Несмотря на значительное промышленное
развитие республик Волго Вятского экономического
района за последний период, все еще сохраняется
разрыв в уровнях экономического и социального
развития национальных образований и
Нижегородской, и Кировской областей.
Недостаточно, кроме Нижегородской области,
в регионе идут процессы становления рыночных
структур, а следовательно, и переход к
рыночной экономике. Положительным моментом
являются расширение экспортно-импортных
операций в регионе и привлечение иностранных
инвестиций. Так, сотрудничество Чувашской
Республики с Германией способствовало
строительству нового завода по выпуску
автомобильных ремней безопасности в
г. Алатыре. Такое производство является
единственным не только в России, но и
странах СНГ и позволяет устранить зависимость
российских автомобилестроителей от импортных
поставок. Иностранные инвестиции стимулировали
развитие Чебоксарского завода строительных
материалов (АО "САНТЭК"). Такое сотрудничество
способствовало подъему экономического
развития не только отдельно взятой республики,
но и Волго-Вятского экономического района.
[6].
2.2 . Экономико-географическое
положение
Экономико-географическое
положение: Территория - 263 тыс. км2. Район
расположен в центральной части европейской
территории России, в бассейнах рек Волги
и Вятки. Географическое положение района
на важнейших водных артериях и на пересечении
железных дорог, связывающих Центр с Северо-западом,
Поволжьем и Уралом, создает благоприятные
условия для развития хозяйства. ЭГП западной
части района похоже на ЭГП Центрального
экономического района РФ. А южная часть
района сходна по природным условиям с
Центрально-Черноземным районом.
Природные условия
и ресурсы: Климат - умеренно- континентальный.
Весь район расположен в лесной зоне.
Собственные ресурсы района
не очень велики - торф, строительные материалы,
фосфориты (Кировская область). Имеются
большие массивы лесов в Заволжье. Водные
ресурсы - также одно из богатств района.
Река Волга - не только важная транспортная
артерия. На ее берегах издавна селились
люди и вели свое хозяйство.
Население: Общая численность населения
Волго-Вятского экономического района
на 01.01.2001 г. составляла 8,2 млн. чел., в том
числе городского 5,9 млн. чел., или 70,6%. Демографическая
ситуация в районе на уровне 2000 г. характеризовалась
естественной убылью (порядка 8 чел. на
1000 жителей), особенно высокой в Нижегородской
обл. (-10,3 чел. на 1000 жителей), и положительной
миграцией (1,7 чел. на 1000 жителей). Население
Волго-Вятки продолжало сокращаться: с
1991 по 2000 г. почти на 200 тыс. человек.
В Нижнем Новгороде в 2007-2009 годах
за счет увеличения рождаемости и снижения
смертности удалось снизить естественную
убыль населения почти на 30% - с 7,2 до 5 умерших
на 1000 человек. На 1 января 2010 года население
Нижнего Новгорода составило 1 280 355 человек.
В районе проживает 5,7% населения
России . Плотность населения составляет
около 32 чел./км2, что почти в 4 раза выше,
чем в среднем по стране. Внутри района
население расселено неравномерно: наиболее
плотно заселены Чувашия (76 чел./км2) и Нижегородская
обл. (48 чел./км2), минимальная плотность
населения в Кировской обл. (13 чел./км2).
Большая часть жителей — 70% расселена
в городах. Наиболее высокий уровень урбанизации
имеют Нижегородская (78%) и Кировская (71%)
обл. На остальной территории района уровень
урбанизации составляет около 60%. Основная
часть городского населения сосредоточена
в Нижнем Новгороде и его городах-спутниках
(Дзержинск, Бор, Кстово и др.), Кирове, Саранске,
Йошкар-Оле, Чебоксарах, Арзамасе (табл.
112).
Большая часть сельского населения
проживает в национальных республиках
— Чувашии, Мордовии и Марий-Эл, где его
доля достигает 40%. Это население составляет
резерв продолжающегося в районе процесса
урбанизации и обеспечивает перераспределение
занятости в пользу промышленности и других
сосредоточенных в городах отраслей материального
производства и нематериальной сферы.
В целом по району численность
занятых в экономике снижается: с 1991 по
2000 г. на 500 тыс. чел., а общая численность
безработных выросла за те же годы на 200
тыс. чел. К 2000 г. уровень общей безработицы
был близок к среднероссийскому показателю
— 13,4% экономически активного населения
— в Чувашии, Мордовии и Кировской обл.
и был самым низким в Нижегородской обл.
— 7,7%, в то время как уровень зарегистрированной
безработицы превышал средний по РФ показатель
1,4%: в Мордовии в 1,4 раза, в Кировской обл.
в 2,2 раза, а в Нижегородской обл. составлял
от него только 50%.
Экономически активное население
(занятые в экономике и безработные) в
период 1999—2000 гг. сократилось в Республике
Марий-Эл и Кировской обл., что в условиях
низкой рождаемости является признаком
общего старения населения (число людей
старше трудоспособного возраста к 2000
г. достигло в районе 22,3% против 20,7% в среднем
по России).
Характерной чертой населения
района является его многонациональный
состав. В общей численности населения
преобладают русские, из других национальностей
наиболее многочисленны чуваши, мордва,
марийцы, татары, удмурты.
Сейчас русское население преобладает
в Нижегородской и Кировской обл., а в республиках
составляет от 26% в Чувашии до 60% в Мордовии.
Рассмотрим хозяйство: Район специализируется на
машиностроении. Развиты также химическая
и лесная промышленность. Ведущая роль
принадлежит транспортному машиностроению
(автомобиле- и судостроению), а также неметаллоемкому
машиностроению (приборостроение, электротехника)
и станкостроению.
Специализацию района определяют
следующие факторы: удобное ЭГП, исторически
сложившаяся индустриальная база Нижнего
Новгорода (Сормовский завод был одним
из крупнейших еще в дореволюционной России),
значительные трудовые ресурсы, большие
запасы водных и лесных ресурсов при явном
недостатке сырьевых и энергетических.
[5].
По размерам производства и
разнообразию выпускаемой продукции район
значительно уступает соседнему Центральному.
Хозяйство ориентируется на привозное
сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной
Сибири.
Машиностроение представлено в автомобиле-
и судостроением, производством двигателей,
изделий радиотехники, приборов, инструментов,
оборудования для химической и деревообрабатывающей
промышленности. В этой отрасли занято
50% экономически активного населения района.
Автомобильный завод в Нижнем Новгороде
связан с заводами-смежниками и имеет
филиалы: автобусный завод (Павлове), завод
автосамосвалов (Саранск).
Скоростные суда
на подводных крыльях "река-море",
речные ледоколы производил ранее завод
"Красное Сормово" в Нижнем Новгороде.
Машиностроительные заводы созданы в
Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные
тракторы, тягачи, гусеничные тракторы,
бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска
выпускают электролампы, ртутные, дуговые,
кварцевые лампы и др.
Обслуживают машиностроение
местные металлургические передельные
заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть
металла поступает с Урала.
Химическая промышленность - вторая важная отрасль специализации
района (основной центр - г. Дзержинск),
где вырабатываются синтетические смолы,
пластмассы, азотные удобрения, серная
кислота и др. В Кстово находится крупный
нефтеперерабатывающий завод (к городу
подходит нефтепровод из Альметьевска).
Лесная промышленность базируется на собственных
ресурсах. Предприятия производят пиломатериалы,
спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты
(ЦБК) построены на Волге - в Правдинске,
Балахне, Волжске. ЦБК в Балахне - крупнейший
в России по производству газетной бумаги.
Сохранились и развиваются
старинные кустарные промыслы - хохломская
роспись (г. Семенов).
Агропромышленный
комплекс. Сельское хозяйство - многоотраслевое,
но оно лишь частично обеспечивает потребности
района. Ведущее место принадлежит животноводству
(используются естественные луга и пастбища
по долинам рек). Разводят крупный рогатый
скот, овец, свиней. Земледелие специализируется
на производстве картофеля, а на юге района
- на выращивании зерновых и технических
культур.
Топливно-энергетический
комплекс. Энергетика района использует
торф и гидроресурсы. На реке Волга действуют
Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но
основное значение имеют нефть и газ, поступающие
из Поволжья и Западной Сибири, а также
уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов.
Большинство электроэнергии вырабатывается
на тепловых электростанциях. Крупнейшие
из них размещены в Балахне, Нижнем Новгороде,
Дзержинске.
Транспорт. Самая крупная транспортная
артерия - Волга. Район не обладает густой
транспортной сетью, но через его территорию
проходят важные железнодорожные и автомобильные
магистрали в восточные районы страны.
[5].
Перспективы развития района
Одними из главных задач регионального
развития являются изменение промышленной
структуры, особенно в Нижегородской области
с высокой концентрацией предприятий
оборонного комплекса, а также реконструкция
предприятий тяжелой индустрии путем
конверсии оборонных гражданских отраслей.
Необоснованно низкий уровень в отраслевой
структуре легкой и пищевой промышленности
требует изменений в инвестиционной политике,
т.е. увеличения капиталовложений на развитие
этих отраслей, что могло бы обеспечить
потребности населения в необходимых
товарах народного потребления и продуктах
питания.
С развитием рыночных отношений в АПК
шире используются новые формы хозяйствования:
появляется больше фермерских хозяйств,
внедряются арендные формы. Получают развитие
личные подсобные хозяйства.
Стимулирование развития экспортных
и импортзаменяющих производств позволит
усилить внешние и внутренние экономические
связи Волго-Вятского района.
Регион располагает большими возможностями
для создания технополисов как региональных
центров внедрения достижения отечественной
и мировой науки.
Актуальной задачей Волго-Вятского района
является оздоровление экономической
среды, и в первую очередь, Волги и крупных
городов, перенасыщенных промышленными
предприятиями. Поэтому необходимо внедрение
новых экологически чистых технологий.
Важными задачами региона являются также
восстановление и развитие экономических
связей, в том числе и связей по кооперированию
с другими районами России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Желтиков В.П. Экономическая
география и регионалистика: Учебное пособие
для вузов. НАУКА-ПРЕСС,Дашков и К. 2007. –
384 с.
- Козьева И.А.,Световцева М.Г.,Кузьбожев
Э.Н. Экономическая география и регионалистика:
Учебник Основы наук. Высшее образование.2007.
– 540 с.
- Лексин В.Н. и Швецов А.Н. Муниципальная
Россия. Социально-экономическая ситуация,
право, статистика. Том 3. Издательство: Едиториал УРСС. - 992 стр.
Прогнозы, проблемы, мнения.
Волго-Вятский экономический район. //Информационно-аналитический
журнал Дайджест - Финансы. 2009 - №1 (37), январь.
– С. 22-24.
- Регионы России: Основные характеристики
субъектов Российской Федерации. Росстат.
2007.- 685 с.