Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:40, контрольная работа
Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и оборотоспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии – 50%, в Германии – 48%, в Швеции – 42%, в США – 40%, во Франции – 38%, в Великобритании – 36%.
1. Состав и структура машиностроительного комплекса, уровень развития; место отрасли в экономике России и мировом хозяйстве………3
2. Транспортное машиностроение (на примере автомобилестроения и подвижного состава для железных дорог)……………………………………11
3. Проблемы и перспективные направления развития транспортного машиностроения……………………………………………………………..…18
4. Размещение производств отрасли в кировской области…………..22
5. Характеристика экономических районов…………………………...25
5.1. Центральный район………………………………...………………25
5.2. Волго-вятский район…………………………………..…………..32
5.3. Поволжский район………………………………………………....35
5.4. Уральский район…………………………………………………...39
5.5. Восточно-сибирский район………………………………………..43
6. Библиографический список………………………………………….47
7. Картосхема «Размещение ведущих производств машиностроения в России» ………………………………………………………………………….49
8. Картосхема « Отрасли промышленности Кировской области».....51
В силу неблагоприятных факторов удельный вес наукоемких отраслей снизился, тогда, как доля автомобильной промышленности стабилизировалась. Условиями этой стабилизации является сдерживание тарифов на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов, железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер. Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока не отвечает современным требованиям. Реализация структурно-целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем.
В подотрасли вагоностроения
объемы производства определяются финансовыми
возможностями основного
сообщения РФ. Эти возможности ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого железным дорогам России подвижного состава. В связи с этим производство грузовых вагонов возросло незначительно. Поставки железнодорожной техники на экспорт, всегда существовавшие на предприятиях такого рода, не могут полностью покрыть их производственные возможности. Для обеспечения оптимальной загруженности предприятий этого комплекса необходим поиск новых рынков сбыта как внутри самой России, так и за ее пределами.
Наше транспортное машиностроение может предложить полный комплекс экономичных и экологически безопасных транспортных технологий, предназначенных для эксплуатации природных месторождений, что может обеспечить приоритет при участии в тендерах на их разработку российскими же добывающим компаниям – при условии их работы в одной «упряжке» с машиностроительным комплексом, в составе возможного концерна. Кроме этого, действенное участие государства в этой системе сотрудничества позволит, во-первых, оказывать компаниям дипломатическую поддержку, а во-вторых, в некоторых случаях, влиять на
развитие транспортных систем в других государствах в расчете на долговременные геополитические интересы.
В настоящее время отрасли машиностроения нуждаются в структурной перестройке и интенсификации.
Интенсивный путь развития в машиностроении подразумевает качественно новое натурально-вещественное наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и "вымывания" из номенклатуры выпускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переориентировано на использование материало-, трудо- и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования.
Интенсификация
Перспективы развития машиностроительного комплекса зависят от реализации целевых комплексных программ, направленных на совершенствование машиностроительного комплекса. Важнейшими направлениями совершенствования машиностроительного комплекса являются:
-комплексная механизация всех стадий технологических процессов от добычи сырья до транспортировки готовой продукции;
Проведение коренного реформирования отрасли машиностроения позволит России выйти на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией и занять на нем выгодную позицию. Это послужит базой для стабилизации экономики и подъема промышленности России в целом.
Глобальное нарастание (после кризиса) дефицита всех видов ресурсов, и их наличие в России, расширяет значение её глобальной торговой ресурсной площадки. С учётом неизбежного роста цен на углеводороды в перевозках всё большее значение будет занимать морской (включая ледокольный), ЖД, трубопроводный виды транспорта. Срединная роль России позволяет ей стать глобальным хабом между ЕС и Китаем и неплохо на этом зарабатывать. Скоростные и дешёвые транспортные транзитные коридоры Север – Юг, Запад
– Восток, Северный морской путь - геополитически очень выгодны для России и так же увеличивают её функцию срединной державы.
4 . Размещение
производств отрасли в
Ведущими отраслями промышленности Кировской области являются: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность, электроэнергетика. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет 84%.
Машиностроение представлено предприятиями авиационной, электротехнической, станкостроительной промышленности, предприятиями подъемно-транспортного и железнодорожного машиностроения.
Наиболее крупные предприятия: ОАО «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК», ОАО «Электромашиностроительный завод «Лепсе», ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», ОАО «Кирскабель», ОАО «Кировский машзавод им. 1 Мая», ОАО «Белохолуницкий машиностроительный завод», ОАО «Кировский станкостроительный завод». На базе предприятия ОАО "Веста" итальянской фирмой "CANDY" реализуется инвестиционный проект по организации производства новых моделей автоматических стиральных машин (картосхема 2).
Предприятия отрасли
производят авиационное
железнодорожном ходу, заточных деревообрабатывающих станков, лесных плугов, проводов неизолированных для ЛЭП.
В области производятся шины для сельскохозяйственных машин, мототехники, легковых и грузовых автомобилей, резинотехнические изделия, искусственные кожи и изделия из пластмасс для различных отраслей экономики.
По итогам 2005 г. в импорте товаров ведущее место занимает машиностроительная продукция (оборудование и запасные части к нему) –
более 50%, в отличие от продукции других отраслей. По экспорту машиностроение Кировской области занимает лидирующее положение вместе с деревообрабатывающей промышленностью (схема 4).
Схема 4. Экспорт и импорт промышленности в Кировской обл. по итогам 2005г.
В январе - октябре 2002 года
промышленностью области
Таблица 7. Крупнейшие машиностроительные АО региона
НАИМЕНОВАНИЕ |
Реализация, тыс. руб. |
Изменение выручки за год |
Чистая прибыль 2005 г., тыс. руб. |
Рентабельность | |
2005 г. |
2004 г. | ||||
«ЛЕПСЕ» |
1 699 719 |
1 713 032 |
-1% |
8 706 |
0,51% |
«МОЛОТ» |
1 378 174 |
1 374 790 |
0% |
6 736 |
0,49% |
МАШЗАВОД 1 МАЯ |
917 265 |
792 501 |
16% |
84 432 |
9,20% |
«АВИТЕК» |
712 874 |
818 828 |
-13% |
- 228 258 |
-32,02% |
НОВО-ВЯТКА |
617 442 |
646 235 |
-4% |
- 29 666 |
-4,80% |
БЕЛОХОЛУНИЦКИЙ МАШ.ЗАВОД |
336 857 |
230 988 |
46% |
- 1 974 |
-0,59% |
В Таблице 7 представлены несколько предприятий из рейтинга 50 крупнейших Акционерных Обществ Кировской области, подготовленного финансовой компанией «Ажио». Хуже дела обстоят на ОАО «Авитек»: 2004 год – минус 26%, 2005 год – еще минус 13%; при таких показателях финансовой деятельности через пару лет оно может просто исчезнуть из списка крупных АО.
На предприятиях, которыми гордилась наша область 30 лет назад, сейчас полная стагнация. «Лепсе», «Маяк» и «Молот» – нулевой рост объемов продаж. И такая ситуация, к сожалению, характерна для всего машиностроения России.
5. Характеристика экономических районов.
5.1. Центральный район.
Центральный экономический район России включает город Москву и 12 областей: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Тверскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тульскую и Ярославскую.
Территория - 486 тыс. км2 (2,9% территории страны).
ЭГП в центральной части европейской территории России, сравнительной близостью к северным и южным морям, удобными путями к которым служат крупнейшие реки — Волга, Дон, Днепр, Западная Двина. Границы его проходят не только с экономическими районами России - Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским, но и суверенными государствами - Украиной и Белоруссией.
Положение Центра посреди наиболее густо заселенной и хозяйственно освоенной части страны, в крупнейшем узле транспортных путей, на “перекрестке” важнейших экономических связей между различными районами оказывает очень большое влияние на весь ход развития этого района.
2.Население. Трудовые ресурсы.
Население - самая густозаселенная часть РФ. Здесь живет 30,3 млн. чел., или 20,4% населения России; по плотности населения (62,6 чел./км2) ЦЭР также занимает первое место среди районов. На севере района плотность составляет 15-20 чел./км2, на западе и юге — 50-70 чел./км2. Наименее плотно заселена Костромская область, а максимальная плотность — в Московской. Доля городского населения в районе — 82,5%.
Здесь повсеместно преобладает русское население. Небольшие национальные группы есть на востоке Рязанской области (татары) и северо-востоке Тверской (карелы). На западе живут белорусы и украинцы.
Для механического движения городского населения характерна большая доля мигрантов из других экономических районов. Демографическая ситуация характеризуется невысоким естественным приростом и возрастанием доли населения старших возрастов. Численность трудовых ресурсов недостаточна.
Район играет выдающуюся роль в развитии культуры, подготовки квалифицированных кадров. Высокая концентрация квалифицированных кадров, дефицит главным образом в менее квалифицированной рабочей силе.
Ведущие отрасли специализации:
- Машиностроение: автомобилей,
станков, инструментов, приборов, электротехнического
оборудования и оборудования
для легкой и пищевой
- Химическая промышленность:
минеральных удобрений;
пластмассы; фотохимические товары, лекарственные препараты, красители, лаки и парфюмерные изделия.
- Легкая промышленность (1/3 часть производства отрасли): текстильная промышленность (более 85% всех производимых в стране тканей), обувная промышленность (12% обуви страны).
- Полиграфическая
Дополняющие отрасли: пищевая промышленность, угледобыча, электроэнергетика, металлургия, деревообработка, промышленность строительных материалов, стекольная и фаянсовая.
Информация о работе Машиностроительный комплекс: общее и среднее машиностроение