Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:31, практическая работа
Оценка потенциала ЭГП городов-миллионеров России проводится с использованием теории графов. Совокупность городов-миллионеров и сеть связывающих их железнодорожных путей можно представить в виде графа. В нем города рассматриваются как вершины графа, а железнодорожные магистрали, соединяющие города, как ребра графа. Предлагается оценить потенциал ЭГП городов-миллионеров двумя способами: число ребер и сумму ребер.
Практическая работа
Задание. Рассчитать потенциал ЭГП городов-миллионеров России по сумме ребер графа. Результаты работы должны быть представлены в виде: 1) графа; 2) таблицы оценки потенциала ЭГП городов по степени вершин; 3) таблицы оценки потенциала ЭГП всех городов-миллионеров по сумме ребер (см. форму таблицы)
Оценка потенциала ЭГП городов-миллионеров РФ по степени вершин
Города |
Степень вершин (число смежных ребер) |
Оценка потенциала ЭГП города по степени вершин* |
Сумма ребер |
Оценка потенциала ЭГП города по сумме ребер* |
Москва |
||||
Санкт-Петербург |
||||
т.д. |
Примечание: *- высокий, средний и низкий потенциал ЭГП города
В значительной степени ЭГП города определяется его положением относительно городов такого же ранга и в системе связывающих их путей сообщения. Эту систему можно представить в виде графа. Граф – это множество точек, некоторые пары которых соединены ребрами. Совокупность городов-миллионеров и сеть связывающих их железнодорожных путей представляет собой граф. При этом, города рассматриваются как вершины графа, а железнодорожные магистрали, соединяющие города, как ребра графа.
Порядок выполнения работы:
1) Для построения графа города-миллионеры России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Казань, Самара, Волгоград, Уфа, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск) наносятся в виде точек на схему, выполняемую на кальке, с примерным сохранением их геометрического взаиморасположения.
С помощью карты атласа «Транспорт России» устанавливаются железные дороги, которые связывают кратчайшим путем каждый из городов со всеми другими. Они наносятся на схему как ребра графа прямыми линиями. Пересекаться ребра не должны. Два города могут быть связаны либо одним ребром (например, Санкт-Петербург и Москва) непосредственно, либо двумя и более. Так измеряется топологическое расстояние между вершинами графа (числом ребер). Например, топологическое расстояние от Москвы до Новосибирска равно 4 (Москва – Казань – Екатеринбург – Омск – Новосибирск).
Фактически сеть железных дорог сложнее, чем изображаемая графом, и не всегда города-миллионеры являются узловыми станциями. Поэтому граф строится с некоторым упрощением, отбрасываются второстепенные направления.
2) Рассчитывается степень вершины (число ребер) смежных для данной вершины (города). Чем больше степень, тем выше потенциал ЭГП города.
3) Наиболее полная оценка потенциала ЭГП города производится по сумме ребер, связывающих этот город со всеми другими городами-миллионерами по кратчайшему топологическому расстоянию. Чем меньше сумма ребер, тем выше потенциал города.
Условный пример. Имеются города А, Б, В, Г, Д, Е, связанные между собой соответствующей сетью железных дорог. Расстояние между городами равно: от А до Б – 1 ребро, от А до Д – 2 ребра, от А до Е – 3 ребра и т.д.
для А = 1+2+2+2+3= 10
для Б = 1+1+1+1+2 = 6
для В = 2+1+1+2+3 = 9
для Г = 2+1+1+1+2 = 7
для Д = 2+1+2+1+1 = 7
для Е = 3+2+3+2+1 = 11
Таким, образом, в данном примере самый высокий потенциал ЭГП имеет город Б – 6 ребер, самый низкий город Е – 11 ребер.