Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:36, контрольная работа
Целью данной работы является оценка уровня развития транспортной системы Северного района по видам путей сообщения, рассмотрение географического положения, оценка природных условий и ресурсов, особенности, энергетики района и возможных перспектив развития данного района.
Задачи: рассмотреть обеспечение стабильного развития, восстановления и роста объемов производства для повышения благосостояния людей во всех частях страны; изучить выравнивание уровней социально-экономического развития частей страны, сглаживание резких диспропорций в уровне жизни и расселении жителей, предоставлении им необходимых социальных благ и гарантий; проанализировать совершенствование территориального разделения труда между регионами и экономическая кооперация, направленная на достижение региональной и общей эффективности экономики страны.
Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика экономического района………………………………...….6
1.1. Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района………………………………………………………………………..7
1.2.Анализ экономико-географического положения Северного экономического района…………………………………………………….................................................................8
2. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………………………………………12
2.1 Экономико-географическая характеристика топливно-энергитического комплекса……………………………………………………………………………………….13
2.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии…………………………………………………………………………………….14
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса……………………………………………………………………………………….15
2.4.Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса……………………………………………………………………………………….17
2.5.Экономико-географическая характеристика строительного комплекса……………………………………………………………………………………….18
2.6.Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целюлозно-бумажной промышленности……..........................................................................18
2.7.Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса……………………………………………………………………………………….20
2.8.Внешнеторговые перевозки……………………………………………………………….21
3. Характеристика транспортной системы Северного экономического
района
3.1.Общая характеристика транспортной системы………………………………………… 23
3.2.Железнодорожный транспорт…………………………………………………………….24
3.3.Речной транспорт…………………………………………………………………………. 26
3.4.Морской транспорт……………………………………………………………………….. 26
3.5.Автомобильный транспорт……………………………………………………………… 26
3.6.Трубопроводный транспорт……………………………………………………………… 27
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 28
Список используемой литературы…………………………………
Ярославский филиал
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ
СООБЩЕНИЯ
Курсовая работа
по дисциплине Экономическая география транспорта
на тему «Экономико-географическая характеристика транспортной системы Северного экономического района»
Ляпичева М. А.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика экономического района………………………………...….6
1.1. Общая характеристика размещения
производственных сил Северного экономического
района………………………………………………………………
1.2.Анализ
экономико-географического положения
Северного экономического района……………………………………………………....
2. Экономико-географическая характеристика
важнейших отраслей промышленного производства
района, их роль в российском производственном
потенциале……………………………………………………
2.1 Экономико-географическая характеристика
топливно-энергитического комплекса………………………………………………………
2.2. Экономико-географическая
характеристика черной и цветной металлургии…………………………………………………
2.3. Экономико-географическая
характеристика машиностроительного
комплекса………………………………………………………
2.4.Экономико-географическая
характеристика химического и нефтехимического
комплекса………………………………………………………
2.5.Экономико-географическая
характеристика строительного комплекса………………………………………………………
2.6.Экономико-географическая
характеристика лесной, деревообрабатывающей
и целюлозно-бумажной промышленности……..............
2.7.Экономико-географическая характеристика
агропромышленного комплекса………………………………………………………
2.8.Внешнеторговые перевозки………………………………………………………
3. Характеристика транспортной
системы Северного экономического
района
3.1.Общая характеристика транспортной системы………………………………………… 23
3.2.Железнодорожный транспорт………………………………………………………
3.3.Речной транспорт………………………………………………………
3.4.Морской транспорт………………………………………………………
3.5.Автомобильный транспорт………………………………………………………
3.6.Трубопроводный транспорт………………………………………………………
Заключение
………………………………………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
Хозяйственная
система нашей страны состоит
из экономических районов, представляющих
собой территориальные
Россия является самым большим по площади (17.2 млн. км2) государством, что составляет 13% площади суши.
По численности населения страна занимает седьмое место в мире, здесь живут 7% населения всей планеты.
При таких обширных пространственных размерах, разной длительности и эффективности хозяйственного освоения и степени использования богатств территорий в России всегда существовали территориальные различия в развитии и размещении производственных сил.
Значение специфики регионов позволяет сформулировать основные цели и задачи регионального развития.
Северный экономический район (СЭР) занимает менее 9% территории России, что составляет около 1.5 млн. км2. В состав района входят республики Карелия и Коми, а также Архангельская, Мурманская и Вологодская области.
Ведущую роль в экономике района играют промышленность (черная металлургия, топливная и химическая промышленность) и отрасли, производящие услуги.
Рыночная специализация
СЭР в настоящее время
определяется развитием топливно-энергетического,
Большое значение для межрегиональных и внешних связей региона имеет инфраструктура железнодорожного, автомобильного, речного и авиационного, а также трубопроводного транспорта.
Топливно-энергетический комплекс обеспечивает добычу угля, нефти, природного газа и газового конденсатора, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство электроэнергии.
Химическая промышленность развивается на базе использования огромных местных запасов фосфорного сырья – адаптитов, а также местного природного газа утилизации отходов черной и цветной металлургии.
Становление рыночных отношений в СЭР сопровождается целенаправленными структурными сдвигами в экономике.
Стратегия развития региона, в настоящее время определяемая межрегиональными и внешними поставками сырьевых ресурсов, в ближайшей перспективе будет дополняться повышением комплексности и глубины переработки полезных ископаемых.
Важные предпосылки успешного развития Северного района заключается в наличие крупного военно-промышленного потенциала. Долгосрочная стратегия российских нефтяных компаний включает планы совместного строительства магистрального нефтепровода от западносибирского Сургута до Мурманска. На территории СЭР продолжает формироваться крупный Тимоно-Печорский топливный комплекс в составе нефтегазового комплекса на северо-западе Республики Коми.
Другим развивающимся территориальным комплексом является Кольский горнодобывающий в Мурманской области.
Актуальность данной темы обусловлена тем,
хозяйственная система нашей страны состоит
из экономических районов, представляющих
собой территориальные сочетания производительных
сил - производственно-
Целью данной работы является оценка уровня развития транспортной системы Северного района по видам путей сообщения, рассмотрение географического положения, оценка природных условий и ресурсов, особенности, энергетики района и возможных перспектив развития данного района.
Задачи: рассмотреть обеспечение стабильного развития, восстановления и роста объемов производства для повышения благосостояния людей во всех частях страны; изучить выравнивание уровней социально-экономического развития частей страны, сглаживание резких диспропорций в уровне жизни и расселении жителей, предоставлении им необходимых социальных благ и гарантий; проанализировать совершенствование территориального разделения труда между регионами и экономическая кооперация, направленная на достижение региональной и общей эффективности экономики страны.
Объект исследования: Северный экономический район
Предмет исследования: Экономическая характеристика транспортной системы Северного экономического района
При написании этой курсовой работы использовались методы сбора, систематизации и анализа литературных, картографических и статистических данных.
Данная курсовая работа состоит из 30 страниц и имеет следующую структуру: оглавление, введение, 3 главы, заключение, библиографический список, приложение. Для написания курсовой работы было использовано 10 литературных источников.
Северный экономический район принадлежит к районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических условиях. Однако по своему географическому положению, созданному экономическому потенциалу, запасам разведанных природных ресурсов и является важной частью народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном разделении труда район выступает с продукцией цветной и черной металлургии, топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении, рыбной промышленности.
Развитие хозяйственного комплекса Северного экономического района опирается на использование его природно-ресурсного потенциала, выгодное экономико-географического положение по отношению к индустриально-развитым районам страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным торговым партнерам.
Северный экономический район охватывает обширное пространство европейской части страны площадью 1500 тыс. км2, выходящее к Баренцеву и Белому морям Северного Ледовитого океана. В его состав входят Архангельская, Мурманская, Вологодская области, Ненецкий автономный округ, Карельская республика и республика Коми. В нем проживает около 6 млн. чел. Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается близостью крупнейших индустриальных баз, центрального европейского экономического района, Урала, Северо-запада. Сложившаяся транспортная сеть и наличие крупного незамерзающего Мурманского порта, побережья Баренцева моря, шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова позволяет проводить круглосуточную навигацию, способствует формированию в районе морского хозяйства – судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Ближайшие страны дальнего зарубежья – это Норвегия и Финляндия.[197с. 2010]
Развитие производственных сил Северного экономического района и в первую очередь его промышленности традиционно опиралось на использовании ресурсного потенциала. Промышленность играет ведущую роль, в развитии всего хозяйственного комплекса района производя более 80% совокупной продукции концентрируя около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях материального производства.
След производства усугубился отработкой к концу века запасов полезных ископаемых служащих сырьем для химической промышленности вводом в эксплуатацию новых перспективных месторождений и площадей под лесозаготовки потерей крупных государственных заказов на производство оборонного назначения в машиностроении.
Ведущими отраслями