Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 09:14, контрольная работа
Социально-экономическое пространство Российской Федерации разнородно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни. На территории государства расположено множество больших и малых территориальных образований, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории принято называть проблемными регионами. Основными типами проблемных регионов в современных условиях являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.
В нынешних российских условиях не всегда возможна полная реабилитация депрессивных территорий: в одних случаях нет достаточных ресурсов (финансовых и административных), в других - отсутствует и сама потребность в полномасштабном восстановлении прежней докризисной роли некоторых из них из-за смены парадигмы территориального развития страны. Поэтому в настоящее время речь идет и должна идти лишь о снятии аномальной остроты проблем, чреватых социальными и политическими катаклизмами как для самих кризисных территорий, так и для всей страны. Вместе с тем и «такую ограниченную по масштабам задачу нельзя решить только с использованием простейших средств государственной поддержки, например, путем предоставления федеральных дотаций. Необходимы системные по существу механизмы, способные одновременно воздействовать на ситуации и в экономике, и в социальной сфере конкретных территорий. Причем поддержка последних должна носить обязательно индивидуальный (по целям, формам и методам) характер. Варианты поддержки должны быть столь же разнообразны, сколь, различны причины депрессивного положения, в силу чего требуются специально разработанные программы индивидуального оздоровления ситуации на конкретных территориях. Сказанное не исключает возможности и даже необходимости использования однотипных мер по их оздоровлению в каждом отдельном случае: переквалификации трудоспособного населения; формирования организационно-правовых предпосылок активизации хозяйственной деятельности; стимулирования самодеятельного или организованного переселения жителей в более благоприятные районы.
Под оздоровлением мы понимаем реализацию системы мер административно-правового, финансового и социально-экономического характера с целью приведения в структурное и количественное соответствие нескольких ключевых параметров жизнедеятельности территорий - рабочих мест, населения, объектов социальной инфраструктуры, населенных пунктов. При этом государственное участие должно включаться, прежде всего, в содействии социальной разгрузке территорий, то есть в освобождении их от избыточных социальных объектов и организации выезда незанятого населения. Переход же к развитию этих территорий должен основываться на привлечении эффективных предпринимателей и связанных с ними экономически самодостаточных работников, которые займутся освоением территориальных ресурсов на принципиально иных началах - рыночных. Такой подход к решению задач оздоровления социально-экономической ситуации особенно актуален для депрессивных регионов российского Севера. Здесь должны быть созданы предпосылки для форм сосуществования современного рыночного производства и традиционного хозяйства коренных малочисленных народов, адекватных неблагоприятным природно-климатическим условиям и плохой транспортной доступности. Это единственно возможный в ближайшей перспективе путь экономически эффективного и социально приемлемого их функционирования. Иллюстрацией к сказанному может служить пример развития депрессивной ситуации в Чукотском автономном округе.
Прошедшее десятилетие было периодом стихийной саморазгрузки округа, связанной с огромными социальными, экономическими и бюджетными потерями. В течение 1991-2000 гг. каждый второй житель вынужден был покинуть эту территорию. Обвальным оказался спад в одной из основных отраслей ее экономики - в горнодобывающей промышленности: предприятия по добыче олова и вольфрама были полностью ликвидированы, а добыча золота снизилась в 2,5 раза. Наполовину упала выработка электроэнергии, почти втрое уменьшилась добыча угля. Износ основных фондов промышленности достиг 90%. Объем перевозок грузов сократился в 2,5 раза, число пассажиров, перевозимых морским транспортом, - в 7 раз, перевозки пассажиров транспортом общего пользования - почти в 10 раз. Численность занятых в транспортном обслуживании снизилась в 3 раза. Практически прекратилось регулярное внутреннее авиасообщение, которое ранее связывало национальные села и поселки, обеспечивало оказание их жителям квалифицированной медицинской помощи. При полном отсутствии сухопутной связи с другими регионами многократный рост тарифов на авиаперевозки сделал Чукотку самым недоступным регионом России [11].
В жизненно важной отрасли традиционного хозяйствования коренного населения оленеводстве поголовье оленей сократилось более чем в 4 раза. Рыболовство как отрасль вообще перестало существовать. Сформировалась этническая безработица: доля безработного населения вдвое превзошла его удельный вес в общей структуре населения.
Низкая «отдача» налогового потенциала региона не привела к адекватному снижению бюджетных расходов их душевые объемы по всем расходным позициям превосходили аналогичные показатели в Дальневосточном регионе и в России в целом (в 2000 г. соответственно в 1,5 и в 2 раза). Это превышение объясняется преимущественно объективными условиями жизнедеятельности на самой северной и самой удаленной территории России: дополнительное удорожание доставки и производства продовольствия, топлива, энергии, повышенная зарплата. Разбалансирование бюджета округа усиливало потребность в финансовой поддержке из федерального бюджета, доля средств которого в чукотском бюджете превысила 75% (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидии на «северный завоз», субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию и ряд других ассигнований).
Подобные сценарии развития депрессивных ситуаций при всем разнообразии конкретных причин и последствий в главных своих чертах характерны для большинства северных регионов России. И в силу этого их возможности по разгрузке своих территорий от хозяйственного и инфраструктурного балласта, по созданию условий для выезда незанятого населения весьма ограничены, хотя подобные меры позволили бы привести направления и объемы бюджетного финансируемой деятельности в соответствие с собственными доходами региональных и местных бюджетов. Только на таком «расчищенном» социально-экономическом пространстве можно рассчитывать на приход новых эффективных предпринимателей и оживление региональной экономики.
Предлагаемый подход к оздоровлению социально-экономической ситуации на депрессивных территориях путем их социальной разгрузки включает три направления:
Регулирование миграции населения предполагает, с одной стороны, содействие выезду из депрессивных регионов незанятого населения, в первую очередь пенсионеров, путем предоставления выезжающим финансовой помощи для приобретения или строительства жилья в других частях России и по организации самого выезда, с другой - установление ограничительного режима на въезд в эти регионы для постоянного проживания.
Мировая практика показывает, что депрессивные территории не способны самостоятельно выйти из кризиса. В настоящее время механизмы предоставления и объем финансовой поддержки государства таким территориям в России еще не установлены, нет также и законодательно принятой методики их отбора. Согласно проекту ТАСИС, сам по себе официальный статус депрессивной территории -- еще не точное основание для получения помощи от федеральных властей. Для этого депрессивным районам необходимо разработать и официально утвердить программу социально-экономического развития, которая должна пройти экспертизу. Без такой программы государственная помощь не предоставляется, ибо опыт показывает, что простое пополнение бюджета депрессивных территорий не устраняет депрессии. Стратегия социально-экономического развития любой территории должна предусматривать не яркое выделение целей и приоритетных направлений развития, но и создание условий для достижений поставленных целей.
Для получения официального статуса депрессивной территории и предоставление ей помощи должны происходить по инициативе федеральных, региональных и местных властей, на основе заявки от депрессивной территории. Именно последняя предоставляет все необходимые статистические данные, гарантирует их достоверность и определяет возможные пути возрождения региона.
Для большинства депрессивных территорий на основе международного подхода можно предложить несколько возможных вариантов выхода из депрессии.
Первый вариант заключается в осуществлении односторонних государственных мероприятий, например, целенаправленная миграция населения из кризисных районов за счет бюджетных средств. До настоящего времени такие мероприятия проводились исключительно при чрезвычайных ситуациях (экологические катастрофы, стихийные бедствия).
Ситуация в этих районах во многом будет определяться их инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью их продукции. Иначе говоря, если на данной территории нет уникальных природных ресурсов, то шансов возрождение прежних производств мало (под уникальностью, прежде всего, понимается наличие спроса). Поэтому уже сейчас необходимо провести своеобразную инвентаризацию таких предприятий и определить их судьбу. В перспективе придется ликвидировать некоторые поселения вместе с их градообразующими предприятиями, поэтому необходимо планомерно отселять жителей уже сейчас.
В штате Теннеси для ликвидации значительного отставания социально-экономического развития по сравнению с другими частями страны была создана крупнейшая энергосистема. Ее дешевая электроэнергия стала одной из важнейших предпосылок ускорения процесса индустриализации.
Основным направлением антидепрессивной стабилизационной политики в Германии явилось государственное вмешательство, главным образом путем предоставления льгот и дотаций новым фирмам, действующим в передовых отраслях, государственное инвестирование систем инфраструктуры, создания совместных организаций с частными фирмами, технологических центров.
Полезен опыт Шотландии, где когда-то роль главного мотора первой промышленной революции и несбалансированный рост тяжелой индустрии превратили ее в регион высочайшей концентрацией депрессивных отраслей. Ликвидацию депрессии в Шотландии начали с социально-экономического картирования всей ее территории и выделения статусных зон, в которых антидепрессивные меры распространялись с местного (локального) уровня на более широкий (региональный). Второй вариант -- использование собственного ресурсного потенциала и развитие соответствующих, местным условиям и ресурсам конкурентоспособных производств.
Первоначально основной формой поддержки депрессивных регионов может быть концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами рычагов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и т.д. в депрессивных регионах. Тем самым расположенным здесь предприятиям и проживающему на территории депрессивных районов населению будет облегчен доступ к действующим (или формирующимся) каналам финансовой помощи. В связи с этим при разработке программы необходимо будет провести полную инвентаризацию такого рода механизмов, оценить эффективность их действия и определить возможности сосредоточения их применения преимущественно (или исключительно) в депрессивных регионах [9]. В связи с этим можно предложить:
В случае введения новых форм поддержки структурной перестройки будет также обеспечиваться их ориентация на первоочередное их применение (отработку) в депрессивных регионах (с ориентацией, в первую очередь, на сохранение и создание новых рабочих мест).
Сильное влияние на снижение диспропорций в развитии регионов Российской Федерации мог бы оказать федеральный закон, специально посвященный решению этой проблемы, проект которого уже разработан.
Также следует отметить, что проблема развития депрессивных регионов сегодня актуальна не только для России, но и для мира в целом. Недостаточная изученность данного вопроса в совокупности с некомпетентной региональной политикой может не только затруднять решение этой задачи, но и усугублять ситуацию, вводя в регионы ещё больший кризис.