Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 02:02, курсовая работа
Цель – всестороннее изучение особенностей китайской экономики, а так же проблемы и перспективы её развития.
Исходя из поставленной цели, можно выделить задачи курсовой работы:
1) рассмотреть общие черты экономики Китая;
2) проанализировать основные экономические показатели Китая;
3) изучить отраслевую структуру экономики Китая;
4) выделить перспективы развития экономики Китая;
5) отметить проблемы и недостатки экономики Китая.
Введение 3
1. Особенности китайской экономики 5
1.1 Общая характеристика экономики Китая 5
1.2 Идея "социалистического товарного производства" 7
1.3 Реформирование кадровой политики в Китае 12
2. Характеристика экономической реформы Китая 15
2.1 Принципы экономических реформ 15
2.2 Особенности экономических реформ 1970-1980 годов 22
2.3 Особенности экономических реформ 1980-1990 годов 26
2.4 Уроки китайских реформ для России 31
Заключение 38
Литература 40
Введение 3
1. Особенности китайской
1.1 Общая характеристика
1.2 Идея "социалистического товарного производства" 7
1.3 Реформирование кадровой полити
2. Характеристика экономической реформы Китая 15
2.1 Принципы экономических реформ
2.2 Особенности экономических
2.3 Особенности экономических
2.4 Уроки китайских реформ для России 31
Заключение 38
Литература 40
Введение
Заслуживает определенного интереса опыт проведения экономических реформ в рамках социалистического народного хозяйства, позволивший Китаю за рекордно короткие сроки в несколько раз повысить уровень жизни почти пятой части населения нашей планеты. Определенные сведения об этих реформах периодически появляются в прессе, что позволяет судить не только об их действенности, но и принципиальной возможности ускоренного роста социалистического производства при условии правильной организации процесса управления страной.
Экономические реформы в Китае начались почти три десятилетия назад (декабрь 1978 года) с сельского хозяйства и позволили резко повысить эффективность общественного производства за счет формирования трехзвенного механизма управления, включающего в себя:
- индивидуальное крестьянское хозяйство,
- торгово-заготовительный, производственно-
- государство в качестве основного заказчика и покупателя продукции.
При этом государство планировало объем продукции, которую крестьяне в индивидуальном порядке были обязаны продать ему по твердым ценам, предлагая взамен по таким же твердым ценам промышленные товары. Все излишки продукции крестьяне могли продавать на свободном рынке по свободным ценам, например, с использованием возможностей торгово-заготовительных кооперативов.
Цзян Цземинь как-то сказал: «Мы всего более чем за полвека не только изменили бедный и отсталый старый Китай, но и построили вполне современную промышленную систему. За время, прошедшее с момента образования нового Китая, валовой внутренний продукт увеличился в 56 раз. Заметно укрепилась экономическая, оборонная и научно-техническая мощь нашей страны, промышленность, сельское хозяйство, оборона, наука и техника и многие другие области стали одними из самых передовых в мире. Более 1 миллиарда 200 миллионов китайцев не только решили проблему питания, но и достигли уровня среднего достатка» [17, с. 45].
Вышеизложенная актуальность темы курсовой работы определила ее цель – изучение особенностей экономической реформы Китая в ее историческом аспекте.
Задачи:
- дать общую характеристику экономики Китая ;
- охарактеризовать идею "социалистического товарного производства";
- выявить принципы экономических реформ;
- проанализировать особенности экономических реформ 1970-1980 годов;
- проанализировать особенности экономических реформ 1980-1990 годов;
- описать возможности
1. Особенности китайской экономики
1.1 Общая характеристика экономики Китая
Пятьдесят лет отделяет нас от того дня, когда на площади Тяньаньмэнь была провозглашена Китайская Народная Республика. Трудными были эти годы, наполненные попытками применить к Китаю научные положения марксизма и опыт “советской модели”; “построить социализм в одно прекрасное утро”; достичь благоденствия в рамках “народной коммуны”; преобразовать менталитет и образ жизни китайского общества в период “культурной революции”; начать радикальные социально-экономические реформы после “десятилетия хаоса”.
«Сегодня в мире к Китаю отношение неоднозначное. Некоторые аналитики предсказывают, что он будет одним из мировых лидеров в грядущем тысячелетии. Другие, напротив, убеждают, что его ожидает неизбежный экономический хаос и политический крах. Строить прогнозы в наше нестабильное время – дело неблагодарное. Лучше оперировать фактами. А факты говорят о том, что проводимая в Китае политика реформ дала конкретные результаты: Китай продемонстрировал всему миру возможность осуществления рыночных преобразований без радикального слома существующей политической системы» [1, с. 18].
Тридцать лет понадобилось КНР, чтобы понять простые истины: невозможно перескакивать через исторические этапы; нельзя строить новое общество, полагаясь лишь на субъективные воззрения пусть даже гениального руководителя; для перехода от одной исторической стадии к другой необходима подготовка соответствующих социально-экономических и политических предпосылок; бесперспективным является путь той страны, которая живет не логикой законов, а волей отдельных лиц. Тридцать трудных лет для трудолюбивого и добросовестного китайского народа, отказывающего себе в самых элементарных удобствах жизни во имя достижения “великой цели”, послушно идущего на сомнительные экономические и политические эксперименты.
Трудно отказаться от догм, тем более, когда они преподносятся как научно обоснованные выводы. Еще труднее признать свои собственные ошибки, приведшие к трагическим последствиям. В сегодняшнем Китае это сделано, и этот шаг является, пожалуй, главным достижением на пути обновления китайского общества. Реформы в Китае осуществлялись по четко разработанной программе, учитывающей менталитет китайского социума и реальные возможности страны.
Приступая к ним, китайские реформаторы и само китайское общество ответило на главные вопросы: на каком историческом этапе развития находится китайское общество, в каком направлении оно планирует развиваться, насколько быстро могут и должны осуществляться реформы, что нужно сделать на каждом этапе реформ и какими средствами следует решить эту задачу. Вопросы отнюдь не праздные, поскольку обеспечивают хоть какие-то гарантии от постоянных «шараханий», а следовательно – политическую стабильность.
Китай благодаря осуществлению политики реформ и открытости по совокупной экономической мощи вышел на 6-е место в мире. Среднегодовые темпы экономического роста в Китае с 1978 по 2002 год составили 9,3%. Таким образом, ВВП удваивался каждые 7,5 лет!
«В 2002 году объем ВВП (по КНВ) превысил $1,1 трлн, после чего хозяйство страны поднялось до качественно нового уровня развития. В тоже время ВВП (по ППС) составлял 5, 84 трл. За время реформ производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда - в 3,6 раза. За этот период в стране покончено с дефицитом товаров, в основном завершен процесс совмещения плановой экономики и экономике рыночного типа (что и являлось главной задачей)» [3, с. 54].
Значительно увеличились доходы китайских семей, повысился уровень образования, средняя продолжительность жизни достигла 71,4 года. Валютные резервы Китая превысили $250 млрд, увеличившись за последние 13 лет более чем в 45 раз. В области сельского хозяйства КНР сейчас лидирует по объему производства зерновых, мяса, хлопка, земляных орехов, фруктов, а в промышленной сфере - по производству стали, угля, цемента, химических удобрений и телевизоров.
Сформулированная в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций" - промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки, техники и образования. Осуществление программы разбивалось на три этапа, которые охватывают период до середины XXI в.
1.2 Идея "социалистического товарного производства"
Около 10 лет тому назад Китай провозгласил идею развития "социалистического товарного производства" на селе. Результатом реализации этой программы стали договора купли-продажи с крестьянами, заключаемые государством уже не на несколько лет, как прежде, а на начало каждого сезона. Несколько уменьшились объемы закупок, сократилась их номенклатура (в основном, зерно, хлопок). Государство стало закупать с/х продукты у крестьян сверх контракта только в том случае, если их рыночная цена падала ниже закупочной. Кроме этого, изменением закупочных цен власти получили возможность активно влиять на объемы производства без прямого администрирования. Одновременно, государство достаточно жестко требовало выполнения крестьянами договорных условий и могло за их невыполнение даже лишить их земельного надела.
К тому времени в Китае существовало около двух тысяч государственных хозяйств, собственность и земли которых на арендных началах были переданы в пользование их рабочим. Все эти меры, направленные на повышение личной материальной заинтересованности крестьян и с/х рабочих, позволили существенно повысить эффективность труда, достичь высоких среднегодовых темпов роста производства с/х продукции (порядка 6-7% ) и урожайности - до 400-500 кг зерна на человека. Однако, возникли и проблемы - недостаток с/х техники и удобрений, топлива и запасных частей, социальное расслоение крестьян по имущественному цензу, рост цен на продукты питания, слабый менеджмент, недостаток специалистов и т.д.
Аналогичная экономическая реформа была проведена в конце 1984 года в промышленности. «Суть ее заключалась в освобождении государственных предприятий от чрезмерно централлизованного регулирования, усилении материальной заинтересованности работников и трудовых коллективов, отказа от жесткой системы цен, уменьшения дотаций. В реальной хозяйственной практике такая политика нашла свое отражение в ослаблении роли министерств, переводе предприятий на полный хозрасчет, усилении договорных связей "по горизонтали", снижении объема и номенклатуры продукции, "жестко планируемой" из центра. Теперь централлизованный план стал охватывать примерно треть всего выпуска продукции. Еще треть приходилась на индикаторный план, носящий рекомендательный характер, и треть - на свободный рынок» [1, с. 87-88].
Существенно изменились в этих условиях и функции минстерств. Они уменьшили свое вмешательство в процесс оперативного управления производством и во все большей мере переключились на решение задач научно-технической политики и маркетинга. Это обстоятельство привело к существенному, более чем на 50%, сокращению численности работников их аппарата. В результате реформ предприятиям стали планировать только три показателя - объема производства (с учетом ассортимента), выполнения контрактных обязательств и по прибыли. Вся сверхплановая продукция может продаваться на свободном рынке по свободным ценам.
В сфере обеспечения предприятия ресурсами все шире внедряются элементы рыночного самообеспечения. Фондирование министерств включает лишь некоторую часть наиболее важных, стратегических ресурсов и имеет тенденцию к сокращению. В области финансирования предприятия переводятся на самофинансирование, в т.ч. в форме выпуска ценных бумаг, банковского кредита и т.д. Этому способствуют и фондовые биржи страны. Поскольку усиление рыночных элементов хозяйствования влечет за собой усиление конкуренции и возникновение спорных вопросов, в Китае самое серьезное внимание уделяется совершенствованию законодательной базы. В частности, здесь активно используются Закон о банкротстве, Закон о найме, Закон о госпредприятиях и т.д.
Экономические реформы Китая в промышленности, ориентированные на усиление роли материального стимулирования трудящихся, на их начальном этапе привели к взрывным темпам экономического развития страны, доходящим порой до 15-20% в год, и росту инвестиций порядка - 30-40% в год. В отдельные годы государство бывало вынуждено во избежание возникновения диспропорций экономического развития различных отраслей даже притормаживать такое ускоренное развитие за счет роста налогообложения и сокращения кредитования.
Величина налога с прибыли в Китае составляет порядка 30-70% в зависимости от условий функционирования предприятия. При этом, зарплата персонала тесно связана с величиной прибыли, доля которой в зарплате составляет 30-50% от ее средней величины (остальная часть зарплаты - гарантированная часть). Зарплата директоров примерно вдвое выше зарплаты рабочих, но ниже зарплаты ведущих специалистов.
Однако эти реформы явились причиной целого ряда проблем, в числе которых немаловажное место занимают ускоренный износ и без того устаревшего оборудования, низкая квалификация рабочих и специалистов, недостаточные темпы развития коммуникаций, диспропорции в развитии отраслей перешедших и переходящих на новые принципы хозяйствования и т.д.
Все это обуславливает рост цен и издержек, дефициты, неясности в сфере конкретизации конкретных объемов материального стимулирования и т.п. В результате, - неэффективное хозяйствование, которое наряду со сверхвысокими, можно сказать феноменальными темпами роста объемов производства приводит к ухудшению качественных показателей функционирования предприятий. В частности, качеству выпускаемой здесь продукции еще далеко до требований мирового рынка, оставляет желать лучшего и технологический уровень производства, а ускоренный рост цен на ресурсы и зарплату на начальном этапе реформ кое-где приводил даже к снижению не только рентабельности производства, но даже общей массы прибыли.
В области финансово-экономической политики реформы затронули две основные сферы - ценовую и денежно-кредитную системы. До реформы цены устанавливались централизованно и не отражали ни стоимости, ни соотношения спрос/предложение. Постоянно занижались цены на с/х продукцию и сырьевые ресурсы, коммунальные услуги и энергию. Одни отрасли систематически несли убытки (государственные дотации доходили до 25%), а другие - постоянно ходили в передовиках. После проведения ценовой реформы розничные цены были повышены, многие товары и услуги вообще выведены из сферы государственного регулирования, что привело к формированию системы цен, сочетающей плановые, свободно-рыночные и "плавающие" цены (в последнем случае государством фиксируются лишь пределы изменения рыночных цен). Первые из них охватывали всю плановую продукцию, тарифы на коммунальные и транспортные услуги, государственные закупки и т.д. Остальные две цены действовали для сверхплановой, сверхконтрактной продукции, а также продукции на свободном рынке.