Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 02:17, практическая работа
Транспорт- (от латинского слова «транспорто» - «переношу», «перемещаю», «перевожу»)- это отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств.
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Так же играет огромную роль в состоянии экономики страны, и позволяет расширить возможности слаборазвитых регионов, городов или стран, связать производство и потребителей.
Продукцией транспорта является грузооборот и пассажирооборот. Они образуют материальную основу всей системы международных и внутренних территориально-экономических связей. Транспортная система любой страны или района тесно связана с территориальной структурой хозяйства.
Введение. 2
I раздел. 3
Характеристика географического положения Уральского округа. 3
Население. 3
Характеристика ресурсов. 4
Нефть и газ. 5
Цветная металлургия. 5
Лесные ресурсы. 6
Водные ресурсы. 6
Сельское хозяйство. 7
II раздел. 9
Характеристика развития транспортной сети Уральского округа. Свердловская железная дорога. 9
Характеристика видов транспорта. 10
Автомобильный транспорт. 10
Водный (речной и морской) транспорт. 12
Воздушный транспорт. 13
Трубопроводный транспорт. 14
Железнодорожный транспорт. 15
III раздел. 18
Расчет густоты железных дорог. 18
Заключение. 20
Список используемой литературы: 22
наиболее развитую в экономическом отношении территорию округа,
топология ее транспортной сети близка к ортогональной, характерной для
экономически развитых и заселенных районов. Транспортная сеть этого
региона состоит из трех идущих в широтном направлении железнодорожных
магистралей – Тюмень – Екатеринбург – Пермь; Курган – Екатеринбург –
Дружинино – Казань; Курган – Челябинск – Миасс – Уфа; и трех
меридиональных железных дорог – Челябинск – Каменск-Уральский –
Екатеринбург; Алапаевск – Серов; Челябинск – Полевской – Екатеринбург;
Миасс – Бердяуш – Дружинино – Кузино и странами "ближнего зарубежья". Вторая часть региона, включающая практически Тюменскую область (и прежде всего Ханты-Мансийск и Ямало - Ненецкий автономные округа), с точки зрения развития производительных сил и формирования сети путей сообщения можно по праву отнести к районам пионерного хозяйственного освоения. Отличительным признаком этого является очаговый характер развития его экономики с преимущественным созданием здесь производств по добыче и первичной обработке наиболее ценных и дефицитных видов сырья и топлива.
Большая роль автомобильного
транспорта обусловлена его специфическими
особенностями и преимуществами
перед другими видами транспорта,
которые заключаются в
Размещение сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием
по территории Уральского федерального округа
в 2007 году.
Субъекты Российской Федерации |
Протяжённость автомобильных дорог, км |
Густота автомобильных дорог, км/1000 км2 |
Уральский федеральный округ |
37292 |
20,5 |
Курганская область |
6570 |
91,9 |
Свердловская область |
10874 |
56,0 |
Тюменская область, вкл. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авт. округа |
10880 |
7,4 |
Челябинская область |
8968 |
101,3 |
Внутренний водный транспорт округа, хотя и потерял былое значение в связи со строительством железных дорог, его роль в обслуживании экономики остается весьма существенной. Судоходные пути, обеспечивающие перевозки грузов, составляют магистральные реки Обь и Иртыш (в границах округа), а также широкая гидрографическая сеть, включающая такие реки как Пур, Таз, Надым, Конда и многочисленные притоки названных рек. По внутренним судоходным путям округа осуществляются перевозки 10,1 млн. т. грузов. Из них завозится в округ из других федеральных округов 1645 тыс. т строительных материалов, нефтепродуктов и других грузов. Основной объем (1607 тыс. т) поступает из южных районов Сибири (Новосибирской, Омской и Томской областей, Алтайского Края). Небольшие объемы (38 тыс. т.) следуют в судах смешанного (река-море) плавания из Северо-Западного федерального округа (из Карелии, Мурманской области и Ненецкого Автономного округа). Из округа по внутренним судоходным путям вывозится 176 тыс. т грузов, практически весь объем следует в южные регионы Сибири. Морской транспорт в настоящее время не осуществляет перевозки грузов в Уральский федеральный округ. Однако раньше его роль была довольно значительна и заключалась в доставке оборудования, снабженческих грузов в пункты, не имеющие других транспортных подходов, в частности на мыс Харасавэй (полуостров Ямал), куда на ледовый припай доставлялись все необходимые грузы с последующей их транспортировкой на материковую часть с помощью тракторов и другой техники. Важную роль сыграл морской транспорт и в завозе для строящихся трубопроводов труб большого диаметра и доставлявшихся на шедших из Западной Европы судах-лесовозах с использованием их балластных пробегов. Это обеспечило значительный эффект при формировании системы трубопроводов на севере округа. Оборудованных морских портов здесь нет, и выгрузка из морских судов осуществлялась на рейде в подходящие к морским лесовозам баржи внутреннего плавания.
Авиационный транспорт - наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время самый быстрый. Через территорию Урала проходят многие международные авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург. Район имеет широкую сеть внутренних и межрегиональных авиалиний. В условиях отсутствия развитой сети железных и автомобильных дорог в районах нового хозяйственного освоения – севера Свердловской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов его значимость высока и для обеспечения связей внутри округа, а также для связи с пунктами, удаленными от магистральных железнодорожных и автомобильных трасс. Аэропорты для приема тяжелых магистральных самолетов имеются в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени. Аэропорты имеются и во всех главных городах и промышленных центрах округа. Широкой сетью аэропортов покрыта территория Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов – Нижневартовск, Кагалым, Ноябрьск, Надым, Новый Уренгой, Коротчаево, Тарко-Сале, Красноселькуп, Мыс Каменный, Тазовский и т.д. Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров объясняется большими расстояниями перевозок. Основными технико-экономическими особенностями воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются: высокая скорость доставки пассажиров, манёвренность в организации пассажирских перевозок, большая беспосадочная дальность полёта и более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими маршрутами на других видах транспорта. Единственный транспорт, который охватывает перевозками почти все районы страны. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик. Самолеты доставляют грузы в труднодоступные районы страны, перевозят скоропортящуюся продукцию и почту. Главная специализация – перевозка пассажиров. Кроме перевозки грузов и пассажиров, самолеты и вертолеты гражданской авиации используются в разных отраслях народного хозяйства: для аэрофотосъемки, при проведении проектно-изыскательских работ, в сельском хозяйстве, при тушении лесных пожаров и др.
Размещение трасс
Железнодорожный транспорт - основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных связей Урала с конфигурацией, пропускной и провозной способностью. Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность провозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность, сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта),сравнительно высокая скорость движения и др. Протяженность сети железных дорог округа составляет 8536,3 тыс. км (10% от эксплуатационной длины главных путей железных дорог страны). Направления основных железнодорожных магистралей округа определяются, прежде всего, направлением транзитных и межрегиональных грузопотоков и линиями, обеспечивающими потребность районов нового хозяйственного освоения. Железнодорожные линии округа обслуживаются Свердловской железной дорогой – 5676,3 км (66,5% сети), Южно-Уральской железной дорогой – 2507,9 км (29,4%), Горьковской железной дорогой – 193,8 км
(2,3%), Северной железной
дорогой – 97,3 км (1,1%), Куйбышевской
железной дорогой – 61 км (0,7%). Техническое
оснащение большинства
углеводородов в северных регионах округа и прежде всего на Ямале, реализация проекта «Урал промышленный – Урал полярный», реконструкция
и развитие местных предприятий металлургии, энергетики, машиностроения, нефтехимии, лесопереработки, строительной отрасли, усиление внешнеторгового и транзитного потенциала железных дорог округа. В 2008 году пассажирооборот железнодорожного транспорта Уральского федерального округа составил 16,5 млрд. пасс.-км, а отправление пассажиров по сети железных дорог округа составило 59,5 млн. чел. Более 98 % от общего объёма отправления пассажиров по Уральскому федеральному округу приходится на Свердловскую и Южно-Уральскую железные дороги. Доля Уральского федерального округа в выполнении общесетевого пассажирооборота на железнодорожном транспорте составила соответственно 10,8 % - в дальнем следовании и 5,6 % - в пригородном сообщении. Отправление пассажиров по Уральскому округу составило в дальнем следовании 10,0 %, а в пригородном сообщении 4,0 % от общего по сети показателя.
Около 50 % перевозок пассажиров дальнего следования в Уральском федеральном округе осуществляется в связях с Приволжским федеральным округом. На связи с Сибирским округом приходится порядка 18,6 % отправленных пассажиров, с Центральным - 17,3 %.
Транспорт – важнейшая
составная часть
Расчет густоты железных дорог в Уральском федеральном округе
Административно- |
Территория, S, |
Население, N, тыс.чел. |
Эксплуатационная длина железных дорог, L, км. |
Густота железных дорог, D | ||
Dt, км/ |
Dn, км/чел |
Dtn | ||||
Курганская область |
71,5 |
896 |
746,5 |
0,0104 |
0,0008 |
3,116 |
Свердловская область |
194,3 |
4297,7 |
3546,7 |
0,0182 |
0,0008 |
1,872 |
Тюменская область |
1435,2 |
3459,4 |
882,2 |
0,0006 |
0,0002 |
2,129 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
534,8 |
1561,2 |
1084,1 |
0,002 |
0,0007 |
9,495 |
Челябинская область |
88,5 |
3480,1 |
1795,6 |
0,0202 |
0,0005 |
1,734 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
769,2 |
536,5 |
481,2 |
0,0006 |
0,0009 |
1,814 |
Итого |
3093,5 |
14230,9 |
8536,3 |
0,0087 |
0,0006 |
3,36 |