Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:32, курс лекций
Тема: Концепция финансовой бухгалтерской отчетности в России и в м/дунар практике.
План.
1 Необходимость дальнейшего раз-тия БУ и отчетности.
2 Цель и основные направления дальнейшего раз-тия БУ и О.
2.1 Повышение кач-ва инф-ции формируемой в БУ и О.
2.2 Создание инфраструктуры применения МСФО.
2.3 Изменение системы регулирования БУ и О-ти.
2.4 Усиление контроля кач-ва БО-ти.
2.5 Подготовка и повышение квалификации кадров.
Управленческая отчетность
предназначена для
Главная задача в области
управленческой отчетности заключается
в широком распространении
Налоговая отчетность (налоговые
декларации) предназначена для фискальных
целей и обязательна для
Главная задача в области
налоговой отчетности заключается
в снижении затрат на ее формирование
путем существенного
2.2. Создание инфраструктуры применения МСФО
Необходимым условием широкого
применения МСФО в экономике Российской
Федерации является создание инфраструктуры,
обеспечивающей использование этих
стандартов в регулировании бухгалтерского
учета и отчетности и непосредственно
хозяйствующими субъектами. Основные
элементы: законодательное признание
МСФО в Российской Федерации; процедура
одобрения МСФО; механизм обобщения
и распространения опыта
Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.
Цель процедуры одобрения каждого МСФО (включая разъяснения) - включение их в систему нормативных правовых актов Российской Федерации. Она должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и введения в действие каждого стандарта. Такая процедура должна обеспечивать: придание юридической силы МСФО на территории Российской Федерации; недопущение отступлений от МСФО; учет особенностей экономической ситуации в Российской Федерации; сопоставимость финансовой информации в экономике. В отдельных, крайне редких случаях исходя из сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.
Механизм обобщения и
распространения опыта
Применению в Российской Федерации подлежит официальный текст МСФО на русском языке. В связи с этим необходим постоянно действующий негосударственный орган, который должен: подготавливать официальный текст на русском языке; отслеживать изменения в тексте на английском языке и своевременно вносить их в официальный текст на русском языке; вести глоссарий терминов МСФО на русском языке. Данный орган должен состоять из высококвалифицированных переводчиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита, финансового анализа, менеджмента и иных смежных областях.
2.3. Изменение системы
регулирования бухгалтерского
Развитие системы
Распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации. Регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность развития ее, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также преемственность.
К ведению органов
а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
в) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
г) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
д) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
е) взаимодействие с межгосударственными
и межправительственными
К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:
а) представление и защита
интересов профессионального
б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также разъяснений их;
г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;
з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;
к) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
л) взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
Принимая во внимание общественную
значимость стандартов бухгалтерского
учета и отчетности, необходимо их
широкое признание, основанное в
первую очередь на доверии к ним
и убежденности в их адекватности
и качестве. Для признания стандартов
необходимо включение в процесс
их принятия профессионального сообщества.
При этом профессиональное сообщество
разрабатывает проекты
Включение профессионального
сообщества в процесс принятия стандартов
целесообразно осуществить
Профессиональная общественная
экспертиза проектов стандартов и иных
нормативных правовых актов предполагает
определение соответствия их в первую
очередь потребностям заинтересованных
пользователей информации, формируемой
в бухгалтерском учете и
В дальнейшем по мере накопления
опыта государственно-
2.4. Усиление контроля
качества бухгалтерской
Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.
Основой системы контроля
должен быть институт аудита как форма
независимой проверки бухгалтерской
отчетности хозяйствующих субъектов
лицами, обладающими необходимой
квалификацией и наделенными
соответствующими полномочиями. В этом
отношении институт аудита становится
одним из основных инструментов развития
бухгалтерского учета и отчетности.
Предпосылками действенности
а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
б) четкие правила независимости
аудиторских организаций и
в) непреложное следование
аудиторских организаций и
г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;
д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
е) контроль качества работы
аудиторских организаций и
ж) эффективная система
государственно-общественного
Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.
Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.
Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.
3. Этапы развития бухгалтерского
учета и отчетности в
Реализация Концепции должна осуществляться по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности.
В период 2004-2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции.
2004-2007 гг. Обязательный перевод
на МСФО консолидированной