Экономико-географическая характеристика Сибирского федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 07:13, контрольная работа

Описание работы

Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Административный состав Сибирского федерального округа……….4
2. Население и трудовые ресурсы………………………………………….6
3. Особенности экономико-географического положения………………..8
4. Природно-ресурсный потенциал……………………………………….10
5. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации…………12
6. Отрасли дополняющие территориальный комплекс…………………..18
7. Отрасли непроизводственной сферы……………………………………20
8. Транспорт и экономические связи………………………………………21
9. Экология Сибирского федерального округа……………………………23
10. Экономические проблемы и перспективы развития СФО……………..27
Заключение……………………………………………………………………….30
Используемая литература……………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

экономическая география кр.docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

 Сельскохозяйственное  производство из-за экстремальных естественно-биологических условий на большей части территории сосредоточено в южных зонах округа, вдоль Транссибирской магистрали. Тем не менее значимость сельскохозяйственного производства в регионе велика; это один из важнейших районов производства зерна и животноводства. На западе округа в структуре сельхозугодий преобладает пашня, а на востоке — сенокосы и пастбища. Производство зерна отличается высокой эффективностью в западно-сибирской части, где доля зерновых доходит до 70% в структуре посевных площадей. Основная культура здесь — яровая пшеница, также выращивают рожь, овес, ячмень, гречиху. В Восточной Сибири зерновые в основном идут на кормовые нужды, здесь основная отрасль — животноводство. Животноводство округа также имеет значительные территориальные различия. Если на западе оно в основном представлено молочным и молочно мясным скотоводством и свиноводством, то на востоке — полутонкорунным и тонкорунным овцеводством, мясным и мясомолочным скотоводством.

Зональная специализация сельского хозяйства имеет следующие основные черты: в тундре и лесотундре развито оленеводство, для северной и средней таежной зоны характерны охота (особенно пушной промысел) и очаговое сельскохозяйственное производство по долинам рек. В наиболее благоприятных  для сельского хозяйства южной таежной зоне, лесостепи и степи наблюдаются некоторые отличия в специализации между западной и восточной частями. В западной части с лучшими условиями увлажнения имеются возможности для развития молочно-мясного скотоводства, зернопроизводства. К востоку по мере увеличения сухости климата преобладают овцеводство и мясомолочное скотоводство, зернопроизводство развито гораздо слабее, например в Забайкалье.

Вокруг промышленных центров развиваются сельскохозяйственные пригородные зоны, специализирующиеся на производстве молока, овощей, картофеля. В северной и восточной части округа сельское хозяйство лишь частично обеспечивает население необходимыми продуктами питания.

Отрасли перерабатывающей промышленности АПК представлены на западе в основном мукомольной (Томск, Прокопьевск), мясной (Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк) и маслосыродельной отраслями. На востоке пищевая промышленность имеет местное значение. Крупные мукомольные предприятия имеются в Ачинске, Канске, Красноярске, мясокомбинаты — в Улан-Удэ, Чите, Иркутске, Абакане, молочно-консервные — в Канске, Назарове.

 

 

    1. Отрасли  непроизводственной сферы.

Непроизводственная сфера в СФО заметно отстает по своему уровню развития от среднероссийского. Предпринятая в конце 1990-х гг. попытка решения накопившихся в Сибирском регионе экономических и социальных проблем путем разработки и реализации федеральной целевой программы «Сибирь» на 1997-2005 гг. оказалась малоэффективной. Так, по площади жилья, приходящейся на одного жителя (19,6 кв м) СФО занимает предпоследнее, шестое место среди федеральных округов России. Наиболее низкая обеспеченность жилой площадью в республиках Тыва (12,4 кв м на одного жителя, что в 1,7 раза ниже, чем в среднем по России) и Алтай (15,8 кв м). По объему коммунальных услуг на душу населения СФО также находится на шестом месте.

Вместе с тем СФО выделяется своим научно-образовательным потенциалом. На территории округа действуют сибирские отделения Российской Академии наук, Российской Академии сельскохозяйственных наук, Российской Академии медицинских наук, в состав которых входят более 100 научно-исследовательских организаций, а также сеть научно-опытных станций. Наибольшее количество вузов сосредоточено в Новосибирской и Омской областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Транспорт и экономические связи.

Транспортный комплекс в Сибирском федеральном округе развит недостаточно, и это тормозит дальнейшее развитие его производительных сил.

Основной вид транспорта — железнодорожный. Важнейшие магистрали, обеспечивающие перевозки «запад — восток», — Сибирская (Челябинск - Владивосток), Южносибирская (Павлодар — Барнаул — Новокузнецк — Абакан), Среднесибирская (Кустанай - Барнаул). От Новосибирска через Барнаул на Семипалатинск проходит Туркестано- Сибирская магистраль. В этом направлении также действуют железная дорога Усть-Кут — Тайшет — Абакан -Новокузнецк, западный участок БАМа. В направлении юг — север перевозки осуществляются в основном по Енисею, достроен небольшой меридиональный участок железной дороги Ачинск - Лесосибирск. От основных железнодорожных магистралей отходят небольшие ветки к местам разработки природных ресурсов и в Монголию, Китай.

Водный транспорт представлен перевозками в основном лесных, минеральных, строительных грузов по Оби, Енисею, Ангаре, Иртышу, Лене и их притокам, а также по Байкалу. Большое значение имеет Северный морской путь, который обеспечивает снабжение и вывоз продукции северных территорий. В перспективе его роль может возрасти и в международных транзитных перевозках из Европы в Японию (стоимость перевозок на 40% ниже, при этом экономия по срокам — 15 суток, в сравнении с вариантом через Суэцкий канал).

Сеть автомобильных дорог в регионе развита слабо, автомобильный транспорт обслуживает внутренние перевозки.

Трубопроводный транспорт представлен магистральными нефтепроводами Нижневартовск — Анжеро-Судженск — Красноярск, Туймазы -Омск -Новосибирск —Ангарск. В регионе действуют небольшие газопроводы (Мессояха — Норильск).

В структуре вывоза Сибирского федерального округа преобладают крупнотоннажные грузы — лес, уголь, железная руда и цветные металлы, особенно алюминий. В другие районы также поставляются отдельные изделия машиностроения, химической промышленности. Увеличиваются поставки электроэнергии. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, машины и оборудование, товары народного потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Экология Сибирского Федерального округа.

Экологическая обстановка на территории целого ряда регионов Сибирского федерального округа остается неблагополучной, а степень загрязнения природной среды – высокой. Следствием загрязнения окружающей среды является снижение плодородия почв, деградация и опустынивание земель, гибель растительного и животного мира, ухудшение качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод. В совокупности это приводит к исчезновению с лица Земли целых экосистем и биологических видов, ухудшению здоровья населения и уменьшению продолжительности жизни людей.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха - одна из наиболее острых экологических проблем округа, т.к. основная часть населения проживает в районах, где концентрации загрязняющих веществ в воздухе регулярно превышают предельно допустимые уровни. Загрязнение атмосферы во многих городах округа является результатом чрезвычайно высокой концентрации различных производств. Концентрация промышленных предприятий вблизи жилых районов, часто повторяющиеся метеорологические условия, неблагоприятные для рассеивания выбросов, обуславливают высокий уровень загрязнения атмосферы. По данным специалистов госконтроля в области охраны окружающей среды ДГК по СФО в течение ряда лет отмечается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в 28 городах округа, среди которых: Братск, Иркутск, Кемерово, Белово, Красноярск, Омск, Улан-Удэ, Чита и др.

В условия дальнейшего наращивания объемов промышленного производства, преимущественно, на морально и физически устаревшем технологическом оборудовании в базовых отраслях экономики, а также неуклонно растущего количества автомобилей следует ожидать дальнейшего ухудшения качества атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах округа.

И все же на территориях республик, краев и областей ведется работа по разработке и внедрению природоохранных мероприятий, направленных на сокращение объемов выбросов – осуществляется реконструкция и модернизация золоуловителей, а также технологические мероприятия по подавлению образования выбросов вредных веществ в атмосферу. Проводятся мероприятия по переводу стационарных источников и автотранспорта на альтернативные и менее экологически опасные источники топлива (газ, газо-моторное топливо, неэтилированный бензин).

Поверхностные и подземные воды

Протекающие по территории округа водотоки загрязняются сточными водами крупных промышленных центров. В большинстве пунктов наблюдений вода в реках характеризуется 4-м классом качества как "грязная". Основными веществами, загрязняющими воды рек бассейна р. Оби, Иртыша, Енисея остаются нефтепродукты, фенолы, соединения азота, меди.

Качество воды большинства водных объектов по-прежнему не отвечает нормативным требованиям. Загрязнение и засорение водных объектов не снизилось, а в ряде мест даже возросло. Одной из основных причин, способствующих загрязнению водных ресурсов, является массовая застройка водоохранных зон, и прежде всего, их прибрежных защитных полос. Основными поставщиками загрязненных сточных вод в водные объекты являются ЖКХ и промышленность. Значительный ущерб малым рекам наносится в сельской местности из-за нарушения режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и попадания в водотоки органических и минеральных загрязнений, а также смыва почвы в результате водной эрозии.

Основное количество выявленных при проверках госконтролерами нарушений водного законодательства связано с пользованием водными объектами без специальных разрешений, сверхлимитным забором или сбросом сточных вод в водные объекты, превышением нормативов попадания вредных веществ в водные объекты.

Состояние земельных ресурсов

На территории Сибири, как и России в целом, наблюдается устойчивая тенденция ухудшения состояния земельного фонда из-за нерационального его использования, загрязнения токсикантами разного происхождения, сокращения работ по мелиорации, поддержанию естественного плодородия почв и охране земель.

Существенное воздействие на окружающую среду оказываются последствия ликвидации угольных шахт, разрезов, обогатительных фабрик. Шахты ликвидируются, как правило, методом полного или частичного затопления, что приводит к угрозе аварийного затопления близлежащих работающих шахт, подтоплению промышленных зданий и сооружений, загрязнению подземных вод, являющихся источником питьевого водоснабжения населения, проживающего в близлежащих населенных пунктах. Только в Кузбассе нарушено около 100 тыс. га земель, при этом рекультивировано менее 20 тыс. га. Ориентировочно площадь ликвидируемых угледобывающих предприятий составляет 30 тыс. га и на большей их части необходимо проведение рекультивации. Включая действующие шахты и разрезы, рекультивация нарушенных земель необходима, как минимум, на площади 55 тыс. га.

Одной из крупных экологических проблем региона является загрязнение природной среды продуктами разведки, добычи, транспортировки и переработки нефти. Как известно, потери нефти и продуктов ее переработки при добыче, транспортировке и использовании в течение года достигают 2% от общего объема. Крайне напряженная экологическая ситуация сложилась и усугубляется на территории, пересекаемой магистральными нефте- и продуктопроводами из-за высокой аварийности их линейной части и вспомогательного оборудования, выработавших нормативные сроки эксплуатации. Массовый характер приобрели случаи преднамеренного разрушения оборудования трубопроводов, с целью врезок для хищения топлива. При этом, по утверждению специалистов, устранение таких нарушений как загрязнение земель, невыполнение обязанностей по улучшению и охране земель, порча и уничтожение плодородного слоя почвы зачастую требует длительного времени и значительных средств на проведение восстановительных мероприятий.

Проблема отходов.

Проблема экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления представляется одной из наиболее серьезных в области охраны окружающей среды на территории Сибирского федерального округа. Практически весь объем образующихся в округе токсичных отходов (свыше 90%) имеет промышленное происхождение. Общей проблемой обращения с отходами является отсутствие многоцелевых полигонов размещения (захоронения) опасных промышленных отходов (за исключением Омской и Томской областей).

В округе ни одна из многочисленных свалок не имеет проекта, который должен предусматривать целый комплекс мер по обеспечению экологической безопасности. Как следствие- полный набор отрицательных для окружающей среды факторов: заражение подземных вод, выделение неприятного запаха, разброс отходов ветром, самопроизвольное возгорание отходов. По заключениям специалистов Департамента наиболее распространенными нарушениями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления являются деятельность без разрешительных документов, нарушение требований по обращению с отходами, предоставление недостоверных данных об отходах и др.

Из всего следует, что для снижения загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами необходимо оснащение предприятий природоохранным оборудованием, технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием, сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработке отходов и, конечно, гражданская ответственность каждого за сохранение окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Проблемы и перспективы развития СФО.

В регионе на сегодняшний день существуют серьезные проблемы, осложняющие его дальнейшее развитие. Это прежде всего социально-демографические проблемы — низкая плотность населения, неравномерность в размещении (в основном вдоль Транссибирской магистрали, на юге региона), недостаток трудовых ресурсов для освоения природных богатств региона, сложная демографическая ситуация, сильное отставание социальной сферы, что не способствует закреплению здесь мигрантов, высокая подвижность населения, недостаточный уровень квалификации кадров для развития сложных производств.

Кроме того, существуют неравномерность размещения производственного потенциала (85% сосредоточено на юге региона), внутренние и межотраслевые диспропорции, слабо внедряются ресурсосберегающие технологии (в настоящее время от 30 до 50% вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов безвозвратно теряется), очень низки темпы обновления основных фондов, необходимость технической модернизации производства. Кризисные явления в экономике района связаны и с низким уровнем комплексности производства и неразвитостью отраслей, дополняющих комплекс, и инфраструктуры. Недостаточно развита и местная продовольственная база для обеспечения потребности района (хотя представляется возможным за счет собственных ресурсов удовлетворять потребности в овощах на 70%, молоке — на 80, мясе — на 85, зернопродукции и картофеле — на 100%).

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Сибирского федерального округа