Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:50, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение курортно-туристического комплекса районов европейской части Российской Федерации.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные понятия курортно-туристического комплекса.
2. Изучить нормативно-правовое регулирование курортно-туристического комплекса.
3. Охарактеризовать курортно-рекреационный потенциал России.
4. Оценить современное состояние и тенденции развития курортно-туристического комплекса Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………….……...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития курортно-туристического
Комплекса…………………………………………………………………………..5
1.1. Основные понятия курортно-туристического комплекса………………….5
1.2. Нормативно-правовое регулирование курортно-туристического комплекса…………………………………………………………………………11
Глава 2. Анализ развития курортно-туристического комплекса Российской Федерации………………………………………………………………………...16
2.1. Курортно-рекреационный потенциал России……………………………...16
2.2. Современное состояние и тенденции развития курортно-туристического комплекса Российской Федерации………………………………………………20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития курортно-туристического комплекса районов европейской части Российской Федерации………………24
3.1. Природно-климатические условия европейской части Российской Федерации………………………………………………………………………...24
3.2. Перспективы развития курортно-туристического комплекса районов европейской части Российской Федерации…………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……
Курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.
Как уже отмечалось выше,
санаторно-курортное дело традиционно
является составной частью государственной
политики России и важным разделом
системы народного
Округ санитарной (горно-санитарной)
охраны - особо охраняемая природная
территория с установленным в
соответствии с законодательством
Российской Федерации режимом
Таким образом, можно сделать вывод о том, что к пользователям природных лечебных ресурсов отнесены юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии. Разработка месторождений в России является лицензируемым видом деятельности.
1.2. Нормативно-правовое регулирование
курортно-туристического комплекса
Действующее российское законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах базируется в первую очередь на положениях Конституции Российской Федерации6. Рассматриваемые отношения представляют собой особый круг правовых отношений с конкретно определенными субъектами, предметом и объектом регулирования и принимаемыми на основе Конституции Российской Федерации и во исполнение настоящего Закона нормативными правовыми актами.
Федеральные законы, как и иные нормативные правовые акты государства, должны следовать всем нормам, установленным Основным законом государства. В то же время ряд норм Конституции непосредственно направлен на создание правовых основ охраны и использования природных ресурсов и объектов и формирования особо охраняемых природных территорий, обеспечения экологических прав граждан.
К указанным конституционным положениям относятся следующие:
- земля и другие природные
ресурсы используются и
- финансируются федеральные
программы охраны и укрепления
здоровья населения,
- каждый имеет право
на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на
В ведении Российской Федерации находятся:
- установление основ
В совместном ведении Российской
Федерации и субъектов
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- природопользование; охрана
окружающей среды и
- земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (статья 72).
Закон играет центральную роль в определении перечня и правового режима указанных территорий в России. Иные нормативные акты, в том числе регулирующие смежные правовые отношения, не могут устанавливать нормы об указанных природных территориях, противоречащие Федеральному закону № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»7.
Закон «Об охране окружающей среды» является основным Федеральным законом, определяющим основы природоохранной деятельности в целом8. Таким образом, в том, что касается законодательно закрепленных методов охраны окружающей среды, основных направлений регулирования природоохранной деятельности, данный Закон, в сравнении с комментируемым Законом, имеет высшую юридическую силу, равно как и Закон об особо охраняемых природных территориях, так как лечебно-оздоровительные местности и курорты входят в понятие особо охраняемых природных территорий наряду с другими. Так, статья 58 Закона «Об охране окружающей среды» определяет, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной, для чего устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Во исполнение Федерального закона № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» органы государственной власти субъектов Федерации приняли региональные законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу отношений. Органам местного самоуправления также были даны рекомендации привести в соответствие свою нормативно-правовую базу.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду9.
Отношения, связанные в использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством. Что же касается природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, то в перечисленных кодексах мы обнаружим, что всех их в силу статуса отличает усиленный режим защиты и охраны.
Так, в силу положения п. 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, в пределах которых расположены лечебно-оздоровительные местности и курорты, ограничены в обороте. Ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации установлено земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека10.
Ст. 49 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и отсылает к законодательству о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Ст. 50 Водного кодекса Российской Федерации определяет, что использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления11.
Ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации относит к защитным лесам и особо защитным участкам лесов леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов12.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.
Глава 2. Анализ развития курортно-туристического комплекса
Российской Федерации
2.1. Курортно-рекреационный потенциал России
Россия обладает богатыми гидроресурсами, что способствует развитию лечебного отдыха. Но не везде минеральные источники изучены и используются в полной мере. Климат весьма разнообразен, но преобладает континентальный.
Значительная часть территории
Европейского Севере покрыта еловыми,
сосновыми и пихтовыми лесами
с примесью лиственницы и мелколиственных
пород. В северной части Европейского
Севера много болот. Европейский
Север обладает неблагоприятным
факторам к которому можно отнести
недостаток солнечной и ультрафиолетовой
радиации, что существенно сказывается
на рекреации. Период, благоприятный
для летней рекреации, продолжается
около 3 месяцев. Купальный сезон
довольно короткий - около полутора
месяцев. Возможности лыжного туризма
здесь существенно
Уровень рекреационной освоенности района слаборазвитый (большая часть Архангельской и Вологодской областей, республика Коми). В Вологодской области и республике Коми сеть рекреационных учреждений слаборазвитая, здесь на всю территорию имеется два санатория, два дома отдыха и несколько турбаз. Европейский Север располагает развитой инфраструктурой и хорошими транспортными связями (железнодорожные, авиационные, шоссейные пути сообщения). Зона хорошо подходит для авантюрных и экстремальных туров, лыжного и познавательного, водного туризма и лечебного отдыха.
Центральная часть России наиболее урбанизирована. На ней сосредоточены основное центры развития русской цивилизации. Эта территория отличается очень большим историко-культурным потенциалом. Это уникальные архитектурные памятники, многочисленные музеи и выставки, мемориалы, дворянские усадьбы, православные храмы и монастыри.
Территория имеет хорошие
транспортные связи; широкую сеть железных
и автодорог, авиационное сообщение,
судоходство по Волге, Каме, Оке, Волго-Балтийскому
каналу, Неве и Финсомиу заливу. Высокая
плотность населении обусловила
Большую потребность в
В Центре России широко распространены еловые, березовые и сосновые леса, а на юге дубово-липовые. С точки зрения рекреации, подмосковные реки и озера благоприятны для водного туризма и пляжного отдыха (купальный сезон длится практически все лето). Богатства флоры и фауны Подмосковья способствуют развитию таких активных форм отдыха, как охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод, прогулки по лесу и т.д.
Природные ландшафты района
располагают высокими эстетическими
качествами и значительными
Климатические условия района
можно охарактеризовать как относительно
комфортные, благоприятствующие для
отдыха и оздоровления. Здесь достаточный
инсоляционный и
Наличие природных рекреационных ресурсов способствовало развитию в районе широкой сети рекреационных учреждений: свыше 300 санаториев, более 500 турбаз, пансионатов и домов отдыха. Юг России в основном специализируется на лечебно-оздоровительном туризме. Главным рекреационным ресурсом по праву можно считать теплое море и песчаные пляжи, которые тянутся на десятки километров. На Анапском побережье находятся обширные песчаные пляжи13.
В Краснодаре и Минеральных
водах имеются водохранилища, которые
могут использоваться для купания.
Необходимо отметить, что богатейшие
гидроминеральные запасы и благоприятные
ландшафтно-климатические
Культурно-исторический потенциал
Северного Кавказа представляет
широкие возможности для
Информация о работе Курортно-туристический комплекс районов европейской части Российской Федерации