Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 03:41, контрольная работа
Данная работа ставит целью изучить экономические особенности региональной экономики и следующие отсюда особенности рынка труда региона. Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
Дать оценку экономики региона, обусловленную его географическим положением.
Рассмотреть перспективы развития экономики области.
Введение.
Характеристика экономического положения региона.
Перспективы развития региона.
Характеристика рынка труда.
Социальный заказ региона по подготовке специалистов. Литература
На некоторое время проблема с кадрами будет решена за счет того, что в трудоспособный возраст сейчас вступает поколение 80-х годов, когда был всплеск рождаемости. Таким образом, на сегодняшний день рынок трудовых ресурсов не сократится. Однако по прогнозам, к 2008 году численность выпускников средних школ будет равна количеству мест на дневных отделениях вузов[10;с.1]. Таким образом, встанет вопрос о том, кто «пойдет к станкам». Через пять-семь лет у региона возникнут серьезные проблемы в обеспечении действующих производств кадрами. С одной стороны производственные мощности готовы обеспечить добычу угля и выплавку стали, но вопрос в том, «кто будет стоять у мартеновских пе-чей»[10;с.1].
Таким образом,
рынок труда области
охотно. Таким образом, одна из задач - поэтапная модернизация непривлекательных предприятий. Однако решить ее не просто. Специфика области такова, что создать около той же шахты какое-либо малое производство сложно. Непонятно также, какой малый бизнес можно развивать рядом с Запсибом или другим промышленным гигантом?
i
4. Социальный заказ региона по подготовке специалистов
Большую роль в развитии экономики играет профессиональная подготовленность работающих специалистов. В Кузбассе самыми необходимыми являются инженерно-технические специальности. Это шахтеры, металлурги, химики, машиностроители, энергетики, строители. Поэтому профессиональное обучение области направлено на подготовку специалистов именно по этим специальностям.
Изменения на
рынке труда, вызванные социально-
До начала экономических реформ у нас сложился такой тип образования, при котором однажды приобретенные знания, трудовые навыки сохраняли для человека свою ценность на протяжении всей его профессиональной деятельности. Данная установка глубоко вошла в сознание наших людей, и является тормозом в формировании мотивации на изменение профиля деятельности. Эта проблема актуальна в отношении занятости граждан, высвобождаемых с предприятий угольной и металлургической отрасли. То есть, необходима система позволяющая переобучать сокращенных рабочих и переориентировать их в другие отрасли.
С другой стороны, профессиональное образование области продолжает готовить специалистов, которые остаются невостребованными на рынке труда, так как количество рабочих место на предприятиях области сокращается. Кроме того, предприятия желают получить специалистов с достаточно высоким уровнем подготовки. А система профобразования переживает кризис в связи с недостаточным финансированием. Часть ПУ были закрыты. Оставшиеся едва приспособились к новым условиям. Учебная техника в некоторых государственных ПУ устарела, лишь отраслевые училища обеспечены современным оборудованием. Как стать квалифицированным рабочим, зная лишь теорию. Будущему горняку поработать на новой технике можно только спустившись в шахту.
Что касается отраслевой структуры занятости, то тут наблюдается характерный для всей отечественной экономики перелив работников из производственных отраслей в непроизводственную сферу. «Если в 1992 г. в отраслях материального производства было сосредоточено 76,2%, то к 2002 г. их доля уменьшилась до 68,3%. Более чем наполовину уменьшилась численность в деревообрабатывающей, легкой промышленности, строительстве; больше чем на треть - в угольной и химической, машиностроении, науке и научном обслуживании. Одновременно увеличилось число занятых в отраслях жилищно-коммунального хозяйства, непроизводственных видах бытового обслуживания населения, кредитовании, страховании и пенсионном обеспечении, культуре, искусстве и торгов-ле»[2;с.44]. В последнее время появился большой круг новых профессий. Однако переориентация профессионального образования к подготовке специалистов по новым специальностям идет очень медленно.
Однако на областном уровне для решения скоординированности конкретных проблем в области профессионального обучения и запросов рынка труда были предприняты определенные меры. Это скоординированная работа различных структур по разработке и реализации мероприятий (Департамент ФГСЗН, Департамент образования АКО, Департамент начального профессионального образования АКО, Департамент науки и высшей школы АКО, Областной центр профориентации и психологической поддержки молодежи, Наблюдательные Советы угольных территорий, Областной военкомат, ГУИН, образовательные учреждения и другие социальные партнеры). Решение задачи развития кадрового потенциала области основывается на укреплении партнерства: работодатель - служба занятости - система образования. Это партнерство проходит через систему согласования объемов и профилей подготовки кадров в учреждениях профессионального образования в соответствии с прогнозами рынка труда. Это и содействие молодежи, впервые вступающей на рынок труда, в направлении ее в образовательные учреждения для получения профессионального образования. Это и работа по целевому набору в образовательные учреждения - по направлениям на средства работодателей. Это и возвращение к организации стажировок слушателей профессиональной школы на предприятиях и т.д.
В 2000 -2001гг. департамент выступил учредителем 4 государственных образовательных учреждений (далее - Учебные центры) органов по вопросам занятости. Они создавались в целях повышения качества рабочей силы в территориях, испытываюпщх потребность в квалифицированных кадрах (угольные, сельские), ориентированы на работу со взрослым населением и являются важным звеном системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан в области.. Преимущество этих Учебных центров заключается в оперативном реагировании на потребности рынка труда, адаптации обучающихся к деятельности в новых экономических условиях по новой профессии или специальности. В настоящее время система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения включает в себя:
Таким образом, система профессионального образования в целом и рынок труда практически не согласованы и нуждаются в управлении и постоянном мониторинге. Сегодня нет социального заказа на требуемое количество выпускников ни на федеральном ни на региональном уровнях. Это необходимо делать хотя бы по профилям и направлениям подготовки, а не перекладывать на рынок труда.
Опыт промышленно развитых стран показывает, что рынок труда не является полностью саморегулируемой системой и требуется сочетание ее саморегулирования с административным регулированием. Особое значение при этом должно играть государство, прерогативой которого является проведение политики в сфере образования и занятости как первейшей социальной гарантии для населения. Система прогнозирования и формирования заказа на подготовку специа-
листов на уровне региона должна существовать и опять же регулироваться территориальными органами управления как на долгосрочную, так и на ближнюю перспективу. Только в этом случае отдельное учебное заведение может с уже определенной степенью вероятности вести подготовку кадров, учитывая при этом также предпочтения молодежи на рынке образовательных услуг. Можно говорить о том, что и на государственном, и на региональном уровне необходимо использовать системный подход в сфере подготовки специалистов и регулировать этот процесс. Если этой регуляции не будет, то никогда рынок образовательных услуг не согласуется с рынком труда.
I
Заключение
В заключении обобщим сказанное. Кемеровская область является регионом промышленной добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов. Хозяйственная специализация обусловила развитие таких отраслей промышленности как угольная, металлургическая, химическая, машиностроения и металлообработки. Рынок труда области характеризуется сосредоточением в промышленных центров представителей рабочих профессий, большинство которых трудится на крупных промышленных предприятиях. В связи с реструктуризацией угольной и металлургической промышленности в предыдущие годы произошел значительный рост безработицы за счет высвобождения большого количества работающих. Наметившийся в последнее время экономический подъем потребовал привлечение новых трудовых ресурсов. В большей степени предприятия испытывают нехватку в представителях рабочих профессий, однако этот вопрос продолжает оставаться открытым. На настоящий момент система профессионального образования в целом и рынок труда практически не согласованы и нуждаются в управлении и постоянном мониторинге. Сегодня нет социального заказа на требуемое количество выпускников ни на федеральном ни на региональном уровнях. Это необходимо делать хотя бы по профилям и направлениям подготовки, а не перекладывать на рынок труда.
/
Литература