Экономико-географическое положение Южного Федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы явилась экономическая специализация регионов ЮФО и влияние факторов размещения на развитие производительных сил.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1. Изучить экономико-географическое положение Южного Федерального округа
2. Рассмотреть внешнеэкономические связи и социально-экономическое положение Южного федерального округа
3. Рассмотреть общую и экономическую характеристику регионов Южного федерального округа

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономико-географическое положение Южного Федерального округа………………………………………………………………………………6
1.1. Особенности географического положения и природные ресурсы округа..6
1.2. Территориальная организация хозяйства………………………………….13
1.3. Внешнеэкономические связи и социально-экономическое положение Южного федерального округа………………………………………………….24
Глава 2. Общая и экономическая характеристика регионов Южного федерального округа…………………………………………………………….29
2.1. Характеристика Ростовской области и Краснодарского края……………29
2.2. Характеристика Волгоградской и Астраханской областей………………36
2.3. Характеристика республики Адыгея и республики Калмыкия………….44
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Южного Федерального округа.51
3.1 Проблемы и задачи развития региона……………………………………...51
3.2 Пути улучшения ситуации в округе………………………………………..56
3.3. Стратегия экономического развития округа до 2025 года……………….60
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованных источников…………………………………………...65
Приложение А. Численности безработных по федеральным округам Российской Федерации………………………………………………………….67
Приложение Б. Доходы и расходы населения Российской Федерации……...68
Приложение В. Регионы Южного федерального округа с региональными центрами………………………………………………………………………….69
Приложение Г. Торговля ЮФО (экспорт и импорт)…………………………..70

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ И ГЛАВЫ.doc

— 680.00 Кб (Скачать файл)

Улучшение функционирования курортно-рекреационного комплекса, пожалуй, самое эффективное направление  развития экономики округа. Совершенствование курортно-рекреационного комплекса целесообразно осуществлять за счет:

1) дальнейшего развития и благоустройства существующих центров общероссийского значения (Сочи, Анапа, Кавказские Минеральные Воды, Домбай, Теберда);

2) перераспределения  потоков отдыхающих как по  территории, так и по сезонам,  развития зимних видов отдыха, дифференцированных тарифов на услуги по сезонам;

3) создания новых  курортных комплексов на побережье  Каспия и в Приэлъбрусье, обеспечения курортно-рекреационного хозяйства квалифицированным обслуживающим персоналом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Стратегия  экономического развития округа до 2025 года

 

 

Администрациям  субъектов ЮФО была представлена стратегия экономического развития округа до 2025 года. В ней сформулированы экономические приоритеты, определены механизмы реализации, важнейшие мероприятия и план действий.

Рассмотрим  направление, в каком рекомендовано развивать экономику округа.

Российская  газета: В округе существуют отраслевые программы, а также стратегии социально-экономического развития субъектов. Зачем понадобилось создавать отдельный окружной документ?

Михаил Дмитриев: Стратегия экономического развития ЮФО стала пилотным проектом. Инициаторами проекта, наряду с полномочным представителем президента РФ, выступали крупные российские компании. На примере ЮФО Министерство регионального развития РФ отработало методологию, которая положена в основу анализа перспектив развития по другим федеральным округам.

Стратегия определяет место каждого субъекта в общем  развитии округа. Выделены зоны опережающего экономического роста. Приведены расчеты, которые позволили оценить географию внешнеэкономических связей и перспективы ее изменения в будущем.

ЮФО - один из ключевых стратегических регионов РФ в сельском хозяйстве, транспортном секторе, туризме, а также геополитике. Он обладает рядом значимых конкурентных преимуществ - таких как природно-климатические условия, географическое положение, гидроресурсная база, благоприятная демографическая ситуация, ресурсный потенциал Каспия, перспективы проведения Олимпиады в 2014 году. Программа позволит более эффективно решить общие для регионов проблемы на уровне округа, а не отдельно взятого субъекта.

Ожидаемые результаты реализации стратегии экономического развития округа к 2025 году:

- рост ВРП  в 3-6 раз;

- увеличение  доходов - в 4-6 раз;

- увеличение  ежегодного туристического потока до 30 миллионов человек, что позволит ежегодно создавать 630 тысяч новых рабочих мест.

Базовые преимущества Южного федерального округа создают высокий потенциал для экономического роста, который, увы, остается сильно недоиспользованным. Все субъекты ЮФО, даже индустриально развитые, отстают по показателю ВРП на душу населения от среднего по РФ. По уровню бюджетной обеспеченности субъекты ЮФО отстают от среднего российского уровня более чем вдвое. У восьми из тринадцати субъектов доля безвозмездных перечислений выше 50 процентов. Территории значительно различаются по уровню социально-экономического развития и условиям жизни.

Определяющим  фактором развития экономики ЮФО  становится положение на рынке труда. Округ сталкивается с острой нехваткой  рабочей силы. Наблюдается избыток неквалифицированных трудовых ресурсов и работников с высшим образованием. Больше всего не хватает людей со средним специальным образованием - главным образом, высококвалифицированных рабочих. Если не принять мер к преодолению этого дефицита, то промышленное развитие округа будет невозможным.

Опережающими  темпами по отношению к другим отраслям в округе могут развиваться  туризм, легкая промышленность, строительство. Именно развитие туризма, а также  рост потребительского спроса на электроэнергию определяют во многом проблемы, связанные с ее дефицитом. Крупный гостиничный или развлекательный комплекс потребляет электричества не меньше, чем машиностроительный завод. На конец прогнозируемого периода - 2025 год - дефицит значительно превысит планируемый прирост выработки.

Есть и другая проблема. При всем разнообразии кластеров, которые существуют в ЮФО, наиболее серьезно влияют на экономику именно те, которые немногочисленны и  развиты слабо. С этой точки зрения, обстановка в ЮФО представляется весьма неблагоприятной по сравнению с другими регионами.

Согласно оптимистическому сценарию, у ЮФО есть все условия  для более высоких темпов роста, чем в среднем по России. Если говорить о диверсификации экспорта, то экономика ЮФО обладает множеством преимуществ. С точки зрения перспектив экспорта и его влияния на экономический рост Юга России она близка к экономикам Китая и Польши, которые выступают весьма успешными экспортерами. Внешняя торговля - движущая сила экономики этих стран. Минус ЮФО в том, что барьеры для экспорта очень велики. Проведенный нами опрос местных предпринимателей показал, что большинство из них не ориентируются на внешний рынок.

Впервые в Российской Федерации на уровне округа нами проведен анализ конкурентоспособности регионов по методике Всемирного экономического форума. Это позволило сравнить степень развития субъектов ЮФО и стран мира. Так вот, рейтинг Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, а также Краснодарского края сопоставим с оценкой конкурентоспособности Кувейта, Кипра, Греции и Хорватии.

Судьба стратегии представлена на суд широкой аудитории. Остается ждать предложений от руководителей субъектов. Предполагается, что стратегии развития округов не должны дублировать ни стратегию развития субъектов, ни федеральные отраслевые стратегии. Необходимо свести приоритеты федеральных отраслей, крупных общенациональных компаний, концепции социально-экономического развития страны с приоритетами, которые формулируют для себя регионы. При этом стратегии должны быть увязаны между собой внутри округа, а также состыкованы со стратегиями других федеральных округов.

 

Заключение

 

 

Анализ современного экономического положения в Южном федеральном округе показывает, что межнациональные конфликты и мировой экономический кризис привели к полной остановке значительного количества предприятий, что в свою очередь через межрегиональные связи вызвало спад производства на соседних территориях. Неоднородности отраслевой структуры регионов России также способтвуют объективные (природно-климатические условия, наличие природных ресурсов, геополитическое положение, особенности расселения и др.) и субъективные факторы (политические и экономические решения относительно размещения и концентрации отраслевых комплексов). Со стороны социально-экономического блока правительства РФ есть серьезная недооценка проблем Южного федерального округа. В регионе наблюдаются серьезные социальные проблемы.

Поэтому чрезвычайно  важно добиться скорейшего решения  всех спорных вопросов, прекратить конфронтацию между населяющими регион народами, установить мир и стабильность. Только в этом случае Юг России сможет внести более весомый вклад в экономическое возрождение страны.

В перспективе Южный федеральный  округ должен сохранить свои позиции  в общероссийском территориальном  разделении труда. Он будет по-прежнему выделяться многоотраслевым сельским хозяйством, транспортным и энергетическим машиностроением, пищевой, химической и легкой промышленностью, уникальным курортно-рекреационным комплексом. Принципиальным условием качественного совершенствования развития производительных сил является использование преимуществ округа природного и социально-экономического характера и на этой основе приоритетное развитие тех отраслей и производств, которые не имеют подобных предпосылок и возможностей в других регионах или развитие которых там менее эффективно. Особенно должно возрасти значение АПК и курортно - рекреационного комплекса. Улучшение функционирования курортно - рекреационного комплекса, пожалуй, самое эффективное направление развития экономики округа.

Впервые в Российской Федерации на уровне округа нами проведен анализ конкурентоспособности регионов по методике Всемирного экономического форума. Это позволило сравнить степень  развития субъектов ЮФО и стран  мира. Так вот, рейтинг Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, а также Краснодарского края сопоставим с оценкой конкурентоспособности Кувейта, Кипра, Греции и Хорватии.

Судьба стратегии  представлена на суд широкой аудитории. Остается ждать предложений от руководителей  субъектов. Предполагается, что стратегии развития округов не должны дублировать ни стратегию развития субъектов, ни федеральные отраслевые стратегии. Необходимо свести приоритеты федеральных отраслей, крупных общенациональных компаний, концепции социально-экономического развития страны с приоритетами, которые формулируют для себя регионы. При этом стратегии должны быть увязаны между собой внутри округа, а также состыкованы со стратегиями других федеральных округов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

 

1. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика; Учебное пособие - Москва, Гардарики, 2009 г..

2. География России: Энциклопедический словарь. / Под редакцией А.П. Горкина - Москва: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2009 г..

3. Демография: учебное пособие / кол. авторов; под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010.

4. Дружинин А.Г. География (экономическая, социальная и политическая) - МАРТ, М. -Ростов-на-Дону, 2010г..

5. Зотова А.И. Усиление финансовой самостоятельности субъектов Южного федерального округа // Материалы VII научно-практической конференции. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008.

6. Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие - Москва: КНОРУС, 2010г..

7. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Региональная экономика; Учебное пособие для вузов. - Москва: ЮНИТИ, 2009г.

8. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.

9. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник / Главный редактор В.Л. Соколин – М.: Росстат, 2010.

10. Перспективы развития потенциала Юга России:// Экономист. – М., 2010.

11. Регионы России: социально-экономические показатели. Статистический сборник. / Госкомстат России - Москва, 2010г..

12. Региональная экономика /под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2008.

13. Экономика отрасли: учеб. пособие  / под ред. А.С. Пелиха. Ростов на-Дону: Феникс, 2003.

14. Экономическая география России : Учебник./ Под общей ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова, -- М. : ИНФРА-М. 2010.

15. Экономическая и социальная география России. / Под ред. А. Т. Хрущева. - М.: Крон-Прес, 2009.

Интернет-ресурсы:

16. http://www.ufo.gov.ru/ (Официальный сайт Южного федерального округа).

17. www.gov. ru (Сервер органов государственной власти).

18. www.gks. ru (Федеральная служба государственной статистики).

19. www.igu-net.org (Официальный сайт Международного географического союза).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

 

Изучение  численности безработных по федеральным округам Российской Федерации.

 

Рисунок А - Численность безработных по федеральным округам Российской Федерации в I квартале 2011 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Изучение  доходов и расходов населения  Российской Федерации

 

Рисунок Б –  Денежные доходы и потребительские расходы населения по федеральным округам Российской Федерации в I квартале 2011 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В

 

Регионы Южного федерального округа с региональными центрами

 

Рисунок В – Региональные центры Южного федерального округа

 

 

Приложение  Г

 

Торговля  ЮФО (экспорт и импорт)

 

Таблица Г - Внешняя торговля ЮФО (экспорт и импорт)

Внешняя торговля

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

Продукция топливно-энергетического  комплекса

Продукция химической промышленности, каучук

Древесина и  целлюлозно-бумажные изделия 

Металлы и изделия  из них 

Машины оборудование и транспортные средства

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

РФ

5517

21614

196808

1861

16673

21783

9536

3962

41554

10324

17458

65623

Южный Фед. округ

1702,6

1357,3

2496,9

74,3

801,5

576,8

192,2

170,0

2024,3

1461,8

857,9

1907,9

Республика Адыгея

2,4

1,0

0,0

0,0

0,0

1,7

1,3

0,0

0,0

0,9

2,7

4,3

Республика Калмыкия

1,8

22,9

76,2

0,0

0,3

15,5

0,7

0,3

0,0

0,0

0,8

0,9

Краснодарский край

608,1

899,9

929,9

1,3

59,5

181,4

81,4

56,4

252,1

146,7

86,4

352,0

Астраханская  обл.

22,1

89,3

8,4

0,1

5,4

27,4

38,0

0,7

17,6

24,6

153,4

72,5

Волгоградская обл.

33,8

51,5

1094,5

27,8

259,1

62,2

3,9

18,9

1112,3

176,2

95,0

122,2

Ростовская область

784,7

99,4

152,9

44,8

76,6

223,2

29,3

84,8

536,6

1090,4

463,0

1072,0

Информация о работе Экономико-географическое положение Южного Федерального округа