Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:53, контрольная работа
В 50-х гг. XX в. развитие хозяйства Поволжья было связано, прежде всего, с освоением нефтяных месторождений, созданием главной нефтяной базы страны, которой Поволжье оставалось до середины 60-х гг., когда его место заняла Западная Сибирь. Богатейшие нефтяные ресурсы привели к созданию в районе мощной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, которая наряду с машиностроением стала второй важнейшей отраслью его хозяйства. 50-е гг. были отмечены также началом строительства крупнейших волжских гидроэлектростанций.
В настоящее время в районе наблюдается спад производства, превышающий среднероссийские показатели. Падение производства объясняется общими для страны экономическими причинами. Однако Поволжье имеет свою специфику обвала, которая связана со структурой промышленности: в районе была очень велика доля машиностроения, особенно относящегося к ВПК.
Введение
1. Условия развития хозяйства
1.1. Экономико-географическое положение
1.2. Природные условия
1.3. Природные ресурсы
1.4. Население
2. Структура и территориальная организация хозяйства
2.1. Топливно-энергетический комплекс
2.2. Машиностроительный комплекс
2.3. Легкая промышленность
2.4. Агропромышленный комплекс
2.5. Транспортная система
2.6. Перспективы развития хозяйства
Заключение
Список использованной литературы
В Поволжском районе можно выделить два подрайона, различающихся по условиям формирования, специализации, особенно сельскохозяйственной, проблемам развития: Среднее и Нижнее Поволжье.
Среднее Поволжье: Республика Татарстан, Пензенская, Самарская и Ульяновская области. Отличается от Нижнего Поволжья высокой плотностью населения, более пестрым его национальным составом. Это главный в районе ареал добычи нефти, мощной нефтепереработки и нефтехимии. Отличается он и многоотраслевым высокоразвитым машиностроительным производством. Специализация сельского хозяйства в разных его частях зависит от природных условий. На северо-западе (большая часть Татарстана, Ульяновская и Пензенская области) преобладают посевы ржи, кукурузы, овса, бобовых и развито животноводство молочно-мясного направления. На юго-востоке Татарстана и в Самарской обл. выращивают главным образом пшеницу, подсолнечник, эфиромасличные (кориандр). Хорошо развито пригородное сельское хозяйство.
Нижнее Поволжье: Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Саратовская области. Подрайон выделяется запасами природного газа, соли, строительных материалов. Здесь развиты энергетика, машиностроение, передельная металлургия, химия и нефтехимия, пищевая промышленность. Плодородные степные почвы определили направление сельского хозяйства как поставщика волжского товарного хлеба. Главные зерновые культуры: яровая пшеница, просо.
2.1 Топливно-энергетический комплекс
ТЭК производит почти треть (27% в 1996 г.) валовой продукции района. В Поволжье ежегодно вырабатывают около 100 млрд кВт∙ч электроэнергии – примерно 10% ее общероссийского производства. По объему производимой электроэнергии район уступает лишь Центральному, Уральскому, Восточно-Сибирскому и Западно-Сибирскому. Район избыточен по производству электроэнергии.
Электроэнергетика Поволжья представлена тремя типами станций: ГЭС, тепловыми и атомными. На его территории находятся мощные ГЭС Волжско-Камского каскада: Волгоградская (2530 тыс. кВт) и Нижнекамская (1080 тыс. кВт).
ГЭС Волжско-Камского каскада играют большую роль в покрытии пиковых нагрузок в энергетической системе европейской части страны. Электроэнергию передают по ЛЭП-500 переменного тока Тольятти – Москва и Волгоград – Москва. Устойчивы связи с Уралом, осуществляемые по ЛЭП-220. Построены ЛЭП-500 Нижнекамская ГЭС – Чебоксары – Нижний Новгород. Развитие в районе нефтепереработки и химии органического синтеза потребовало создания мощной теплоэнергетики. Основным топливом для этих станции служат производимый в районе мазут, энергетические угли Кузбасса и природный газ Оренбургского месторождения. Наиболее крупные ТЭС – Заинская КЭС (2,4 млн. кВт), Нижнекамская, Новокуйбышевская, Тольяттинская ТЭЦ (по 250 тыс. кВт каждая) и Балаковская ТЭЦ (200 тыс. кВт).
Качественно новый этап в электроэнергетике Поволжья наступил в связи со строительством Балаковской АЭС (мощность 4 млн. кВт).
Ведущий в промышленности Поволжья нефтегазоэнергохимический цикл – крупнейший в стране по масштабам производства и по завершенности. Он включает в себя всю технологическую цепочку последовательной переработки нефти и газа – от их добычи до производства разнообразных химических продуктов и изделий из них. Развитию цикла способствовало, прежде всего, наличие мощной сырьевой базы. Нефтехимические производства смогли развиваться быстрыми темпами благодаря хорошей обеспеченности водными, топливными и энергетическими ресурсами. Важную роль сыграло также положение района в центре европейской части страны, в непосредственной близости от основных потребителей продукции, а также хорошая транспортная обеспеченность.
Основные нефтепромыслы
Поволжья расположены в Республике
Татарстан, Самарской, Волгоградской
и Саратовской областях. На промыслах
производят очистку нефти от воды,
солей, подготовку ее к дальнейшей переработке,
действуют установки
Добычу и переработку нефти ведут несколько нефтяных компаний. Большую часть добычи (66%) осуществляет нефтедобывающее объединение АО «Татнефть» с объемом добычи 25 млн. т.
Основные по переработке нефти – крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании России, например ОАО «Лукойл», «Сиданко».
Углеводородное сырье используют для производства минеральных удобрений, синтетического этилового спирта, синтетического каучука, пластмасс и пр.
Для нефтегазоэнергохимического
цикла Поволжья характерна высокая
территориальная концентрация производства.
В районе сложилось несколько
крупных нефтехимических узлов.
Сочетания нефтехимических
Для дальнейшего развития нефтегазохимического цикла Поволжья необходимо:
1) усилить сырьевую базу путем открытия новых месторождений нефти и газа;
2.2 Машиностроительный комплекс
Машиностроительный комплекс, на который приходится треть производимой промышленностью продукции, объединяет разнообразные машиностроительные производства. В Поволжье выпускают значительную часть общероссийского производства станков, автомобилей, подшипников, электротехнических изделий, приборов, вычислительной техники, сельскохозяйственных машин, оборудования для нефтехимии, строительной техники. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, пассажирских и сухогрузных судов, танкеров.
Авиационная промышленность возникла в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время она специализирована на производстве самолетов и вертолетов (Самара, Саратов, Казань, Ульяновск).
Поволжье – крупнейший в стране производитель автомобилей. На него приходится более 15% российского выпуска грузовых и 78,3% легковых автомобилей. Для развития этой отрасли в районе имеются все необходимые предпосылки: он находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию.
Волжский автозавод в г. Тольятти выпускает более 700 тыс. автомобилей в год. По технической оснащенности цехов, уровню механизации и автоматизации, производительности труда он ведущий в автомобильной промышленности страны. ВАЗ имеет обширные связи по кооперации.
В комплектации автомобиля «Жигули» участвуют Нижнекамский завод (покрышки), Волжский завод резинотехнических изделий (прокладки, уплотнители, резиновые кольца), заводы г. Димитровграда (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши), а также предприятия, специально построенные для ВАЗа в других районах страны, например Вологодский подшипниковый завод.
КамАЗ – крупнейшее в стране предприятие по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В его составе семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. Автомобильный завод спроектирован на выпуск в год 150 тыс. машин различных модификаций грузоподъемностью 8 т. В настоящее время производство автомобилей сократилось до 20,2 тыс. штук. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.
Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного московского ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой проходимости грузоподъемностью 0,8 т, предназначенных для перевозки мелких партий грузов по дорогам не только с твердым покрытием, но также по грунтовым и проселочным. В г. Сердобске (Пензенская обл.) организован филиал ЗИЛа, а в Балашове – завод, выпускающий автомобильные прицепы. 100% российского производства троллейбусов дает завод в г. Энгельсе.
Традиционная отрасль Поволжья – речное судостроение. Крупнейший центр судостроения и судоремонта – г. Астрахань.
Для обеспечения сельского
хозяйства и нефтяной промышленности
– важных отраслей хозяйственного
комплекса района – машинами и
оборудованием создано
2.3 Легкая промышленность
В легкой промышленности важное место занимает текстильная, представленная производством шерстяных (суконных) и хлопчатобумажных тканей. Старейшее в районе шерстяное производство возникло еще до революции. Его центры находятся в Ульяновской и Пензенской областях (Барыш, Языково, Сурск и др.). Крупный Камышинский хлопчатобумажный комбинат в Волгоградской области обеспечивает потребности района в своей продукции. Синтетические ткани из капрона выпускают в г. Балашове (Саратовская обл.).
С начала 90-х гг. XX в. промышленность всех субъектов РФ в районе переживает резкий спад производства, объясняемый изменением экономической ситуации, появлением новых форм собственности, слабыми темпами проведения экономических реформ. Сказывается отсутствие и государственной, и региональной политики развития района. Проведению региональной политики должно способствовать создание ассоциации «Большая Волга», которая включает Волго-Вятский и Поволжский районы. Основная ее задача – объединение финансовых, промышленных, сырьевых ресурсов в рамках единого экономического пространства. Предусматривается проведение единой экономической политики структурных преобразований, крупных финансовых и коммерческих операций, совместного промышленного строительства, реализации крупных научно-технических проектов.
Динамичное развитие промышленности невозможно без формирования банковско-финансовой инфраструктуры – финансово-промышленных групп, корпораций, консорциумов, транснациональных компаний. Такую инфраструктуру уже начали создавать. Одна из первых финансово-промышленных групп в районе – АО «Волжский оргсинтез», ставший соучредителем трех банков и владельцем крупных пакетов акций некоторых предприятий и фирм городов Волгограда и Волжского.
2.4 Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс Поволжья представлен развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью межрайонного значения. Район издавна был одним из важнейших земледельческих в стране. В настоящее время он занимает первое место в России по площади сельскохозяйственных угодий (18,7%). Из 25,5 млн. га посевной площади примерно 18–19 млн. га заняты зерновыми культурами. На район приходится 18,4% российского производства зерна. По этому показателю он уступает лишь Северо-Кавказскому. Особое место в зерновом хозяйстве занимает производство яровых высокобелковых и твердых сильных пшениц. Посевы озимой пшеницы расположены в основном на Правобережье, в Саратовской и Волгоградской областях, где зима значительно мягче, чем в Заволжье.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Поволжья