Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:27, курсовая работа
В современном мире более 200 стран, каждая из которых имеет свои особенности. Рассмотрим одну из интереснейших стран мира – Японию. Особый интерес к Японии диктуется рядом причин. Уже несколько десятилетий говорят об «экономическом чуде» Японии. Многочисленные прогнозы ученых, экспертов (в том числе и в самой Японии) сводятся к следующему: XXI век безоговорочно будет «веком Японии».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Общая характеристика Японии
Географическое положение и государственное устройство страны……...5
Природные условия и экономические ресурсы…………………….……….9
Глава 2: Характеристика хозяйственного комплекса
2.1 Промышленность и сельское хозяйство ……….……………..……………13
2.2 Внешнеэкономические связи………………………………………….........19
Заключение…………………………………………………………………….....25
Библиографический список………………………………………………..........27
Приложения…………………………………………………………………….28
Для территориальной структуры
хозяйства характерно сочетание
двух совершенно различных частей:
Тихоокеанского пояса, который является
социально-экономическим ядром
Подводя итог, хочу заметить, что Япония использует каждую особенность своего географического расположения в пользу своей страны, не смотря на то, что использование многих территорий затруднено. В это же время выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире.
2.2 Внешнеэкономические связи.
Япония представляет собой яркий пример страны, очень активно участвующей в международном географическом разделении труда. Для нее характерно развитие всех видов внешнеэкономических связей, и они во многом определяют ее роль в мировом хозяйстве и обеспечивают ее экономическую безопасность. Но значение отдельных видов таких связей менялось со временем. На первом и втором этапах развития страны они сводились в основном к внешней торговле. Но затем Японии удалось завоевать достаточно прочные позиции в таких видах деятельности, как вывоз капитала, производственные, научно-технические и другие связи.8
Основу
внешней торговли Японии составляет
продукция обрабатывающей промышленности.
Регулирование
В 2009г. Япония находилась на четвертом месте после Германии, США и Китая по величине экспорта. Однако она занимает первое место в мире по производству многих видов продукции машиностроения - станков с Числовым Программным Управлением, судов, бытовой электроники, электронных компонентов и промышленных роботов, второе место по объёму выпуска химической продукции и производству автомобилей (примерно 10 млн. штук в год). Объём внешней торговли примерно равен 10% мирового товарооборота. Сальдо торгового баланса - положительное. Экспорт превышает импорт более чем на 100 млрд. долл. На долю Японии приходится от 20 до 40% мирового рынка автомобилей.
В структуре экспорта Японии в 2010 г. На продукцию общего машиностроения - 4,6%, сталь - 2,6%. Главными импортёрами японских товаров остаются Китай (22%), США (10%), Австралия (6%), Саудовская Аравия (5%), ОАЭ (4%), Прочие страны (53%). (См. Приложение 6. Импорт Японии: структура по странам, 2010 г.). В импорте Японии приоритетными являются продукция машиностроения (22,8%), промышленное сырьё и топливо (13,9%), продовольствие (6,9), одежда (5,2%).
Япония занимает ведущее место в мире по экспорту прямых капиталовложений. Восемь японских компаний по объёму заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов мира (“Хиачи”, “Тойота”, “Сони” и др.). Основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Рынком приложения капитала Японии являются страны Западной Европы и США.
Близость культуры, языка, традиций, углубление процессов глобализации геополитические изменения в мире делают экономические связи Японии со странами Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР) наиболее эффективными: свыше 50% японского экспорта товаров и более 30% инвестиций приходится на страны АТР.
Отношения со странами Центральной и Восточной Европы (Чехия, Венгрия и др.) японская сторона строит исходя из относительно высокого уровня их развития. В отношении же государств СНГ, Китая и стран Юго-Восточной Азии японские фирмы учитывают неразвитость инфраструктуры, уязвимость кооперационных поставок, а также дефицит энергии и сырья в некоторых из них.
Что касается Российско-японских отношений следует отметить следующее:
Потенциал российско-японского
Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров, и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из Новые Индустриальные Страны Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран.
В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.
Объём внешней торговли Японии постоянно растёт (760 млрд. длр., 1997 год – третье место после США и ФРГ). Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), ФРГ, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай.
Увеличиваются объёмы торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнего оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны персидского залива
Важным
направлением внешнеэкономической
деятельности Японии является экспорт
капитала. По объёму иностранных инвестиций
страна превратилась в одного из лидеров
наряду с США и Великобританией.
Причём растёт доля вложения капитала
в развитие страны. Япония вкладывает
свои капиталы в торговлю, банковское
дело, кредиты и прочие услуги (около
50%), в обрабатывающую и добывающую
промышленность разных стран мира.
Острые внешнеэкономические
Особую активность проявляют японские фирмы в Новые Индустриальные Страны Азии – в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии.
Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyota motor, Honda motor – в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC – в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon – в производстве компьютерной техники и т.д.
Одним из
важнейших факторов экономического
развития Японии является широкое участие
в международной торговле технологиями.
В экспорте технологий преобладают
лицензии в области электротехнического
и транспортного
Специфическая черта японской
экономической политики в отношении
развивающихся стран –
Заключение
Япония очень сильно отличается от большинства стран мира, поскольку представляет собой государство-архипелаг. К сожалению, полностью показать все особенности этой страны не позволяет объём курсовой работы. Однако, опираясь на поставленные задачи, удалось изучить экономико-географическое и геополитическое положение Японии, его влияния на современное социально-экономическое развитие страны, а так же изучить природно-ресурсный потенциал, внешнеэкономические связи страны.
В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования экономико-географической характеристики Японии.
Япония – сравнительно
небольшое островное
Повсеместное развитие социальной
инфраструктуры в итоге привело
к росту продолжительности
Немаловажной чертой страны является высокий уровень урбанизации, неуклонно растущий из года в год. Постоянный отток населения из сельской местности в города ведет к сокращению сельского хозяйства, которое и без того не может в полной мере обеспечивать страну продовольствием.
Несмотря на многовековую изоляцию Японии от остального мира, на данный момент она активно участвует в международном товарообмене. На преодоление отставания от стран Запада у Японии ушло более двух десятилетий.
Это государство является крупнейшим поставщиком автомобилей и электроники. Важная роль отводится экспорту технологий и высокотехнологичной продукции. В то же время страна вынуждена импортировать сырье и топливо, что связано с небогатым запасов ресурсов.
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЯ
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Японии