Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:14, реферат
Основой экономического районирования является административно-территориальное устройство. До XVIII в. в России существовали самые разные административно-территориальные единицы - уезды, воеводства, станы, округа и пр. Петр I предпринял ряд реформ в этом направлении. В 1708 г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами - провинция.
История экономического районирования России………………….3
Принципы экономического районирования России………………7
Принципы экономического районирования России…………7
Современная схема экономических районов……………………8
Проблемы экономического районирования…………………….10
Внешнеэкономические связи России……………………………………..11
Внешняя торговля между Россией и США…………………………13
Внешняя торговля между Россией и Китаем…………………….15
Внешняя торговля между Россией и Германией……………….16
Внешняя торговля между Россией и Францией………………..18
Внешняя торговля между Россией и Италией…………………...19
Внешняя торговля между Россией и Индией…………………….20
Внешняя торговля между Россией и Бразилией………………..22
Заключение………………………………………………………………………………24
Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т.д.
Экономическое районирование
не застывший процесс, оно может
изменяться, совершенствоваться в процессе
экономического развития страны в зависимости
от многих факторов. Научное обоснование
экономического районирования требует
углубленного исследования многообразия
факторов. Современный период отличается
появлением новых объективных
В условиях становления и
развития рыночных отношений приобретает
новые черты и такой важный
районообразующий фактор, как территориальная
комплексность хозяйства
Важными показателями районной
комплексности становятся соответствие
хозяйства района его природным
и экономическим условиям, рациональное
сочетание отраслей на базе ведущих
специализирующих производств и
их территориальной концентрации, относительное
сходство отраслевой структуры входящих
в район территорий. Рыночные отношения,
как и всякие иные отношения социально-
Важнейшим требованием комплексного
развития хозяйства стало усиление
охраны природы и улучшение
2. Современная схема экономических районов
Современное экономическое районирование России включает три основных звена. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.
Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Низшее звено районирования
– городские и сельские районы
представляют собой первичные звенья
в экономическом районировании.
На их основе образуются начальные
специализированные территориальные
производственные комплексы. Низовые
районы играют важную роль в разработке
и выполнении перспективных и
годовых программ развития районного
хозяйства и социально-
Территория Российской Федерации
разделена на две экономические
зоны – Западную (европейская часть
России и Урал) и Восточную (Сибирь
и Дальний Восток). Для выполнения
долгосрочных целевых программ, сбалансированности
производства и потребления важных
видов продукции группы районов
в экономических зонах
В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов:
3. Проблемы экономического районирования России
В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.
В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:
В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.
Для улучшения финансирования
регионов создаются рыночные инфраструктуры
– фонды жилья, пенсионные фонды,
страховые фонды, биржи, ассоциации.
Рекомендуется ориентировать
III.Внешнеэкономические связи России
Россия поддерживает внешнеэкономические отношения со многими странами мира, входит зону свободной торговли СНГ и в Единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана и России. Также имеет очень тесные экономические отношения с ЕС.
ЕС является ведущим торговым партнёром России. На страны ЕС приходится примерно половина всего российского экспорта и импорта. Так, за последнее десятилетие товарооборот вырос более чем в 3 раза и к 2012 году достиг 337 млрд евро. Объём экспорта товаров из России в ЕС в период с 2002 по 2012 год увеличился в 3,5 раза — с 64,5 до 213 млрд евро. Объём импорта из ЕС в Россию за тот же период вырос также в 3,5 раза — с 34,4 до 123 млрд евро. Таким образом, ЕС прочно занимает первое место во внешней торговле России.
Во внешней торговле ЕС Россия занимает третье место после США и Китая. Однако по объёму импорта товаров в ЕС в 2012 году Россия опередила США и вышла на второе место. Среди основных экспортных рынков Евросоюза Россия занимает четвёртое место после США, Китая и Швейцарии.
Несмотря на положительную
динамику торговых связей, российскую
сторону не удовлетворяет сохраняющийся
дисбаланс в структуре
Евросоюз является крупнейшим инвестором в российскую экономику. Порядка 75 % прямых иностранных инвестиций поступают из стран-членов ЕС. Баланс торговли услугами между Россией и ЕС складывается в пользу ЕС. Импорт услуг из ЕС в Россию в 2011 году в стоимостном выражении оставил 24 млрд евро, а их экспорт в ЕС — 14,2 млрд евро.
После 18 лет переговоров
Россия присоединилась к Всемирной
торговой организации (ВТО), став её 156
членом. Вступление России в ВТО
является важным и для ЕС, поскольку
ведение торгово-экономической
В соответствии со своими обязательствами Россия после присоединения к ВТО снизила ставки импортных пошлин в среднем с 10 % до 7,8 %. В таких ключевых секторах, как, например, автомобильная промышленность, импортные пошлины снизились с 30 % до 25 %, а по истечении семилетнего переходного периода они будут снижены до 15 %. По подсчётам экспертов, в среднем снижение импортных пошлин сэкономит экспортёрам стран-членов ЕС до 2,5 млрд евро ежегодно. Ожидается дополнительный рост экспорта товаров из ЕС в Россию на сумму около 3,9 млрд евро ежегодно.
Сотрудничество в сфере
энергетики относится к числу
приоритетных направлений в отношениях
Россия — ЕС, которые характеризуются
все более углубляющейся
Россия является крупнейшим в мире экспортером газа, а также конкурирует с Саудовской Аравией за роль крупнейшего производителя и экспортера нефти. На Россию приходится более 20 % разведанных мировых резервов природного газа и 5 % доказанных нефтяных резервов.
Евросоюз — крупнейший потребитель российских энергоресурсов: порядка 63 % экспорта нефти и 65 % экспорта газа из России приходится на ЕС. В свою очередь Россия как отдельно взятая страна является крупнейшим внешним поставщиком нефти, на которого приходится 20 % от общего импорта нефти в ЕС или 27 % от общего потребления нефти ЕС. Россия обеспечивает 44 % от общего объема импорта газа или около 24 % общего потребления газа в ЕС. Несмотря на некоторое снижение уровня потребления энергоресурсов в ЕС вследствие глобального экономического кризиса, имеются перспективы развития сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере: по оценкам ведущих экспертов в газовой отрасли, включая МЭА и «Еврогаз», к 2030 г. спрос на газ в ЕС может вырасти с нынешних порядка 490 млрд м3 в год до 695 млрд м3 в год. При этом внутренняя добыча газа в ЕС и Норвегии сократится до 33 % от общего потребления к 2020 г. и до 25 % к 2030.
Существует серьёзный
обоюдный интерес в развитии более
глубокого и взаимовыгодного
энергетического партнерства
Важнейшей составляющей взаимодействия России с ЕС в этой области является создание условий для бесперебойных поставок энергоресурсов на рынки ЕС.
Очевидно, что гарантировать стабильные и соответствующие уровню спроса поставки энергоносителей можно лишь при наличии соответствующей транспортной инфраструктуры. Именно в целях ее развития и Россия, и Европейский союз в рамках реализации концепции диверсификации маршрутов транспортировки энергоресурсов на европейские рынки предусматривают сооружение ряда новых трубопроводов, в том числе газопроводов, предназначенных для удовлетворения спроса на перспективу.
К числу последних относятся, в частности, проект магистрального газопровода «Южный поток». Проектная мощность «Южного потока» — 63 млрд. м3 в год.
Другим немало важными партнерам РФ, являются США, Германия, Италия, Франция, Индия, Китай и Бразилия.
1.Внешняя торговля между Россией и CША.
Значение России для внешнеэкономических отношений США определяется высоким потенциалом нашей страны в сфере поставок энергоресурсов и сырьевых товаров и возможностями сбыта американской продукции машиностроения и сельскохозяйственной продукции на российском рынке. Важнейшим событием 2012 года стало присоединение Российской Федерации к ВТО, в котором Администрация США принимала активное участие, и отмена действия поправки Джексона-Вэника в отношении России.
По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России с США в 2012 году составил 28,3 млрд. долл. США и уменьшился по сравнению с2011 г. на 8,8%. При этом экспорт составил 13,0 млрд. долл. (снижение на 21,1%), импорт – 15,3 млрд. долл. США (прирост на 5,0 %).
Основу российского экспорта в США составляли минеральные продукты, прежде всего, нефть и нефтепродукты – 73%, металлы и изделия из них – 16%, продукция химической промышленности – 7%. Снижение поставок данных групп товаров в2012 г. прямо повлияло на сокращение объема российского экспорта в США.
В частности, снизился объем поставок минеральных продуктов (коды ТН ВЭД ТС 25-27) на 3,2 млрд. долл. США, в основном за счет снижения объема поставок сырой нефти и нефтепродуктов (на 1,4 млрд. долл. США), кокса нефтяного, некальцинированного (на 315 млн. долл. США), нефтяных газов и прочих газообразных углеводородов (на 289 млн. долл. США), а также прочих нефтепродуктов, содержащих 70% или более массы нефти (на 262 млн. долл. США). Снижение стоимостных объемов поставок вызвано сокращением количественных поставок указанных товаров, причиной которого может являться ростом объемов национальной добычи нефти.