Государственное регулирование внешнеэкономических связей регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования внешнеэкономических связей регионов.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты внешнеэкономических связей регионов;
Изучить сущность и структуру государственного регулирования внешнеэкономических связей регионов;
Выявить основные направления государства в регулировании внешнеэкономических связей;
Проанализировать правовую базу регулирования внешнеэкономических связей;
Рассмотреть основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие и методики государственного
регулирования внешнеэкономических связей регионов ………………….5
Сущность внешнеэкономической деятельности ……………………5
Содержание государственного регулирования
внешнеэкономических связей
регионов, его сущность ………………………………………………6
Правовые основы регулирования внешнеэкономических связей ..10
Таможенное и налоговое регулирование
внешнеэкономических связей…………………………………………..12
2.1. Элементы государственного регулирования …………………….….12
2.2. Акциз и НДС как экономические инструменты
регулирования экспорта и импорта ………………………………….13
Формы и значение внешнеэкономических связей для экономики
регионов России ………………………………………………………….18
4. Направления совершенствования системы
государственного регулирования внешнеторговой деятельности …………22
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая РЭУ.docx

— 62.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Региональная экономика и управление»

Тема: Государственное регулирование внешнеэкономических связей регионов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

  1. Понятие и методики государственного

регулирования внешнеэкономических  связей регионов ………………….5

    1. Сущность внешнеэкономической деятельности ……………………5
    2. Содержание государственного регулирования

внешнеэкономических связей

регионов, его сущность ………………………………………………6

    1. Правовые основы регулирования внешнеэкономических связей ..10
  1. Таможенное и налоговое регулирование

 внешнеэкономических  связей…………………………………………..12

     2.1. Элементы государственного регулирования …………………….….12

     2.2. Акциз и НДС как экономические инструменты

             регулирования экспорта и импорта ………………………………….13

  1. Формы и значение внешнеэкономических связей для экономики

регионов России ………………………………………………………….18

4. Направления совершенствования системы

государственного регулирования  внешнеторговой деятельности …………22

Заключение ………………………………………………………………………26

Список литературы ……………………………………………………………..29

 

Введение

Наличие эффективной системы  внешнеэкономических отношений, позволяющих  интегрироваться в общее мировое  хозяйство, - одно из непременных условий  успешного развития любого государства. Внешнеэкономическая деятельность в настоящее время – это  важнейшая составляющая, которая  формирует структуру, динамику и  устойчивость национальной экономики.

Процесс глобализации захватывает  весь мир. Экономику стало трудно определить границами страны, наоборот, границы становятся все более  размытыми. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное  разделение труда – всё это  несет в себе ощутимые выгоды для  сотрудничающих сторон. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.

Развитие рыночных отношений  в России и перспективная задача вступление в ВТО существенно  повысили роль государственного регулирования  внешнеэкономических связей. Данная функция государства способствует максимально эффективному включению  российского народнохозяйственного  комплекса в мировые экономические процессы, как равноправного партнёра. Более того, эффективные механизмы государственного регулирования внешнеэкономических связей позволяет России использовать преимущества международного разделения труда, изменить структуру экспорта и импорта, осуществить производство товаров с высокой долей добавленной стоимости

Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования  внешнеэкономических связей регионов.

Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие  задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты внешнеэкономических связей регионов;
  2. Изучить сущность и структуру государственного регулирования внешнеэкономических связей регионов;
  3. Выявить основные направления государства в регулировании внешнеэкономических связей;
  4.      Проанализировать правовую базу регулирования внешнеэкономических связей;
  5. Рассмотреть основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.

 

      1. Понятие и методики государственного регулирования внешнеэкономических связей регионов
        1. Сущность внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность России представляет собой совокупность направлений,   форм   и   методов   торгово-экономического,   научно-технического сотрудничества, а также валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами.

Внешнеэкономическая деятельность организаций связана с перемещением товаров через таможенную границу  Российской Федерации, приобретением  или продажей за рубеж товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности.  Ввиду того, что  эта весьма разнообразная деятельность связана с притоком или оттоком  из Российской Федерации валютных ценностей, она регулируется государством.1

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством  таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.2

Установлены также государственная  монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, ограничения  и запрет на ввоз или вывоз товаров  исходя из соображений экономической  политики, выполнения международных  обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего  потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные  или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.  Организация, занимающаяся внешнеэкономической деятельностью, имеет право выбора и замены таможенного режима, осуществление которого не зависит от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров, если иное не предусмотрено ТК РФ и другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.

Основными целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является:

  • использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
  • содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
  • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
  • защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
  • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
      1. Содержание государственного регулирования внешнеэкономических связей регионов, его сущность

Внешнеэкономические связи — это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий других форм экономического сотрудничества.

Через внешнеэкономические связи  осуществляется международное разделение труда, имеющее целью экономию общественного  труда в процессе производства и  обмен его результатами между  различными странами. Международный  обмен товарами экономически целесообразен  для страны, если она затрачивает  на производство экспортных товаров  меньше общественного труда, чем  должна затрачивать на производство товаров, взамен импортируемых, на средства, вырученные от экспорта.

Стратегия развития внешнеэкономических  связей направлена на улучшение положения  России в системе международного разделения труда, расширение рынков сбыта  продукции, достижение устойчивого  экономического и социального роста.

Для этого государством предусматриваются  меры по развитию экспортного потенциала, рационализации импорта, повышению  конкурентоспособности продукции  отечественных предприятий на мировом  рынке, привлечению иностранных  инвестиций для технологической  модернизации производства, обеспечению  экономической безопасности страны.

Политика внешнеэкономического регулирования  должна в своей сущности определять условия и обстоятельства, позволяющие  осуществлять систему экономических, организационных, политических мер  для развития внешних отношений  данной страны.

Государственное регулирование внешнеэкономических  связей – это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

 Оно является составной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др.  Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах. Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и т.д.  Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри - и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.  Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики. 

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.  Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.  Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли. 

Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.3

Свобода торговли - означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.

Эффективность механизма  регулирования внешнеэкономических  связей может быть оценена с помощью  следующих критериев4:

  • Эффективность использования и распределения имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны.
  • Влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций.
  • Обеспечение занятости населения.
  • Распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне.
  • Стабильность цен.
  • Качество жизни в обществе.
  • Экономическая безопасность страны.

Механизм регулирования  международных экономических отношений  состоит из двух взаимосвязанных  элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических  связей находится под определенным влиянием международных рычагов  и инструментов. Тяжесть этого  влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные  связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

      1. Правовые основы регулирования внешнеэкономических связей

В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  в редакции от 02.02.2006 N 19-ФЗ внешнеторговая деятельность определена как предпринимательская  деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными  правами на них.5

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических связей регионов