Экономика швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Королевство Швеция - Konungariket Sverige. Географическое положение – находится в Северной Европе, в восточной части Скандинавского полуострова. Территория – 449 960 кв км. Население – 8 716 000. Столица: Стокгольм – 685 000; с пригородами – 1 млн. 725тыс чел. Другие крупнейшие города – Гетеборг (434 000), Малмс (237 000). Высшая точка – гора Ксбпскайсе (2111м). Государственный язык – шведский. Основная религия – христианство. Основные статьи экспорта – автомобили, продукция машиностроения, сталь, железо, изделия бумажной промышленности. Форма правления – конституционная монархия. Денежная единица – шведская крона.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

В Бергслагене всё  ещё ведётся добыча железной руды, в некоторых штатах на глубине более 610м. Эти руды исключительно чистые, с содержанием фосфора менее 0,3%. Бергслаген поставляет большую часть сырья для металлургии Швеции.

Швеция является также  значительным поставщиком меди. Основные центры добычи меди – Кристинеберг, Булиден, Адак. Швеция удерживает первенство и по поставкам цинка на мировой рынок. В бассейне Шеллефтеэльвен эксплуатируются месторождения никеля, свинца, серебра и золота. Имеются значительные запасы урана.

 

2.Лесное хозяйство и лесоперерабатывающая промышленность.

 

Леса и лесопродукты для Швеции имеют такое же важное значение, как и для Финляндии. Лесопокрытые площади занимают 47% территории страны. Обычные для приатлантической Европы широколиственные породы встречаются  только в самых южных лесах, где они составляют ок.40% древостоев. Доминирующей породой является бук. В Средней Швеции и на большей части Норрланда преобладают хвойные леса, имеющие важное хозяйственное значение. Самые продуктивные леса распространены к северу от равнин Средней Швеции, здесь сосна и ель растут в три раза быстрее, чем в более суровых климатических условиях на севере Норрланда. Около 25%площади лесов принадлежит государству, церкви и местным общинам, 25% находится в собственности крупных лесопильных и целлюлозно-бумажных компаний. Леса этих компаний были приобретены главным образом во время бурного освоения малонаселённых северных районов страны в конце XIXв. Половина лесов Швеции принадлежит мелким фермерам, а также крупным землевладельцам.

Объём ежегодных рубок возрос с 34млн. куб. м в 1950г до 65 млн. куб. м к середине 1990х годов. Древесина – самый важный вид сырья в Швеции. Она используется не только для производства целлюлозы, бумаги, древесноволокнистых плит и большого числа химических продуктов, но также служит топливом и строительным материалом. Примерно 250 тыс. человек заняты на лесозаготовках, транспортировке леса и в лесоперерабатывающей промышленности. Лесопильные предприятия расположены в небольших портах на берегу Ботанического залива, особенно в устьях рек Юнган, Индальсэльвен и Онгерманэльвен. В портовом городе Сундевалле сконцентрировано наибольшее в мире число лесообрабатывающих предприятий. С 1920г. самым большим потребителем шведской древесины стала целлюлозная промышленность. Древесина перерабатывается в целлюлозу либо путём измельчения (механическая целлюлоза), либо путём кипячения и растворения (химическая целлюлоза). Однако 70% целлюлозы в настоящее время изготавливается химическим методом. Предприятия этой отрасли сосредоточены главным образом в портовых городах на юге Норрланда. Наиболее быстро развивается выпуск сульфатной целлюлозы.

Бумажная промышленность сконцентрирована в основном в Средней и Южной  Швеции, в пределах досягаемости порта  Гётеборг и национального рыночного  центра Стокгольма с его полиграфической промышленностью. В Норрчёпинге и Хальсте находятся крупные производства по выпуску газетной бумаги. Обёрточная бумага и картон производятся на фабриках в долине реки Гёта - Эльв и на северном берегу оз. Венерн. С 1966г. выпуск газетной бумаги в Швеции вырос втрое и достиг 2,4 млн. По этому показателю страна вышла на 4 место в мире.

Обрабатывающая промышленность. Почти  половина всех занятых в промышленности приходится на долю металлургии и  машиностроения. За ними следуют лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, пищевкусовая и химическая промышленности, на долю которых в совокупности приходится около 40% занятых.

 

                                3.Металлургия.

 

Одна из главных отраслей промышленности Швеции. Она сконцентрирована преимущественно в Бергслагене, где ещё в XVI- XVIIвв. широко применялась доменная плавка на высококачественных местных рудах. В конце XIXв сотни небольших металлургических предприятий этого района были заменены несколькими крупными комбинатами с более совершенной технологией производства. Ныне там налажено производство стали в электрических печах с применением коксующегося угля. Крупнейший металлургический завод находится в Домнарвете. В середине ХХ в. были впервые построены металлургические заводы в прибрежных районах Швеции, что облегчило доставку кокса и металлолома, а также экспорт полуфабрикатов на машиностроительные предприятия портовых городов Северной Европы. Производство стали выросло с 2 млн. тонн в 1957г до 5,9 млн. т. В 1974г. В 2000-х г. оно держалось на уровне ок. 5 млн. тонн в год.

 

4.Машиностроение.

 

Самая старая и наиболее развитая отрасль обрабатывающей промышленности в скандинавских странах. В Швеции на её долю приходится около 45% поступлений  от экспорта. Она производит широкий спектр товаров, включая станки, точные измерительные приборы, оборудование для электростанций, шарикоподшипники, радиолокационное оборудование, автомобили, оборудование для сотовой связи и прочее. Крупный очаг машиностроения находится также на юго-западе Сконе, Мальмё и других близлежащих городах.

Самый развитый сектор шведского  машиностроения – автомобилестроение. Главные производители – компании «Вольво» и «Сааб». Свыше 4/5 выпускаемых  в Швеции легковых и грузовых автомашин  и автобусов идёт на экспорт, причём 1/3 из них направляется в США.

На протяжении полувека, вплоть до конца 70-х годов, на мировом  рынке лидировало судостроение  Швеции. Затем в этой отрасли наступил быстрый спад, сопряжённый с перепроизводством  судов (особенно танкеров) на мировом рынке, двумя затяжными экономическими кризисами и жестокой конкуренцией со стороны стран с низкой оплатой труда (Корея, Бразилии).

 Химическая промышленность  и нефтепереработка – значительна  высоким уровнем продукции и  широтой ассортимента, представлена помимо нефтепереработки специальными химическими производствами. Здесь находятся  скандинавские штаб – квартиры ряда иностранных компаний: «Акцио Нобель», «Бореалис», «Гидро».

Фармацевтическая, биотехническая отрасли, производство медоборудования, продукция которых характеризуется высоким качественным уровнем, в этой сфере действуют несколько сот компаний.

 

V.Энергетика Швеции.

 

Примерно 1/3 энергетических потребностей Швеции удовлетворяется  за счёт импортных энергоносителей, среди которых главным является нефть, за ней следуют уголь и природный газ. Основные местные источники энергии – ядерное топливо, гидроэнергетические ресурсы, древесина. В 1960-1970-е годы шведское правительство отпускало большие средства на развитие атомной энергетики: в 1992г в стране действовали 12 АЭС, и по производству атомной энергии на душу населения Швеция занимала ведущее место в мире. Референдум, проведённый в 1980г, высказался за свёртывание этой отрасли к 2010г. В 1996г доля атомной энергии в энергобалансе страны достигла 47%, причём стоимость её была одной из самых низких в мире.

За прошедшее с момента  референдума время настроения в  обществе изменились. Движение за запрещение атомной энергетики ничем себя не проявляет. В ходе многомесячной  дискуссии перед принятием вышеназванных решений риксдага и правительства, профсоюзы, экономические круги, оппозиционные партии выступали в большей своей части против закрытия АЭС. Замена АЭС на электростанции на угле, нефти и газе приведёт к росту выбросов в атмосферу двуокиси углерода (превышение нормативов ЕС по этому показателю составляет в Швеции 9%, в случае закрытия первого реактора АЭС «Барсебека» оно вырастет ещё на 10%).  

Гидроэнергетика всегда играла важную роль в экономическом  развитии скандинавских стран. По экологическим соображениям  не разрешается строить плотины на реках, где сток до их пор не зарегулирован, пока другие источники энергии обходятся не слишком дорого. 3/4 гидроэнергии поступает со станций, сооружённых на крупных полноводных реках Норрланда, хотя основными энергопотребителями являются города Средней и Южной Швеции. Поэтому важное значение приобрело возведение экономических линий электропередач (ЛЭП) на большие расстояния. В 1936г. была проложена первая ЛЭП напряжением 200кВт, соединившая южный Норрланд с равнинами Средней Швеции. В 1956г. ЛЭП напряжением 400 кВт связала гигантские гидроэлектростанции Стурноррфорсен на р. Умеэльвен и Харспронгет на р. Лулеэльвен.

 

VI.Транспорт Швеции.

 

Внутренние перевозки  в Швеции осуществляются главным образом автомобильным и железнодорожным транспортом. На грузовых автомашинах перевозится около половины всех грузов, причём преобладают перевозки на небольшие расстояния. Железные дороги, к строительству которых государство приступило в 1854г., оставались главным видом транспорта вплоть до 1960-х годов. На их долю приходилась около трети   грузоперевозок (преимущественно на большие расстояния). По железным дорогам доставлялась руда из северных месторождений в порты Нарвик и Лулео.

Около 90% пассажироперевозок осуществляется на легковых автомобилях и автобусах.

Швеция традиционно  играет значительную роль в формировании морского торгово-грузового и пассажирского  рынка. На долю водного транспорта приходилась  примерно 1/6 всех грузоперевозок (в  основном строительные материалы). Оборот чисто шведских и находящихся под шведским контролем судовладельческих компаний составляет 40млрд. крон. Шведские пароходства объединяют около 600 грузовых и 100 пассажирских судов. Региональные пароходства также располагают наиболее современно технически оснащёнными судами, зафрахтованными на долгосрочной основе. Более половины общего оборота отрасли в Швеции приходится на малые и средние пароходства. Транспортная сеть Швеции исторически складывалась на базе деятельности  крупнейшего в Скандинавии порта Гётеборг. 70% промышленного потенциала северных стран сосредоточено в радиусе 500км вокруг Гётеборга; ежегодно в порт заходят более 13тыс. судов.

К наиболее рентабельным пассажирским перевозкам относится  паромная связь, ориентированная на европейский рынок. Здесь на регулярной основе действуют пятьдесят маршрутов, ежегодно обеспечивающих перевозку более 4млн. пассажиров и связывающих Гётеборг с 60 портами. Самой высокоэффективной  коммуникационной артерией региона считается Эресуннский мост. Он соединяет два крупных по европейским стандартам торгово-пассажирских узла, два крупных города- Мальме и Копенгаген.  Эрессунский мост считается  наиболее крупным в Европе сооружением такого плана; его длина 7845 метров, а ширина 31метр. Мост введён в эксплуатацию 1 июня 2000г.

 Аэропорт «Ландветтер». Расположен в Гётеборге, является  крупнейшим аэропортом Северной  Европы. В течение года «Ландветтер»  может обслужить от 5млн. пассажиров  и обработать 110тысяч тонн грузов. Международные и чартерные рейсы составляют около 60% всего потока пассажиров. «Ландветтер» расположен в центре западной Швеции и находится в 25км от Гётеборга, который является вторым по величине промышленным, научным и культурным центром страны.

«Ландветтеру» принадлежит рекорд по пунктуальности выполнения полётов в Европе. Ежегодно 99,7% самолётов независимо от погоды и того факта, что аэропорт расположен в самом туманном районе Швеции (аэропорт охвачен полностью туманом в течение одного месяца в году), садятся и взлетают строго по расписанию. Время регистрации на международных линиях доведено до 30 мин., на внутренних – до 10мин. Противопожарная система безопасности аэропорта является одной из самых быстрых систем реагирования в мире.

В аэропорту имеется  «команда безопасности». По всему аэропорту расположены противотеррористические сигнальные системы и электронноконтролируемые двери. С центрального пульта осуществляется постоянное наблюдение за входными дверями в главное здание аэропорта и скрытый контроль залов.

 

 

   VII.Сельское хозяйство Швеции.

 

В сельском хозяйстве  занято 3% населения,  но благодаря  высокой производительности труда  Швеция обеспечивает себя продовольствием  на 80%.  Основные отрасли: животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве – производство кормов (3/4 обрабатываемой площади), зерна (ячмень, овёс, пшеница), сахарной свёклы, картофеля. Большинство ферм – небольшие семейные хозяйства. В ХХв. значение этой отрасли в экономике Швеции резко упало. В послевоенные годы в связи с массовым оттоком сельского населения в города многие фермы были заброшены, площадь сельскохозяйственных угодий существенно сократилось. В 1960- 1975гг. из обращения было изъято около 400тыс. га пахотных земель, а в 1976- 1990гг. ещё 170 тыс. га, поскольку многие мелкие фермы остались бесхозными после смерти владельцев, правительство стало стимулировать укрупнение землевладений. В результате число ферм с наделом до 5 га уменьшилось с 96тыс. в 1951г до 15тыс. 1990г.

Хотя доля занятых  в сельском хозяйстве составляет всего 3,2% против 29% в 1940г, производство сельскохозяйственной продукции не уменьшилось, а выросло, не смотря на сокращение площади обрабатываемых земель. Мелиорация, селекционная работа по интродукции сортов растений, наиболее подходящих для северных районов, широкое применение удобрений, кооперативы для сбыта сельскохозяйственной продукции и распространение сельскохозяйственной информации способствовали росту продуктивности сельского хозяйства. Резкое сокращение числа занятых в этой отрасли компенсировалось за счёт возросшей механизации. Как и в других скандинавских странах основная отрасль сельского хозяйства Швеции – животноводство и производство кормов. Поголовье мясного скота резко возросло по сравнению с молочным. В Сконе важную роль приобрело свиноводство, поставляющее продукцию на местные мясокомбинаты, производящие бекон.

3/4 обрабатываемых площадей  страны используются для выращивания  кормовых культур, причем более  половины её засеивается высокопродуктивной  травосмесью из райграса, тимофеевки и клевера. Большая часть травы идёт на сено, используемое во время 5-7 месячного стойлового содержания скота зимой. Производство зерновых культур по значимости занимает второе место в земледелии страны. Главные районы возделывания пшеницы – равнины Средней Швеции, хотя яровая пшеница при благоприятных условиях может вызревать даже в долинах, расположенных у Северного полярного круга. Овёс высевают на прибрежных равнинах в западных районах страны. Ячмень – важная кормовая культура на юго-западе Сконе. Сельское хозяйство в Швеции имеет значительные региональные различия. Например, на юге крупные фермы весьма прибыльны, а в северных лесных районах мелкие землевладельцы получают дополнительные доходы от своих лесных участков, но иногда вынуждены работать зимой на лесозаготовках или лесообрабатывающих предприятиях. На юге Швеции, где вегетационный период продолжается более 250 дней, крестьянские хозяйства мало отличаются от ферм Дании и Северной Германии. В Сконе почти 80% земель составляют пашни. Доля пахотных угодий сокращается до 30% в приозёрных котловинах Средней Швеции, где продолжительность вегетационного  сезона не превышает 200 дней. Тем не менее, в этом районе, расположенном вблизи крупнейших городских рынков, получило широкое развитие товарное земледелие. В более северных районах страны преобладают леса, и в Норрланде менее 2% всей площади используется под пашню.

Информация о работе Экономика швеции