Экономическая география и региональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

В глубокой древности было известно о существовании нефти. Знали и слово «нефть». Еще древние греческие летописцы Геродот и Плиний это горючее вещество, использовавшееся и как цемент, называли нафтой. За 6-4 тыс. лет до н. э. на берегу реки Евфрат (Ирак) велась добыча нефти. К далекому прошлому относятся и первые сведения о нефти в Средней Азии. О добыче «черного масла» в Ферганской впадине было известно еще во время похода Александра Македонского через Среднюю Азию в Индию. Во время путешествия Колумба в Америку было описано озеро на острове Тринидад, в котором местные жители собирали асфальт, а из него изготавливали цемент

Файлы: 1 файл

нефть.docx

— 36.51 Кб (Скачать файл)

Ситуацию существенно усложнил кризис неплатежей и падение спроса на внутреннем рынке. Таким образом, если первые два кризиса нефтяной промышленности можно считать в  основном технологическими по своему характеру, то современный кризис обусловлен структурными проблемами отрасли и  крахом прежней экономической системы.

Структура отрасли

В советское время отраслью руководили три ведомства:

Министерство нефтяной промышленности (МНП), от которого в середине 60-х  в качестве самостоятельного органа отделились Министерство газовой промышленности (МГП), отвечавшее, в частности, за транспортировку  нефти и газа (для этого было создано специальное подразделение  Главтранснефть),

Министерство строительства для  нефтяной и газовой промышленности (Миннефтегазстрой, МНГС),

Министерство геологии

Помимо основных трех министерств  нефтяникам приходилось иметь дело с целым рядом вспомогательных, занимающихся строительством дорог  и жилья, транспортировкой грузов и  рабочих, строительством и монтажом электростанций и ЛЭП.

Крупная реорганизация отрасли  произошла в начале семидесятых, когда нефтепромысловые управления были преобразованы в нефтегазодобывающие  управления (НГДУ). Чтобы упростить  систему управления производством  и сократить число инженерно-технических  работников, было решено создать на базе мелких слабеющих подразделений  единую службу ремонтных и вспомогательных  работ (Базы производственного обслуживания), которая работала бы по договорам  со всеми подразделениями НГДУ. Изменения  произошли и в аппарате управления МНП - вместо территориальных главков, которым были подчинены объединения, создали функциональные управления: управление по добыче, управления по бурению, управление по автоматизации и т.п.

Следующим важнейшим этапом эволюции структуры нефтяной промышленности стало создание производственных объединений (ПО) в конце семидесятых годов. По инициативе министерства стали организовываться первые ПО в Нижневартовске, Сургуте, Нефтеюганске, Урае. ПО объединяли все виды работ в определенном районе - поиск, разведка, добыча, строительство, бурение, геофизика, переработка газа, транспортировка и ремонтные работы. Многие ПО содержали на своем балансе города и поселки, речной и морской транспорт, сельскохозяйственные предприятия. В состав восьми ПО входили научно-исследовательские институты. Ряд объединений (Танефть, Башнефть, Саратовнефтегаз, Самаранефтегаз, Краснодарнефтегаз) вели вахтовые работы по освоению отдельных нефтегазовых месторождений и ремонту скважин в Тюменской области и на севере Европейской части России.

Продолжением структурирования отрасли  по производственному принципу в  современных условиях стало создание т.н. веритикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), выстроенных по технологической цепочке «от разведки до бензоколонки». Это значит, что ВИНКи самостоятельно осуществляют геологоразведку и бурение, эксплуатацию скважин, переработку нефти и реализацию нефтепродуктов, в частности, заграницу. Типовая структура ВИНКа включает буровые предприятия на основе управления буровых работ и разведочного бурения (УБР, УРБ), нефтедобывающие компании на базе НГДУ, нефтеперерабатывающие предприятия, а также сбытовые организации. Единственной прерогативой министерства, вначале преобразованного в Роснефтегаз, а затем в Министерство топлива и энергетики (Минтопэнерго) оставлась транспортировка нефти нефтепродуктов, затем она была передана Транснефти и Транснефтепродукту. Всего вместе с заводами по производству нефтепромыслового оборудования и научно-исследовательскими институтами, дополняющими нефтегазовый комплекс, в отрасли занято порядка 1 млн. человек.

Рынки сбыта

Для России экспорт энергоносителей  остается важнейшим источником валютных доходов. Вследствие существенных различий условий поставки разделяют экспорт  в «ближнее зарубежье», т.е. республики бывшего СССР, и «дальнее зарубежье» - все остальные государства. В 1990 г. экспорт энергоносителей в  дальнее зарубежье составлял 23% от всего экспорта, к 1994 г. эта цифра  увеличилась до 44%.

Ближнее зарубежье.

Если в прикаспийских республиках  существует собственная нефтедобывающая  промышленность, которая в достаточной  мере удовлетворяет их потребность  в нефти, то остальные республики существенно зависят от поставок российской нефти. Несмотря на это, начиная  с 1992 г., экспорт в ближнее зарубежье неуклонно сокращался, и сейчас только Украина, Белоруссия и Литва все еще получают значительные объемы нефти из России. Среди партнеров России по СНГ никто не имеет возможности оплачивать поставки нефти и газа по мировым ценам, поэтому экспорт нефти в ближнее зарубежье определяется в большей мере политическими, чем экономическими причинами. Хоть и транспортировать нефть ближайшим партнерам намного проще, риск нерегулярности платежей перекрывает кажущиеся выгоды сотрудничества с этими странами.

Дальнее зарубежье.

Поставка энергоносителей в  другие страны (см. табл.2) в большей  мере регулируется рыночными отношениями.

Таблица Экспорт сырой нефти  из России.

Страна

Объем экспорта (тонн)

Объем экспорта (тыс. бар.сутки)

Стоимость (тыс. долл.)

Австрия

2 650.5

53.01

266.731

Канада

849.3

16.99

87.466

Чехия

3 038.1

60.76

304.742

Франция

1 392.2

27.84

139.913

Германия

20 172.5

403.45

2 040.494

Венгрия

2 597.1

51.94

257.327

Ирландия

7 709.5

154.19

757.966

Италия

8 374.3

167.49

827.515

Нидерланды

1 396.5

27.93

139.039

Польша

3 361.5

67.23

340.830

Словакия

3 135.7

62.71

317.976

Швейцария

11 196.6

223.93

1 144.581

Великобритания

15 577.3

311.55

1 557.370

США

2 540.1

50.80

254.644

Прочее

38 611.3

756.86

3 792.456

Всего

91 902.8

1 838.06

9 014.980


Экспортные возможности России сдерживаются только проектной пропускной способностью транспортной системы, ограничивающей объемы прокачки нефти заграницу  до 124 млн. тонн/год. Реально этот показатель составляет 100.6 млн. тонн/год, т.е. 81% от проектной мощности. Ограниченная мощность «трубы» породила проблему допуска  к ней избранных нефтеторговых компаний - т.н. спецэкспортеров. Процедура экспорта состояла в следующем: торговая компания покупала сырую нефть у нефтяников, используя собственные финансовые средства, оплачивала ее транспортировку и переводила авансом твердую валюту на счет Минфина. Последний компенсировал трейдеру его рублевые издержки на покупку и транспортировку нефти только после завершения сделки и перевода средств на счет экспортера. Торговые компании выступали также в качестве специальных экспортеров для нефтедобывающих компаний - они играли роль посредников при продаже нефти, принадлежащей либо нефтяникам, либо местным органам власти, подписывая от их имени контракт и получая комиссионные.

Пытаясь решить проблему ограниченной пропускной способности «трубы», правительство  издало указ «О регулировании доступа  к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктоводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ». Суть этого документа в следующем. В случае, если заявки на доступ к экспортной сети не превышают пропускную способность трубопроводов, нефтедобывающие компании получают доступ к системе в соответствие с объемами, указанными в их заявках. Однако, когда заявки превышают общую пропускную способность трубопроводов, права доступа должны распределяться между нефтяными компаниями в соответствии с их объемами добычи за предыдущий квартал. Указ лишал нефтеторговцев доступа к «трубе», предоставляя это право непосредственно нефтедобывающим компаниям. Таким образом, трейдеры должны были либо кооперироваться с нефтяниками, либо покупать у них право доступа.

Хотя институт спецэкспортеров вскоре были ликвидирован, сейчас они продолжают активные операции на международном рынке. Образована Ассоциация российских экспортеров нефти, объединяющая бывших спецэкспортеров.

Внутренний рынок.

Главной отличительной особенностью торговли нефти на российском рынке  являются невысокие внутренние цены. Это сдерживает рост рентабельности производства и продаж, приводит к  низкой стоимости бизнеса российских нефтяных компаний по сравнению с зарубежными аналогами. Изначально цены на сырую нефть и продукцию нефтепереработки устанавливались непосредственно правительством для всех нефтедобывающих компаний. Этот порядок существовал до сентября 1992 г., когда прямой контроль цен был заменен на косвенное регулирование. Для защиты российских потребителей от неожиданного резкого скачка цен на энергоносители правительство ввело целый ряд механизмов, включавших, помимо уже рассмотренных ограничений на экспорт, ограничения на общую прибыльность нефтедобывающих компаний. Заданный уровень прибыльности составил 10% от реализации, контроль за этим показателем был упразднен в 1994 г.

На внутренний рынок сбыта оказывает  влияние и т.н. «система поставок нефти для государственных нужд». По этой системе компании были вынуждены  продавать определенные объемы нефти  государству по фиксированным ценам.

Заключение

На развитие нефтегазового комплекса  России оказывают определяющее влияние  три группы проблем. Первая группа проблем  связана с наследием т.н. планового  хозяйства (а точнее, бесхозяйственности) правительства СССР. Вторая группа проблем возникла после либерализации  экономики и установления рыночных отношений в отрасли. В период смены форм собственности произошла  утрата контроля властей над финансовыми  потоками, что привело к валу неплатежей, бартеру, эмиссии денежных суррогатов и другим хроническим проблемам. Третья группа связана с ухудшение  мировой конъюнктуры рынка нефти, вызванной ее перепроизводством.

Все эти негативные факторы привели  к тому, что в течение последнего десятилетия объемы нефтедобычи  неуклонно падали. В первом полугодии 1997 г. впервые наметился перелом  негативной тенденции. Это связано  как с временным расширением  спроса на мировых рынках, так и  ростом деловой активности внутри страны. Повышенный интерес иностранных  инвесторов вызывает их привлечение  к новым гигантским месторождениям на шельфах Каспия и Сахалина, Ковыктинского нефтегазового района, Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море и др. Ведущие нефтяные компании объединяют усилия с зарубежными концернами, такими, как Arco, Elf Aquitania и др. для совместной доразведки и эксплуатации этих месторождений.

Среди множества негативных факторов, сдерживающих развитие нефтяной отрасли, существует один наиболее труднопреодолимый. Поскольку система трубопроводов  в России не позволяет транспортировать нефть отдельными партиями, сырая  нефть поступает в систему  единым потоком и смешивается. Подобная схема ведет к непредсказуемости  качества поставляемой нефти и создает  серьезные проблемы, особенно для  зарубежных потребителей. Это приводит к снижению цен, поскольку клиенты  зачастую требуют скидку за потенциальное  ухудшение качества нефти. К тому же такая система ведет к выравниванию положения компаний, добывающих нефть  существенно различного качества.

Список литературы

Т.Г Морозова, М.П. Победина. С.С. Шишов  «Экономическая география России»  М. 2001г.

М.В. Степанов «Региональная экономика» М. 2001г.

Аналитическая группа департамента корпоротивных финансов «Обзор отрасли» 1998г.

Интернет ресурс Geoworld’s


Информация о работе Экономическая география и региональная экономика