Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть причины интеллектуальной миграции и понять, что влияет на распределение интеллектуальной элиты на мировом рынке труда.
Объект исследования – феномен «утечки умов» или интеллектуальной миграции.
Предмет исследования – последствия интеллектуальной миграции в развитии мирового хозяйства.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность, виды, функции и причины миграции;
- исследовать современные особенности миграции, понять, как идет распределение интеллектуальной элиты в мировом хозяйстве;
- выявить и проанализировать проблемы и пути развития интеллектуальной миграции.
Спрос на мировом рынке научных кадров избирателен не только по уровню квалификации, но и по дисциплинарной структуре. Наибольшим спросом пользуются специалисты в тех научных дисциплинах, которые определяют основные тенденции развития современной науки и технологии - физика, математика, вычислительная техника, биология, химия, медицина, космические исследования. Соответственно реагирует на такой спрос и структура эмиграции. Так, количество выезжающих из России на Запад математиков составляет сегодня 25% к ежегодному выпуску этих специалистов элитарными факультетами
2.2 Интеллектуальная миграция на
примере Соединенный Штатов
Как показывает опыт развитых
стран, иммигранты играют существенную
роль в их научно-техническом развитии. Наиболее ярким
примером тому США, которые выдвинулись
на передние рубежи мирового технологического
развития, опередив во многих областях
своих европейских конкурентов. Американская
наука шире европейской представлена
среди публикаций, которые вносят ключевой
вклад в развитие технологий, в особенности
лазерных, полупроводниковых и биотехнологий.
Подобное позиционирование транслируется
в сферу патентования. Хотя в Европейское
патентное ведомство (ЕПВ) подается в целом
меньше заявок от США, чем от Европейского
союза (ЕС) , американцы опережают европейцев
по числу заявок в области высоких технологий
(37% по сравнению с 29%), несмотря на очевидные
преимущества территориального характера
у последних. В частности, США обгоняют
ЕС в 4 из 6 высокотехнологичных областей:
компьютерной и прочей вычислительной
техники, генной инженерии, лазеров и полупроводников.
В основе указанного превосходства, наряду с прочими факторами, лежит высокая концентрация интеллектуальных ресурсов в Америке, более высокая доля ученых и в целом научно-технических специалистов среди занятых по сравнению с Европой. Вместе с тем, по ряду характеристик системы образования и подготовки кадров США существенно отстают от других государств. В частности, отмечается посредственное качество среднего образования в области математики и естественных наук, по показателям которого США уступают не только многим другим развитым странам, некоторым восточно-европейским странам, но и таким новым индустриальным государствам и территориям, как Корея, Сингапур и Тайвань. В США меньше численность студентов, чем в целом в ЕС.
Этот парадокс во многом объясним более активным привлечением зарубежных мозгов и талантов на территорию Америки, который «внес ключевой вклад в рост численности научно-технических кадров» в этой стране. Недостаточное производство отечественных технических специалистов компенсируется привлечением иностранных выпускников образовательных центров США — иностранных ученых, инженеров и других технических работников, подготовленных в США. На 2012 год в штатах обучается около 764,5 тысяч человек.
Важную роль также
играет прием больших контингентов
высококвалифицированных
Рост абсолютных и
относительных показателей
Заметную, хотя и не столь существенную роль в технологическом развитии страны играет и прием высококвалифицированных мигрантов. Аналогичное повышение доли квалифицированных мигрантов в составе рабочей силы приводит к росту будущих заявок на 0.8 пункта, патентов, выданных университетам — на 1.3 пункта, и фирмам — на 0.9 пункта.
Отмечая вклад иммигрантов научно-техническое развитие, важно подчеркнуть, что иностранные ученые широко привлекаются для исследовательской работы в тех сферах, которые оказывают огромное влияние на качество современной жизни: в первую очередь в ИКТ, сельском хозяйстве, здравоохранении и медицине. Так, в США 24% иностранных ученых, работающих в университетах и других образовательных центрах, заняты в сфере медицинских наук и 17% — естественных. Среди прочих центров в области медицины подобными магнитами для иностранных ученых являются Массачусетский техно-логический университет, Стэндфордский университет, Калифорнийский университет в Беркли. Именно в них сконцентрированы американские лауреаты Нобелевских премий в области медицины и именно там работающими учеными было подано за последнее десятилетие наибольшее число патентов по сравнению с другими центрами страны.
В «Приложении 2» приведены данные переписи населения США, среди специалистов наибольший процент лиц, которые имели работу, соответствующую уровню их квалификации, отмечался у выходцев из Индии и Гонконга, а также большинства развитых стран. Среди наших соотечественников этот показатель составлял всего 43%. Довольно низкие значения данного индикатора, которые отмечаются у мигрантов из многих стран, констатируют немалую растрату этих ценных человеческих ресурсов.
Оценивая роль высококвалифицированных
мигрантов в принимающих
Необходимо подчеркнуть, что экономическая отдача высококвалифицированных мигрантов существенно выше, нежели менее образованных слоев пришлого населения. Наличие предварительного контракта или предложения на работу обеспечивает их трудоустройство по прибытии в страну назначения. Но и в других случаях — благодаря лучшему знанию иностранных языков и востребованной квалификации — они быстрее находят работу и меньше подвержены безработице. Их сосредоточение в высокотехнологичных и знаниеёмких секторах экономики, являющихся ее локомотивами, способствует повышению ее конкурентоспособности и ускорению роста. Их принадлежность к средним — довольно обеспеченным — слоям изначально минимизирует их нуждаемость в материальной поддержке из10бюджета даже в начале пребывания в стране, не говоря уже об их последующих взносах в него.
Таким образом, интеллектуальная миграция в развитые страны, а в нашем случае на США, не только приносит им значительную экономическую выгоду, но и, что весьма существенно, является социально приемлемой, нормально вписывающейся в социальную ткань принимающих обществ.
2.3 Интеллектуальная миграция на примере Российской Федерации.
В настоящее время
по данным Росстата прибытие в Россию
граждан, имеющих высшее образование
в 4 раза перекрывает выезд
На международном рынке
интеллектуального труда Россия
продолжает оставаться экспортером, фактически,
принимая непосредственное участие
в решении проблем повышения
конкурентоспособности национал
Из-за хронического недофинансирования оказалась подорванной система воспроизводства научных кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис.
Согласно данным Росстата средний возраст исследователей российских организаций, выполняющих исследования и разработки, сегодня составляет 48,9 лет. Средний возраст исследователей-кандидатов наук – 53,1 года, исследователей-докторов наук - 60,9 лет. За период с 1990 по 2009 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в России сократилась на 62 процента (см. Рис. 1). В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек. В одном из наукоградов России Троицке количество работников занятых в десяти известных научно-исследовательских центрах города (физика, ядерная физика) сократилось с 12 тысяч человек (советский период) до 5 тысяч человек.
Рис. 1. Персонал, занятый исследованиями.
Исследование показало, что Россия уже сегодня является популярным направлением для аутсорсинга разработки программного обеспечения, в первую очередь благодаря системе государственного высшего образования. Вузы ежегодно выпускают более 200000 высококвалифицированных технических специалистов, многие из которых говорят по-английски. В этой области Россия может составить конкуренцию таким странам, как Индия и Китай.
Негативной результирующей этих процессов является то, что интеллектуальная собственность, возникающая в процессе разработок, принадлежит иностранным компаниям.
При исследовании проблемы иммиграции высококвалифицированных кадров нельзя пренебречь проблемой международной студенческой мобильности, подразумевающей обучение студентов за рубежом и предоставление им возможности остаться для дальнейшей работы.
С одной стороны, обучение студентов за рубежом дает возможность не только приобрести новые знания, повысить квалификацию, но и получить доступ к современным научным школам, усовершенствовать иностранный язык, стать более востребованными на рынке трудоустройства.
С другой стороны, зарубежное обучение, с точки зрения повышения отечественного интеллектуального потенциала, предполагает их возврат.
В этой связи, возникает
объективная необходимость
В силу выше названных характеристик, интеллектуальная эмиграция из России не благоприятствует ее научно-техническому прогрессу, снижает конкурентоспособность отечественной экономики на международном рынке.
Поэтому проблема «утечки умов» остается актуальной и серьезной на современном этапе экономического развития страны и её благополучия в целом, и, безусловно, требует как финансирования, так и участия государственных структур в организации и регулировании международных миграционных потоков из страны, включая молодежь.
Низкая оплата труда, ухудшение его условий, не востребованность результатов научной деятельности привели к ощутимым потерям квалифицированных кадров. Отток специалистов происходит, во-первых, за счет их ухода в другие сферы экономики, во-вторых, в связи с организованным высвобождением (сокращением) работников и, в-третьих, за счет эмиграции.
Обвальное сокращение численности
ученых и специалистов в России происходит
на фоне ее роста в развитых странах
мира, уже имеющих хорошо сформированную
структуру Научно-исследователь
На современном мировом рынке технологий основным требованием является минимизация инновационного цикла. В России, наоборот, он продолжает удлиняться. Вследствие этого страна утрачивает былые позиции на рынке высоких технологий. Сейчас около 30% этого рынка принадлежит США, 20% - странам ЕС и Японии и лишь 0,3% - России. Более того, мы как бы консервируем свою отсталость: лишь 60 из 264 технологий, признанных у нас приоритетными, действительно соответствуют международным стандартам, и только по 17 технологиям Россия находится на уровне передовых достижений мирового рынка. В общем объеме российского экспорта наукоемкая продукция составляет только 1,5-2%.
Ближайшие перспективы развития также не внушают оптимизма. Средний уровень российского технологического развития - это результат наших научных исследований 20-30-летней давности. Производительность труда в стране примерно в десять раз меньше, чем в развитых странах. Все это чревато серьезными угрозами технологической безопасности страны и даже технологической катастрофой.