Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:17, реферат
Центральный экономический район (ЦЭР) имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.
фосфориты, бурый уголь). За последние десятилетия органическая химия и
производство
азотных удобрений
нефть и газ, поступающие в район по трубопроводам и в цистернах из других
районов (Западная Сибирь, Север, Поволжье и др.). Правда, это сырье
сегодня слишком подорожало.
По развитию химической промышленности ЦЭР лидирует среди других
районов. Здесь производится 10% минеральных удобрений РФ. Фосфорные
удобрения выпускаются в Воскресенске на привозных апатитовых
концентратах. Добыча фосфоритов и их переработка в муку находятся в
Московской и Брянской областях. Главными центрами производства азотных и
сложных удобрений являются Новомосковск и Щекино, а в Смоленской области
- Дорогобуж.
В ЦЭР сложилась крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая
промышленность ( Москва, Ярославль, Рязань). На этой основе, а также на
привозном вторичном углеводородном сырье развивается органическая химия.
Производство синтетических смол и пластмасс находится в Московской и
Тульской областях, а изделий из пластмасс – в Москве, Орехово-Зуеве и в
Сафоново (Смоленская область). Район занимает ведущее место в России по
выпуску химических волокон (Клин. Серпухов, Рязань, Тверь, Щекино, Шуя,
Мытищи).
Перспективное развитие химической промышленности района
сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии и сложной экологической
ситуацией. Химия должна обрести чистые технологии и ориентироваться
прежде всего на внутренний рынок. Целесообразно также укрепление
производственно-экономических связей с местными предприятиями.
3. Легкая промышленность.
На долю района приходится одна треть производства продукции этой отрасли в
РФ. Развитие легкой промышленности здесь обуславливается исторически.
Имеются крупная научно-производственная база, кадры и большой
потребительский спрос, разветвленные транспортно-экономические связи.
Старейшей и самой крупной отраслью легкой промышленности является
текстильная. В районе производится почти 83% хлопчатобумажных, 78% льняных,
более 58% шерстяных, 43% шелковых тканей России. Почти вся текстильная
промышленность работает на привозном сырье. Кроме этого, в больших
масштабах используются химические волокна, производимые местными
комбинатами. В текстильной промышленности развивается внутриотраслевая
кооперация в рамках единого технологического цикла. Также существуют
значительные межотраслевые связи, например, с машиностроением, химической
промышленностью, сельским хозяйством района. В настоящее время из-за
экономических трудностей, кризиса неплатежей, дефицита сырья, большей
частью устаревшей технологии и оборудования производство тканей резко
сокращается. Но на предприятиях, выпускающих качественную продукцию заметно
возрастает ее экспорт, в том числе в страны Западной Европы.
В ЦЭР
развиваются также
такими крупными полиграфическими комбинатами как «Правда», «Известия» в
Москве, а также в Чехове Московской области, в Твери, Ярославле, Владимире,
пищевая, промышленность строительных материалов и строительная индустрия,
целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности.
4. Электроэнергетика.
Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая
электроэнергетика. Определенное значение имеет топливная промышленность.
ЦЭР 0- один из самых крупных в РФ производителей электроэнергии, а также
тепла.
В столичном регионе
топлива природный газ и мазут, иногда уголь. Каширская и Шатурская ГРЭС
раньше использовали местный торф, а теперь работают на природном газе. На
углях подмосковного бассейна действуют Новомосковская, Черепетская,
Щекинская ГРЭС в Тульской области. Роль гидроэлектростанций в
электробалансе района невелика. Недавно пущена в эксплуатацию Загорская
гидроаккумулирующая станция (ГАЭС – Сергиев Посад) для снятия пиковых
нагрузок в энергосистеме. Все электростанции объединены в Центральную
энергосистему, которая является главным связующим звеном Единой
Энергосистемы (ЕЭС) России, а также стран СНГ. Через Смоленскую АЭС,
Беларусь и Польшу предполагался выход ЕЭС РФ в Западную Европу. Возможности
значительного увеличения масштабов производства электроэнергии в ЦЭР
ограничены не столько из-за дефицита энергоносителей, сколько по причине
экологически опасных оборудования и технологии, особенно АЭС,
5. Агропромышленный комплекс.
Агропромышленный комплекс в ЦЭР развивается довольно интенсивно.
Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции
Нечерноземной зоны РФ. Возрастает его значение в общероссийских сборах
ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также
в производстве молочной и мясо-молочной животноводческой продукции.
Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства:
1) северо-западная льняная и животноводческая со значительной
переработкой молока (Смоленская, Тверская. Костромская области)
2) зона товарного овощеводчества (Ярославская область)
3) центральная зона – специализирована на производстве овощей,
картофеля, молока, говядины, свинины, мяса птицы (развито
пригородное хозяйство – Московская область, часть Ивановской и
Владимирской областей)
4) южная зона – основная зерновая база района, в том числе по
выращиванию пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, зернобобовых и др.
культур. Из технических культур возделываются и
перерабатываются на месте сахарная свекла и картофель –
Орловская и др. области.
6. Транспортный комплекс.
ЦЭР отличается особенно развитым транспортным комплексом. По
плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно
превосходит среднероссийский показатель. Район первенствует в РФ по
протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный
баланс пассивен. Крупнейший транспортный центр – Москва, которая является
узлом 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных
воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути
европейской части РФ.
Информация о работе Характеристика Центрального экономического района