Интеграционные союзы: проблемы и перспективы (ЕС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:55, реферат

Описание работы

Исторически интеграционные процессы наиболее четко проявились в Западной Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в Европейском Союзе (ЕС; European Union – EU) региональный хозяйственный комплекс считается классическим примером реализации теорий регионализма в мировом хозяйстве.
Европейский Союз – уникальная ведущая интеграционная группировка, которая наряду с США и Японией образует один из трех центров (“Триаду”) глобальной системы рыночной экономики. Население ЕС составляет 453 млн. человек, его доля в совокупном ВВП стран – более 38%, а доля в мировой торговле – более 40% (свыше 60% которой приходится на внутрирегиональный товарооборот).

Содержание работы

Введение
Основная часть
Этапы западноевропейской интеграции
Проблемы развития Европейского Союза и пути решения
Заключение
Список источников
Приложения

Файлы: 1 файл

реферат география.docx

— 39.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

  1. Введение
  2. Основная часть
    1. Этапы западноевропейской интеграции
    2. Проблемы развития Европейского Союза и пути решения
  3. Заключение
  4. Список источников
  5. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исторически интеграционные процессы наиболее четко проявились в Западной Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в Европейском Союзе (ЕС; European Union – EU) региональный хозяйственный комплекс считается классическим примером реализации теорий регионализма в мировом хозяйстве.

Европейский Союз – уникальная ведущая интеграционная группировка, которая наряду с США и Японией образует один из трех центров (“Триаду”) глобальной системы рыночной экономики. Население ЕС составляет 453 млн. человек, его доля в совокупном ВВП стран – более 38%, а доля в мировой торговле – более 40% (свыше 60% которой приходится на внутрирегиональный товарооборот).

Актуальность  данной темы заключается в той  огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах.

Цель данной работы заключается в том, чтобы  рассмотреть пути становления и развития Европейского Союза, определить проблемы и перспективы, встречающиеся на пути его развития.

Задачами работы, в соответствии с поставленной целью, являются:

    • исследовать основные этапы развития Европейского Союза;
    • выявить проблемы развития Европейского Союза;
    • получить общее представление о проблемах и перспективах ЕС.

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Этапы западноевропейской интеграции

В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственного взаимодействия стран-участниц (переходом от низших форм интеграции к высшим), а также  расширительными тенденциями (увеличением  числа участников сообществ).

Первый этап (с 1951г. по 1957г.). 18 апреля 1951г. в Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция. (См. приложение1). Исходной точкой объединительных процессов явилось отраслевое (точнее секторальное) сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность). У истоков интеграции стояли видные французские политические деятели того времени Робер Шуман и Жан Моннэ.

В рамках ЕОУС отменялись импортные и экспортные пошлины, всяческие количественные ограничения, субвенции и другие дискриминационные  меры в торговле углем, железной рудой, сталью. В торговле со странами, не входившими в Общий рынок угля и стали, были введены единые пошлины на импорт данных товаров.

Второй этап (конец 50-х – начало 70-х годов) по праву называется “золотым веком” в истории Сообщества. В марте 1957г. те же шесть стран (“шестерка”), а именно: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписывают два Римских договора о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС; его второе официальное название “общий рынок”) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома).

Непосредственными целями ЕЭС (“общего рынка”) были определены:

  • постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;
  • проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;
  • унификация налоговых систем;
  • установление правил конкуренции “на общем рынке”;
  • сближение законодательств стран-участниц;
  • разработка принципов согласования экономической политики и др.

Уже к 1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного  срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз. Были ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала проводиться активная политика в ЕЭС в области конкуренции. Осуществлялась гармонизация стандартов и технических норм, координация хозяйственного законодательства, в частности акционерного. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС.

Крупным завоеванием этого периода стала Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП) на уровне Сообщества, становление “аграрной Европы”.

Единая  сельскохозяйственная политика основана на трех фундаментальных принципах.

Во-первых, это единство рынка. До образования ЕЭС почти все страны-члены имели свои собственные правила регулирования рынка сельскохозяйственной продукции. При формировании общего рынка все эти правила должны были быть заменены едиными правилами и нормами. Сегодня под правила единой аграрной политики подпадает почти 98% всей сельскохозяйственной продукции.

Во-вторых, это преференции в отношении товаров из Сообщества. Этот принцип единой аграрной политики является одним из самых главных, так как он защищает Общий рынок сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта и гарантирует доходы фермеров.

Третьим принципом единой сельскохозяйственной политики является принцип финансовой солидарности. В соответствии с этим принципом все государства ЕЭС несут бремя единой аграрной политики. В 1962 году был создан Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА). Источником ресурсов ФЕОГА служит общий бюджет ЕС. Расходы на финансирование единой аграрной политики в разные годы составляли от 54% до 76% расходной части бюджета Сообщества.

Третий этап интеграции в ЕЭС (с начала 70-х годов до середины 80-х годов), ознаменовался противоречиями и существенными трудностями в деятельности Сообщества. Интеграционной группировке пришлось преодолеть серьезный кризис. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”, “евросклероза”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.

В январе 1973г. происходит первое количественное расширение ЕС в результате присоединения  к нему трех государств – Великобритании, Дании и Ирландии. (См. приложение 2)

Сферой  наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается Европейская валютная система (ЕВС), базирующаяся на трех основных элементах:

- европейской расчетной валютной единице – ЭКЮ (ECU – European Currency Unit);

- система “европейской валютной змеи”, т.е. с одной стороны, механизм, тесно привязывающий валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125%), с другой – механизм совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25%);

- создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц.

Валютная  интеграция, механизм которой впоследствии корректировался, была существенным шагом  в продвижении региональной интеграции и ступенькой к нынешнему экономическому и валютному союзу. Она активно  внедряется в производственную и  научно-техническую сферу.

Продолжается  развитие механизмов интеграции. В 1981г. происходит новое расширение ЕС –  в него вступила Греция. (См. приложение 3)

Четвертый этап (с середины 80-х до начала 90-х годов). Качественно новый этап (а по существу коренная реформа интеграционной деятельности ЕС) ознаменовался завершением создания единого внутреннего рынка (ЕВР) в рамках ЕС. В 1985г. Комиссия Европейских Сообществ распространила документ под названием “Белая книга”, в которой указывалось, что несмотря на отмену таможенных пошлин вскоре после подписания Римского договора, единство Европейского сообщества оставалось неполным и для граждан, и для экономических структур.

Главной целью реформирования ЕС было создание Единого внутреннего рынка, целостной  евроэкономики, что было зафиксировано  в Едином Европейском Акте (ЕЕА) вступившем в силу в 1987 году. ЕВР должен был  представлять собой “пространство  без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, его создание было предусмотрено к 31 декабря 1992г. Предусматривалось полное устранение физических, технических, налоговых и иных барьеров на пространстве ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 года. Интеграция стала необратима.

На  этом этапе в 1986 году состоялась третье расширение ЕС, в Сообщества вступили Испания и Португалия. (См. приложение 4)

Пятый (современный) этап формирования целостной хозяйственной системы ЕС – переход к формированию Экономического, валютного и политического союза.

В декабре 1991г. сессия Европейского совета, состоявшаяся в голландском городе Маастрихт, одобрила подготовленный текст Договора о Европейском союзе (Маастрихтский  Договор о Европейском союзе), а 7 февраля 1992г. там же состоялась официальная  церемония его подписания всеми  государствами-членами. (Договор вступил  в силу 1 ноября 1993г., дав Сообществу новое название – Европейский  Союз).

В соответствии с Договором учреждается единое европейское гражданство, политический союз (общая внешняя политика и  политика в области внутренних дел  и правосудия), а также формируется  экономический и валютный союз.

Маастрихтский Договор расшифровывает и вводит в “коммунитарное право” понятие Экономического и Валютного союза (ЭВС) и указывает конкретные сроки его создания – 1 января 1999г. С этого дня вводится сначала в безналичный оборот новая валюта – евро, которая в течении трех с половиной лет будет сосуществовать с национальными валютами государств, вошедших в ЭВС, а с 1 июня 2002г. полностью заменит их. Предполагается в эти сроки осуществить полную экономическую конвергенцию национальных экономик государств-членов и на основе этого переход к единой валютной политике ЕС.

В 1995 г. в Европейский союз вошли Финляндия, Австрия и Швеция, таким образом, ЕС объединяет 15 государств. (См. приложение 5)

В 2004 году в состав ЕС вступили 10 новых стран-участниц. (См. приложение 6)

В 2007 году вступили Болгария и Румыния. (См. приложение 7)

Таким образом, на сегодняшний  день членами ЕС являются 27 стран.

Проблема развития Европейского Союза

Проблемы регионального  развития

  Для набирающей силу скептической точки зрения относительно дальнейшего расширения ЕС определенное значение имеет экономический аргумент: заявки с просьбой о вхождении в ЕС поступают от стран с относительно низким уровнем развития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению со среднеевропейским уровнем ВВП. Эти страны по большому счету не отвечают установленным в ЕС критериям принятия новых членов (так называемые критерии вхождения). Таким образом, достижение экономического единения и равномерного развития всех стран - членов ЕС становится все более проблематичным, а цена расширения может негативным образом сказаться, например, на формировании общего бюджета ЕС, что в результате будет оказывать сдерживающий эффект на темпы развития ЕС в целом. В этом случае может начать играть более значимую роль принцип "усиленного сотрудничества" (или "расширенного сотрудничества", как это трактует, например, Ниццский договор) стран - членов ЕС с более высоким экономическим потенциалом. Тогда в полной мере проявит себя формула "разноскоростной интеграции", идеологами которой уже в 70-х годах прошлого столетия были Вилли Брандт и Лео Тинденманс. В этом случае следует принять во внимание существенную проблему: при большом количестве стран, входящих в ЕС, со все более и более разнящимся уровнем экономического развития предложенная формула фактически означает дифференциацию темпа интеграции (либо дифференциацию степени интеграции в данных областях) в группах стран - членов ЕС: одни государства быстрее реализуют цели объединения, другие - медленнее. Одни государства находятся как бы в привилегированном положении - быстрее достигают цели и быстрее получают от этого экономические выгоды. Другие же - в более худшем положении. Это не только проблема так называемого членства "второго сорта", или неравноправного партнерства, второразрядного и урезанного, особенно когда речь идет о процессе принятия решения в выработке согласованной интеграционной политики или их положения в институциональных органах Европейских сообществ (в Европейском Союзе). В конечном счете практическая реализация такого сценария евро-интеграции в большом масштабе влечет за собой фундаментальную угрозу: региональная экономическая интеграция становится половинчатой, и ее суть оказывается подорванной. Это возможно в том смысле, что отдельные страны - члены ЕС с разной скоростью и в разных сферах будут участвовать в реализации отдельных фаз экономической интеграции, которые описываются моделью Бела Баласа. В результате в долгосрочной перспективе достижение регионального экономического объединения становится призрачным.

Информация о работе Интеграционные союзы: проблемы и перспективы (ЕС)