Курортно-туристический комплекс районов европейской части Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение курортно-туристического комплекса районов европейской части Российской Федерации.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные понятия курортно-туристического комплекса.
2. Изучить нормативно-правовое регулирование курортно-туристического комплекса.
3. Охарактеризовать курортно-рекреационный потенциал России.
4. Оценить современное состояние и тенденции развития курортно-туристического комплекса Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития курортно-туристического
Комплекса…………………………………………………………………………..5
1.1. Основные понятия курортно-туристического комплекса………………….5
1.2. Нормативно-правовое регулирование курортно-туристического комплекса…………………………………………………………………………11
Глава 2. Анализ развития курортно-туристического комплекса Российской Федерации………………………………………………………………………...16
2.1. Курортно-рекреационный потенциал России……………………………...16
2.2. Современное состояние и тенденции развития курортно-туристического комплекса Российской Федерации………………………………………………20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития курортно-туристического комплекса районов европейской части Российской Федерации………………24
3.1. Природно-климатические условия европейской части Российской Федерации………………………………………………………………………...24
3.2. Перспективы развития курортно-туристического комплекса районов европейской части Российской Федерации…………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Курортно-туристический комплекс районов европейской части Российской Федерации.Курс..docx

— 110.46 Кб (Скачать файл)

Курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению  лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.

Как уже отмечалось выше, санаторно-курортное дело традиционно  является составной частью государственной  политики России и важным разделом системы народного здравоохранения. Сюда же можно отнести и изучение свойств природных лечебных ресурсов и механизма их воздействия на здоровье человека, а также комплекс мероприятий по организации, строительству, управлению курортами, обеспечению  лечения и культурно-бытового обслуживания граждан, эксплуатации и охране природных  лечебных ресурсов и санитарной охране курортов.

Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная  территория с установленным в  соответствии с законодательством  Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной  местности с прилегающими к ней  участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных  местностей и курортов, где природные  лечебные ресурсы относятся к  недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются  округа горно-санитарной охраны. В остальных  случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной  местности, курорта, курортного региона (района).

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что к пользователям природных лечебных ресурсов отнесены юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии. Разработка месторождений в России является лицензируемым видом деятельности.

 

 

 

 

1.2. Нормативно-правовое  регулирование

курортно-туристического комплекса

 

Действующее российское законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах базируется в  первую очередь на положениях Конституции  Российской Федерации6. Рассматриваемые отношения представляют собой особый круг правовых отношений с конкретно определенными субъектами, предметом и объектом регулирования и принимаемыми на основе Конституции Российской Федерации и во исполнение настоящего Закона нормативными правовыми актами.

Федеральные законы, как  и иные нормативные правовые акты государства, должны следовать всем нормам, установленным Основным законом государства. В то же время ряд норм Конституции непосредственно направлен на создание правовых основ охраны и использования природных ресурсов и объектов и формирования особо охраняемых природных территорий, обеспечения экологических прав граждан.

К указанным конституционным  положениям относятся следующие:

- земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются  в Российской Федерации как  основа жизни и деятельности  народов, проживающих на соответствующей  территории (статья 9);

- финансируются федеральные  программы охраны и укрепления  здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной,  муниципальной, частной систем  здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья  человека, развитию физической культуры  и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию (статья 41);

- каждый имеет право  на благоприятную окружающую  среду, достоверную информацию  о ее состоянии и на возмещение  ущерба, причиненного его здоровью  или имуществу экологическим  правонарушением (статья 42).

В ведении Российской Федерации  находятся:

- установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного  и национального развития Российской  Федерации (статья 71);

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

- вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами,  водными и другими природными  ресурсами;

- природопользование; охрана  окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо  охраняемые природные территории;

- земельное, водное, лесное  законодательство, законодательство  о недрах, об охране окружающей среды (статья 72).

Закон играет центральную  роль в определении перечня и  правового режима указанных территорий в России. Иные нормативные акты, в том числе регулирующие смежные  правовые отношения, не могут устанавливать  нормы об указанных природных  территориях, противоречащие Федеральному закону № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»7.

Закон «Об охране окружающей среды» является основным Федеральным законом, определяющим основы природоохранной деятельности в целом8. Таким образом, в том, что касается законодательно закрепленных методов охраны окружающей среды, основных направлений регулирования природоохранной деятельности, данный Закон, в сравнении с комментируемым Законом, имеет высшую юридическую силу, равно как и Закон об особо охраняемых природных территориях, так как лечебно-оздоровительные местности и курорты входят в понятие особо охраняемых природных территорий наряду с другими. Так, статья 58 Закона «Об охране окружающей среды» определяет, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной, для чего устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Во исполнение Федерального закона № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» органы государственной власти субъектов Федерации приняли региональные законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу отношений. Органам местного самоуправления также были даны рекомендации привести в соответствие свою нормативно-правовую базу.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду9.

Отношения, связанные в  использованием и охраной природных  ресурсов, не отнесенных к лечебным регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством. Что же касается природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, то в перечисленных кодексах мы обнаружим, что всех их в силу статуса отличает усиленный режим защиты и охраны.

Так, в силу положения  п. 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, в пределах которых расположены лечебно-оздоровительные местности и курорты, ограничены в обороте. Ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации установлено земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека10.

Ст. 49 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и отсылает к законодательству о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Ст. 50 Водного кодекса Российской Федерации определяет, что использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления11.

Ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации относит к защитным лесам и особо защитным участкам лесов леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов12.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ развития курортно-туристического комплекса

Российской Федерации

 

2.1. Курортно-рекреационный потенциал России

 

Россия обладает богатыми гидроресурсами, что способствует развитию лечебного отдыха. Но не везде минеральные источники изучены и используются в полной мере. Климат весьма разнообразен, но преобладает континентальный.

Значительная часть территории Европейского Севере покрыта еловыми, сосновыми и пихтовыми лесами с примесью лиственницы и мелколиственных  пород. В северной части Европейского Севера много болот. Европейский  Север обладает неблагоприятным  факторам к которому можно отнести  недостаток солнечной и ультрафиолетовой радиации, что существенно сказывается  на рекреации. Период, благоприятный  для летней рекреации, продолжается около 3 месяцев. Купальный сезон  довольно короткий - около полутора месяцев. Возможности лыжного туризма  здесь существенно ограничиваются полярной зимней ночью на севере и  непродолжительным световым днем на юге. Лыжный сезон практически длится с конца февраля до середины апреля, так как Переходные сезоны для  рекреации малоблагоприятны, так  как осенью преобладает пасмурная, ветреная погода с осадками, а таяние снега весной сопровождается половодьем.

Уровень рекреационной освоенности  района слаборазвитый (большая часть  Архангельской и Вологодской  областей, республика Коми). В Вологодской области и республике Коми сеть рекреационных учреждений слаборазвитая, здесь на всю территорию имеется два санатория, два дома отдыха и несколько турбаз. Европейский Север располагает развитой инфраструктурой и хорошими транспортными связями (железнодорожные, авиационные, шоссейные пути сообщения). Зона хорошо подходит для авантюрных и экстремальных туров, лыжного и познавательного, водного туризма и лечебного отдыха.

Центральная часть России наиболее урбанизирована. На ней сосредоточены  основное центры развития русской цивилизации. Эта территория отличается очень  большим историко-культурным потенциалом. Это уникальные архитектурные памятники, многочисленные музеи и выставки, мемориалы, дворянские усадьбы, православные храмы и монастыри.

Территория имеет хорошие  транспортные связи; широкую сеть железных и автодорог, авиационное сообщение, судоходство по Волге, Каме, Оке, Волго-Балтийскому  каналу, Неве и Финсомиу заливу. Высокая  плотность населении обусловила Большую потребность в рекреационных  услугах. На этой территории развиты  все основные виды рекреационной  деятельности, санаторно-курортное  лечение, оздоровительный отдых, спортивный торизм, детский отдых, дачная рекреация, организация кратковременного отдыха, спортивный и экологический туризм. Рекреационная сеть в пределах данной территории развита недостаточно равномерно. Максимальное развитие она имеет  в Подмосковье. Плотность рекреационных  учреждений в Западном и Уральском районах значительно ниже.

В Центре России широко распространены еловые, березовые и сосновые леса, а на юге дубово-липовые. С точки  зрения рекреации, подмосковные реки и  озера благоприятны для водного  туризма и пляжного отдыха (купальный  сезон длится практически все  лето). Богатства флоры и фауны  Подмосковья способствуют развитию таких активных форм отдыха, как  охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод, прогулки по лесу и т.д.

Природные ландшафты района располагают высокими эстетическими  качествами и значительными функциональными  возможностями. В основном распространены полуоткрытые пространства с мягким, лиричным пейзажем.

Климатические условия района можно охарактеризовать как относительно комфортные, благоприятствующие для  отдыха и оздоровления. Здесь достаточный  инсоляционный и ультрафиолетовый режимы солнечной радиации, умеренно теплое лето. Но купальный сезон  на севере Уральского района довольно короткий всего около одного месяца, тогда как на юге он достигает  трех.

Наличие природных рекреационных  ресурсов способствовало развитию в  районе широкой сети рекреационных  учреждений: свыше 300 санаториев, более 500 турбаз, пансионатов и домов  отдыха. Юг России в основном специализируется на лечебно-оздоровительном туризме. Главным рекреационным ресурсом по праву можно считать теплое море и песчаные пляжи, которые тянутся на десятки километров. На Анапском побережье находятся обширные песчаные пляжи13.

В Краснодаре и Минеральных  водах имеются водохранилища, которые  могут использоваться для купания. Необходимо отметить, что богатейшие гидроминеральные запасы и благоприятные  ландшафтно-климатические условия  обусловили специализацию зоны на лечебном отдыхе в общероссийском масштабе.

Культурно-исторический потенциал  Северного Кавказа представляет широкие возможности для развития познавательного туризма. Здесь  сохранились старинные оборонительные сооружения народов Северного Кавказа, имеется много памятных мест, связанных  с пребыванием выдающихся деятелей культуры.

Информация о работе Курортно-туристический комплекс районов европейской части Российской Федерации