Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:31, контрольная работа
В работе будет рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России.
Введение
1. История формирования экономических районов России
2. Формирование административно - территориального деления после революции
3. Разработки госплановской сетки районов
4. Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России
5. Основные принципы районирования
6. Современное экономическое районирование и формы территориальной организации хозяйства России
7. Территориальное деление Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Одновременно, с созданием новых единиц территориального деления страны институт представителей Президента в регионах, был преобразован в институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют исключительную роль промежуточного звена между центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Целью создания административных округов, является оптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениями деятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов и программ, координация деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, обеспечение проведения реформ управления. На сегодняшний день, необходимо организовать работу таким образом, чтобы власть – федеральная, исполнительная, законодательная – дополняли друг друга.
Подводя итоги роли и
значения федеральных округов в преобраз
«Конституция Российской
Федерации не допускает какого-
Выводы:
- Федеральные округа выступают в территориальном строительстве России как элемент унитарности внутри федеративного государства, стягивающий систему территориального управления и предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства».
- Создание федеративных округов позволило привести в относительное единство систему территориального управления, не только нормализовав нормативно-правовую базу, но и приведя в действие политические рычаги воздействия на регионы.
- Тем не менее, проблема
оптимизации территориального
Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.
Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях). Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.
В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).
Другими словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.
И самое главное, районирование
должно способствовать формированию не только эффективной экономики,
территориально-
Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.
Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно – территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление устарело. Поэтому, необходимо:
- Проведение нового
комплексного общественного
- Новое административно–
Современный этап организации территориального управления требует экономического районирования, учитывающего комплексный характер воздействия всех факторов.
Список используемой литературы
1. «Комментарии к Конституции РФ» - Мирошникова В.Н. – М., 2004г.
2. «Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ» - Инфра-М., 2001г
3. «Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ» - Маркова Н. – Экономист. – 1996г. - N 3.
4. «Региональное прогнозирование и региональное развитие России» - Матрусов Н.Д. – М., 1995.
5. «Территориально-
6. «Территориальная структура народного хозяйства СССР в период НТР» - уч. пособ. – М., 1989г.
7. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г.. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» - Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 20.
8. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1994г. № 1140 «О Российской Академии государственной службы» - Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 24.
9. «Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства» - Кистанов В.В. – М.: Экономика, 2000г