Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 09:18, курсовая работа
Обладая богатейшими природными ресурсами, район имеет благоприятные предпосылки для экономического развития, но своеобразные природные и климатические условия сильно осложняют ситуацию.
На территории Западной Сибири проживают около 15 млн. человек. Выделяется Западная Сибирь добычей нефти, газа и каменного угля, развиты черная и цветная металлургия, точное и тяжелое машиностроение, химическая, атомная и лесная промышленность, а также охотничий промысел, рыболовство, пчеловодство и другие отрасли промышленности и промыслы.
В Западно-Сибирском районе автомобильные дороги и речные пути являются в основном средством внутрирайонной связи. Большинство межрайонных перевозок обеспечиваются железной дорогой. Это связано с тем, что речная система практически не выходит за пределы района, а морской транспорт развит очень слабо.
Для Западной Сибири характерно преобладание вывоза над ввозом. Это объясняется тем, что на территории района располагаются крупнейшие месторождения нефти и газа, играющие ведущую роль. Основными способами транспортировки этих грузов является достаточно сильно развитая сеть трубопроводов. Кроме нефти и газа район является избыточным по добыче каменного угля (Кузбасс). Межрайонные связи преимущественно ориентированы на запад.
Железнодорожный транспорт играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажиров в приведенной продукции железнодорожного транспорта составляют небольшую долю (менее 10%). Пассажирские перевозки по железным дорогам делятся на дальние и пригородные (в пределах пригородных зон). Основная масса пригородных пассажироперевозок приходится на пригородные зоны крупнейших городов района – Новосибирск, Омск. Среди дальних пассажирских перевозок преобладающее значение имеют западное направление, обеспечивающее связь с Москвой и Санкт-Петербургом.
Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и от них — к потребителям.
Намечается строительство автодорог в Западной Сибири: Новый Уренгой — Советский — Ивдель (Свердловская область) на Ямале и Гыданском полуострове.
Речной транспорт в транспортной системе страны — один из старейших. Реки в России до строительства железных дорог были главными путями сообщения. Однако в результате интенсивности строительства железных и шоссейных дорог, воздушных магистралей значение внутренних водных систем в экономике страны существенно снизилось.
В итоге доля речного транспорта в перевозке грузов и пассажиров относительно невелика (в целом по стране составляет соответственно 2,5 и 0,25%) и обнаруживает устойчивую тенденцию к дальнейшему сокращению.
Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному, но значительно превосходит все остальные. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5. Преимущественное использование воздушного транспорта как средства для перевозки пассажиров обусловлено его особенностями — высокими скоростью и себестоимостью перевозок.
Крупным авиатранспортным узлом являются (тыс.пасс в год – данные 2012 г.): Новосибирск (3267), Тюмень (1235), Омск (872), Нижневартовск (570), Кемерово (383), Барнаул (377), Салехард (292). Они имеют воздушные сообщения со многими районами и центрами страны.
Внешнеторговый оборот Западной Сибири в 2002 г. составил 24 541 млн долл., импорт — 1727 млн долл. Удельный вес района во внешнеторговом обороте РФ исчислялся 16,1%, в том числе по экспорту — 21,4, поимпорту — 3,7%. Положительное сальдо внешнеторгового оборота Западной Сибири составило 21 086 млн долл.
В региональной структуре внешнеторгового оборота Западной Сибири ведущие позиции занимали Тюменская (79,3%), Кемеровская (8,4%), Омская (4,3%), Новосибирская (3,9%) области, в том числе по экспорту— Тюменская (82%), Кемеровская (7,7%) области; по импорту — Тюменская (42,8%), Новосибирская (22,3%), Омская (9,8%) и Кемеровская (8,5%) области. В товарной структуре эскпорта района на нефть, природный газ и уголь (в основном коксующийся) пришлось 85% (19 406 млн долл.).
Сегодня Западная Сибирь стала не только основной энергетической и сырьевой базой страны, но и фундаментом финансовой устойчивости и платежеспособности государства. Важным представляется также сохранение научного и высококвалифицированного кадрового потенциалов района, сосредоточенных в его научно-производственных центрах — Новосибирске и Томске.
Западная Сибирь располагает перспективами для экономического подъема как на основе природных богатств, так и крупного производственного, инфраструктурного и трудового потенциалов. При этом в районе необходимо решить актуальную задачу — ликвидировать существующие диспропорции между добывающими и перерабатывающими отраслями за счет ускоренного развития последних.
Перестройка экономики района с целью создания эффективного, комплексно развитого, социально ориентированного хозяйства представляет сложную проблему, для решения которой потребуются:
1) развитие обрабатывающих производств с целью снижения зависимости района от массового завоза продуктов жизнеобеспечения и оборудования;
2) дальнейшее развитие производственной, транспортной и рыночной инфраструктур;
3) интенсификация геологоразведочных работ, направлений на обеспечение развития добывающих отраслей;
4) технической перевооружение изношенной производственно-технической базы промышленности и всего хозяйства;
5) продолжение реструктуризации угольной отрасли с целью введения ее в число высокотехнологичных самоокупающихся отраслей.
Территориальная организация Западной Сибири определена особенностями ее природно-ресурсного потенциала и ложившейся специализацией составляющих ее регионов. В Тюменской и Томской обл. создан и развивается крупнейший в стране нефтегазовый комплекс в составе добывающих, перерабатывающих и транспортных предприятий, ставший также базой Интенсивного развития нефтехимических производств.
Перспективные проекты связаны с развитием нефтепереработки и нефтехимии в Тобольском промышленном узле, а также с реализацией Уватского проекта: создание нового многоотраслевого нефтегазового комплекса на юге Тюменской обл. Расширение переработки углеводородов намечается и в Ханты-Мансийском АО — в городах Сургут и Нижневартовск. Ямало-Ненецкий АО в обозримой перспективе сохранит значение основного газодобывающего региона, формирующего Единую систему газоснабжения и экспортные газопотоки в сторону стран СНГ, Западной и Центральной Европы.
Нормативно-правовые источники
Учебники, монографии, брошюры
Электронные ресурсы
Приложение 1
Экономико-географическая характеристика экономического района
Электростанции
- тепловые
- гидростанции
- атомные
Приложение 2
Тепловые электростанции
Барнаул
Кемерово
Новокузнецк, Кемеровская область
Новосибирск
Омск
Томск
Тюмень
Гидростанции
Атомные электростанции
нет
Приложение 3
Характеристика транспортной системы экономического района
Приложение 4
Морские порты
Сабетта (расположен в северо-восточной части полуосторова Ямал, на западном берегу Обской губы)
Речные порты
река Иртыш
река Тура
река Обь
река Таз