Экономическое районирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

В работе будет рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России.

Содержание работы

Введение
1. История формирования экономических районов России
2. Формирование административно - территориального деления после революции
3. Разработки госплановской сетки районов
4. Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России
5. Основные принципы районирования
6. Современное экономическое районирование и формы территориальной организации хозяйства России
7. Территориальное деление Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

экономич географ.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

Одновременно, с созданием  новых единиц территориального деления  страны институт представителей Президента в регионах, был преобразован в  институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют  исключительную роль промежуточного звена между центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Целью создания административных округов, является оптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениями деятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов и программ, координация деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, обеспечение проведения реформ управления. На сегодняшний день, необходимо организовать работу таким образом, чтобы власть – федеральная, исполнительная, законодательная – дополняли друг друга.

Подводя итоги роли и  значения федеральных округов в преобразовании системы территориального управления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в конце 1990-х годов на ряд «региональных баронств», стремившихся к предельно расширительному толкованию предложенного в Конституции понятия «суверенитета» субъектов. Не случайно, что именно после создания федеральных округов Конституционным судом была дана и жесткая юридическая трактовка сепаратистских поползновений отдельных субъектов:   

 «Конституция Российской  Федерации не допускает какого-либо  иного носителя суверенитета  и источника власти, помимо многонационального  народа России, и, следовательно,  не предполагает какого-либо иного  государственного суверенитета, помимо  суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации»,– предельно четко сформулирована эта позиция, в частности, в определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000г. 

Выводы:

- Федеральные округа  выступают в территориальном  строительстве России как элемент унитарности внутри федеративного государства, стягивающий систему территориального  управления и предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства».

- Создание федеративных  округов позволило привести в  относительное единство систему территориального управления, не только нормализовав нормативно-правовую базу, но и приведя в действие политические рычаги воздействия на регионы.

- Тем не менее, проблема  оптимизации территориального управления  остается до конца неразрешённой,  и это приводит к дальнейшим попыткам унификации политических систем субъектов федерации с общефедеральной политической системой.

 

 

 

                                        Заключение

 

Современная Россия состоит  из двух огромных частей: Западного  макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях). Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

Другими словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

И самое главное, районирование  должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

Необходимо не одностороннее  экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно – территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление устарело. Поэтому, необходимо:

- Проведение нового  комплексного общественного районирования,  способствующего решению не только  экономических задач.

- Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.

Современный этап организации  территориального управления требует  экономического районирования, учитывающего комплексный характер воздействия  всех факторов.

 

                         Список используемой литературы

 

1. «Комментарии к Конституции РФ» -  Мирошникова В.Н. – М., 2004г.

2. «Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ» - Инфра-М., 2001г

3. «Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ» -  Маркова Н. – Экономист. – 1996г. - N 3.

4. «Региональное прогнозирование и региональное развитие России» - Матрусов Н.Д.  – М., 1995.

5. «Территориально-производственный комплекс: проблемы формирования и управления» -  Чалов В.И. - М., 1983г.

 6. «Территориальная структура народного хозяйства СССР в период НТР» - уч. пособ. –  М., 1989г.

7. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г.. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» - Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 20.

8. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1994г. № 1140 «О Российской Академии государственной службы» - Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 24.

 9. «Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства» - Кистанов В.В. – М.: Экономика, 2000г

 

 


Информация о работе Экономическое районирование