Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 03:25, реферат
Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Первейшим шагомк объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики. Цель исследовательской работы: раскрыть проблемы и перспективы Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Введение ………………………………………………………………………… .3
Сущность экономической интеграции……………………………………...4
2. История создания Таможенного союза ……………………………..….…… 7
2.1. Ход формирования Таможенного союза …………………………………..7
2.2. Органы и источники регулирования Таможенного союза ………………. 9
3. Перспективы и риски Таможенного союза …………………………………. 11
4. Итоги взаимной торговли государств - членов таможенного союза
в I полугодии 2011 года………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………..16
Приложение ………………………………………………………………………17
Источники информации………………………………………………………….20
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Азейская средняя
Исследовательская работа по экономической географии
Выполнила: Кухта Елена,
ученица 10 класса
Руководитель: Агнева В.В.,
учитель географии
с. Азей, 2012 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
2. История создания Таможенного союза ……………………………..….…… 7
2.1. Ход формирования Таможенного союза …………………………………..7
2.2. Органы и источники регулирования Таможенного союза ………………. 9
3. Перспективы и риски Таможенного союза …………………………………. 11
4. Итоги взаимной торговли государств - членов таможенного союза
в I полугодии 2011 года………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………
Приложение …………………………………………………
Источники информации……………………………………………………
Введение
Экономические потрясения,
возникающие в последние годы
то в одной, то
в другой стране, отсутствие сколько-нибудь
ощутимых результатов в преодолении кризисных
явлений вынуждают политиков все чаще
обращаться к опыту совместного ведения
хозяйства в условиях управляемой интеграции.
Первейшим шагом
к объединению национальных хозяйств
для решения важнейших задач экономики
явилась выработка единой таможенной
политики.
Цель исследовательской работы: раскрыть проблемы и перспективы Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Основные задачи:
1. Рассмотреть специфику экономической интеграции;
2. На основании опыта экономическ
3. На основе анализа
статистических данных сделать
выводы об эффективности
Предметом исследования нашей работы является Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана.
Объект исследования – проблемы и перспективы экономической интеграции.
Литературы по этой тематике очень мало, поэтому в основном были использованы материалы с официальных сайтов Российской таможни [8], Комиссии Таможенного союза [10], законодательные и нормативные документы.
В настоящее время
в мире полным ходом идут интеграционные
процессы и количество экономических
союзов и единых таможенных зон непрерывно растет.
Поэтому особенно важно знать, как подобные
объединения влияют на экономику государств
— членов объединения и на мировую экономику
в целом, о трудностях
на пути экономической интеграции и о
путях их преодоления с учетом изучения
мирового опыта. Процессы экономической
интеграции не оставили в стороне и независимые
государства бывшего СССР. Одни государства
СНГ высказались за реформирование Содружества
и усиление процессов экономической интеграции
между ними, создание единого таможенного
пространства, энергетического союза,
транспортного союза и т. д. Другие (прежде
всего Прибалтийские республики) примкнули
к Западноевропейскому экономическому
центру.
Рассматривая причины
интеграции, нельзя не заметить, что
каждая
из участвующих в интеграционном процессе
сторон имеет свои собственные интересы
и пытается решить свои собственные проблемы.
Таких причин существует великое множество,
в частности, желание получить доступ
на зарубежный рынок сбыта
для отечественных производителей, а также
доступ к более дешевым производственным
ресурсам, улучшить условия торговли,
сократить транспортные издержки и издержки
на оформление различных лицензий и сертификатов,
сократить издержки на масштабе производства,
добиться устойчивого экономического
роста, привлечь прямые зарубежные инвестиции,
которые охотнее идут на большие рынки.
Не менее важны и неэкономические цели:
налаживание более дружеских взаимоотношений
со странами-соседями, укрепление сотрудничества
в культурной, научной, социальной и политической
областях, увеличение своего влияния на
мировой политической и экономической
арене, так как к мнению подобных сообществ
прислушиваются гораздо больше, чем
к отдельным странам. Кроме того, многие
менее развитые страны видят в интеграции
способ приобщения к экономическому и
технологическому опыту более богатых
соседей, а также гарантию политической
и экономической стабильности в процессе
реформ.
Помимо всего
к тому должных предпосылок. Второй эффект
заключается в том, что часть торговли
стран — участниц интеграционного процесса
переориентируется с внешнего мира на
друг друга, что создает неудобства окружающим
странам и вынуждает их присоединяться
к интеграционному процессу.
К сожалению, для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя, поскольку очень сложно найти возможность взаимовыгодного и равноправного сотрудничества между государствами. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран — участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.
Таможенный союз – это тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории.
В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
- снятие внутренних
таможенных границ между
- перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
- устранение
таможенных процедур во
- унификацию
форм и методов сбора
- согласование
форм и методов предоставления
льгот участникам
- введение общей
для всех стран-участниц
- создание общей системы преференций, т.е. предоставление государствами льгот и приоритетов тем или иным предприятиям и организациям в целях создания благоприятных условий их деятельности.
1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, предполагающий объединение таможенных территорий России, Казахстана и Белоруссии [6].
По оценкам
российских экспертов в области
международной логистики
2. История создания Таможенного союза
2.1. Ход формирования Таможенного союза
В 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан образовали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международную экономическую организацию, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане, вступил в силу 30 мая 2001 года [4].
Создавая ЕврАзЭС, пять государств заявили, что перед новым объединением поставлены три основные задачи - обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза (ТС), образование единого экономического пространства и введение единой валюты. Важнейшей задачей обновленной организации было провозглашено совместное вступление стран-участниц во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В августе 2006 года на неформальном саммите ЕврАзЭС трем государствам - России, Белоруссии и Казахстану как наиболее развитым странам сообщества - было поручено подготовить пакет необходимых документов для создания ТС. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности.
Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн человек, обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд. долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы – 17%.
Таможенный союз - единая таможенная
территория, в пределах которой
во взаимной торговле действует единый
таможенный тариф, не применяются таможенные
пошлины и ограничения экономического
характера, кроме специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мер.
В отличие от зоны свободной торговли,
в Таможенном союзе предусмотрена единая
таможенно-тарифная и торговая политика
в отношении стран, не входящих в союз.
В связи с этим государствам-участникам
ТС необходимо унифицировать свои торговые
отношения с третьими странами. Так, у
России насчитывается порядка 120 базовых
торговых договоров с другими странами,
у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.
6 октября 2007 года в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию[3]. Для обеспечения условия функционирования и развития союза был создан единый наднациональный регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза[2].
9 июня 2009 года в Москве главы
правительств России, Белоруссии
и Казахстана одобрили
с 1 января 2010 года, когда вступил в силу
Единый таможенный тариф (ЕТТ), предусматривающий
одинаковые для трех стран ставки ввозных
пошлин. На следующем этапе, с 1 июля 2010
года начал действовать единый Таможенный
кодекс. И на третьем этапе формирования
Таможенного союза - 1 июля 2011 года - весь
таможенный контроль выведен с внутренних
границ стран-участниц ТС на внешний контур
союза.
19 декабря 2009 года в Казахстане на неформальном саммите СНГ президенты России, Белоруссии и Казахстана договорились достигнуть к 1 января 2012 года самого высокого уровня экономической интеграции - создать в рамках ТС единое экономическое пространство. Президенты поручили переговорным группам разработать необходимые документы для ЕЭП к 1 июля 2011 года.
28 мая 2010 года на
заседании Высшего органа
в рамках ТС", самым острым из которых
являлся экспортные пошлины на российскую
нефть и нефтепродукты, поставляемые в
Белоруссию. Вместе с тем, Белоруссия заявила,
что не отказывается от участия в Таможенном
союзе. В начале июля 2010 года Белоруссия
ратифицировала все соглашения, касающиеся
Таможенного союза, в том числе Таможенный
кодекс. Таким образом, Таможенный союз
снова складывается в формате "тройки",
как это было задумано изначально.
2.2. Органы и источники регулирования Таможенного союза
Высшими органами Таможенного союза являются:
- Межгосударственный Совет на уровне глав государств (состав: Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко);
Информация о работе Исследовательская работа по "Экономической географии"