Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 23:27, контрольная работа
Королевство Швеция - Konungariket Sverige. Географическое положение – находится в Северной Европе, в восточной части Скандинавского полуострова. Территория – 449 960 кв км. Население – 8 716 000. Столица: Стокгольм – 685 000; с пригородами – 1 млн. 725тыс чел. Другие крупнейшие города – Гетеборг (434 000), Малмс (237 000). Высшая точка – гора Ксбпскайсе (2111м). Государственный язык – шведский. Основная религия – христианство. Основные статьи экспорта – автомобили, продукция машиностроения, сталь, железо, изделия бумажной промышленности. Форма правления – конституционная монархия. Денежная единица – шведская крона.
В Бергслагене всё ещё ведётся добыча железной руды, в некоторых штатах на глубине более 610м. Эти руды исключительно чистые, с содержанием фосфора менее 0,3%. Бергслаген поставляет большую часть сырья для металлургии Швеции.
Швеция является также значительным поставщиком меди. Основные центры добычи меди – Кристинеберг, Булиден, Адак. Швеция удерживает первенство и по поставкам цинка на мировой рынок. В бассейне Шеллефтеэльвен эксплуатируются месторождения никеля, свинца, серебра и золота. Имеются значительные запасы урана.
2.Лесное хозяйство и лесоперерабатывающая промышленность.
Леса и лесопродукты для Швеции имеют такое же важное значение, как и для Финляндии. Лесопокрытые площади занимают 47% территории страны. Обычные для приатлантической Европы широколиственные породы встречаются только в самых южных лесах, где они составляют ок.40% древостоев. Доминирующей породой является бук. В Средней Швеции и на большей части Норрланда преобладают хвойные леса, имеющие важное хозяйственное значение. Самые продуктивные леса распространены к северу от равнин Средней Швеции, здесь сосна и ель растут в три раза быстрее, чем в более суровых климатических условиях на севере Норрланда. Около 25%площади лесов принадлежит государству, церкви и местным общинам, 25% находится в собственности крупных лесопильных и целлюлозно-бумажных компаний. Леса этих компаний были приобретены главным образом во время бурного освоения малонаселённых северных районов страны в конце XIXв. Половина лесов Швеции принадлежит мелким фермерам, а также крупным землевладельцам.
Объём ежегодных рубок возрос с 34млн. куб. м в 1950г до 65 млн. куб. м к середине 1990х годов. Древесина – самый важный вид сырья в Швеции. Она используется не только для производства целлюлозы, бумаги, древесноволокнистых плит и большого числа химических продуктов, но также служит топливом и строительным материалом. Примерно 250 тыс. человек заняты на лесозаготовках, транспортировке леса и в лесоперерабатывающей промышленности. Лесопильные предприятия расположены в небольших портах на берегу Ботанического залива, особенно в устьях рек Юнган, Индальсэльвен и Онгерманэльвен. В портовом городе Сундевалле сконцентрировано наибольшее в мире число лесообрабатывающих предприятий. С 1920г. самым большим потребителем шведской древесины стала целлюлозная промышленность. Древесина перерабатывается в целлюлозу либо путём измельчения (механическая целлюлоза), либо путём кипячения и растворения (химическая целлюлоза). Однако 70% целлюлозы в настоящее время изготавливается химическим методом. Предприятия этой отрасли сосредоточены главным образом в портовых городах на юге Норрланда. Наиболее быстро развивается выпуск сульфатной целлюлозы.
Бумажная промышленность сконцентрирована в основном в Средней и Южной Швеции, в пределах досягаемости порта Гётеборг и национального рыночного центра Стокгольма с его полиграфической промышленностью. В Норрчёпинге и Хальсте находятся крупные производства по выпуску газетной бумаги. Обёрточная бумага и картон производятся на фабриках в долине реки Гёта - Эльв и на северном берегу оз. Венерн. С 1966г. выпуск газетной бумаги в Швеции вырос втрое и достиг 2,4 млн. По этому показателю страна вышла на 4 место в мире.
Обрабатывающая промышленность. Почти половина всех занятых в промышленности приходится на долю металлургии и машиностроения. За ними следуют лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, пищевкусовая и химическая промышленности, на долю которых в совокупности приходится около 40% занятых.
Одна из главных отраслей промышленности Швеции. Она сконцентрирована преимущественно в Бергслагене, где ещё в XVI- XVIIвв. широко применялась доменная плавка на высококачественных местных рудах. В конце XIXв сотни небольших металлургических предприятий этого района были заменены несколькими крупными комбинатами с более совершенной технологией производства. Ныне там налажено производство стали в электрических печах с применением коксующегося угля. Крупнейший металлургический завод находится в Домнарвете. В середине ХХ в. были впервые построены металлургические заводы в прибрежных районах Швеции, что облегчило доставку кокса и металлолома, а также экспорт полуфабрикатов на машиностроительные предприятия портовых городов Северной Европы. Производство стали выросло с 2 млн. тонн в 1957г до 5,9 млн. т. В 1974г. В 2000-х г. оно держалось на уровне ок. 5 млн. тонн в год.
4.Машиностроение.
Самая старая и наиболее развитая отрасль обрабатывающей промышленности в скандинавских странах. В Швеции на её долю приходится около 45% поступлений от экспорта. Она производит широкий спектр товаров, включая станки, точные измерительные приборы, оборудование для электростанций, шарикоподшипники, радиолокационное оборудование, автомобили, оборудование для сотовой связи и прочее. Крупный очаг машиностроения находится также на юго-западе Сконе, Мальмё и других близлежащих городах.
Самый развитый сектор шведского
машиностроения – автомобилестроение.
Главные производители –
На протяжении полувека,
вплоть до конца 70-х годов, на мировом
рынке лидировало судостроение
Швеции. Затем в этой отрасли наступил
быстрый спад, сопряжённый с
Химическая промышленность
и нефтепереработка –
Фармацевтическая, биотехническая отрасли, производство медоборудования, продукция которых характеризуется высоким качественным уровнем, в этой сфере действуют несколько сот компаний.
V.Энергетика Швеции.
Примерно 1/3 энергетических потребностей Швеции удовлетворяется за счёт импортных энергоносителей, среди которых главным является нефть, за ней следуют уголь и природный газ. Основные местные источники энергии – ядерное топливо, гидроэнергетические ресурсы, древесина. В 1960-1970-е годы шведское правительство отпускало большие средства на развитие атомной энергетики: в 1992г в стране действовали 12 АЭС, и по производству атомной энергии на душу населения Швеция занимала ведущее место в мире. Референдум, проведённый в 1980г, высказался за свёртывание этой отрасли к 2010г. В 1996г доля атомной энергии в энергобалансе страны достигла 47%, причём стоимость её была одной из самых низких в мире.
За прошедшее с момента референдума время настроения в обществе изменились. Движение за запрещение атомной энергетики ничем себя не проявляет. В ходе многомесячной дискуссии перед принятием вышеназванных решений риксдага и правительства, профсоюзы, экономические круги, оппозиционные партии выступали в большей своей части против закрытия АЭС. Замена АЭС на электростанции на угле, нефти и газе приведёт к росту выбросов в атмосферу двуокиси углерода (превышение нормативов ЕС по этому показателю составляет в Швеции 9%, в случае закрытия первого реактора АЭС «Барсебека» оно вырастет ещё на 10%).
Гидроэнергетика всегда играла важную роль в экономическом развитии скандинавских стран. По экологическим соображениям не разрешается строить плотины на реках, где сток до их пор не зарегулирован, пока другие источники энергии обходятся не слишком дорого. 3/4 гидроэнергии поступает со станций, сооружённых на крупных полноводных реках Норрланда, хотя основными энергопотребителями являются города Средней и Южной Швеции. Поэтому важное значение приобрело возведение экономических линий электропередач (ЛЭП) на большие расстояния. В 1936г. была проложена первая ЛЭП напряжением 200кВт, соединившая южный Норрланд с равнинами Средней Швеции. В 1956г. ЛЭП напряжением 400 кВт связала гигантские гидроэлектростанции Стурноррфорсен на р. Умеэльвен и Харспронгет на р. Лулеэльвен.
VI.Транспорт Швеции.
Внутренние перевозки в Швеции осуществляются главным образом автомобильным и железнодорожным транспортом. На грузовых автомашинах перевозится около половины всех грузов, причём преобладают перевозки на небольшие расстояния. Железные дороги, к строительству которых государство приступило в 1854г., оставались главным видом транспорта вплоть до 1960-х годов. На их долю приходилась около трети грузоперевозок (преимущественно на большие расстояния). По железным дорогам доставлялась руда из северных месторождений в порты Нарвик и Лулео.
Около 90% пассажироперевозок осуществляется на легковых автомобилях и автобусах.
Швеция традиционно
играет значительную роль в формировании
морского торгово-грузового и
К наиболее рентабельным пассажирским перевозкам относится паромная связь, ориентированная на европейский рынок. Здесь на регулярной основе действуют пятьдесят маршрутов, ежегодно обеспечивающих перевозку более 4млн. пассажиров и связывающих Гётеборг с 60 портами. Самой высокоэффективной коммуникационной артерией региона считается Эресуннский мост. Он соединяет два крупных по европейским стандартам торгово-пассажирских узла, два крупных города- Мальме и Копенгаген. Эрессунский мост считается наиболее крупным в Европе сооружением такого плана; его длина 7845 метров, а ширина 31метр. Мост введён в эксплуатацию 1 июня 2000г.
Аэропорт «Ландветтер».
Расположен в Гётеборге,
«Ландветтеру» принадлежит рекорд по пунктуальности выполнения полётов в Европе. Ежегодно 99,7% самолётов независимо от погоды и того факта, что аэропорт расположен в самом туманном районе Швеции (аэропорт охвачен полностью туманом в течение одного месяца в году), садятся и взлетают строго по расписанию. Время регистрации на международных линиях доведено до 30 мин., на внутренних – до 10мин. Противопожарная система безопасности аэропорта является одной из самых быстрых систем реагирования в мире.
В аэропорту имеется «команда безопасности». По всему аэропорту расположены противотеррористические сигнальные системы и электронноконтролируемые двери. С центрального пульта осуществляется постоянное наблюдение за входными дверями в главное здание аэропорта и скрытый контроль залов.
VII.Сельское хозяйство Швеции.
В сельском хозяйстве занято 3% населения, но благодаря высокой производительности труда Швеция обеспечивает себя продовольствием на 80%. Основные отрасли: животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве – производство кормов (3/4 обрабатываемой площади), зерна (ячмень, овёс, пшеница), сахарной свёклы, картофеля. Большинство ферм – небольшие семейные хозяйства. В ХХв. значение этой отрасли в экономике Швеции резко упало. В послевоенные годы в связи с массовым оттоком сельского населения в города многие фермы были заброшены, площадь сельскохозяйственных угодий существенно сократилось. В 1960- 1975гг. из обращения было изъято около 400тыс. га пахотных земель, а в 1976- 1990гг. ещё 170 тыс. га, поскольку многие мелкие фермы остались бесхозными после смерти владельцев, правительство стало стимулировать укрупнение землевладений. В результате число ферм с наделом до 5 га уменьшилось с 96тыс. в 1951г до 15тыс. 1990г.
Хотя доля занятых в сельском хозяйстве составляет всего 3,2% против 29% в 1940г, производство сельскохозяйственной продукции не уменьшилось, а выросло, не смотря на сокращение площади обрабатываемых земель. Мелиорация, селекционная работа по интродукции сортов растений, наиболее подходящих для северных районов, широкое применение удобрений, кооперативы для сбыта сельскохозяйственной продукции и распространение сельскохозяйственной информации способствовали росту продуктивности сельского хозяйства. Резкое сокращение числа занятых в этой отрасли компенсировалось за счёт возросшей механизации. Как и в других скандинавских странах основная отрасль сельского хозяйства Швеции – животноводство и производство кормов. Поголовье мясного скота резко возросло по сравнению с молочным. В Сконе важную роль приобрело свиноводство, поставляющее продукцию на местные мясокомбинаты, производящие бекон.
3/4 обрабатываемых площадей
страны используются для