Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:03, доклад
В 2008 г. объем потерь в системе электроснабжения автономного округа был равен 1850 млн. кВт-ч. Доля потерь в электрических сетях по меркам России невелика: 2,7% в 2009 г. Это результат того, что основная часть электроэнергии потребляется в промышленности и на трубопроводном транспорте на высоком и среднем напряжении. На долю населения приходится лишь 3,6% всего потребления электроэнергии.
Физический износ магистральных и распределительных электрических сетей, находящихся на балансе и обслуживании ОАО "ФСК ЕЭС" МЭС Западной Сибири (Центральный и Восточный РМЭС) и ОАО "Тюменьэнерго", составляет, в среднем, 27%. Физический износ подстанций (ПС) ОАО "ФСК ЕЭС - МЭС Западной Сибири" и ОАО "Тюменьэнерго" находится на уровне 43,9%.
Технический потенциал экономии первичной энергии от реализации мероприятий целевой Программы равен 6,4 млн. т у.т./год, или 15,6% от уровня потребления конечной энергии в 2009 г.
Газоснабжение
В 2008–2013 годах «Газпром» инвестировал в газификацию ХМАО 1,18 млрд руб. В свою очередь Правительство региона выполнило обязательства по строительству распределительных газопроводов, переоборудованию котельных и подготовке потребителей к приему газа. В результате уровень газификации ХМАО вырос на 14% и сегодня составляет 39,2% (в среднем по России — 64,4%).
Работа по газификации региона продолжается. «Газпром» завершает строительство межпоселкового газопровода «п. Белогорье — п. Кирпичный» в Ханты-Мансийском районе округа. Кроме того, ведется разработка проектно-сметной документации по строительству газопровода «АГРС п. Зеленоборский — п. Зеленоборский» в Советском районе.
«Газпром» провел масштабную работу по строительству и реконструкции газотранспортных объектов на территории региона. Так, в 2008–2012 годах объем капитальных вложений компании (с учетом дочерних обществ) составил порядка 50 млрд руб. Средства направлены, в частности, на строительство компрессорных станций на магистральном газопроводе «СРТО — Торжок». Это один из наиболее мощных газотранспортных объектов на территории ХМАО. После строительства КС его производительность составляет 20,5 — 28,5 млрд куб. м на различных участках. Работы проводились для повышения надежности и увеличения объемов поставок газа потребителям России (прежде всего — Северо-Западного региона) и для обеспечения экспортных поставок по газопроводу «Ямал — Европа». Также ведется расширение Пунгинского подземного хранилища газа. Активную емкость хранилища планируется увеличить с 2,5 до 3,5 млрд куб. м газа, а максимальную потенциальную суточную производительность на начало сезона — с 19,6 до 43 млн куб. м.
Алексей Миллер и Наталья Комарова подписали Соглашение о сотрудничестве на 2014–2018 годы.
Документ определяет в качестве
основных направлений совместной работы
развитие системы газоснабжения ХМАО,
в том числе с использованием автономной
газификации, повышение эффективности
топливно-энергетического комплекса,
обеспечение рационального природопользования,
расширение использованиягазомоторного топлива, а также
сооружение и реконструкцию объектов социальной и
В Соглашении отражены обязательства «Газпрома» в области поставок природного газа и продуктов переработки углеводородного сырья, капитального строительства, природопользования, социальной политики и благотворительности.
В ходе реализации инвестиционных проектов «Газпром» будет привлекать на конкурсной основе научные, проектные, геологоразведочные и другие сервисные организации, расположенные на территории округа. Кроме того, «Газпром» обязуется способствовать трудоустройству молодых специалистов по профильным специальностям.
В свою очередь, Правительство
ХМАО будет содействовать установлению
налоговых льгот для организаций, занимающихся добычей, транспор
Нефтеснабжение
По предварительным данным ЦРН, добыча нефти с газовым конденсатом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре за 2013 год составила 255,1 млн т.
Среднесуточная добыча нефти в ХМАО-Югре.
за 2014 год
Всего по округу |
добыча нефти |
бурение |
ввод |
ввод скв. |
январь |
21.513 |
898.046 |
235 | |
февраль |
19.270 |
756.679 |
211 |
Добыча нефти погодам в ХМАО-Югре
Централизованное энергоснабжение. Энергоснабжение сельского хозяйства и децентрализованных потребителей в городах и поселках городского типа.
По состоянию на 1 января 2010 года в состав
автономного округа входит
205 населенных пунктов, в том числе 16 городов
окружного и районного подчинения.
К настоящему времени электроснабжение всех городов автономного округа осуществляется централизованно по электрическим сетям от энергоисточников Сургутская ГРЭС-1 ОАО «Оптовая генерирующая компания-2», Сургутская ГРЭС-2 ОАО «Оптовая генерирующая компания-4», Нижневартовская ГРЭС ОАО «Оптовая генерирующая компания-1».
Кроме того, полностью снабжаются электроэнергией от Тюменской энергосистемы все населенные пункты Советского и Нефтеюганского районов. В Сургутском, Кондинском и Нижневартовском районах в децентрализованном секторе электроснабжения находится незначительное количество населенных пунктов.
По состоянию на 1 января 2010 года в семи районах округа 61 населенный пункт не имеет централизованного электроснабжения, в том числе все населенные пункты Березовского района. Электроснабжение указанных населенных пунктов осуществляется от автономных электростанций.
Существующее состояние электроснабжения населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по районам с указанием количества населенных пунктов централизованного и автономного электроснабжения приведено в таблице 5.
Таблица 5
Наименование районов |
Количество населенных пунктов | ||
всего |
из них по состоянию на 1 января 2010 года | ||
с централизованным электроснабжением |
с автономным электроснабжением | ||
1 Белоярский район |
12 |
8 |
4 |
2 Березовский район |
26 |
- |
26 |
3 Кондинский район |
28 |
25 |
3 |
4 Нижневартовский район |
28 |
24 |
4 |
5 Октябрьский район |
24 |
19 |
5 |
6 Сургутский район |
28 |
25 |
3 |
7 Ханты-Мансийский район |
34 |
18 |
16 |
8 Нефтеюганский район |
13 |
13 |
- |
9 Советский район |
12 |
12 |
- |
Итого |
205 |
144 |
61 |
Одной из наиболее острых проблем является полное отсутствие централизованного электроснабжения Березовского района. В отдельных поселках, расположенных на его территории, при компрессорных станциях (КС) магистральных газопроводов, Пунгинской станции подземного хранения газа, в Игриме и Березово работают газотурбинные или газодвигательные электростанции (ГТЭС или ГДЭС), использующие в качестве топлива природный газ из системы магистральных газопроводов и Березовского месторождения. Они работают круглосуточно.
Снабжение электрической энергией остальных населенных пунктов Березовского района осуществляется от дизельных электростанций (ДЭС), наиболее крупная из которых расположена в с. Саранпауль (мощностью 4 МВт с агрегатами 5х0,8 МВт).
Основными проблемами при эксплуатации ДЭС в условиях отсутствия дорог являются:
доставка в населенные пункты дизель-генераторов;
сезонный завоз дизельного топлива, который возможен только в летнюю навигацию водным путем;
высокая себестоимость электрической энергии, вырабатываемой ДЭС;
нестабильное и некачественное снабжение потребителей электрической энергией.
Только в населенных пунктах Саранпауль, Сосьва, Анеево, Ванзетур, Теги, Няксимволь ДЭС работают круглосуточно, в остальных населенных пунктах они работают по 12 и менее часов в сутки.
Внутрипоселковые электрические сети 0.4-6-10 кВ населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры введены в эксплуатацию в семидесятые годы и ранее, в основном выполнены на деревянных опорах и эксплуатируются в сложных климатических условиях.
Морально и физически устаревшее оборудование внутрипоселковых сетей имеет низкие технические характеристики, не отвечает нормативным требованиям, часто выходит из строя и приводит к продолжительным перерывам в электроснабжении потребителей.
Из-за высокой степени износа (от 30 до 100 %) требуются значительные затраты на эксплуатацию и ремонтно-восстановительные работы внутрипоселковых электрических сетей.
Неблагополучное состояние электрических сетей в поселках не позволяет осуществлять подключение новых потребителей, вследствие чего сдерживается развитие местной промышленности и не улучшаются условия проживания населения.
В настоящее время муниципальными образованиями с имеющимися инвестиционными возможностями проводятся работы по реконструкции внутрипоселковых сетей 0.4-6-10 кВ.
По состоянию на 1 января 2011
года реконструкция внутри поселковых
сетей за период с 1997 по 2010 гг. выполнена
в 43 населенных пунктах и еще требуется
в 108 населенных пунктах автономного округа,
из них переводятся на централизованное
электроснабжение 25 населенных пунктов.
Потребность в реконструкции
внутрипоселковых электрических сетей
0.4-6-10 кВ населенных пунктов Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры приведена
в таблице 6.
Таблица 6
Наименование административных районов |
Всего населенных пунктов |
Из них по состоянию внутрипоселковой электрической сети на 1 января 2011 года | |
реконструкция выполнена |
требуется реконструкция | ||
1 Белоярский |
11 |
2 |
5 |
2 Березовский |
26 |
7 |
13 |
3 Кондинский |
27 |
8 |
16 |
4 Нижневартовский |
23 |
4 |
10 |
5 Октябрьский |
23 |
2 |
20 |
6 Сургутский |
25 |
- |
18 |
7 Ханты-Мансийский |
33 |
17 |
9 |
8 Нефтеюганский |
11 |
2 |
8 |
9 Советский |
10 |
1 |
5 |
Итого Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
189 |
43 |
108 |
Необходимость реконструкции внутрипоселковых электрических сетей обусловлена неудовлетворительным техническим состоянием и является одним из направлений в энергосберегающей политике Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Реконструкция электрических сетей населенных пунктов автономного округа предусматривает реконструкцию, техническое перевооружение и дальнейшее развитие внутрипоселковых сетей, что обеспечит рациональное и эффективное использование энергетических ресурсов в каждом отдельном населенном пункте и в целом по округу.
В программе представлен ориентировочный объем капитальных вложений, необходимый для оказания содействия муниципальным образованиям в реконструкции электрических сетей населенных пунктов, которые переводятся или ранее были переведены на централизованное электроснабжение и электрические сети которых требуют реконструкции.
В связи со значительным моральным и физическим износом существующих электросетей населенных пунктов автономного округа, неудовлетворительным техническим состоянием, не обеспечивающим принятие по вновь построенным линиям электропередачи централизованного электроснабжения, требуется финансовая поддержка из средств бюджета автономного округа.
Также следует отметить, что тарифы на электрическую энергию в зоне децентрализованного электроснабжения колеблются от 3,57 руб./кВтч (без НДС), производимую газотурбинными электростанциями до 36,01 руб./кВтч (без НДС), вырабатываемую дизельными электростанциями.
При этом, в централизованной зоне электроснабжения регулируемые тарифы на низком уровне напряжения для потребителей с числом часов использования мощности менее 5000 часов составляют 2,19 руб./кВтч (без НДС), свободные (нерегулируемые) тарифы по состоянию на июнь 2010 года - 2,63 руб./кВтч (без НДС).
Таким образом, тарифы на электрическую энергию в зоне децентрализованного электроснабжения превышают регулируемые тарифы зоны централизованного электроснабжения в 1,63 - 16,4 раза.
В целях сохранения социальной стабильности необходимо обеспечить покрытие убытков энергоснабжающих организаций в зоне децентрализованного сектора Югры, возникающих в связи с реализацией услуг по социально ориентированным тарифам.
Базовые варианты развития ТЭК Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Целевые параметры энергетической стратегии до 2030 года
В результате проведенного анализа возможных вариантов развития ТЭК округа до 2020 года с перспективами развития до 2030 года Правительству округа предлагается принять как базовые два варианта развития ТЭК. Первый вариант предусматривает увеличение объёмов эксплуатационного бурения в округе до 16.6 млн.м. к 2013 году с сокращением до 12.1 млн.м. к 2030 году. Прогнозируемая добыча при этом составит 253 млн.т. в 2020 году, в 2030 году – 222 млн.т.. Объем поисково-разведочного бурения планируется довести до 1.5 млн.м. к 2020 году. Во втором варианте предлагается сохранение объёмов эксплуатационного бурения на уровне не ниже 10 млн.м. до 2020 года, увеличение объёмов ГРР до 1 млн.м. поисковоразведочного бурения. Прогнозируемая добыча по этому варианту составит в 2020 году 220 млн.т., а в 2030 году – 195 млн.т..
Оптимистический вариант с возможностью сохранения добычи на уровне 280 млн.т. до 2020 года предлагается отклонить, как несоответствующий состоянию ресурсной базы и не обеспечивающий стабильное развитие нефтяной отрасли округа.
Негативные прогнозы предлагается не рассматривать как стратегические варианты Развития.