Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:59, реферат
Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, но приемлемый для окружающей среды, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики страны и населения всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика.
совершенствование структуры производства электроэнергии, в том числе за счет опережающего развития атомных электростанций;
продолжение структурной перестройки отраслей ТЭК;
приоритетное развитие добычи и потребления угля;
увеличение производства высококачественных светлых нефтепродуктов при одновременном повышении глубины и эффективности переработки нефти;
приоритетное использование экономически эффективных возобновляемых энергоресурсов.
Балансами топливно-энергетических ресурсов предусматривается рационализация структуры потребления топлива и энергии в направлении его экономической оптимизации и большей диверсификации энергоресурсов. Так, за предстоящее двадцатилетие при общем росте энергопотребления на 25,4-38,4%, потребление природного газа возрастет на 18,4-23,7%, нефтепродуктов – на 35,8-50,1%, тогда как угля – на 35,7-70,3%, а электроэнергии, выработанной на АЭС – в 2,2-2,5 раза. В результате доля газа в структуре потребления первичных энергоресурсов снизится с 50,3% в 2002 году до 46,9-44,8% в 2020 году, в том числе в производстве электроэнергии - с 65,5% до 57,3-50,4%.
Суммарное производство электроэнергии при прогнозируемых темпах развития экономики возрастет по сравнению с уровнем 2000 года в 1,1-1,2 раза к 2010 году (до 995-1065 млрд. кВт. ч) и в 1,3-1,6 раза к 2020 году (до 1175-1375 млрд. кВт. ч).
Суммарная потребность для электростанций России в органическом топливе возрастет с 280 млн. т у. т. в 2000 г. до 300-320 млн. т у. т. в 2010 году и до 330 - 370 млн. т у. т. в 2020 году.
Перспективные уровни добычи нефти в России, заложенные в балансах, будут определяться в основном следующими факторами: уровнем мировых цен на топливо, налоговыми условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы.
Уровень добычи нефти в России будут варьироваться в 2020 году от 320 до 445 млн.тонн.
Потребность в нефтяном моторном топливе, хотя и вырастет за рассматриваемый период на 49,7-74,6%, но в связи с более эффективным его использованием так и не достигнет докризисного уровня 1990 года, несмотря на широкую автомобилизацию страны, особенно населения. В качестве моторного топлива в предстоящий период будут также широко использоваться сжиженный и сжатый природный газ. В долгосрочной перспективе будет осуществляться постепенный перевод транспортных средств на водородное топливо[5].
Перспективные уровни добычи газа в России будут в основном определяться теми же факторами, что и нефти, однако большее значение будут иметь внутренние цены на газ. Уровни добычи газа могут составить в 2020 году от 660 до 700 млрд. м3 соответственно.
Экономически эффективным в рассматриваемый период может быть импорт природного газа из центрально-азиатских государств (в первую очередь - Туркмении) для газоснабжения южных регионов России, который к 2020 году может составить 45 млрд. куб.м.
Угольная промышленность располагает достаточной сырьевой базой для полного удовлетворения потребностей экономики России в угольном топливе. Прогнозируется предпочтительность экономических параметров добычи и транспорта этого энергоносителя в перспективе, как важной структуры в балансе котельно-печного топлива. С учетом этого возможности добычи угля адекватные прогнозируемому спросу оцениваются к 2020 г. на уровне от 365 до 450 млн. т.
Реализация прогнозируемого оптимального ТЭБ страны потребует осуществления государством мер по совершенствованию ценовой, инвестиционной политики и стимулированию энергосбережения, изложенных выше.
В заключение следует сказать о месте и роли России на мировых энергетических рынках. Место и роль России на мировых энергетических рынках являются ключевым фактором, как для развития национальной экономики, так и для экономического и политического положения страны в мировом сообществе.
Исходя из сформулированных выше целей внешней энергетической политики, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным направлениям:
экспорт топливно-энергетических ресурсов;
разработка и освоение энергетических ресурсов на территориях других государств;
закрепление присутствия на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах;
привлечение зарубежных инвестиций в производство, транспорт и преобразование энергоносителей в России;
организация параллельной работы с сопредельными электроэнергетическими объединениями;
транзит энергоресурсов;
международное научно-техническое и правовое сотрудничество.
По имеющимся оценкам, на уровне 2010 г. в европейской части страны будет потребляться, как и в настоящее время, 2/3 всего топлива и электроэнергии [4]. В том числе весьма благоприятными остаются перспективы экспорта энергоносителей. К традиционной ориентации на западные рынки возможно прибавление экспортных потоков нефти, природного газа и электроэнергии из Восточной Сибири и Дальнего Востока в Китай.
Список используемой литературы
1. «Экономическая география России» под общей ред. акад. В.И. Видяпина. Москва. Издательство ИНФРА-М.2004.565 с.
2. «Экономическая география России» Второе издание. Под ред. Т.Г.Морозовой. Москва. Издательство ЮНИТИ-ДАНА.2002.470 с.
3. «Введение в экономическую географию и региональную экономику России» Москва. Е.Л.Плисецкий. 2008. 549 с.
4. «Экономическая и социальная география России» А.Т. Хрущев. Москва. Издательство Дрофа.2006. 607 с.
5. http://www.gazo.ru/dokumenty/
6. http://www.energy-exhibition.
Информация о работе Концепция энергетической политики. Энергетическая стратегия России