Экономическое положение Грузии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:21, реферат

Описание работы

Промышленность:
Пищевая промышленность
Добыча металлической руды и металлургия
Лёгкая промышленность
Машиностроение
Химическая промышленность
Промышленность строительных материалов
Сельское хозяйство:
Растениеводство
Животноводство
Топливно-энергетический комплекс
Электроэнергетика
Строительство
Природные ресурсы
Транспорт
Железнодорожный транспорт
Автомобильный транспорт
Трубопроводный транспорт
Морской транспорт

Файлы: 1 файл

Экономическое положение Грузии.docx

— 43.08 Кб (Скачать файл)

По данным на 1 января 2009 года, доказанные запасы природного газа в  Грузии составляют 8,5 млрд кубометров, доказанные запасы нефти — 35 млн баррелей.

Транспорт


Наибольший объём грузоперевозок в Грузии приходится на автомобильный  транспорт (около 60 %), грузооборота — на железнодорожный транспорт (около 90 %). Существенную роль в формировании отраслевой структуры экономики сыграло вовлечение Грузии в региональные проекты, связанные с транзитом энергоносителей

Железнодорожный транспорт

Железные  дороги — 1 612 км (все электрифицированы); с широкой колеей — 1 575 км (колея 1,520 м.); с узкой колеей — 37 км (колея 0,912 м.) (2003).В железнодорожных перевозках преобладают перевозки нефтепродуктов.

Основные железнодорожные  магистрали: Тбилиси — Самтредиа — Поти, Батуми — Тбилиси — Баку (Азербайджан), Тбилиси — Ереван (Армения), Тбилиси — Телави. Ведется строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая впервые с 1993 года свяжет Южный Кавказ с Турцией железнодорожным сообщением, так как существующая железная дорога через армянский Гюмри перекрыта Турцией, поддерживающей Азербайджан в Карабахском конфликте. Запуск запланирован на 2013 год, а на полную мощность дорога выйдет в 2014 года, планируется использование новой транспортной артерии для транзита грузов из Китая и Средней Азии. С вводом в эксплуатацию тоннеля под Босфором Закавказье окажется связано с Европой прямой железнодорожной веткой.

Автомобильный транспорт

Автодороги — 20 363 км (с покрытием — 19 038 км; без покрытия — 1 325 км.) (2000). Ведется поэтапное строительство бетонного четырехполосного автобана от границы с Азербайджаном до границы Турцией (450 км), что является частью трассы E60 из французского Бреста до Китайско-Киргизской границы. На данный момент введено в эксплуатацию 75 км от Тбилиси на запад Грузии и ведутся работы на ещё на 55 км (участок в объезд Кутаиси 17 км, участок от Тбилиси до Рустави 17 км, участок Руиси - Агара 19 км).

 

 

 

Трубопроводный транспорт

Трубопроводы: для нефти — 1 027 км; для нефтепродуктов — 232 км; для газа — 1 697 км (2004).

Магистральные линии трубопроводов:

  • участок нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (церемония открытия грузинского участка состоялась 12 октября 2005);
  • участок нефтепровода Баку — Супса (пущен в эксплуатацию в 1999 году);
  • участок газопровода Баку — Тбилиси — Эрзурум;
  • участок газопровода Владикавказ — Казбеги — Красный мост

 

Морской транспорт

В 2005 году морские порты Грузии обработали 24 млн тонн грузов, из которых 74 % пришлось на нефть и нефтепродукты.

Порты:

  • Батуми (в основном нефтеналивной и контейнерный порт)
  • Поти (в основном перевалка марганцевых руд, медного концентрата, стройматериалов, зерна)
  • Кулеви
  • Супса (с 1999 года действует нефтяной терминал)
  • Сухуми

Торговый флот — 144 судна (водоизмещением 1 тыс. брт и более) общим водоизмещением 855 908 брт / 1 288 812 дедвейт-тонн.

Балкеры — 20, сухогрузы — 95, танкеры для перевозки химикатов — 1, контейнеровозы −11, танкеры для перевозки сжиженного газа — 1, большегрузные многофункциональные суда — 1, пассажирские суда — 1, нефтяные танкеры — 9, суда-рефрижераторы — 1, ролкеры — 2, пассажирские суда малого каботажа — 1, специализированные танкеры — 1 (2003).

 

Воздушный транспорт

Аэропорты — всего 30 (2004).

Аэропорты с взлетно-посадочными  полосами с твердым покрытием — 17 (свыше 3047 м — 1; от 2 438 до 3047 м — 7; от 1524 до 2 437 м — 5; от 914 до 1523 м — 2; менее 914 м — 2).

Аэропорты с ВПП без твердого покрытия — 13 (от 914 до 1523 м — 3; менее 914 м — 10) (2004).

Крупнейшие аэропорты:

  • Тбилиси (международный аэропорт)
  • Батуми (международный аэропорт)
  • Кутаиси
  • Телави

Авиаперевозчики:

  • «Airzena — Georgian Airways»
  • «Georgian Airlines»
  • «National Airlines»

Вертолётные аэродромы — 2 (2003)

 

Телекоммуникации


В 2005 году доля коммуникационного  сектора в ВВП Грузии составляла 4,1 %

Число пользователей интернет в Грузии в 2009 году приблизилось к  миллиону человек. По информации комиссии по коммуникациям, в 2005 году, интернетом в Грузии пользовались 200 тыс. человек, в 2007 году — 521 тыс., а в 2008 — более 903 тыс.

По данным на 2008 год, в  Грузии насчитывалось 618 тыс. стационарных телефонов и 2,76 млн мобильных телефонов. Стоимость услуг сотовой связи в Грузии является одной из самых высоких в мире. Согласно исследованию компании Informa Telecoms & Media от 2007 года, по стоимости услуг сотовой связи Грузия занимала 3-е место из 186 стран.

 

Туризм

Уникальны по своим характеристикам  рекреационные ресурсы страны — горные и морские курорты. В последние годы прилагаются усилия по возрождению курортно-туристического комплекса.

В Грузии свыше 100 курортов: курорты на Черноморском побережье Кавказа (Кобулети, Батуми и др.); горные и высокогорные курортыБахмаро, Бакуриани, Шови; курорты минеральных вод Боржоми, Саирме; горнолыжный курорт Гудаури и другие.

29 февраля 2012 года президент  Грузии Михаил Саакашвили подписал указ об отмене виз для россиян. Теперь граждане России смогут свободно въезжать на территорию Грузии и находиться там без визы в течение 90 дней.

Связь

 

В 2011 году доходы сферы электронной  коммуникации в Грузии составили 952 млн лари.

Количество абонентов  сотовой связи в Грузии к концу 2011 года — 4,43 млн (99,1 % населения страны). Количество абонентов определяется количеством активных SIM-карт. В 2011 году объём исходящего трафика с сотовых сетей в Грузии составил 5,2 млрд минут, мобильным интернетом в том году пользовались 1,2 млн абонентов. Доходы розничного сотового телефонного обслуживания в Грузии в 2011 году (не включая НДС и акцизы) — 441 млн лари, то есть 8-9 лари на каждого абонента.

На рынке фиксированной  телефонной коммуникации Грузии количество абонентов беспроводных технологий превыщает количество абонентов с проводными телефонами. В IV квартале 2011 года было зафиксировано 732 тыс. абонентов беспроводной связи и 591 тыс. абонентов с проводными телефонами.

Количество абонентов  фиксированного интернета в Грузии (в том числе DSL, оптико-волоконного, EVDO, WiMax, WiFi, CDMA 1x и dial-up технологий) в 2011 году составляло 403 тыс. В середине 2012 года отмечалось, что в Грузии DSL остается самой используемой технологией для интернет-доступа (204 тыс. абонентов, половина из которых приходится на Тбилиси; в Батуми и Кутаиси по 10 % на каждый город и Рустави — 4 %). Далее следует оптико-волоконная связь (126 тыс. — в настоящее время доступна только в Тбилиси и Рустави).

Количество абонентов  кабельных сетей в Грузии к  концу 2011 года составило 172 тыс

Отрасли экономики.

В структуре ВВП Грузии основное место занимают услуги (более 50 %), сельское хозяйство (около 11 %), промышленность (около 12 %), строительство (около 15 %), банковский сектор (около 3 %).

В 2007 году говорилось, что  за последние 15 лет в структуре  ВВП Грузии происходили кардинальные изменения. Грузия из аграрно-промышленной страны превратилась в транзитно-сервисную  страну, экономика которой строится на обслуживании, прежде всего, региональных проектов, имеющих геоэкономическое значение. В реализации этих проектов Грузия приняла на себя роль выполнения транзитно-коммуникационной функции. Если в 1990 году в сельском хозяйстве и промышленности создавалось 52,6 % ВВП, то в 2005 году − лишь 26,9 %. С другой стороны, почти в 2 раза увеличилась доля секторов торговли, транспорта и коммуникаций, составив 23,9 %, против 12,7 % в 1990 году.

Промышленность

Объём добавленной стоимости в промышленности Грузии — 1,64 млрд лари (2008 год), оборот — 4,02 млрд лари.[14]

В структуре  промышленного производства наибольший удельный вес занимают:

  • перерабатывающая промышленность — 71,3 %;
  • производство и распределение электроэнергии, газо- и водоснабжения — 20,6 %;
  • горнорудная промышленность — 8,1 %.

Ведущими  отраслями промышленности являются:

  • пищевая (производство чая, вин и коньяков, табачных изделий, эфиромасличных культур, овощных и фруктовых консервов, минеральных вод, лесных орехов);
  • электроэнергетика (Тбилисская ГРЭС, гидроэлектростанции на реках Ингури, Риони, Храми, Абаша и других);
  • чёрная металлургия (металлургический комбинат в Рустави, Зестафонский завод ферросплавов, комбинатЧиатурмарганец);
  • цветная металлургия (Маднеульский комбинат);
  • химическая (производство азотных удобрений, бытовой химии — в Рустави).

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическое положение Грузии