География мирохозяйственных связей нефти и газа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:23, реферат

Описание работы

Рассмотрены ключевые моменты развития нефтяной и газовой промышленности в России и в мире и их характеристика.

Файлы: 1 файл

Реферат - Экономическая география.docx

— 95.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

ГЕОГРАФИЯ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

НЕФТИ И ГАЗА

 

с дисциплины «Экономическая география»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.2.2. География газовой  промышленности

В структуре топливного баланса России на газ приходится около 1/2 всей добычи топлива. В перспективе доля газа может еще более увеличиться. Добыча природного газа сконцентрирована в районах, располагающих наиболее крупными и хорошо освоенными месторождениями. Особенно выделяется Тюменская область Западной Сибири (90% общероссийской добычи), где расположены крупнейшие в стране и мире газовые и газоконденсатные месторождения — Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Заполярное и др. Велики объемы добычи на Урале в Оренбургской области на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении. В небольших объемах природный газ добывают в Северном районе (Вуктыльское, Войвожское и др. месторождения), в Поволжье (Астраханское газоконденсатное месторождение и др.)> на Северном Кавказе (Ставропольское, Березанское и др. месторождения), в Восточной Сибири, (Марковское месторождение и др.), на Дальнем Востоке в Якутии (Усть-Вилюйское месторождение). Перспективными являются месторождения полуострова Ямал и Гыданского полуострова (Бованенковское и Харасавейс-кое), шельфовой зоны Баренцева моря (Штокмановское, Мурманское, Северо-Кильдинское) и острова Сахалин.

В России действует единая система газоснабжения, включающая месторождения газа, сеть газопроводов, компрессорных станций, подземных хранилищ и других сооружений. В ее состав входит несколько региональных систем газоснабжения: Центральная, Поволжская, Уральская, многониточная система (4 магистрали) Сибирь-Центр. Сеть газопроводов охватывает не только районы европейской части, Урал и Западную Сибирь России, но и территорию республик бывшего Союза (Украины, Белоруссии, Казахстана, республик Закавказья и Средней Азии). Протяженность магистральных газопроводов на территории России - 149 тыс. км, а в границах бывшего СССР — более 220 тыс. км. Через систему магистралей газ поступает в страны Восточной и Западной Европы: Венгрию, Чехию, Словакию, Польшу, Болгарию, Румынию, Финляндию, Австрию, Германию, Францию и Италию. Газопроводы идут в основном из Западной Сибири в западном, юго-западном и северо-западном направлениях. Главные из них: Уренгой — Москва, Уренгой — Помары - Ужгород (газопровод экспортного назначения), Ямбург - Москва, Ямбург - Западная граница («Прогресс»). Сооружается газопровод «Ямал — Европа», открывающий возможность экспорта российского газа в обход Украины, через Балоруссию и Польшу. Намечается строительство газопровода в Турцию (от газопровода Ямбург-Краснодарский край с участком по дну Черного моря) и др. В восточном направлении газопроводы идут из Тюменской области до Новосибирска, Прокопьевска (Кемеровской области).

Большая часть добытого газа потребляется промышленностью и идет на удовлетворение коммунальных нужд населения страны. В значительном количестве газ экспортируется (до 200 млрд куб. м в год). Основными потребителями российского газа в странах бывшего Советского Союза являются Украина (до 75% от объема поставок в страны СНГ) и Белоруссия, в Европе - Германия (до 30% экспортных поставок в страны дальнего зарубежья), Италия, Франция.

 

11.2.3. География нефтяной  промышленности

Несмотря на колоссальные природно-ресурсные возможности для развития нефтяной промышленности, добыча нефти в России в 90-е годы, в связи с общей кризисной ситуацией в стране и кризисным явлениями в самой отрасли1, неуклонно падала. Максимум добычи был достигнут в 1988 г. - около 570 млн. т, что составило 20% мирового итога. По этому показателю Россия тогда занимала первое место в мире. В 1997 г. добыча составила 306 млн т, что соответствовало 9% мирового итога и третьей позиции в мире (после Саудовской Аравии и США).

 

Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности.     

 Развитие  нефтяной, нефтеперерабатывающей и  обслуживающих их отраслей промышленности  и транспорта определили в XX в. целую эпоху, в которой пересеклись  экономические, политические, национальные  и религиозные интересы многих  стран мира. Противоречия разных  государств решались дипломатическими  и военными путями. Борьба за  источники нефти лежит в основе  государственной политики промышленных  государств мира. В настоящее  время такую «нефтяную» политику  и дипломатию особенно агрессивно  проводят США.

Нефтяная промышленность — одна из самых монополизированных горнодобывающих отраслей. В большинстве стран мира, кроме тех, где она находится в ведении государственных компаний, отрасль полностью контролируется крупнейшими ТНК, штаб-квартиры которых находятся в США ("Эксон", "Мобил ойл", "Тексако", "Шеврон"), а также в Западной Европе (ТНК Великобритании "Бритиш петролеум" и совместная Великобритании и Нидерландов "Роял Датч-Шелл"). Постепенно с середины 80-х гг. они начали терять свои некогда ведущие позиции среди крупнейших промышленных ТНК мира. 

Это было обусловлено созданием в 60-е гг. странами — экспортерами нефти организации ОПЕК, куда вошли Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, а позднее Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Эквадор (в 1990 г. Эквадор вышел из ОПЕК), т.е. главные страны — продуценты нефти. Борьба стран-членов ОПЕК за право распоряжаться нефтью на своей территории привела к резкому повышению цен на нее в 70-е и 80-е гг. и последовавшими за этим энергетическими кризисами. Национализация в странах ОПЕК нефтяной промышленности и создание государственных компаний поставили под их контроль более 4/5 запасов нефти, до 1/2 добычи и около 1/5 мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Однако ТНК продолжают влиять на деятельность ОПЕК в сфере технологии, оборудования и оказывать давление в области цен (резкое падение цен в 1998 г. сильно ударило по доходам всех стран — продуцентов нефти).    

 Достоверные  запасы нефти в мире на начало 1998 г. оценивались в 139,7 млрд. т., среди которых значительная часть (от 1/4 до 2/5) расположена в акваториях морей. Основная часть нефти залегает в странах Ближнего и Среднего Востока — более 2/3. На втором месте Центральная и Южная Америка — 1/8, Восточная Европа — 1/15, Африка — 1/15, в остальной Азии — 1/20. В крупнейшем потребителе нефти — Северной Америке — всего 1/30, а в Западной Европе -1/60 мировых запасов. Такое распределение ресурсов нефти предопределяет все экономические и политические межгосударственные и межрегиональные отношения, связанные с ее добычей, транспортировкой и потреблением.      

В географии мировой нефтяной промышленности за 1950-1995 гг. произошли большие изменения. До Второй мировой войны 4/5 добычи нефти приходилось на Северную и Южную Америку. Но уже после войны с открытием крупных месторождений нефти на Ближнем и Среднем Востоке, а также в СССР доля Америки стала быстро снижаться.        

 Важнейшие  результаты региональных сдвигов  в размещении добычи нефти:  

1)разрушение  мощного потенциала нефтедобывающей  промышленности Восточной Европы, регион отброшен назад — к  уровню 60-х и 70-х гг.;    

2)превращение  Азии в лидера нефтедобычи  в мире;  

   3)создание крупной добычи нефти в Западной Европе, а также в Африке;     

4)уменьшение  доли Северной и Южной Америки  в добыче нефти.      

 Роль нефтедобывающей  промышленности в Азии стала  больше соответствовать географии  запасов нефти в мире.     

 Существенно  изменилась роль отдельных государств  в отрасли:  

1)СССР в 1987-1988 гг. достиг максимального уровня  добычи нефти среди всех нефтедобывающих  государств — 624 млн. т., который не  превзошла ни одна страна за  всю историю нефтяной промышленности; в 90-е гг. резко упала добыча нефти на территории России и других стран СНГ;   

2) лидерами в  добыче нефти стали США и Саудовская Аравия (суммарно они дают 1/4 добычи нефти в мире);   

3)обнаружение  и освоение ресурсов нефти  в Северном море вывело Норвегию  и Великобританию в число десяти  ведущих нефтедобывающих стран  мира;   

4) крупным продуцентом  нефти стала КНР;   

5) из числа  ведущих в отрасли временно  выбыл Ирак.          

 Все происшедшие  сдвиги в добыче нефти привели  к снижению ее территориальной концентрации: в 1950 г. десять ведущих государств добывали 94% нефти в мире, а в 1995 г. уже только 64%. Соответственно в 1950г.  свыше половины нефти добывала одна страна, в 1980 г. — три страны, а в 1995 г. — шесть. Это оказало сильное влияние на торговлю нефтью, проведение торговой политики нефтедобывающими государствами и покупателями нефти, существенно изменило грузопотоки нефти в мире. Тем самым формируется новая география нефтяной промышленности мира.  

Внешняя торговля нефтью в 1950—1995 гг. отличалась постоянным  ростом ее экспорта: в 1955 г. — 254 млн. т (или 33% всей добытой нефти),  в 1990 г. — 1365 млн т (экспортная квота — 47%) и в 1995 г.

1631 млн. т. (экспортная  квота достигла 49,4%). Нефть стала  самым массовым продуктом внешней  торговли. Около 45% экспортируемой нефти  приходится на страны Азии (в 1955 г. — 28%), т.е. доля региона как ведущего  мирового экспортера нефти существенно  возросла, несмотря на появление  новых нефтедобывающих стран.  Лидером в экспорте нефти до 70-х гг. была Венесуэла, а к 80-м гг. вперед вышла  Саудовская Аравия (19% экспорта нефти в мире в 1995 г).

Нефтеперерабатывающая промышленность. Ее развитие было обусловлено ростом спроса на осветительный керосин в первый период ее становления в конце XIX и начале XX в., а затем бензин — в связи с потребностями автомобильного и авиационного транспорта. В годы Второй мировой войны возрос спрос на дизельное топливо и мазут. Вплоть до нефтяного кризиса 70-х гг. дешевая нефть сделала мазут главным видом топлива для ТЭС, особенно в Западной Европе. Становление реактивной авиации вынудило увеличить выход керосиновых фракций для нее. С 80-х гг. непрерывно растет потребление дизельного топлива для разных видов автомобильного транспорта, тракторного парка. Одновременно увеличивается спрос на смазочные масла. Все это определяло функционирование отрасли, структуру вырабатываемой продукции, особенно во второй половине XX в.    Нефтехимическую промышленность объединяет с нефтеперерабатывающей прежде всего общность многих технологических процессов переработки сырья. Структура производств нефтехимического предприятия подчинена задачам получения исходных углеводородов для последующего синтеза полимерных материалов. Поэтому выбор направления переработки нефти на топливные продукты или сырьевые — для химического использования определяется экономическими, экономико-географическими и другими особенностями страны и конкретного ее района. Это сильно влияет на размер предприятия и структуру вырабатываемых продуктов, их утилизацию или передачу другим заводам, например химическим.

Научно-технический прогресс в нефтеперерабатывающей промышленности был направлен на увеличение глубины переработки нефти. Она достигла 80-90% выхода светлых нефтепродуктов и была связана с внедрением вторичных процессов каталитического риформинга, крекинга и т.д. Одновременно с этим шло увеличение мощностестей отдельных агрегатов НПЗ. В связи с этим сокращается количество неутилизуемых отходов переработки нефти (например, гудрона, которым покрыто дно Бакинской бухты в Азербайджане и сбросы которого имеются у старых НПЗ). Глубина переработки нефти стала не только важным технологическим, но и определяющим экономическим показателем, характеризующим состояние отрасли и хозяйства стран и регионов мира. Концентрация переработки нефти на одном предприятии (мощности НПЗ существенно различаются: от 1 до 30 млн. т перерабатываемой нефти в год) также зависит от экономических и экономико-географических особенностей размещения каждого конкретного НПЗ в стране.        

 Нефтепродукты  — результат конечной работы  отрасли — все шире стали  использоваться для индивидуального  потребления (бензин для автомобилей, находящихся в личной собственности, для отопления жилищ и т.д.). Это, наряду с промышленным потреблением  мазута, определяет рост их производства. Получение бензина за 1960-1994 гг. увеличилось  с 246 млн. до 775 млн. т, мазута — с 285 млн. до 653 млн. т. Дизельного топлива  в 1994 г. все НПЗ мира дали 884 млн. т. Стоимость нефтепродуктов намного  выше, чем сырой нефти (бензина  в 7-10 раз), что определяет выгоды  развития отрасли. Спрос на дизельное  топливо и бензин непрерывно  растет, что обусловливает высокие  показатели их получения в  расчете на душу населения. В 1994 г. в мире производили 138 кг бензина  в среднем на одного жителя (в Сингапуре — 1468 кг, США— 1204, Кувейте  — 1084 кг; в большинстве промышленно  развитых стран — от 300 до 500 кг; в России — 182 кг).        

 Структура  производства важнейших нефтепродуктов в мире отражает технологические, а главное экономические особенности развития  нефтяной промышленности и потребления продукции нефтепереработки. На разных этапах менялись цены на первичные виды топлива, на объемы их потребления. Это видно на примере роли бензина, мазута и дизельного топлива в структуре продукции нефтеперерабатывающей промышленности мира в 1960-1995 гг.. Соотношение их в общем количестве продукции нефтеперерабатывающей промышленности изменялось.      

 Производство  мазута из дешевой до кризиса 70-х гг. нефти составляло почти  половину всех нефтепродуктов (40-45%). Он использовался как эффективное  топливо для электростанций многих  стран мира. Нефтяные кризисы 70-80-х  гг. не только способствовали  внедрению энергосберегающих технологий, но и изменяли топливную структуру  тепловых электростанций, где падало  потребление мазута. В 1995 г. мировое  производство мазута уменьшилось  до уровня 60-х гг. (1970 г. — 683 млн. т, 1976 г. — 762, 1994 - 653 млн. т). Главным видом нефтепродуктов в 90-е гг. стало дизельное топливо.

География нефтеперерабатывающей промышленности отличается от размещения добычи нефти. Так, в середине 90-х гг. на Северную Америку и Западную Европу суммарно приходилось около 31% от добываемой в мире нефти, но они располагали 43% мощностей  нефтепереработки. Азия, дававшая 38% нефти в мире, имела лишь 2% мощностей НПЗ, значительная часть которых в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока создана лишь в конце 80-х. В Восточной Европе в связи с падением добычи нефти мощности НПЗ (17% мировых) также значительно больше, чем добывают нефти (10% в мире). В остальных регионах они или совпадают (австралия) или мощности НПЗ меньше количества добываемой нефти (Африка, Южная Америка).                                    

Информация о работе География мирохозяйственных связей нефти и газа