Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:48, курсовая работа
Большая часть территории расположена на Пиренейском полуострове, остальная часть - около 12500 кв. км приходится на острова - Балеарские и Канарские, еще более 32 кв.км занимают города Сеута и Мелилья, расположенные на африканском побережье.
Нахождение Пиренейского полуострова на юго-западе Европы и его удалённость от африканского континента расстоянием всего лишь в 14 км обеспечивают Испании большое стратегическое значение: с одной стороны, выход в Средиземное море, с другой - роль перекрестка на пути в Африку и Америку.
Расширяются связи между нашими странами в туризме. За последние годы Испанию в среднем ежегодно посещают свыше 120 тыс. российских туристов. Доходы Испании от туризма составляют около 4^ ВВП. Постоянно увеличивающиеся нетто-доходы от этой деятельности наряду с уменьшением (в' 1,8 раза) торгового дефицита стали решающим фактором резкого сокращения отрицательного сальдо баланса по текущим операциям, которое за последние 3 года ни разу нс превысило 1% ВВП.
Официальные резервы сократились с 44.8 млрд долл. в 1994 г. до 36,8 млрд в 1997 г. (эквивалент пятимесячного объема импорта). Сокращение резервов было бы еще большим, если бы правительство не увеличило их за счет краткосрочных внешних займов (на сумму около 3 млрд песет), чтобы профинансировать бюджетный дефицит.
Экономический подъем способствовал увеличению темпов роста занятости населения и сокращению безработицы с 24,6% в конце
1993 г. до 21,9% в 1997 г.,
однако этот показатель по-
Темпы роста инфляции
сократились с 11,4% в 1991 г. до 3,9% в 1997 г.,
хотя цены на продовольственные товары
несколько поднялись Достижению
положительных экономических
Болевые точки экономики Испании в 90-х годах - несбалансированность государственного бюджета, инфляция и структурная безработица, показатели которых начали расти с середины 70-х годов. Поэтому в рассматриваемый период основной целью бюджетной политики испанского правительства являлось сокращение бюджетного дефицита до критериев, установленных Маастрихтскими соглашениями.
Приоритетное направление бюджетной политики в 1991-1997 гг. - жесткий правительственный контроль за расходной частью бюджета, а за последние три года - значительное (почти на 1%) сокращение текущих расходов, резко возросших за 1991-1993 гг.
Речь идет, прежде всего, о сокращении государственного потребления, в том числе капиталовложений (за счет военных расходов), закупок и услуг при одновременном повышении их стоимости, заработной платы, а также субсидирования государственного сектора. В 1997 г. общий объем государственных субсидий составил 1,8% ВВП против 2,3% в 1991 г. Основным при выделении бюджетных средств предприятиям было не покрытие их убытков или финансирование текущих расходов. а строжайшее целевое использование - на реструктуризацию и модернизацию малорентабельных предприятий.
Вторым направлением стало сокращение расходов на резко возросшие за годы постфранкистских демократических преобразований выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, второй по объему расходной статьи бюджетных ассигнований. Число занятых и госсекторе составляет 15% экономически активного населения (5% в 1975 г.). Программа сокращения расходов по этой статье предусматривала ежегодное 1%-е снижение числа занятых в госсекторе (по принципу: замещать только одного из двух государственных служащих, уходящих на пенсию). Как следствие, объем выплат по статье сокращался на 0,1% ВВП ежегодно.
Тенденцию к сокращению продемонстрировали и государственные социальные расходы, составляющие 16% ВВП. Последние шаги правительства по реформированию системы трудовых отношений и социального страхования обеспечили экономию по линии государственных выплат пособий по безработице (доля государства в финансировании этой статьи упала с 82,7% в 1993 г. до 68% в 1997 г.). а также государственных пособий по временной потере трудоспособности, основное бремя выплат которых также легло на плечи частных компаний. По мнению правительственных экспертов, не исчерпаны еще резервы по урезанию социальных расходов государства в случае эффективного реформирования национальной системы здравоохранения и пенсионного обеспечения. При этом основной объем сэкономленных средств предполагается использовать на дофинансирование социального обеспечения быстро стареющего населения страны, а также системы здравоохранения.
В июне 1994 г. кортесы приняли закон о предоставлении автономия Банку Испании (со значительным опрежением ранее предусмотренного графика), на который была возложена задача разработки и проведения жесткой денежно-кредитной политики, усиления ее интервенционистского характера и информационного обеспечения, глубокого мониторинга колебаний курса песеты по отношению к другим валютам.
В 1992-1994 гг. проводились важные реформы в социальной сфере и сфере трудовых отношений. Это прежде всего повсеместное разноуровневое (местное, региональное, отраслевое) применение принципа "социального партнерства" при решении вопросов заработной платы, условии труда, социальных выплат отдельным категориям граждан. Особое значение имело введение и расширение контрактной системы найма, за сче-которой правительству удалось увеличить занятость населения почти н^ 30%, главным образом путем вовлечения в сферу экономической деятельности низкооплачиваемой рабочей силы. С 1994 г. основная масс„ рабочих мест создавалась на условиях временных контактов.
Социальные реформы правительства предусматривали введение б лее жесткого контроля за системой социальных выплат, перераспределение и перенос части этого бремени на частный сектор. Ожидается, чт данные реформы станут лишь первым этапом в дальнейшем реформиг. -вании национальной социальной системы. По мнению экспертов ОЭСР ее эффективное проведение позволит Испании увеличить темпы прир. :-та ВВП в будущем пятилетии по меньшей мере на 2-3% ежегодно.
В течение 1997 и 1998 годов уже можно говорить о новой модели экономического роста, которая позволила сделать совместимыми восстановление экономики с существенными достижениями в контроле над основными дисбалансами в экономической системе. В 1998 г. экономический рост достиг 3,8%, практически превысив на один процент средний показатель для крупных европейских государств.
1998 |
1999 | |
ВНП (в млн. дол. США). |
555 244 |
551 560 |
ВВП (в млн. дол. США). |
553 230 |
562 245 |
ВНП на душу населения (в дол. США) |
14 100 |
14 000 |
В 1998 г. окончательно оформилась эта модель роста и восстановления экономики: по официальным прогнозам рост ВВП составит 3,8%, а дефицит бюджета будет на уровне 1,9% (меньше, чем предусмотрено Программой Конвергенции).
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 | |
ВВП |
3,7 |
2,3 |
0,7 |
-1,2 |
2,2 |
2,7 |
2,3 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
3,1 |
-0,3 |
-1,4 |
-0,4 |
-10,1 |
13,2 |
25,7 |
Промышленность |
3,8 |
1,7 |
-1,2 |
-3,7 |
3,9 |
5,2 |
-0,7 |
Строительство |
10,2 |
3,0 |
-5,4 |
-5,5 |
1,6 |
6,7 |
-3,2 |
Услуги |
4,0 |
2,7 |
2,1 |
0,8 |
2,2 |
2,7 |
2,9 |
Рыночные |
3,1 |
2,1 |
1,8 |
0,9 |
2,9 |
2,9 |
3,4 |
Нерыночные |
6,8 |
4,8 |
3,0 |
0,8 |
0,3 |
2,1 |
1,2 |
Проводимая экономическая политика покоится на двух основных опорах. С одной стороны, это формирование бюджета, в основе которого сокращение дефицита, что достигается за счёт жесткого контроля за расходной его частью; с другой - амбициозная программа либерализации экономики и приватизация, имеющая главной целью сделать экономику страны более конкурентоспособной и придать динамизм частному сектору.
Наличие больших средств финансирования по низкой цене явилось одной из причин, которые способствовали массовому выходу испанских предпринимателей на внешние рынки; так, в 1997 г. испанские инвестиции за рубежом составили 4 тыс. млрд. песет, в то время, как только за первые десять месяцев 1998 г. этот показатель достиг уже 6200 млрд. Эти инвестиции, в свою очередь, становятся настоящим мотором для нового экспорта.
Политическая и общественная стабильность также явились важным фактором в достижении обозначенных экономических показателей. Поддержка ведущих националистических политических сил государственного бюджета и общественный консенсус между профсоюзами и предпринимателями в том, что касается коллективных договоров и трудовых отношений, также стали факторами, оказавшими решающую помощь в осуществлении процесса конвергенции и обеспечившими стабильность, необходимую для достижения экономического роста.
Глава 2.
2.1 Испания в новом столетии
Испания крупная экономически развитая страна на юге Европы, занимающая территорию в 504782 км2. Денежная единица Испании с 1 января 2002г. – евро. Столица – Мадрид. Глава государства – король Хуан Карлос I. Председатель правительства – Хосе Мария Аснар Лопес. С 1995г. входит в состав Европейского Союза. Но все еще остаются актуальными три главные проблемы, с которыми предстоит бороться экономике Испании: высокий уровень безработицы (почти 23%), инфляция и большие долги страны. Одна из главных проблем - занятость молодежи: каждый третий в возрасте до 20 лет не может найти работу.
Все большее значение
для современной Испании
Начиная с 80-х годов, власти осторожно пытаются принять контрмеры: от притока гостей должны получать прибыль не только приморские курорты, но и районы, расположенные в глубине страны, и по возможности в течение всего года. На аграрном хозяйстве страны все еще болезненно сказываются устаревшие структуры. Низкорентабельные мелкие предприятия, издавна занимавшиеся только самообеспечением, по-прежнему преобладают в Северной и Восточной Испании. Обильные же урожаи дают орошаемые овощные и фруктовые плантации прибрежных провинций Валенсии и Мурсии. В продажу и на экспорт поступает настоящее изобилие цитрусовых, томатов, клубники, персиков и сладкого перца в то время, как ароматные сладкие яблоки и мушмула экспортируются очень редко. На засушливых полях высаживают оливковые деревья и разводят подсолнечник (производство масла), а также возделывают миндаль и виноград. Флот испанских морских рыболовецких судов - самый многочисленный в Европе.
Наиболее развитыми промышленными районами являются Барселона, Валенсия (автомобили, текстиль, химия, дизайн), Бильбао и Хихон (сталь, верфи). Все большее значение, в первую очередь благодаря электротехнике, компьютеро-машиностроению приобретает Мадрид. В непростом положении находятся судостроение и тяжелая промышленность, что особенно коснулось рабочих Астурии и Страны басков.
Макроэкономические показатели
Испании на протяжении десяти лет свидетельствуют об устойчивости
темпов ее развития. Прогнозируется, что
темпы роста ВВП Испании, превышающие
3%, сохранятся еще несколько лет. По размерам
ВВП Испания вышла на восьмое место в мире,
опережая Канаду. ВВП Испании в 2007 г. впервые
может превысить 1 трлн. евро. ВВП на душу
населения в 2006 г. достиг 98% среднеевропейского
уровня (1986 г. – 71%). В трех испанских регионах
(Мадриде, Наваре и Балеарских островах)
ВВП на душу населения превышают аналогичные
показатели Великобритании и Швеции. Положительные
результаты в экономике в последние годы
в значительной степени были вызваны интеграции
Испании в зону евро, развитием строительного
сектора, кредитной задолженностью испанских
семей, а также массовой иммиграцией.
Темпы инфляции в Испании превышают средний
уровень по странам зоны евро. Причины
высоких темпов роста цен кроются не только
в переходе на евро или в повышении цен
на нефть. Эти факторы оказали влияние
на все страны еврозоны. Присущими Испании
причинами инфляции являются тарифная
политика правительства, рост потребительского
спроса, падение конкурентоспособности
испанских товаров и завышенные прибыли
предприятий. Ежегодное повышение с 1 января
базовых тарифов на 4-6% на «ключевые услуги»
(электроэнергию, газ, воду, пр.) формирует
предпосылки роста темпов инфляции в Испании
в последующие периоды.
Несмотря на высокие темпы роста занятости
среди стран Европейского Союза, уровень
безработицы в Испании в 2006 г. сократился
незначительно и составил 8,1%. Количество
зарегистрированных безработных превышает
2 млн. человек. Около 60% испанских безработных
– женщины, 13% - граждане, не достигшие
25 лет. Острая проблема безработицы вызывает
потребность в увеличении социальных
расходов.
Социальная стабильность обеспечивается
государственной поддержкой покупательной
способности населения путем применения
системы компенсаций, покрывающей ежегодный
рост цен. На 2007 г. Правительство Испании
повысило размер минимальной заработной
платы на 5,5%, т.е. до 570 евро в месяц. Несмотря
на эту политику, реальное увеличение
заработной платы касается лишь 5% населения.
Только около 40% испанских семей могут
регулярно повышать свои накопления. На
приобретение продовольственных товаров
каждая семья тратит 20% своего бюджета.
Расходы на проживание, в расчете на одного
гражданина, в среднем по стране составляет
2 165 евро.
В Испании создана сильная система государственных
и частных финансовых институтов, проводится
социально ориентированная налогово-бюджетная
политика. В 2006 г. второй год подряд государственный
бюджет Испании исполнен с профицитом.
Основная часть бюджетных средств в 2007
г. направляется на социальные нужды -
50,5%, то есть более 147 млрд. евро. Расходы
бюджета на образовательную политику
выросли на 26,45%, а расходы на научные исследования,
развитие и инновации повысятся в 2 раза.
Бюджетный профицит в 2007 году прогнозируется
на уровне 0,2% ВВП. На позицию Испании в
мировом хозяйстве определяющее влияние
оказывает интернационализация национальных
кредитно-финансовых институтов. Около
четверти активов банковской системы
Испании находится за границей, причем
одна половина приходится на Латинскую
Америку, а вторая – на европейские страны.
Две основные испанские банковские группы
«Santander» и «BBVA» относятся к крупнейшим
банкам мира. В качестве подтверждения
их мощности можно привести пример приобретения
в 2004 г. группой «Santander» за 13 млрд. евро
«Abbey National Bank», которому принадлежало 11%
банковского рынка Великобритании.
Испания входит в первую десятку мировых
иностранных инвесторов. За период 1993-2006
гг. совокупный объем испанские инвестиции
за рубеж превысил 410 млрд. евро. По размерам
предоставления многосторонней помощи
развитию Испания следует за группой семи.
Вклад Испании в мировое хозяйство связан
с развитием туризма, машиностроения,
автомобиле- и судостроения, электротехнической,
химической, электронной промышленности.
Испания – второй производитель ветряной
энергии после Германии, а основные мировые
операторы ветряных парков – испанские
компании. В Испании активно применяется
промышленное опреснение соленой воды,
проводятся международные мероприятия,
связанные с солнечной энергией, биологическим
топливом, системами орошения, электроэрозии.
За последние три десятилетия в Испании
создана современная транспортная инфраструктура,
а компании, которые ее строили и обслуживают,
превратились в крупнейших операторов
данной сферы мирового хозяйства. В 2005
г. шесть из десяти предприятий с наибольшим
числом концессий транспортной инфраструктуры
в мире – испанские: ACS первая, Ferrovial третья,
FCC четвертая, Abertis пятая, Sacyr седьмая, OHL
девятая. Испанские технологии применяются
в железнодорожных проектах Великобритании,
метрополитенах Вашингтона и Мексики,
управлении аэропортами Сиднея и Стокгольма.
Испания является европейским лидером
систем контроля авиаперевозок.
Несмотря на устойчивые темпы экономического
роста и уровень внутреннего потребления,
в экономике Испании обостряется ряд проблем:
падение ее международной конкурентоспособности,
накопление рисков финансовой стабильности,
вызванных спекулятивным ростом цен на
жилье, падение инвестиционной привлекательности,
рост нелегальной иммиграции, терроризм,
которые оказывают отрицательное влияние
позицию страны в мировом хозяйстве.
В 2007 г. Правительство Испании рассчитывает
на сохранение стабильного роста экономики,
снижение внутреннего спроса и повышение
роли внешнего сектора, ожидается постепенное
снижение темпов строительства, частного
и общественного потребления и повышения
инвестиций в производство оборудования.
При данном сценарии развития поступательное
развитие экономики Испании меньше зависело
бы от строительного сектора и кредитной
задолженности испанских семей.