Экономико-географическая характеристика транспортной системы Западно - Сибирского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Обладая богатейшими природными ресурсами, район имеет благоприятные предпосылки для экономического развития, но своеобразные природные и климатические условия сильно осложняют ситуацию.
На территории Западной Сибири проживают около 15 млн. человек. Выделяется Западная Сибирь добычей нефти, газа и каменного угля, развиты черная и цветная металлургия, точное и тяжелое машиностроение, химическая, атомная и лесная промышленность, а также охотничий промысел, рыболовство, пчеловодство и другие отрасли промышленности и промыслы.

Файлы: 1 файл

курсач Zapadno-Sibirsky2.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. География грузовых перевозок

 

В Западно-Сибирском районе автомобильные дороги и речные пути являются в основном средством внутрирайонной связи. Большинство межрайонных перевозок обеспечиваются железной дорогой. Это связано с тем, что речная система практически не выходит за пределы района, а морской транспорт развит очень слабо.

Для Западной Сибири характерно преобладание вывоза над ввозом. Это объясняется тем, что на территории района располагаются крупнейшие месторождения нефти и газа, играющие ведущую роль. Основными способами транспортировки этих грузов является достаточно сильно развитая сеть трубопроводов. Кроме нефти и газа район является избыточным по добыче каменного угля (Кузбасс). Межрайонные связи преимущественно ориентированы на запад.

    1. География пассажирских перевозок

 

Железнодорожный транспорт играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажиров в приведенной продукции железнодорожного транспорта составляют небольшую долю (менее 10%). Пассажирские перевозки по железным дорогам делятся на дальние и пригородные (в пределах пригородных зон). Основная масса пригородных пассажироперевозок приходится на пригородные зоны крупнейших городов района – Новосибирск, Омск. Среди дальних пассажирских перевозок преобладающее значение имеют западное направление, обеспечивающее связь с Москвой и Санкт-Петербургом.

Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и от них — к потребителям.

Намечается строительство автодорог в Западной Сибири: Новый Уренгой — Советский — Ивдель (Свердловская область) на Ямале и Гыданском полуострове.

Речной транспорт в транспортной системе страны — один из старейших. Реки в России до строительства железных дорог были главными путями сообщения. Однако в результате интенсивности строительства железных и шоссейных дорог, воздушных магистралей значение внутренних водных систем в экономике страны существенно снизилось.

В итоге доля речного транспорта в перевозке грузов и пассажиров относительно невелика (в целом по стране составляет соответственно 2,5 и 0,25%) и обнаруживает устойчивую тенденцию к дальнейшему сокращению.

Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному, но значительно превосходит все остальные. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5. Преимущественное использование воздушного транспорта как средства для перевозки пассажиров обусловлено его особенностями — высокими скоростью и себестоимостью перевозок.

Крупным  авиатранспортным узлом являются (тыс.пасс в год – данные 2012 г.): Новосибирск (3267), Тюмень (1235), Омск (872), Нижневартовск (570), Кемерово (383), Барнаул (377), Салехард (292). Они имеют воздушные сообщения со многими районами и центрами страны.

 

    1. Внешнеторговые перевозки

 

Внешнеторговый оборот Западной Сибири в 2002 г. составил 24 541 млн долл., импорт — 1727 млн долл. Удельный вес района во внешнеторговом обороте РФ исчислялся 16,1%, в том числе по экспорту — 21,4, поимпорту — 3,7%. Положительное сальдо внешнеторгового оборота Западной Сибири составило 21 086 млн долл.

В региональной структуре внешнеторгового оборота Западной Сибири ведущие позиции занимали Тюменская (79,3%), Кемеровская (8,4%), Омская (4,3%), Новосибирская (3,9%) области, в том числе по экспорту— Тюменская (82%), Кемеровская (7,7%) области; по импорту — Тюменская (42,8%), Новосибирская (22,3%), Омская (9,8%) и Кемеровская (8,5%) области. В товарной структуре эскпорта района на нефть, природный газ и уголь (в основном коксующийся) пришлось 85% (19 406 млн долл.).

 

 

 

Заключение

 

Сегодня Западная Сибирь стала не только основной энергетической и сырьевой базой страны, но и фундаментом финансовой устойчивости и платежеспособности государства. Важным представляется также сохранение научного и высококвалифицированного кадрового потенциалов района, сосредоточенных в его научно-производственных центрах — Новосибирске и Томске.

Западная Сибирь располагает перспективами для экономического подъема как на основе природных богатств, так и крупного производственного, инфраструктурного и трудового потенциалов. При этом в районе необходимо решить актуальную задачу — ликвидировать существующие диспропорции между добывающими и перерабатывающими отраслями за счет ускоренного развития последних.

Перестройка экономики района с целью создания эффективного, комплексно развитого, социально ориентированного хозяйства представляет сложную проблему, для решения которой потребуются:

1) развитие обрабатывающих производств с целью снижения зависимости района от массового завоза продуктов жизнеобеспечения и оборудования;

2) дальнейшее развитие производственной, транспортной и рыночной инфраструктур;

3) интенсификация геологоразведочных работ, направлений на обеспечение развития добывающих отраслей;

4) технической перевооружение изношенной производственно-технической базы промышленности и всего хозяйства;

5) продолжение реструктуризации угольной отрасли с целью введения ее в число высокотехнологичных самоокупающихся отраслей.

Территориальная организация Западной Сибири определена особенностями ее природно-ресурсного потенциала и ложившейся специализацией составляющих ее регионов. В Тюменской и Томской обл. создан и развивается крупнейший в стране нефтегазовый комплекс в составе добывающих, перерабатывающих и транспортных предприятий, ставший также базой Интенсивного развития нефтехимических производств.

Перспективные проекты связаны с развитием нефтепереработки и нефтехимии в Тобольском промышленном узле, а также с реализацией Уватского проекта: создание нового многоотраслевого нефтегазового комплекса на юге Тюменской обл. Расширение переработки углеводородов намечается и в Ханты-Мансийском АО — в городах Сургут и Нижневартовск. Ямало-Ненецкий АО в обозримой перспективе сохранит значение основного газодобывающего региона, формирующего Единую систему газоснабжения и экспортные газопотоки в сторону стран СНГ, Западной и Центральной Европы.

 

 

Список используемых источников

 

Нормативно-правовые источники

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013. – 32 с.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - http://base.consultant.ru

 

Учебники, монографии, брошюры

  1. Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Экономическая география. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с.
  2. Крылов П. М., Рунова Т. Г.   Экономическая география и регионалистика.  – М.: МГИУ,  2008. – 193 c.
  3. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терешина Н.П. Регионалистика. – М.: УМК МПС России, 2001. – 422 с.
  4. Мишуров С.С., Щуков В.Н. Основы регионалистики: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2003. - 75 с.
  5. Морозова Т. Г. , Победина М. П. , Шишов С. С. , Барменкова Н. А. ,Шубцова Л. В. Экономическая география России. Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 480 с.
  6. Россейкина Е.Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть I. - Воронеж: Изд-вo ВГУ, 2002. - 34 с.
  7. Россейкина Е.Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть II. - Воронеж: Изд-вo ВГУ, 2003. - 42 с.
  8. Россейкина Е.Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть III. - Воронеж: Изд-вo ВГУ, 2004. - 39 с.
  9. Щуков В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2002. - 58 с.
  10. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2000. — 533 с.
  11. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 567 с.
  12. Экономическая география транспорта: Учебник для вузов / Н. Н. Казанский, В. С. Варламов, В. Г. Галабурда и др.; Под ред. Н. Н. Казанского.— М.: Транспорт, 1991. 280 с.

 

Электронные ресурсы

  1. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru

 

Приложение 1

Экономико-географическая характеристика экономического района

 

 

 

 

  1. Алтайский край                  (г. Барнаул)

 

  1. Республика Алтай                (г. Горно-Алтайск)

 

  1. Кемеровская обл. (г.Кемерово)

 

  1. Новосибирская обл.  (г. Новосибирск)

 

  1. Томская обл.                  (г. Томск)

 

  1. Омская обл.             (г. Омск.)

 

  1. Тюменская обл.        (г. Тюмень)

 

  1. Ханты-Мансийский автономный округ                  (г. Ханты-Мансийск)

 

  1. Ямало-Ненецкий автономный округ                     (г. Салехард)

 

 

Электростанции

- тепловые

- гидростанции

- атомные

 

Приложение 2

Тепловые электростанции

  • Барабинская ГРЭС (г. Куйбышев, Новосибирская область, Сибирьэнерго

 

Барнаул

    • Барнаульская ТЭЦ-1,2,3

 

  • Беловская ГРЭС (г. Белово, Кемеровская область, ТГК-12)
  • Бийская ТЭЦ (г. Бийск, Алтайский край, Сибирьэнерго)

 

Кемерово

    • Кемеровская ГРЭС (ТГК-12)
    • Кемеровская ТЭЦ (ТГК-12)
    • Ново-Кемеровская ТЭЦ (ТГК-12)

 

Новокузнецк, Кемеровская область

    • Западно-Сибирская ТЭЦ (Евраз)
    • Кузнецкая ТЭЦ (ТГК-12)
    • ТЭЦ КМК (Евраз)

 

Новосибирск

    • Новосибирская ТЭЦ-2, 3,4,5,6 (Сибэко)

 

  • Нижневартовская ГРЭС (пгт. Излучинск, Нижневартовский р-н, Ханты-Мансийский АО, ОГК-1)

 

  • Няганская ГРЭС (г. Нягань, Ханты-Мансийский АО, ТГК-10)

 

Омск

    • Омская ТЭЦ-2, 3,4,5 (ТГК-11)

 

  • Северская ТЭЦ (г. Северск, Томская область)

 

Томск

    • Томская ГРЭС-2 (ТГК-11)
    • Томская ТЭЦ-3 (ТГК-11)

 

  • Томь-Усинская ГРЭС (г. Мыски, Кемеровская область, ТГК-12)

 

Тюмень

    • Тюменская ТЭЦ-1,2 (ТГК-10)

 

  • Уренгойская ГРЭС (г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ, ОГК-1)

 

Гидростанции

    • Новосибирская, р. Обь, г. Новосибирск

 

Атомные электростанции

нет

 

 

Приложение 3

 

Характеристика транспортной системы экономического района

 

 

 

 

  1. Алтайский край                  (г. Барнаул)

 

  1. Республика Алтай                (г. Горно-Алтайск)

 

  1. Кемеровская обл. (г.Кемерово)

 

  1. Новосибирская обл.  (г. Новосибирск)

 

  1. Томская обл.                  (г. Томск)

 

  1. Омская обл.             (г. Омск.)

 

  1. Тюменская обл.        (г. Тюмень)

 

  1. Ханты-Мансийский автономный округ                  (г. Ханты-Мансийск)

 

  1. Ямало-Ненецкий автономный округ                     (г. Салехард)

 

 

    • Нефтепровод
    • Газопровод
    • ЛЭП
    • Железные дороги
    • Автомобильные         дороги
    •  

Приложение 4

Морские порты

Сабетта (расположен в северо-восточной части полуосторова Ямал,  на западном берегу Обской губы)

 

Речные порты

река Иртыш

  • Порт Большеречье (п.Большеречье Омская обл.)
  • Омский речной порт (г.Омск)
  • Тобольский порт (г.Тобольск Тюменская обл.)
  • Тарский порт (г. Тара Омская обл.)
  • Усть-Ишимский порт  (п.Усть-Ишим Омская обл.)
  • Порт Черлак п.Черлак Омская обл.)

 

река Тура

  • Тюменский речной порт (г.Тюмень)

 

река Обь

  • Александровский порт (пос.Александровское Томская обл.
  • Барнаульский порт (г.Барнаул)
  • Бийский порт (г.Бийск Алтайский край)
  • Порт Каргасок (пос.Каргасок Томская обл.)
  • Колпашевский порт (г.Колпашево Томская обл.)
  • Нефтеюганский речной порт (г.Нефтеюганск Тюменская обл.)
  • Нижневартовский речной порт (г.Нижневартовск Тюменская обл.)
  • Новосибирский речной порт (г.Новосибирск)
  • Салехардский речной порт (г.Салехард Ямало-Ненецкий АО)
  • Сургутский речной порт (г.Сургут Ханты-Мансийский АО)

 

река Таз

  • Тазовский речной порт (пос.Тазовский Ямало-Ненецкий АО)

Информация о работе Экономико-географическая характеристика транспортной системы Западно - Сибирского экономического района