Характеристика хозяйства Дальневосточного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

Дальний Восток занимает уникальное географическое положение. в России. Он расположен на северо-восточной оконечности Евразийского материка, протянувшегося почти на 4 тыс. км вдоль Тихого океана, и в то же время широким фронтом выходит к Северному Ледовитому океану. ДФО часто называют тихоокеанским фасадом России, соседствующим с США, Китаем, Японией и КНДР. На долю округа приходится 29% (17,7 тыс. км с островами) общероссийской береговой линии, включающей первоклассные заливы и бухты, в том числе и незамерзающие на юге Приморья. ДФО — обширная территория с разнообразными природными ландшафтами и довольно различными климатическими условиями.

Содержание работы

Введение
1. Общая экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа
2. Население и трудовые ресурсы
3. Природно-ресурсный потенциал
4. Отрасли специализации района
5. Перспективы развития района
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

региональная экономика.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Основные центры —  Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Арсеньев. В округе представлены также отрасли машиностроения по производству и ремонту сельскохозяйственных машин, средств транспорта, Техники для горной и лесной промышленности. Развито военное судостроение.

Передовые отрасли военно-промышленного  комплекса опираются на научный  потенциал европейской части  страны. Это сборочные и ремонтные заводы — самолеты «Су» (Комсомольск-на-Амуре многоцелевые вертолеты «Черная акула» (Арсеньев), атомные подводные лодки (Большой Камень).

Топливно-энергетический комплекс ДФО развивается опережающими темпами. Если в 2000 г. здесь добывалось 28,4 млн т угля, то в 2005 г. его добыча составила 32,5 млн т. Основными источниками добычи углей были предприятия Приморского, Хабаровского краев. Сейчас ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якутскому угольному бассейну. Добыча нефти возросла ; с 3,7 млн т в 2000 г. до 4,4 млн т в 2005 г., причем нефть с северо-востока Сахалина поступает по двум нефтепроводам в Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск.

Производство электроэнергии на ДФО возросло с 38,8 млрд кВт-ч в 2000 г. до 40,6 млрд кВт-ч в 2005 г. В южной зоне Дальнего Востока сосредоточены основные электроэнергетические мощности, объединеннные в единую энергосистему. Энергоузлы на севере района работают изолированно, отличаются меньшей мощностью и обеспечивают «шальные потребности. В южной части района преобладают ГРЭС | и ТЭЦ; крупнейшая ГЭС — Зейская, кроме нее работают ГЭС на Вилюе и Колыме, а на севере — Билибинская АТЭЦ. Перед районом стоит задача удовлетворить энергетические потребности за счет собственных ресурсов.

Сельское хозяйство. В  вопросах социально-экономического развития ДФО важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95% посевной площади Дальнего Востока. Из 3 млн га посевных площадей района под зерновыми культурами занято примерно 40%, под соей — 35%, под картофелем и овощами — 6—7%, под кормовыми — 15—20%. Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но их урожайность пока остается ниже среднероссийской. На долю Дальнего Востока приходится более 90% всех посевов сои. В южной части района выращивается картофель и овощи. Горные таежные районы богаты пушным и другим промысловым зверьем, поэтому здесь развит охотничий промысел и звероводство. На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. Продуктивность крупного рогатого скота ниже среднероссийского уровня. По разведению крупного рогатого скота и свиней выделяются Приморский край и Амурская область, оленей — Якутия, Магаданская и Камчатская области.

Мясная продукция завозится  сюда из Западной Сибири, европейских  районов и зарубежных стран, поэтому  важнейшей проблемой является полная обеспеченность населения свежими  молочными продуктами и мясом. Некоторые  регионы Дальнего Востока полностью обеспечивают себя собственным картофелем и овощами и даже имеют избытки этой продукции. Большое значение имеет дальнейшее развитие тех отраслей сельского хозяйства, по которым Дальний Восток специализируется в общероссийском разделении труда: выращивание сои, риса, клеточное звероводство, пантовое оленеводство, культивирование и сбор лекарственных трав. ДФО располагает возможностями как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.

 

5. Перспективы  отраслевого и территориального развития

дальневосточный округ география население экономика

Для устойчивого развития экономики ДФО принципиальное значение имеет реализация важнейших инвестиционных программ федерального значения. Проект «Сахалин-1» предусматривает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных у северо-восточного побережья острова Сахалин. Потенциальные запасы отмеченных месторождений равны 307 млн т нефти и 485 млрд м3 газа. Капитальные вложения, по мнению экспертов, оцениваются более чем в 12 млрд дол. США. Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами в 150 млн т нефти и 500 млрд м3 газа. Проекты «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Сахалин-5» будут поставлять 15 млрд м3 газа в Китай и 10 млрд м3 газа - в Южную Корею. В Республике Саха (Якутия) разворачивается строительство большого транспортного комплекса — железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск с окончанием строительства в 2010 г. и созданием здесь 20 тыс. новых рабочих мест помимо 4 тыс. рабочих мест, связанных с обслуживанием железной дороги; здесь же требует разрешения важная проблема — создание совмещенного железнодорожно-автомобильного места через р. Лену. Строительство автомобильной дороги «Колыма» будет завершено к 2015 г., она свяжет Якутск и Магадан, капитальные вложения при этом составят 7 млрд руб. Еще более крупным проектом является создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса стоимостью 238 млрд руб. его строительство завершится к 2022 г. Всего в Республике Саха (Якутия) предусматривается реализация 24 инвестиционных проектов, на что будет потрачено 553 млрд. руб. В Приморском крае до 2012 г. планируется реализовать 27 инвестиционных проектов. Речь идет о строительстве высоковольтной линии ВЛ-500 Чугуевка—Находка стоимостью 12,5 млрд руб.; реконструкции железнодорожной станции Находка стоимостью 900 млн руб.; строительстве третьей очереди угольного комплекса в порту Восточный стоимостью 4 млрд руб.; строительстве двух нефтеперерабатывающих комбинатов стоимостью 29 млрд и 87 млрд руб. с созданием 4 тыс. новых рабочих мест.

В Хабаровском крае довольно высокая доля машиностроения в структуре  промышленного производства, что  отразилось на специфике инвестиционных проектов федерального значения. Это  развитие транспортных коммуникаций и машиностроительного комплекса. Всего здесь предусматривается реализация 20 инвестиционных проектов стоимостью 74,5 млрд руб., в том числе высокотехнологичное наукоемкое целлюлозное производство в г. Амурске (стоимость 26 млрд руб.)В составе инвестиционных проектов в Амурской области надо отметить проект по завершению строительства железнодорожной ветки Улан—Эльга (270 км) — до Эльгинского каменноугольного месторождения (11 млрд руб.) с Благовещенской ТЭЦ-1, завершение сооружения Бурейской ГЭС. Реализация всех намеченных проектов в Амурской области позволит создать 6,6 тыс. новых рабочих мест. В Камчатском крае в долгосрочной перспективе предусмотрено организовать 17 инвестиционных проектов общей стоимостью 21 млрд ру6., обеспечивающих создание 3,5 тыс. новых рабочих мест.

К важнейшим из них  относятся: строительство газопровода (381 км) «Собинский район — Петропавловск-Камчатский» (стоимость более 8 млрд б.) и освоение золотосеребряного месторождения  Леутновское ,4 млрд руб). В Корякском  автономном округе предусмотрено реализовать 12 инвестиционных проектов стоимостью 9,2 млрд руб., важнейшие из которых — промышленное освоение золотосеребряных месторождений Аметистовое (3 млрд руб.), Озерновское (2,4 млрд руб.)некоторые другие. В Магаданской области предусмотрено реализовать 17 инвестиционных проектов, в их числе строительство Среднеколымской ГЭС 27 млрд руб.), освоение Ланкрвского и Мелководненского месторождений бурых углей (24 млрд руб.), строительство высоковольтных линий Оратукан—Магадан, Колымская ГЭС — Усть-Ольчуг, а также проекты «Магадан-1» и «Магадан-2» (3,5 трлн руб.) по разработке месторождений нефти и газа тендерных участков шельфа Охотского моря.

Реализация всех инвестиционных проектов в Магаданской области  позволит создать более 3 тыс. новых рабочих мест. В Сахалинской области предстоит реализовать 37 инвестиционный проектов, к важнейшим из которых относятся реконструкция Саринской железной дороги (стоимость 13 млрд руб.), транспортно-энергетический переход материк — Сахалин — остров Хоккайдо Япония) через проливы Невельского и Лаперуза (суммарная стоимость 250 млрд руб.), строительство на Курильских островах 20 рыбоводных заводов (около 8 млрд руб.) и др. В Еврейской автономной области к основным инвестиционным проектам относятся реконструкция автомобильной дороги Биробиджан — Амурзет (стоимость более 1 млрд руб.), подготовка к эксплуатация месторождений нефти и газа (более 8 млрд руб.).

В Чукотском автономном округе предусматривается реализация 2 инвестиционных проектов федерального значения. К важнейшим из них можно отнести промышленное освоение золоторудных месторождений «Майское», «Купол» (стоимость 10,4 млрд руб.) и некоторые другие.

Проект международного значения, предложенный к обсуждению российскими и американскими  учеными, заключается в создании транспортного коридора через Берингов пролив (Сибирско-Аляскинская магистраль), стоимость строительства которой оценивается в 50-60 млрд дол. США. Реализация этого проекта — дело отдаленного будущего.Экономическая комиссия ООН предложила проект «Европа -Республика Корея». Строительство дороги Сеул—Вонсан—Владивосток позволяет вдвое ускорить и наполовину удешевить доставку контейнеров от Пусана (Республика Корея) до Западной Европы. Скорейшая реализация этого проекта позволит Транссибу успешно конкурировать с соперничающим проектом — «Великого шелкового» железнодорожного пути из Японии и Южной Кореи через Китай в Европу. Китай также рассматривает два варианта расширения железной дороги с российским Дальним Востоком: перестройку железной дороги Уссурийск—Гродеково—Суйфэньхэ (123 км) и строительство новой железной дороги Уссурийск—Дунин, что откроет выход китайским грузам к Японскому морю. Полным ходом идет строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий Океан, который должен обеспечить выход сибирской нефти к незамерзающим портам на юге Дальнего Востока.

В настоящее время  существуют несколько разных вариантов  экспорта природного газа из восточных  районов России в страны Восточной  Азии.

1. Республика Саха (Якутия) — Амурская область — Хабаровский край— Приморский край — Северная Корея — Южная Корея.

2. Сахалин — Хабаровский  край — Приморский край —  Северная

Корея — Южная Корея  — Сахалин — Хоккайдо — Хонсю.

3. Восточная Сибирь  — Дальний Восток — страны  Восточной Азии.

Организация в период до 2010 г. поставок природного газа с месторождений.

Сахалинского шельфа в страны Восточной Азии возможна по двум вариантам. Первый предполагает сжижение природного газа на заводе в районе Корсакова и его дальнейшую транспортировку специализированными морскими судами. Проект предусматривает строительство магистрального газопровода от северо-восточного побережья Сахалина до порта Корсаков (625 км), завода по сжижению газа мощностью 9 млн т в год и экспортный терминал. Второй вариант —подача газа по газопроводу в Хабаровский и Приморский края и через пролив Лаперуза в Японию, а также строительство в Находке завода по сжижению газа и терминала по отгрузке сжиженного природного газа. Видимо, окончательное решение о строительстве газопроводов будет принято позже, после наращивания объемов добычи газа. В связи с тем что в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке создана мощная электроэнергетическая база (20% мощности всех электролиний РФ), появилась возможность открытия энергомостов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Трансграничные энергомосты в Амурской области (с Китаем).

Там действуют две  линии электропередачи, по которым  осуществляется экспорт электроэнергии в Северо-Восточный Китай (340 млн  кВт-ч 2004 г.). В будущем такие энергомосты  могут сформироваться на юге Приморского края (с Китаем и КНДР), в Хабаровском крае (с Китаем). В проекте «Малый Китай» к 2010 г. в приграничные провинции Китая можно будет экспортировать до 5 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Основная роль здесь отводится Амурской области. В проекте Большой Китай» отражено взаимное желание экспортировать из России в Китай до 20 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Экспорт таких объемов электроэнергии должен осуществляться по мощным ЛЭП на крупные приемные пункты в приграничных провинциях Китая. Сомнение в перспективе российской энергосистемы с электросистемами стран Азиатско-Тихоокеанского региона вызовет необходимость разработки единых принципов энергообмена и условий работы энергосистем.

Специфика направленности хозяйства ДФО на работу на экспорт ставит вопрос создания современных транспортных коридоров. Расширение внешнеторговых связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, разработка угольных бассейнов и других источников углеводородного сырья потребуют интенсивного роста железнодорожных перевозок, создания развитой сети трубопроводов, сооружения линий электропередач, строительства автодорог, развития портового хозяйства в период до 2025 г. Всему этому будет способствовать создание в округе особых экономических зон, например, в районе города Находки, на острове Сахалин, в Магаданской области и др.

В мире насчитывается  около 50 тыс. таких особых экономических  зон(ОЭЗ), в них занято 60 млн работников, а объем продукции достает 600 млрд дол. США в год. По мнению ученых, отличительное свойство этих зон — притягивание на свои орбиты не только иностранных, но и отечественных государственных и частных инвестиций. Создание на Дальнем Востоке особых экономических зон может значительно повысить экспортный потенциал приграничных районов и восполнить недостаток в них рабочей силы. В соответствии с Федеральным У Ш Н О М от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» эти зоны создаются в целях развития обрабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. На территории ДФО могут создаваться ОЭЗ двух типов — промышленно-производственные ОЭЗ на площади не более 20 км2 и техниковнедренческие ОЭЗ на общей площади не более 2 км2.

Льготный характер деятельности ОЭЗ заключается в таможенном режиме, при котором иностранные товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ. Российские же товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. ДФО располагает рядом территорий, подготовленных для функционирования в качестве ОЭЗ:

Информация о работе Характеристика хозяйства Дальневосточного федерального округа