Исследовательская работа по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 03:25, реферат

Описание работы

Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Первейшим шагомк объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики. Цель исследовательской работы: раскрыть проблемы и перспективы Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… .3
Сущность экономической интеграции……………………………………...4
2. История создания Таможенного союза ……………………………..….…… 7
2.1. Ход формирования Таможенного союза …………………………………..7
2.2. Органы и источники регулирования Таможенного союза ………………. 9
3. Перспективы и риски Таможенного союза …………………………………. 11
4. Итоги взаимной торговли государств - членов таможенного союза
в I полугодии 2011 года………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………..16
Приложение ………………………………………………………………………17
Источники информации………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

мой реферат.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

 

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

 «Азейская средняя общеобразовательная  школа»

 

 

 

 

 


 

 

 

Исследовательская работа по экономической  географии 

 

 

 

Выполнила: Кухта Елена, 
ученица 10 класса

Руководитель: Агнева В.В.,

учитель географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Азей, 2012 г.

 

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………… .3

  1. Сущность  экономической интеграции……………………………………...4

2. История создания Таможенного союза ……………………………..….…… 7

2.1. Ход формирования Таможенного союза …………………………………..7

2.2. Органы и источники регулирования Таможенного союза ………………. 9

3. Перспективы и риски Таможенного союза …………………………………. 11

4. Итоги взаимной торговли государств - членов таможенного союза

      в I полугодии 2011 года………………………………………………………...15

Заключение………………………………………………………………………..16

Приложение ………………………………………………………………………17

Источники информации………………………………………………………….20

 

Введение

Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то  
в другой стране, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Первейшим шагом  
к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.

Цель исследовательской работы: раскрыть проблемы и перспективы Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Основные задачи:

1. Рассмотреть специфику  экономической интеграции;

2. На основании опыта экономической интеграции выявить проблемы и перспективы таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

3. На основе анализа  статистических данных сделать  выводы об эффективности работы  ТС России, Казахстана и Белоруссии.

Предметом исследования нашей работы является Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана.

Объект исследования – проблемы и перспективы экономической  интеграции.

Литературы по этой тематике очень мало, поэтому в основном были использованы материалы с официальных сайтов Российской таможни [8], Комиссии Таможенного союза [10], законодательные и нормативные документы.

 

  1. Сущность  экономической интеграции

 

В настоящее время  в мире полным ходом идут интеграционные процессы и количество экономических  союзов и единых таможенных зон непрерывно растет. Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику государств — членов объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях  
на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учетом изучения мирового опыта. Процессы экономической интеграции не оставили в стороне и независимые государства бывшего СССР. Одни государства СНГ высказались за реформирование Содружества и усиление процессов экономической интеграции между ними, создание единого таможенного пространства, энергетического союза, транспортного союза и т. д. Другие (прежде всего Прибалтийские республики) примкнули к Западноевропейскому экономическому центру.

Рассматривая причины  интеграции, нельзя не заметить, что  каждая  
из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин существует великое множество, в частности, желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта  
для отечественных производителей, а также доступ к более дешевым производственным ресурсам, улучшить условия торговли, сократить транспортные издержки и издержки  
на оформление различных лицензий и сертификатов, сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого экономического роста, привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки. Не менее важны и неэкономические цели: налаживание более дружеских взаимоотношений со странами-соседями, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях, увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем  
к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе реформ.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция одних стран создает  несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс. Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в государствах — участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея  
к тому должных предпосылок. Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран — участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира на друг друга, что создает неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться  
к интеграционному процессу.

К сожалению, для участия  в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя, поскольку очень сложно найти возможность взаимовыгодного и равноправного сотрудничества между государствами. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран — участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

Таможенный  союз – это тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории.

В соглашении о  создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

- снятие внутренних  таможенных границ между странами-членами  союза;

- перенос таможенного  контроля на внешний периметр  союза;

- устранение  таможенных процедур во взаимной  торговле товарами национального производства;

- унификацию  форм и методов сбора внешнеторговой  статистики;

- согласование  форм и методов предоставления  льгот участникам внешнеэкономической  деятельности;

- введение общей  для всех стран-участниц таможенного  союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

- создание общей  системы преференций, т.е. предоставление государствами льгот и приоритетов тем или иным предприятиям и организациям в целях создания благоприятных условий их деятельности.

1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, предполагающий объединение таможенных территорий России, Казахстана и Белоруссии [6].

По оценкам  российских экспертов в области  международной логистики формирование ТС позволило решить следующие задачи:

  • сформировалась Единая таможенная территория, с сохранением государственных границ стран-участниц ТС;
  • дан серьезный импульс взаимной торговли, так как внутри ТС исчезли таможенные барьеры, и дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций внутри ТС;
  • увеличен до 4-х месяцев срок подачи деклараций. Это дополнительная отсрочка для бизнеса, выходящего на новые рынки сбыта;
  • сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение;
  • теперь не применяются в рамках ТС для стран-участниц меры нетарифного регулирования, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот  
    к участникам ВЭД;
  • на Единой таможенной территории между (ЕТТ) странами - членами Таможенного союза можно беспошлинно перемещать, как товары собственного производства, так и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение в одной  
    из стран-участниц ТС, при наличии соответствующих документов.

 

 

 

2. История создания Таможенного союза

2.1. Ход формирования Таможенного союза

 

В 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан образовали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международную экономическую организацию, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане, вступил в силу 30 мая 2001 года [4].

Создавая ЕврАзЭС, пять государств заявили, что перед новым объединением поставлены три основные задачи - обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза (ТС), образование единого экономического пространства и введение единой валюты. Важнейшей задачей обновленной организации было провозглашено совместное вступление стран-участниц во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В августе 2006 года на неформальном саммите  ЕврАзЭС трем государствам - России, Белоруссии и Казахстану как наиболее развитым странам сообщества - было поручено подготовить пакет необходимых  документов для создания ТС. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности.

Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн человек, обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд. долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы – 17%.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой  
во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли,  
в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика  
в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам ТС необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Так, у России насчитывается порядка 120 базовых торговых договоров с другими странами,  
у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.

6 октября 2007 года в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию[3]. Для обеспечения условия функционирования и развития союза был создан единый наднациональный регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза[2].

9 июня 2009 года в Москве главы  правительств России, Белоруссии  и Казахстана одобрили предложения  по этапам и срокам создания  единой таможенной территории. Согласно  принятым документам, Таможенный союз формально начал свою работу  
с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ), предусматривающий одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. На следующем этапе, с 1 июля 2010 года начал действовать единый Таможенный кодекс. И на третьем этапе формирования Таможенного союза - 1 июля 2011 года - весь таможенный контроль выведен с внутренних границ стран-участниц ТС на внешний контур союза.

19 декабря 2009 года в Казахстане  на неформальном саммите СНГ президенты России, Белоруссии и Казахстана договорились достигнуть к 1 января 2012 года самого высокого уровня экономической интеграции - создать в рамках ТС единое экономическое пространство. Президенты поручили переговорным группам разработать необходимые документы для ЕЭП к 1 июля 2011 года.

28 мая 2010 года на  заседании Высшего органа Таможенного  союза премьер- министры России  и Казахстана Владимир Путин  и Карим Масимов подписали  соглашение, согласно которому Россия  и Казахстан создают с 1 июля 2010 года Таможенный года союз на двусторонней основе, т.к. Таможенный кодекс Таможенного союза (ТКТС) сначала был ратифицирован только этими двумя странами. Третье государство Таможенного союза - Белоруссия - не принимала участие во встрече 28 мая. Белорусская сторона объяснила это "некоторыми нерешенными спорными вопросами  
в рамках ТС", самым острым из которых являлся экспортные пошлины на российскую нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. Вместе с тем, Белоруссия заявила, что не отказывается от участия в Таможенном союзе. В начале июля 2010 года Белоруссия ратифицировала все соглашения, касающиеся Таможенного союза, в том числе Таможенный кодекс. Таким образом, Таможенный союз снова складывается в формате "тройки", как это было задумано изначально.

 

2.2. Органы и источники регулирования Таможенного союза

 

Высшими органами Таможенного союза являются:

- Межгосударственный Совет на  уровне глав государств (состав: Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко);

Информация о работе Исследовательская работа по "Экономической географии"