Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Отсутствие должного объема инвестиций в основные фонды отечественной инженерной инфраструктуры на протяжении последних десятилетий, при одновременном росте объема нагрузок на коммуникации серьезно тормозят развитие экономики. Поэтому неудивительно, что внимание проблемам энергосбережения сегодня уделяется на самом высоком уровне. Так, в подписанной президентом Дмитрием Медведевым «Стратегии национальной безопасности РФ» одним из главных направлений в экономической сфере названа энергетическая безопасность, которая во многом зависит от энергосберегающих технологий. Следовательно, актуальность темы определяется особой ролью электроэнергетики страны в реформировании экономики России.
Цель данной работы: рассмотреть проблемы энергосбережения в России и пути их решения.

Содержание работы

Введение
1. Энергосбережение как энергетический ресурс
1.1 Содержание понятия «энергосбережение»
1.2 Цели и принципы энергосбережения
1.3 Задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности
2. Проблемы энергосбережения в России и пути их решения
2.1 Современное состояние развития энергосбережения в России
2.2 Основные направления эффективного энергопотребления
2.3 Потенциал энергосбережения
3. Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы энергосбережения в России .doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

Итак, за счет технологического процесса снижение энергоемкости равно  только 1 % в год, за счет структурных  сдвигов – на 3 %, и в результате получаем нужные 4 %. Но в перспективе  эти структурные сдвиги существенно замедлятся, и задача снижения энергоемкости на 4 % в год становится очень трудно выполнимой. Для определения потенциала снижения потребления энергии, которым располагает Россия, был проведен анализ различных секторов экономики, на основании которого выявлены необходимые действия для его реализации. Все рассматриваемые объекты или установки были условно поделены на три группы. Каждой группе присвоен свой цвет по принципу светофора. Зеленый цвет обозначает самые энергоэффективные из действующих в настоящее время установки и объекты, соответствующие лучшим мировым образцам с наименьшей величиной удельного потребления энергии или близкими к нему показателями, желтый – объекты, которые соответствуют средним мировым образцам, красный – количество установок, нуждающихся в срочной замене или модернизации. На рис.2 можно видеть пример распределения объектов по уровню энергоэффективности [11].

 

 

Рисунок 2 - Распределения объектов по уровню энергоэффективности

 

Эти кривые низкой энергоэффективности  и есть тот ресурс энергосбережения, обозначенный желтым и красным цветом над зелеными зонами, который можно использовать для обеспечения экономического роста. В разных секторах – и в промышленности, и в тепловых сетях, и в котельных, и в зданиях – располагается просто фантастический потенциал энергосбережения.

При выполнении данной работы ЦЭНЭФ проанализировал все электростанции, выборочно около 300 систем теплоснабжения, для которых создавались специальные программы, проводились обследования, т. е. использовались совершенно реальные данные, а не академические расчеты. ЦЭНЭФ рассмотрел 38 секторов потребления энергии, включая производство многих промышленных продуктов. И если посмотреть на суммарную кумулятивную оценку потенциала энергосбережения (рис.3), то золотистая зона – это потенциал энергосбережения, которым страна располагает [11].

 

Рисунок 3 - Суммарная кумулятивная оценка потенциала энергосбережения

 

Если говорить о техническом  потенциале повышения энергоэффективности, то он составляет 420 млн т. у. т., а это 45 % от сегодняшнего уровня потребления. Это равно 2 % мирового потребления энергетических ресурсов и соответствует почти годовому приросту потребления.

Приростные капиталовложения, т.е. дополнительные, которые страна должна была бы вложить в повышение энергоэффективности, составляют 324–357 млрд долл. США. По сравнению с триллионом долларов, которые необходимо вложить в обеспечение наращивания производства различного рода энергетических ресурсов, увеличение добычи нефти, газа, производство электроэнергии на тепловых, атомных, гидроэлектростанциях и возобновляемых источниках и т.п., это не так много. Как распределен данный потенциал? Существует мнение, что он находится в топливно-энергетическом комплексе и в промышленности. Однако исследование показало, что главный потенциал находится в зданиях, включая жилые, общественные, коммерческие и другие строения, кроме промышленных (рис.4). За ними следуют промышленность, электротранспорт, электростанции, производство топлива, здания сферы услуг, котельные и т. п.[11].

 

Рисунок 4 - Распределение потенциала энергоэффективности по секторам экономики

 

Итак, если мы ставим себе задачу снизить энергоемкость ВВП на 40 %, то снижение энергоемкости ВВП России в 2007–2020 годах до заданного уровня возможно только при следующих условиях:

  • при реализации политики, нацеленной на полную ликвидацию разрыва в уровнях энергоэффективности технологий производства основных товаров и услуг в России с лучшими мировыми образцами к 2030 году;
  • при использовании более жесткого, чем в «инновационном» сценарии (снижение энергоемкости на 4% в год), графика повышения цен на энергоносители: после 2012 года цены должны расти на 13 % в год вплоть до 2020 года.

Внедрение обязательных стандартов энергоэффективности для  новых и реконструируемых зданий является одним из наиболее экономически эффективных способов обеспечения  экономии энергии в жилом секторе.

Для того чтобы страна приблизилась к индустриально развитым странам по показателям удельной энергоемкости промышленного производства, необходимо было разработать новую государственную программу по развитию топливно-энергетического комплекса. Осуществление широкой модернизации как добычи, так и переработки топливно-сырьевых ресурсов, изменение самой структуры ресурсопотребления в теплоэнергетических системах и широкое применение энергосберегающих технологий – вот основные направления государственной программы.

 

3. Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года

 

Цель Программы - рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах Российской Федерации и снижения энергоемкости ВВП по сравнению с 2007 г.[6].

Основной задачей Программы является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет:

  • запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики РФ;
  • реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.
  • сохранение и расширение потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счёт сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке;
  • снижение объёмов выбросов парниковых газов.

В качестве основы проведения программы предлагается государственно-частное  партнерство, базирующееся на стимулировании энергосбережения:

  • возмещение части расходов на уплату процентов по кредитам и займам по программам энергосбережения;
  • предоставление налогового инвестиционного кредита на мероприятия повышения энергоэффективности;
  • предоставление госгарантий по кредитам, связанным с проведением мероприятий повышения энергоэффективности;
  • применение ускоренной амортизации на энергоэффективное оборудование;
  • предоставление субсидий субъектам федерации.

Снижение энергоемкости  ВВП на 40% планируется достигнуть за счет сочетания двух групп факторов:

  • естественное сокращение энергоемкости за счет внедрения в обиход более технически совершенных устройств и материалов. Ожидается снижение энергопотребления в результате этих процессов 26,5%;
  • мероприятия, поддерживаемые Госпрограммой: снижение энергоемкости ВВП на 13,5%, расширение использования возобновляемых источников энергии.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и  показатели её социально-экономической  эффективности

 

Заключение

 

Любое реформирование требует изменения мировоззрения, выработку нового мышления. Российский менталитет формировался в условиях огромной территории страны и обладания богатейшими ресурсами. Став частью мировой экономической системы, российская экономика сегодня просто вынуждена совершить технологический рывок, или она окончательно превратится в топливно-сырьевую периферию развитых стран. Энергосбережение – ключевое слово новой экономической политики страны.

В вопросах энергосбережения и повышения энергоэффективности  важно организовать четкое взаимодействие с бизнес-сообществом, а также  задействовать человеческий фактор, обеспечив информационную и образовательную поддержку мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В условиях сложившихся темпов развития научно-технического прогресса в мире если не провести настоящей реформы в энергетике страны, то в ближайшем будущем ТЭК окажется тормозом ее развития. Объемы производства топливно-энергетических ресурсов смогут обеспечить лишь внутренние потребности страны. В этом случае экспорт этих энергоресурсов из России должен быть практически прекращен с потерей внешних рынков, валютного дохода и источников финансирования отечественной промышленности.

Из всего вышесказанного следуют важные выводы:

1. Энергосбережение играет  ключевую роль в снижении энергоемкости  национальной экономики и существенно  влияет на темпы роста ВВП.

2. Необходимо усиление  роли государства в плане реализации  законов и федеральных программ  по энергоэффективности и энергосбережению. Одна из главных задач — запуск механизмов стимулирования к энергосбережению.

Ключевое место в Энергетической стратегии России на период до 2020 года принадлежит проблеме энергоэффективности и управления спросом на энергию.

Сохранение высоких темпов экономического роста национальной экономики возможно только при условии повышения уровня энергосбережения в промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, при производстве, транспортировке и распределении энергии.

Главной движущей силой  в проведении энергосберегающей политики является государственный сектор, а ее экономической основой – самоокупаемость затрат на выполнение энергоэффективных проектов, включенных в федеральные и региональные программы энергосбережения.

Реализация комплекса мер правового, административного и экономического характера, намеченных в Энергетической стратегии и стимулирующих энергосбережение, будет способствовать устойчивому развитию экономики России, обеспечивая тем самым ее энергетическую безопасность, представляющую собой неотъемлемую часть всей системы национальной и экономической безопасности Российской Федерации.

Итак, Российская Федерация  располагает одним из самых больших  в мире технических потенциалов  повышения энергоэффективности, который  составляет более 40% от уровня потребления энергии. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.

 

Список используемых источников

 

  1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об энергосбережении» от 03.04.96 №28 (с изм., внесенными ФЗ от 08.05.2010 №83-ФЗ) // Российская газета. - № 3181. - 2003.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» от 26.02.2004 №109 (с изм., внесенными ФЗ от 05.04.2010 №216). // Российская газета. - № 3422. - 2004.
  3. ГОСТ Р 51387-99, введенный Постановлением Госстандарта России от 30.11.1999. №485-ст.
  4. Комолов Д.А. Энергоэффективность / Д.А. Комолов // Экономика и ТЭК сегодня. – 2008. - №11. – С.35-45.
  5. Макаров А. Тенденции развития мировой энергетики и энергетическая стратегия России / А. Макаров, В. Фортов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-m.ru. - 2004.
  6. Проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической энергосбережения и повышения энергетической эффективности эффективности на период до 2020 года на период до 2020 года. – М.: Энергосовет №4. - 2009. – 14 с.
  7. Ратников Б.Е. Управление энергосбережением: Учебное пособие / Б.Е. Ратников, А.В. Чазов. - Екатеринбург: УГТУ, 1998. - 105 с.
  8. Рогов С.М. Государство и топливно-энергетический комплекс: стратегия развития / С.М. Рогов. - М.: Наука, 2004. – 143 с.
  9. Саенко В.В. Энергетическая стратегия России до 2020 г. Пути повышения энергоэффективности / В.В. Саенко // ТЭК. – 2004. - №4. – С.124-125.
  10. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. - М.: Приор, 2003. – С.26.
  11. Энергоэффективность в России: скрытый резерв // Отчет Всемирного Банка. - М.: ЦЭНЭФ, 2009. - 166 с.



Информация о работе Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года