Контрольная работа по "Экономическая география"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Для такого федеративного государства как Россия региональная политика является основным предметом деятельности государства и определяется способом урегулирования экономического и социального развития регионов, входящих в состав России. Основным нормативным актом, который регулирует содержание региональной политики, является указ президента РФ от 3.06.96 г., в котором были утверждены основные положения региональной политики, её содержание, цели и методы. Согласно этому указу основным положением региональной политики следует понимать систему целей, задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также разработку механизмов о реализации этих целей и задач.

Содержание работы

1 Российская региональная политика на современном этапе………..……… 3
2 Классификация стран по форме организации государства и уровню развития…………………………………………………………………………. 9
3 Анализ и график динамики численности населения стран: России, США, Японии, Германии, Китая, Индии за последние 5 лет…………………….......11
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Экономическая география 2.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное                        учреждение высшего профессионального образования                                                            «Комсомольский-на-Амуре государственный                                               технический университет»

 

Институт новых информационных технологий

Инженерно-Экономический факультет                                                                            

Кафедра Экономической теории

 

 

 

 

РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Экономическая география»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы 3ФКб4а-1                                   А.Н. Морозов

                 Преподаватель                                                           Е.Б. Готина

 

 

 

 

2014 

 

Содержание

 

1 Российская региональная политика на современном этапе………..………   3

2 Классификация стран  по форме организации государства  и уровню развития………………………………………………………………………….   9

3 Анализ и график динамики  численности населения стран: России, США, Японии, Германии, Китая, Индии за последние 5 лет…………………….......11

Список использованных источников…………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Российская региональная политика на современном этапе

 

Для такого федеративного государства как Россия региональная политика является основным предметом деятельности государства и определяется способом урегулирования экономического и социального развития регионов, входящих в состав России. Основным нормативным актом, который регулирует содержание региональной политики, является указ президента РФ от 3.06.96 г., в котором были утверждены основные положения региональной политики, её содержание, цели и методы. Согласно этому указу основным положением региональной политики следует понимать систему целей, задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также разработку механизмов о реализации этих целей и задач. Из этого положения мы выделяем главный региональный интерес России. В настоящее время под ним понимается минимизация негативных проявлений территориальной дезорганизации на уровне субъектов федерации, для создания условий, чтобы каждый субъект федерации максимально мог использовать свой внутренний потенциал для своего развития и всё в меньшей мере бы претендовал на возможности государственной помощи. Суть региональной политики в том, чтобы создать такие условия, при которых каждый субъект РФ существовал на основе своей собственной самоокупаемости, собственной внутренней рентабельности производства. Решение ключевой проблемы региональной политики в том, что государство должно стремиться, прежде всего, к выравниванию уровней социально-экономического развития территорий за счёт их селективной поддержки за счёт федеральных бюджетных и внебюджетных средств. Но данная процедура, на основе которой принимаются решения по оказанию поддержки субъектам РФ, законодательно не разработана, и не опирается на единую строго определённую систему нормативных и правовых актов. При этом материальные ресурсы рассредоточены и часто федеральная поддержка оказывается на основе политической лояльности регионов по отношению к федеральной власти. Система подзаконных актов по оказанию федеральной поддержки регионов сейчас преобладает над законными актами. Само же содержание региональной политики определяется через содержание следующих задач:

- система мер по сокращению  чрезмерной дифференциации уровней  социально-экономического развития. Главная задача федеральной политики  в том, чтобы уравнять экономическое  и социальное развитие абсолютно  всех регионов России. Практика  существования богатых и бедных  регионов дестабилизирует федерацию, и данная проблема была также  основой региональной политики  в Советском Союзе до середины 1970-х гг.;

- реализация новой системы  поддержки северных и восточных  регионов страны;

- селективная поддержка  региональных точек роста на  основе использования специфических  потенциалов роста и стимулирования  деловой активности.

Каждый регион в соответствии со своими условиями (социальными, экономическими, географическими) обязан разработать программу развития региона, опираясь при этом на поддержку федерации. Пример: освоение нефтегазовых месторождений на севере Омской Области; - реализация принципов партнёрства всех уровней публичной власти. Стимулирование развития договорных процессов через взаимосвязь федерального, регионального и местного бизнеса. Пример: передача объединения «Полёт» в состав авиахолдинга – связь федерального и регионального интереса; укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства; формирование во всех регионах многоукладной экономики и развитие региональных и общероссийских рынков товара, труда и капитала, а также институциональной и рыночной инфраструктуры; сокращение чрезмерно глубоких различий на уровне экономического и социального развития регионов; способствование повышению роста эффективности регионального производства в рыночных условиях; развитие межрегиональных инфраструктурных систем: транспорта, связи и информатики; Основой для осуществления этих задач является с одной стороны территориально-государственное устройство страны, а также его национально-территориальное деление на основе целостности и эффективности производства. Территориальное деление страны включает в себя республики, края, области, автономные области и округа. Развитием региональной политики сейчас занимаются 3 основных министерства:  министерство регионально развития РФ; министерство экономического развития и торговли РФ; министерство финансов РФ; Программы их действий не скоординированы. Спецификой РФ является то, что её территория разделяется на области с богатыми ресурсами, правда большинство из них находится на севере, где существуют трудности в эксплуатации и поддержании уровня жизни населения. Кроме этого данные регионы определяет ещё одна проблема – поддержка коренных народов севера. Существуют территории, которые не обладают необходимыми природными и экономическими ресурсами, поэтому возникает необходимость их постоянной дотационной поддержки. Политика страны во многом опирается на региональную политику Советского Союза. А в Советском Союзе региональная политика определялась на основе следующих принципов: примерное равенство уровня экономического и социального развития регионов. Проблема в целом была решена к середине 1970-х гг., за счёт ускоренного развития духовного и промышленного потенциала национальных республик и активной помощи РФ, особенно многое было сделано в период войны, когда производство переправлялось на восток;- принцип скоординированного экономического развития регионов за счёт развития федеральной специализации труда;- принцип самоокупаемости экономической системы национальных республик и после 1975 года была выдвинута идея о самоокупаемости областных объединений;- принцип федеральной поддержки развития северных и восточных областей на основе их универсального развития; Рассматривая путь России с 1992 года, весь период можно разделить на 3 этапа, содержание которых определило протекание региональной политики в нашей стране: 1992-1997 гг.: закладывали основы федеральной политики и пытались определить её конституционно-правовые основы, что не было сделано. Хотя в 1995 г. были разработаны документы об основах федеральной политики по отношению к регионам, он был принят в 1-м чтении, во 2-м не выносился до сих пор. С самого начала было выявлено различие между дотационными регионами и «донорами». Для того чтобы сохранить целостность РФ ещё в середине 1992 г. была введена система федеральных дотаций. Эта система, прежде всего, была направлена не столько на поддержание жизнеспособности регионов сколько на консолидацию самого государства, дотациями стремились заинтересовать и эта задача была главной, и была выполнена. Вторая задача – создать самоокупаемую хозяйственную систему, не регионального значения, а повсеместного. Лозунг: «Любая экономическая система должна быть саморентабельной». Несмотря на то, что ещё в 1992 данная политика провалилась из-за политики социальной, вплоть до 1996 года этот принцип пытались претворить в действительность. Была абсолютно разрушена плановая система государственной поддержки, пытались создать новую рыночную систему, главную основу которой было стремление поддерживать те отрасли, которые способны были выжить и конкурировать. Стремление создать некую структуру регионов равноправия. С 1992 г. при подписании федеративных договоров между регионами и центром обязанности субъектов федерации были различны, особенно в кредитно-налоговой системе. Республики Татарстан, Башкортостан, Якутия, Удмуртия из собранных налогов в центр направляли только 30%, кроме того Татарстан пользовался федеральными дотациями. Области Черноземья до 70% налогов переправляли в центр. В 1996 данный налоговый бюджет стал распределяться 50% на 50%. В 2000 г. прежняя плата была возвращена. Суть региональной политики до 1996 года определялась одним – сохранить федеративное государство в целостности, главный метод решения – политический. 1997-2002 гг.: необходимо выделить развивающуюся тенденцию политики объединения регионов за счёт создания мягких интеграционных структур межрегионального типа, а также создание различных ассоциаций экономического взаимодействия, которые бы могли объединить в единое целое отрасли расположенные в разных субъектах федерации: РЖД, РАО ЕЭС, стремление создать некоторые территориальные объединения по их экономической стабильности и целостности. При этом считалось, что правовой основой этих объединений должна была определиться через местные законодательные органы или систему подзаконных актов. В результате этой политики были образованы следующие региональные ассоциации: северо-запад (дополнительно – Кировская и Калининградская области), ассоциация Центральной России, Черноземье, Большая Волга, Северный Кавказ, Уральский регион, Сибирское соглашение (западно и восточносибирский экономический районы + Тюменская и Читинская области), Дальний Восток и Забайкалье. Идея Путина о переходе на новые формы федеральной поддержки регионов с целью стимулировать их внутреннюю активность развития. В основе тезис – «Бедным быть невыгодно». Если местная власть, по мнению федеральных органов, проявляет недостаточную активность, то федеральные трансферты могут быть сокращены в 2 раза, при этом необходимо осуществлять политику укрупнения регионов. Федеральная целевая программа по поддержке регионов должна осуществляться на основе функционирования различных национальных и федеральных программ. Были разработаны программы по стимулированию развития нефтегазовой отрасли, сельского хозяйства, социальной сферы. К 2002 году количество таких программ достигло 32, ими было охвачено более 50 субъектов федерации. Однако данный период был достаточно противоречив. Абсолютно все субъекты федерации старались пользоваться федеральными дотационными программами, но при этом 2/3 субъектов (имеющих способность выживать) старались экономически односторонне оградиться от центра. Поэтому региональная политика была политикой одностороннего движения. «В действиях федеральной власти отчётливо прослеживалось чувство презумпции региональной виновности». Т.е. регионы не давали возможности центральной власти эффективно сосредотачивать у себя финансовые потоки. «Характерной чертой является практически полное игнорирование требований системного подхода при отборе региональных проблем и их программной разработке». Поддержка региональных проблем практически всегда зависела от авторитета местной власти в аппарате правительства и президента. Количество принимаемых программ быстро нарастало, и за их ростом не успевал рост их финансирования, а поэтому многие программы существовали формально.- 2002-2007 гг. Путин внёс элементы плана в осуществлении региональных программ. По крайней мере, были разработаны основания развития Уральского региона, Сибирского Соглашения и Забайкалья. Путин обозначил необходимость централизации в руках государства сверхприбыли, которая должна быть направлена на развитие программ. Сверхприбыль возникает на основе земельной ренты и отчислений нефтегазового сектора. Но до сих пор земельная рента практически не берётся. Путин в послании 2002 г. высказывает идею выравнивания возможности регионов, но относит её к числу перспективных задач. Это находит отражение и в плане 2020 г.Путин рассматривает пересмотр принципов бюджетного финансирования и образовывает 2 фонда: беспроцентных и безвозвратных кредитов, которые получают государственно организуемые холдинги. Политика вложения инвестиционных средств. Продолжается дискуссия о привлечении иностранных инвестиций. Был сделан толчок с 2006 года: организован фонд по государственным финансовым обязательствам, которые государство должно избирательно вкладывать на основе новых инвестиционных проектов. Весь этап управления Путина можно разделить на 2 периода:- период постоянного выделения и обоснования необходимых социально-экономических программ с попыткой их воплощения. Об этом мы сможем судить в ближайшей перспективе. Этап федерально-регионального планирования, в котором закладывается возможность дальнейшего перспективного развития.

С точки зрения современных политологов развитие региональной политики будет оптимально осуществляться на основе выполнения следующих положений: - необходимо определиться с целями экономической поддержки регионов. Либо эта поддержка будет предназначена для наиболее проблемных регионов, либо она будет осуществляться в так называемые «точки роста», в те отрасли и проекты, которые имеют общероссийскую значимость для будущего развития как федерации, так и регионов;- решение вопроса о повышении роли инвестиционной поддержки региона по отношению к современной поддерживающей. В 2006 г. инвестиционная поддержка составляла 7,3% по отношению к общей. Вопрос о выработке условий взаимодействия инвестиционной и общей поддержки;- необходимо более чётко урегулировать отношения между центром и регионами, укреплять и развивать не только вертикальные связи, но и форму горизонтальных сетей. Для этого потребуется разработка целого комплекса правовых положений, определяющих содержание, смысл и цель региональной политики;- необходимо разработать перспективную стратегию развития регионов, которая бы включала в себя координацию развития на уровне федеральных округов и конкретных субъектов федерации. «Данная стратегия должна быть синтезом стратегий развития регионов, округов и всей федерации в целом»; - необходима разработка и запуск в эксплуатацию государственной системы регионального мониторинга, а также развитие необходимой информационной базы для региональной политики;- необходимо определить координирующий государственный орган, возложив на него ответственность в развитии региональной политики и совершенствовать его связь с регионами и государственными институтами;- необходимо определить направленность и условия взаимоотношения федеральных центров и заинтересованных регионов в существование и развитие особых экономических зон, которые должны быть органом практического и технологического мониторинга всей региональной программы в целом; «Уровень современной правовой системы не позволяет в дальнейшем развивать и совершенствовать региональную политику, которая в современной федерации по сути дела всё больше уходит в сторону субъективизма».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Классификация  стран по форме организации государства и уровню    развития

 

Страна

Форма правления

Столица

Размер территории

Уровень развития

Размер ВВП на душу населения

США

Президентская республика

Вашингтон

9 519 431

0,937 (Очень высокий)

49 922 долл.

КНР

Социалистическая(комунистическая) республика

Пекин

9 596 960 км²

0,699 (средний)

6,569 долл.

Япония

Конституционная монархия

Токио

377 944 км²

0,912 (очень высокий)

34.611 долл.

Германия

Федеративная парламентская республика

Берлин

357 021 км²

0,920 (очень высокий)

37 814 долл.

Франция

Смешенная республика

Париж

674 685  км²

0,893 (очень высокий)

43,000 долл.

Великобритания

Парламентская монархия

Лондон

243 809 км²

0,875 (очень высокий)

34 919 долл.

Бразилия

Федеративная республика

Бразилиа

8 514 877 км²

0,730 (высокий)

11 289 долл.

Россия

Президентско- парламентская республика

Москва

17 125 187 км²

0,788 (высокий)

17 884 долл.

Италия

Парламентская республика

Рим

301 340 (с островами 309 547) км²

0,881 (очень высокий)

29 417 долл.

Индия

Парламентская республика

Нью-Дели

3 287 263 км²

0,554 (средний)

3,693 долл.

Канада

Конституционная монархия

Оттава

9 984 670 км²

0,911 (очень высокий)

43472 долл.

Австралия

Парламентарная конституционная монархия

 

Канберра

7 692 024 км²

0,938 (очень высокий)

61,137 долл.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ и график  динамики численности населения  стран: России, США, Японии, Германии, Китая, Индии за 5 лет

 

Численность населения России с 2008 по 2012 года:

-2008г – 142млн человек

-2009г – 141,9млн человек

- – 142,4млн человек

-2011г – 143млн человек

-2012г – 143,5млн человек

 

Численность населения США с 2008 по 2012 года:

-2008г – 304,1млн человек

-2009г – 306,8млн человек

- – 309,3млн человек

-2011г – 311,6млн человек

-2012г – 313,9млн человек

 

Численность населения Японии с 2008 по 2012 года:

-2008г – 127,7млн человек

-2009г – 127,6млн человек

- – 127,5млн человек

-2011г – 127,8млн человек

-2012г – 127,6млн человек

 

Численность населения Германии с 2008 по 2012 года:

-2008г – 82,11млн человек

-2009г – 81,9млн человек

- – 81,78 млн человек

-2011г – 81,8млн человек

-2012г – 81,89млн человек

 

Численность населения КНР с 2008 по 2012 года:

-2008г – 1,325млрд человек

-2009г – 1,331млрд человек

- – 1,338млрд человек

-2011г – 1,334млрд человек

-2012г – 1,351млрд человек

 

Численность населения Индии с 2008 по 2012 года:

-2008г – 1,175млрд человек

-2009г – 1,19млрд человек

- – 1,206млрд человек

-2011г – 1,221млрд человек

-2012г – 1,237млрд человек

 

График динамики численности населения стран: России, США, Японии, Германии, Китая, Индии за 5 лет:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Academic.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn_newlife.pl?type=in&links=./in/smith/lectures/smith_l1.txt&img=lectures_small.gif&name=smith, свободный. − Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения: 26.06.2014).
  2. Библиотека ИНИТ [Электронный ресурс] Виртуальная библиотека института новых информационных технологий – Режим доступа: http://www.initkms.ru/library/, свободный. − Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения: 26.06.2014).

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Контрольная работа по "Экономическая география"