Контрольная работа по дисциплине "Экономическая география"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

1 Ответьте на вопросы теста по теме «Экономическое районирование России»:
2. Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса Волго-Вятского района.

Содержание работы

1. Ответы на вопросы теста по теме «Экономическое районирование России»…………………………………………........3
1.1. Указать самый крупный по площади экономический район России…………………………………………………………...…....3
1.2. Указать ошибки в перечне экономических районов –
соседей Центрального экономического района……………….3
1.3. Указать ошибку в перечне регионов России, расположенных
в одном экономическом районе………………………………..….3
1.4. Указать группу, в которой все экономические районы
имеют развитую целлюлозно-бумажную промышленность…......4
1.5. Указать экономические районы, в которых отраслью специализации является цветная металлургия………………....….5
2. Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса Волго-Вятского района……………………………….....7
2.1. Место в хозяйственном комплексе России……………………...…7
2.2. Экономико-географическое положение…………………………....8
Список литературы....................................................................................13

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 43.81 Кб (Скачать файл)

Несмотря на значительное промышленное развитие республик Волго Вятского экономического района за последний период, все еще сохраняется разрыв в уровнях экономического и социального развития национальных образований и Нижегородской, и Кировской областей. Недостаточно, кроме Нижегородской области, в регионе идут процессы становления рыночных структур, а следовательно, и переход к рыночной экономике. Положительным моментом являются расширение экспортно-импортных операций в регионе и привлечение иностранных инвестиций. Так, сотрудничество Чувашской Республики с Германией способствовало строительству нового завода по выпуску автомобильных ремней безопасности в г. Алатыре. Такое производство является единственным не только в России, но и странах СНГ и позволяет устранить зависимость российских автомобилестроителей от импортных поставок. Иностранные инвестиции стимулировали развитие Чебоксарского завода строительных материалов (АО "САНТЭК"). Такое сотрудничество способствовало подъему экономического развития не только отдельно взятой республики, но и Волго-Вятского экономического района. [6].

 

       

2.2 . Экономико-географическое положение

 

Экономико-географическое положение: Территория - 263 тыс. км2. Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Центрального экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.

Природные условия и ресурсы: Климат - умеренно- континентальный. Весь район расположен в лесной зоне.

Собственные ресурсы района не очень велики - торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы - также одно из богатств района. Река Волга - не только важная транспортная артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство.

Население: Общая численность населения Волго-Вятского экономического района на 01.01.2001 г. составляла 8,2 млн. чел., в том числе городского 5,9 млн. чел., или 70,6%. Демографическая ситуация в районе на уровне 2000 г. характеризовалась естественной убылью (порядка 8 чел. на 1000 жителей), особенно высокой в Нижегородской обл. (-10,3 чел. на 1000 жителей), и положительной миграцией (1,7 чел. на 1000 жителей). Население Волго-Вятки продолжало сокращаться: с 1991 по 2000 г. почти на 200 тыс. человек.

В Нижнем Новгороде в 2007-2009 годах за счет увеличения рождаемости и снижения смертности удалось снизить естественную убыль населения почти на 30% - с 7,2 до 5 умерших на 1000 человек. На 1 января 2010 года население Нижнего Новгорода составило 1 280 355 человек.

В районе проживает 5,7% населения России . Плотность населения составляет около 32 чел./км2, что почти в 4 раза выше, чем в среднем по стране. Внутри района население расселено неравномерно: наиболее плотно заселены Чувашия (76 чел./км2) и Нижегородская обл. (48 чел./км2), минимальная плотность населения в Кировской обл. (13 чел./км2). Большая часть жителей — 70% расселена в городах. Наиболее высокий уровень урбанизации имеют Нижегородская (78%) и Кировская (71%) обл. На остальной территории района уровень урбанизации составляет около 60%. Основная часть городского населения сосредоточена в Нижнем Новгороде и его городах-спутниках (Дзержинск, Бор, Кстово и др.), Кирове, Саранске, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Арзамасе (табл. 112).

Большая часть сельского населения проживает в национальных республиках — Чувашии, Мордовии и Марий-Эл, где его доля достигает 40%. Это население составляет резерв продолжающегося в районе процесса урбанизации и обеспечивает перераспределение занятости в пользу промышленности и других сосредоточенных в городах отраслей материального производства и нематериальной сферы.

В целом по району численность занятых в экономике снижается: с 1991 по 2000 г. на 500 тыс. чел., а общая численность безработных выросла за те же годы на 200 тыс. чел. К 2000 г. уровень общей безработицы был близок к среднероссийскому показателю — 13,4% экономически активного населения — в Чувашии, Мордовии и Кировской обл. и был самым низким в Нижегородской обл. — 7,7%, в то время как уровень зарегистрированной безработицы превышал средний по РФ показатель 1,4%: в Мордовии в 1,4 раза, в Кировской обл. в 2,2 раза, а в Нижегородской обл. составлял от него только 50%.

Экономически активное население (занятые в экономике и безработные) в период 1999—2000 гг. сократилось в Республике Марий-Эл и Кировской обл., что в условиях низкой рождаемости является признаком общего старения населения (число людей старше трудоспособного возраста к 2000 г. достигло в районе 22,3% против 20,7% в среднем по России).

Характерной чертой населения района является его многонациональный состав. В общей численности населения преобладают русские, из других национальностей наиболее многочисленны чуваши, мордва, марийцы, татары, удмурты.

Сейчас русское население преобладает в Нижегородской и Кировской обл., а в республиках составляет от 26% в Чувашии до 60% в Мордовии.

Рассмотрим хозяйство: Район специализируется на машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность. Ведущая роль принадлежит транспортному машиностроению (автомобиле- и судостроению), а также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и станкостроению.

Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических. [5].

По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири.

Машиностроение представлено в автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. В этой отрасли занято 50% экономически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлове), завод автосамосвалов (Саранск). 
        Скоростные суда на подводных крыльях "река-море", речные ледоколы производил ранее завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде.      Машиностроительные заводы созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др.

Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть металла поступает с Урала.

Химическая промышленность - вторая важная отрасль специализации района (основной центр - г. Дзержинск), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефтеперерабатывающий завод (к городу подходит нефтепровод из Альметьевска).

Лесная промышленность базируется на собственных ресурсах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) построены на Волге - в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦБК в Балахне - крупнейший в России по производству газетной бумаги.

Сохранились и развиваются старинные кустарные промыслы - хохломская роспись (г. Семенов).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство - многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству (используются естественные луга и пастбища по долинам рек). Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специализируется на производстве картофеля, а на юге района - на выращивании зерновых и технических культур.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района использует торф и гидроресурсы. На реке Волга действуют Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеют нефть и газ, поступающие из Поволжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях. Крупнейшие из них размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске.

Транспорт. Самая крупная транспортная артерия - Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его территорию проходят важные железнодорожные и автомобильные магистрали в восточные районы страны. [5].

          Перспективы развития района

Одними из главных задач регионального развития являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.

Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре легкой и пищевой промышленности требует изменений в инвестиционной политике, т.е. увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного потребления и продуктах питания.

С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы хозяйствования: появляется больше фермерских хозяйств, внедряются арендные формы. Получают развитие личные подсобные хозяйства.

Стимулирование развития экспортных и импортзаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского района.

Регион располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.

Актуальной задачей Волго-Вятского района является оздоровление экономической среды, и в первую очередь, Волги и крупных городов, перенасыщенных промышленными предприятиями. Поэтому необходимо внедрение новых экологически чистых технологий. Важными задачами региона являются также восстановление и развитие экономических связей, в том числе и связей по кооперированию с другими районами России.

 

                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие для вузов. НАУКА-ПРЕСС,Дашков и К. 2007. – 384 с.
  2. Козьева И.А.,Световцева М.Г.,Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: Учебник Основы наук. Высшее образование.2007. – 540 с.
  3. Лексин В.Н. и Швецов А.Н. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. Том 3. Издательство: Едиториал УРСС. - 992 стр.
  1. Прогнозы, проблемы, мнения. Волго-Вятский экономический район. //Информационно-аналитический журнал Дайджест - Финансы. 2009 - №1 (37), январь. – С. 22-24.

  1. Регионы России: Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Росстат. 2007.- 685 с.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экономическая география"