Экономико-географическая характеристика регионального комплекса Северо-Западного района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Ближайшие и отдаленные перспективы экономического роста и структурной перестройки в Северо-Западном экономическом районе определяются, прежде всего, его выгодным географическим положением, ресурсным потенциалом, конкурентными преимуществами, складывающимися тенденциями рыночного спроса на профилирующую продукцию, а также задачами долговременной стратегии.

Содержание работы

ОЦЕНКА ЭГП И ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЙОНА 3
1 Экономико-географическое положение 3
2 Природные условия и ресурсный потенциал 4
3 Население 6
ОТРАСЛИ РЫНОЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И АПК И ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ 7
1 Машиностроительный комплекс 7
2 Лесной комплекс 8
3 Химическая промышленность 9
4 Агропромышленный комплекс 9
5 Лёгкая промышленность 10
6 Топливно-энергетический комплекс 11
7 Металлургический комплекс 11
8 Индустриально-строительный комплекс 12
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РАЙОНА 13
1 Морской транспорт 13
2 Железнодорожный транспорт 14
3 Автомобильный транспорт 15
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ РАЙОНА. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСА 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 59.47 Кб (Скачать файл)

4 Агропромышленный комплекс

 

В агропромышленном комплексе  Северо-Западного экономического района важнейшее место занимает сельское хозяйство, которое, в первую очередь, ориентировано на удовлетворение потребностей городского населения продуктами питания. Достаточно продолжительный вегетационных период (от 100 дней на востоке до 140 на юге) позволяет выращивать кормовые культуры, зерно, овощи, картофель, лен. Наиболее освоенная в сельскохозяйственном отношении территория находится на юго-западе Псковской области с более мягким климатом и благоприятными почвенными условиями. Сельскохозяйственные угодья занимают здесь более 1/3 территории земель. В Новгородской области на сельскохозяйственные земли приходится 1/5 земель, в Ленинградской области - лишь 1/10. Молочные, свиноводческие, птицеводческие и овощные хозяйства Северо-Западного экономического района сконцентрированы вблизи городов. Сельское хозяйство – традиционная отрасль экономики Северо-Запада, но в силу особенностей развития производительных сил и природно-климатических условий территории оно играет второстепенную роль, отличаясь четкой направленностью и пригородным типом ведения хозяйства, обеспечивая лишь наполовину потребности населения в продуктах питания.

В последнее время все  большее значение приобретает рекреационное  хозяйство, которое помимо традиционного  санаторно-курортного обслуживания в 40-километровой зоне Финского залива (Сестрорецк, Репино, Комарово) начинает выполнять  функцию экскурсионного обслуживания международного значения, объединяя  музейные памятники Санкт-Петербурга, Петродворца, Павловска, Гатчины, Царского Села, древних Великого Новгорода  и Пскова.

5 Лёгкая промышленность

 

Также важное место в комплексе отраслей легкой промышленности занимают текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная промышлен-ность. Развитию текстильной промышленности в районе способствовали приморское положение, дающее возможность импорта, большая потребность района в тканях и сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. В районе развиты ткачество, отделка, швейная промышленность. Льняная промышленность развита в Пскове (Великолукский завод), обувная промышленность в Санкт-Петербурге, фарфоро-фаянсовая промышленность в Новгородской области.

6 Топливно-энергетический комплекс

 

Основная часть топливно-энергетического  комплекса – теплоэлектростанции, которые работают на привозном топливе  – Печорском и Донецком. В энергетическом балансе района приобретают значение атомная энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение. Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах. Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме (Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки – ГТУ. Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на слабую базу.

7 Металлургический комплекс

 

Почти весь материал для  производства металла, конструкционного литья, проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки  привозится из других районов. Район  обеспечен этими изделиями частично. Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка – в Ленинградской области. Глиноземные заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве, Волхове. Имеет место производство алюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди. Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки.

8 Индустриально-строительный комплекс

 

В районе также получил  развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриальностроительного комплекса расположены во всех крупных городах района.

 

 

ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РАЙОНА

Наиболее значительным элементом  инфраструктурного комплекса Северо-Западного  района является его транспортная система, которая имеет ярко выраженное радиальное строение. Северо-Западный экономический район России представляет собой транспортный мост между Россией и Западом, связывает мировые рынки Центральной и Восточной Европы, страны СНГ, Латвию, Литву и Эстонию. С учетом развития международной торговли и роста объемов перевозок нагрузка на существующую транспортную сеть всё больше и больше увеличивается. Около 34 % всех грузов, перегружаемых в портах России, приходится на Северо-Западный район.

Основными видами транспорта в регионе для перевозки грузов являются:

  • автомобильный,
  • железнодорожный,
  • морской транспорт.
  • В последние годы также получил развитие трубопроводный транспорт (введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).

1 Морской транспорт

 

На долю района приходится значительная часть речных и морских  перевозок. Санкт-Петербург – один из крупнейших портов страны, но перспективы  дальнейшего развития порта очень  ограничены тем, что он находится  «в теле» крупного города. Расчетная  мощность Петербургского порта после  его расширения составляет 25–30 млн т грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-Западном районе в 100–120 млн т. В связи с этим стало необходимо расширение уже существующих небольших портов в Выборге и Высоцке, строительство новых крупных портов в Усть-Луге в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, в бухте Батарейной вблизи г. Ломоносова (в 30 км западнее Санкт-Петербурга) и на северном берегу Финского залива в Приморске, а также пополнение флота современными крупнотоннажными судами. Всё это позволит перенаправить грузопотоки, ускорит обработку судов, повысит качество обслуживания клиентов, доступность транспорта в регионе и, в целом, будет способствовать расширению экономических связей региона. Морской транспорт для региона Балтийского моря обеспечивает как каботажные, так и международные перевозки через главный порт России - Санкт-Петербург и морской порт Выборг.

2 Железнодорожный транспорт

 

Основной вид транспорта Северо- Западного района – железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Техническое состояние и оснащенность железных дорог района в основном соответствуют современным требованиям и обеспечивают маршрутные скорости грузовых поездов. Но замкнутость маршрутов на станцию Санкт-Петербург существенно усложняет и замедляет транспортировку грузов. Наиболее важная проблема железнодорожного транспорта Северо-Западного района - это отсутствие резервов пропускной и провозной способностей. Основные нарекания со стороны грузоотправителей и грузополучателей железнодорожный транспорт получает за срыв сроков поставки, отсутствие полноты информации о состоянии груза и его местоположении, плохое обеспечение сохранности груза. Данные обстоятельства делают менее привлекательными транзитные перевозки железнодорожным транспортом через Россию. Появление конкурентов в данном секторе транспортных услуг, развитие современной и разветвленной сети железных дорог, припортовых и узловых станций, существенное финансирование из федерального бюджета может улучшить ситуацию в регионе.

3 Автомобильный транспорт

 

На территории региона  сложилась разветвленная сеть автомобильных  дорог, существенно различающаяся  по качеству дорожного покрытия. Большинство  дорог регионального и местного значения требуют капитального ремонта. Основная проблема здесь в финансировании дорожных работ. Существенной проблемой  на международных маршрутах, соединяющих  Россию с Латвией и Финляндией, являются пограничные переходы. Автомобильный транспорт играет очень важную роль как во внутрирайонных перевозках, так и в межрайонных и зарубежных. Также значительная часть перемещений населения как в пределах района, так и вне его, происходит именно на автомобилях и автобусах. В настоящее время готовится строительство кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, что значительно облегчит перемещение в северные страны Европы.

Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации  района на обрабатывающей промышленности. Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и  целлюлозно-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и  стройматериалы. Также значительное развитие получили все элементы транспортного  процесса – путевое хозяйство, подвижной  состав, погрузочно-разгрузочная техника, складское хозяйство, перевалочные базы, пересадочные узлы.

Транспортная система  Северо-Западного района – одна из главных предпосылок развития производительных сил, повышения эффективности  производства. Она обеспечивает связи  между промышленностью и другими  отраслями хозяйства, способствует специализации и кооперированию, концентрации и комбинированию производства. За длительный период формирования транспортная система улучшила экономико-географическое положение района, упрочила надежность осуществления межрайонных и внутрирайонных транспортно-экономических связей. Наличие различных видов транспорта позволяет рационально распределять перевозки грузов и пассажиров.

В Санкт-Петербурге и других городах изготовляется различная  техника для транспорта, ведется  подготовка квалифицированных кадров. Все это позволяет говорить о  том, что в данном районе сложилась  общерайонная транспортная система – составная часть единой транспортной системы страны.

Но в  настоящее время для расширения сотрудничества с зарубежными странами требуется: значительное увеличение пропускной способности существующих и создание новых пограничных переходов; создание современных таможенно-логистических терминалов; развитие приграничных территорий и их инфраструктуры

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ РАЙОНА. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСА

Территориальная структура  хозяйства Северо-Запада отличается чрезвычайно высоким уровнем экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области по сравнению с хозяйством областей Новгородской и Псковской, где велика роль аграрного сектора. Но основные перспективы развития Северо-Западного экономического района связаны с выгодным экономико-географическим положением, а также с развитой инфраструктурой. Внешнеторговый оборот всегда характеризуется положительным торговым сальдо и составляет около 14% от общероссийского внешнеторгового оборота.

Структура промышленного производства формируется за счет отраслей, имеющих  высокую долю добавленной стоимости  и способствующих научно-техническому прогрессу. К ним относятся все  отрасли машиностроения и металлообработки, пищевая промышленность, электроэнергетика. Особенности специализации района находятся в прямой зависимости  от достаточно большого производственно-технического потенциала и большого количества квалифицированных  работников. Северо-Западный экономический район относится к пятерке лучших районов по  всем основным показателям социально-экономического развития, то есть уровень жизни в районе в среднем выше, чем во всех других районах. Постепенно увеличивающиеся темпы инвестиций и промышленного производства свидетельствуют о росте покупательной способности. Инвестиционный потенциал района находится на высоком уровне. В связи с достаточно низким инвестиционным риском по стране район становится вполне привлекательным для инвесторов, особенно иностранных, что подтверждается его повышенной долей в общем объеме отечественных и иностранных инвестиций по сравнению с важнейшими социально-экономическими показателями. Поэтому основной задачей здесь является наращивание  инвестиционного потенциала, возможностей и мест привлечения инвесторов, а также их последующего ресурсного обеспечения (территория, инфраструктура, трудовые ресурсы). О росте экономической активности свидетельствуют такие показатели, как рост доходов бюджета, расходов бюджета на социальное обеспечение, развитие человеческого капитала. В данном экономическом районе активно развиваются промышленность, малый и средний бизнес, торговля, сфера обслуживания и туризм. Однако в Северо-Западном экономическом районе есть некоторые потенциальные проблемы, которые могут влиять на дальнейшее развитие округа:

  • потенциальная опасность увеличения уровня безработицы, что в свою

    очередь спровоцирует снижение платежеспособного спроса населения;

  • потенциальный риск усиления темпов инфляции. Это может быть

    вызвано как интенсивным ростом цен производителей, так и дисбалансом

    спроса и предложения на сбытовом рынке;

  • потенциальный риск снижения инвестиционной привлекательности

    вследствие роста инвестиционного риска, вызванного политической или

    социальной нестабильностью (вероятно в меньшей степени, чем для

    остальных федеральных округов России).

Рыночные механизмы  не всегда способны предубедить и преодолеть серьезные территориальные различия в уровне жизни населения и  эффективности региональной экономики. В этом случае государство оказывается  перед необходимостью создавать  все условия для роста и  развития прогрессирующих структурных  сдвигов и одновременно поддерживать однородность территориально – экономического и социального пространства.

Таким образом, ближайшие  и отдаленные перспективы экономического роста и структурной перестройки  в Северо-Западном экономическом  районе определяются, прежде всего, его  выгодным географическим положением, ресурсным потенциалом, конкурентными  преимуществами, складывающимися тенденциями  рыночного спроса на профилирующую продукцию, а также задачами долговременной стратегии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Видяпин В.И. Экономическая география России. – М.:Инфра – М, 2001

  1. Морозова Т.Р. Экономическая география России. - М., 2002

  1. http://be5.biz/ekonomika/r005/08.htm

  1. http://mini-soft.ru/ref/1/nord_west_econom_district.php

 

 


Информация о работе Экономико-географическая характеристика регионального комплекса Северо-Западного района