Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:41, контрольная работа
Ближайшие и отдаленные перспективы экономического роста и структурной перестройки в Северо-Западном экономическом районе определяются, прежде всего, его выгодным географическим положением, ресурсным потенциалом, конкурентными преимуществами, складывающимися тенденциями рыночного спроса на профилирующую продукцию, а также задачами долговременной стратегии.
ОЦЕНКА ЭГП И ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЙОНА 3
1 Экономико-географическое положение 3
2 Природные условия и ресурсный потенциал 4
3 Население 6
ОТРАСЛИ РЫНОЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И АПК И ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ 7
1 Машиностроительный комплекс 7
2 Лесной комплекс 8
3 Химическая промышленность 9
4 Агропромышленный комплекс 9
5 Лёгкая промышленность 10
6 Топливно-энергетический комплекс 11
7 Металлургический комплекс 11
8 Индустриально-строительный комплекс 12
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РАЙОНА 13
1 Морской транспорт 13
2 Железнодорожный транспорт 14
3 Автомобильный транспорт 15
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ РАЙОНА. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСА 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
В агропромышленном комплексе
Северо-Западного
В последнее время все большее значение приобретает рекреационное хозяйство, которое помимо традиционного санаторно-курортного обслуживания в 40-километровой зоне Финского залива (Сестрорецк, Репино, Комарово) начинает выполнять функцию экскурсионного обслуживания международного значения, объединяя музейные памятники Санкт-Петербурга, Петродворца, Павловска, Гатчины, Царского Села, древних Великого Новгорода и Пскова.
Также важное место в комплексе отраслей легкой промышленности занимают текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная промышлен-ность. Развитию текстильной промышленности в районе способствовали приморское положение, дающее возможность импорта, большая потребность района в тканях и сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. В районе развиты ткачество, отделка, швейная промышленность. Льняная промышленность развита в Пскове (Великолукский завод), обувная промышленность в Санкт-Петербурге, фарфоро-фаянсовая промышленность в Новгородской области.
Основная часть топливно-
Почти весь материал для
производства металла, конструкционного
литья, проката, стальных и чугунных
труб, крепежных изделий, проволоки
привозится из других районов. Район
обеспечен этими изделиями
В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриальностроительного комплекса расположены во всех крупных городах района.
Наиболее значительным элементом
инфраструктурного комплекса
Основными видами транспорта в регионе для перевозки грузов являются:
На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – один из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится «в теле» крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25–30 млн т грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-Западном районе в 100–120 млн т. В связи с этим стало необходимо расширение уже существующих небольших портов в Выборге и Высоцке, строительство новых крупных портов в Усть-Луге в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, в бухте Батарейной вблизи г. Ломоносова (в 30 км западнее Санкт-Петербурга) и на северном берегу Финского залива в Приморске, а также пополнение флота современными крупнотоннажными судами. Всё это позволит перенаправить грузопотоки, ускорит обработку судов, повысит качество обслуживания клиентов, доступность транспорта в регионе и, в целом, будет способствовать расширению экономических связей региона. Морской транспорт для региона Балтийского моря обеспечивает как каботажные, так и международные перевозки через главный порт России - Санкт-Петербург и морской порт Выборг.
Основной вид транспорта Северо- Западного района – железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Техническое состояние и оснащенность железных дорог района в основном соответствуют современным требованиям и обеспечивают маршрутные скорости грузовых поездов. Но замкнутость маршрутов на станцию Санкт-Петербург существенно усложняет и замедляет транспортировку грузов. Наиболее важная проблема железнодорожного транспорта Северо-Западного района - это отсутствие резервов пропускной и провозной способностей. Основные нарекания со стороны грузоотправителей и грузополучателей железнодорожный транспорт получает за срыв сроков поставки, отсутствие полноты информации о состоянии груза и его местоположении, плохое обеспечение сохранности груза. Данные обстоятельства делают менее привлекательными транзитные перевозки железнодорожным транспортом через Россию. Появление конкурентов в данном секторе транспортных услуг, развитие современной и разветвленной сети железных дорог, припортовых и узловых станций, существенное финансирование из федерального бюджета может улучшить ситуацию в регионе.
На территории региона сложилась разветвленная сеть автомобильных дорог, существенно различающаяся по качеству дорожного покрытия. Большинство дорог регионального и местного значения требуют капитального ремонта. Основная проблема здесь в финансировании дорожных работ. Существенной проблемой на международных маршрутах, соединяющих Россию с Латвией и Финляндией, являются пограничные переходы. Автомобильный транспорт играет очень важную роль как во внутрирайонных перевозках, так и в межрайонных и зарубежных. Также значительная часть перемещений населения как в пределах района, так и вне его, происходит именно на автомобилях и автобусах. В настоящее время готовится строительство кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, что значительно облегчит перемещение в северные страны Европы.
Транспорт играет важную роль
в обеспечении перерабатывающей
промышленности сырьем и топливом.
Доля ввоза преобладает над вывозом,
что является следствием специализации
района на обрабатывающей промышленности.
Вывозится продукция
Транспортная система
Северо-Западного района – одна
из главных предпосылок развития
производительных сил, повышения эффективности
производства. Она обеспечивает связи
между промышленностью и
В Санкт-Петербурге и других
городах изготовляется
Но в настоящее время для расширения сотрудничества с зарубежными странами требуется: значительное увеличение пропускной способности существующих и создание новых пограничных переходов; создание современных таможенно-логистических терминалов; развитие приграничных территорий и их инфраструктуры
Территориальная структура хозяйства Северо-Запада отличается чрезвычайно высоким уровнем экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области по сравнению с хозяйством областей Новгородской и Псковской, где велика роль аграрного сектора. Но основные перспективы развития Северо-Западного экономического района связаны с выгодным экономико-географическим положением, а также с развитой инфраструктурой. Внешнеторговый оборот всегда характеризуется положительным торговым сальдо и составляет около 14% от общероссийского внешнеторгового оборота.
Структура промышленного производства
формируется за счет отраслей, имеющих
высокую долю добавленной стоимости
и способствующих научно-техническому
прогрессу. К ним относятся все
отрасли машиностроения и металлообработки,
пищевая промышленность, электроэнергетика.
Особенности специализации
очередь спровоцирует снижение платежеспособного спроса населения;
вызвано как интенсивным ростом цен производителей, так и дисбалансом
спроса и предложения на сбытовом рынке;
вследствие роста инвестиционного риска, вызванного политической или
социальной нестабильностью (вероятно в меньшей степени, чем для
остальных федеральных округов России).
Рыночные механизмы не
всегда способны предубедить и преодолеть
серьезные территориальные
Таким образом, ближайшие
и отдаленные перспективы экономического
роста и структурной