декабрьские  показатели 2010 года оказались даже хуже аналогичных показателей 2009 года: если в кризисном 2009 году продукты питания  подорожали на 0,6%, то за последний месяц 2010 года их стоимость выросла на 2,4%.

Согласно  последним подсчетам Минфина, в 2011 году инфляция составит порядка 7%. Между  тем, некоторые эксперты предполагают, что по итогам 2011 года инфляция может  достичь отметки в 10-11%.

Росстат подсчитал уровень инфляции за четыре месяца 2011 года: она составила 4,3%. Небольшие на первый взгляд цифры - при Егоре Гайдаре такой уровень нарастал за день. Но небольшими и незаметными они являются только для обеспеченных граждан, коих в стране абсолютное меньшинство. Для большей же части россиян инфляция на самом деле составляет в разы больше. Это связано со стремительным ростом цен на продукты питания, на которые среднестатистическая российская семья тратит минимум 40% своего бюджета (самые бедные - 80%), а также со стремительным ростом тарифов. А продукты, по прогнозам, и дальше будут дорожать.

Россияне уже давно не верят  показателям инфляции, которые объявляются  на официальном уровне. Действительно, скромное уменьшение покупательной способности денег на какие-то 8-9% в реальной жизни почему-то очень больно бьет по кошельку граждан. Причина же кроется в том, что реальная инфляция для населения, особенно с низкими доходами, оказывается в несколько раз выше. Так, в прошлом году, по экспертной оценке, инфляция составила как минимум 20%. Свою лепту в этот показатель внесли и неуемно растущие тарифы на услуги ЖКХ, которые также съедают значительную часть семейного бюджета россиян. При этом обеспеченных россиян это не касается. Можно было бы за них порадоваться, но и радоваться-то особенно не за кого: 29,3% из общего дохода всего населения приходилось на 10% самых богатых, в то время как на 10% самых бедных пришлось чуть более 2% доходов. Таковы данные Росстата по итогам I квартала 2011 года.

Расчеты по денежной программе на 2009 - 2011 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста  ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен на активы.

Денежная  программа на 2009 - 2011 годы представлена в четырех вариантах, которые  соответствуют сценарным вариантам  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, рассматриваемым Банком России.

В зависимости  от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком  определении в 2009 году может составить 14 - 22%, в 2010 году - 12 - 20%, в 2011 году - 9 - 17%.

Принципиальное  значение для реализации денежно-кредитной  политики будет иметь изменение  структуры источников роста денежной базы в прогнозном периоде в пользу чистых внутренних активов (ЧВА). Постепенный  переход к формированию денежного  предложения преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов (ЧМР) позволит, с одной стороны, более эффективно использовать процентные инструменты  денежно-кредитного регулирования, сделать  действенным процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а с другой - за счет уменьшения присутствия  Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный  переход к режиму свободно плавающего валютного курса.

При уточнении  показателей денежной программы  на 2009 - 2011 годы во всех вариантах учтены принятые в октябре 2008 года дополнительные меры среднесрочного характера по поддержке  финансового сектора. В частности, при расчете изменения чистого  кредита федеральному правительству  учтено планируемое предоставление субординированных кредитов кредитным  организациям через Внешэкономбанк (Банк развития) на сумму 450 млрд. рублей за счет средств Правительства Российской Федерации. При этом в составе  валового кредита банкам учтено поэтапное  предоставление субординированного кредита  Сбербанку России в объеме 500 млрд. рублей. При определении величины прочих неклассифицированных активов  учтена прогнозируемая задолженность  Внешэкономбанка (Банка развития) перед  Банком России по средствам в иностранной  валюте, выделяемым для обеспечения  рефинансирования внешнего долга российских кредитных и нефинансовых организаций, образовавшихся до 25.09.2008 (до 50 млрд. долларов США).

Политика  валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе  будет направлена на создание условий  для реализации модели денежно-кредитной  политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого  вмешательства в процессы курсообразования.

В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса  Банк России продолжит использование  бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно  реагировать на взаимные колебания  курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание  колебаний номинального эффективного курса рубля.

Тенденции изменения курса рубля в среднесрочной  перспективе будут определяться движением средств в рамках внешнеэкономической  деятельности, формирующимся под  воздействием как внешних факторов, так и процессов преобразования структуры российской экономики.

Возможно  постепенное сокращение чистого  притока средств по внешнеторговым операциям, темпы которого будут  определяться ценовой конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей. В случае реализации внешне- и внутриэкономических  условий, близких к первому, второму  и третьему вариантам прогноза, профицит торгового баланса в среднесрочном  периоде сменится его дефицитом, что приведет к изменению фундаментальных  условий формирования обменного  курса рубля.

В этих условиях определяющую роль приобретет трансграничное движение капитала, которое и будет  определять направление изменения  курса рубля. При этом оценка будущей  динамики потоков капитала характеризуется  значительной неопределенностью и  будет в большой мере определяться развитием внешнеэкономической  ситуации, прежде всего - последствиями  распространения кризисных явлений  на мировых финансовых рынках и ценовой  конъюнктурой рынков энергоносителей.

В условиях, заданных основными макроэкономическими  вариантами развития России, а также  параметрами реализации денежно-кредитной  политики, темпы повышения реального  эффективного курса рубля будут  иметь тенденцию к снижению, а  волатильность обменного курса - к увеличению по мере перехода к  более гибкому режиму курсообразования.

  В 2010 - 2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

Информация о работе Деньги, их функции и формы. Теории дене