Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть и проанализировать мексиканскую экономику. В соответствии с поставленной целью, задачи работы можно сформулировать следующие:
1. Охарактеризовать мексиканскую экономику в XX – XXI вв.;
2. Рассмотреть Мексику в мировой экономике;
3. Проанализировать современное состояние экономики Мексики и её тенденции;
4. Выявить роль Мексики в международном движении капитала и рабочей силы;
Введение 3
Глава 1. Экономика Мексики на современном этапе
Становление экономики во II половине 20 века 5
Отраслевая структура экономики Мексики 10
Особенности этапа развития Мексики 13
Глава 2. Мексика в мировой экономике
2.1. Внешняя торговля Мексики. Расчёт показателей открытости 16
2.2.Участие Мексики в международном движении капитала и рабочей силы 20
2.3. Мексика в интеграционных процессах (НАФТА) 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Содержание
Введение 3
Глава 1. Экономика Мексики на современном этапе
Глава 2. Мексика в мировой экономике
2.1. Внешняя торговля Мексики.
Расчёт показателей открытости
2.2.Участие Мексики в
2.3. Мексика в интеграционных процессах
(НАФТА)
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение.
Что обычно
люди представляют себе, когда слышат
слово ''Мексика''?
Мужчин в пончо и широкополых шляпах, погони,
перестрелки, переходы через границу –
всё то, что представляют собой боевики
и вестерны.
Или же нереальную жизнь ''мыльных опер''.
А между тем Мексика это страна с интересной
историей, богатейшим культурным наследием,
со сложной и неоднозначно развивающейся
экономикой и политикой, со своими особыми
традициями.
Сегодня Мексика предстаёт перед нами как одно из наиболее экономически развитых и авторитетных на международной арене государств Латинской Америки. Отправной точкой современной мексиканской модели развития явилась революция 1910–1917 годов. Она предопределила рождение той социально-экономической и общественно-политической модели, которая начала складываться в Мексике в 30-е годы на волне антиимпериалистических, антиолигархических преобразований в период президентства Ласаро Карденаса.
Мексика –
федеративная республика. Действующая
конституция принята 5 февраля 1917 года.
Глава государства и
Мексика, (Мексиканские
Соединенные Штаты), государство
на юге Северной Америки, омывается
Тихим и Атлантическим
Большая часть
страны - Мексиканское нагорье, окаймленное
хребтом Восточная Сьерра-
Актуальность
темы работы состоит в том, что
Мексика – одна из трёх латиноамериканских
стран (наряду с Бразилией и Аргентиной),
которые значительно превзошли
другие страны по уровню развития промышленности,
по зрелости капиталистических отношений.
Прогрессивные изменения в
Цель работы: рассмотреть и проанализировать мексиканскую экономику. В соответствии с поставленной целью, задачи работы можно сформулировать следующие:
1. Охарактеризовать мексиканскую экономику в XX – XXI вв.;
2. Рассмотреть Мексику в мировой экономике;
3. Проанализировать современное состояние экономики Мексики и её тенденции;
4. Выявить роль Мексики в международном движении капитала и рабочей силы;
5. Раскрыть место Мексики в интеграционной группировке (НАФТА)
Объект - Мексика , как часть современной экономики.
Предмет –
комплексная экономическая
В своей курсовой работе я использовала труды российских экономистов таких, как Спиридонов М.А., Булатов А.С., Кудров В.М. и других. Также использовались статьи, посвящённые Мексике таких печатных изданий, как «Ведомости» и «Латинская Америка».
Глава 1. Экономика Мексики на современном этапе.
1.1.Становление экономики во II половине 20 века.
В результате
крупных социально-
Однако процесс
промышленной экспансии был все
же частичным и сориентирован
главным образом на замещении
импорта, в частности предметов
потребления. Условия жизни широких
масс населения в течение всех
50-х годов также оставался
Разумеется, частный сектор Мексики был далеко не однороден. Наряду с крупным капиталом к нему относилось значительное число мелких и средних промышленников, торговцев, бизнесменов сферы услуг, судьбы которых напрямую зависели от расширения внутреннего рынка и укрепления национальной экономики.
Экономическим агентом Мексики и неотъемлемым компонентом всех имевших место в ее истории социально-экономических моделей (хотя его роль на разных этапах не оставалась неизменной) является иностранный капитал. За период 1940-1974 гг. произошел перелив зарубежных инвестиций из отраслей, которые традиционно являлись объектом их приложения (добывающая промышленность, транспорт, производство электроэнергии), прежде всего в обрабатывающую промышленность как самую динамичную и сулящую наибольшие прибыли. К 1970 году иностранный капитал обеспечил себе полное господство в химической отрасли промышленности (67,2% в стоимости продукции), электротехнической (79,3%), резиновой (84,2%), табачной (79,7%) и машиностроительной (62%). При этом 78,6% прямых иностранных инвестиций приходилось на долю США. Все большую роль в экономике Мексики стали играть филиалы ТНК, на которых к началу 80-х годов производилось свыше 1/3 промышленной продукции (в том числе предметов длительного пользования – свыше 60%) [2; с.186].
Не подлежит сомнению, что приток иностранных капиталов в экономии Мексики способствовал укреплению ее промышленного развития. Экономическое развитие, с одной стороны, и социально – с другой, так и не были приведены в необходимое соответствие. В результате в 1975 г. около 60% населения страны не получало даже минимально калорийного пайка.
Главной причиной
подобно положения является бедственное
состояние мексиканской деревни, сельскохозяйственный
и продовольственный кризис, переживаемый
страной. Его истоки уходят в послевоенные
годы, когда разрабатывалась
Последствия такой политики были катастрофическими. Пауперизация крестьян (из 19 млн. мексиканцев, живших ниже черты бедности, 12 млн. находились в деревне) стала главной причиной их миграции в города. 11-12 млн. га пахотных земель, которые обрабатывались раньше, оказались заброшенными, импорт продовольствия приобрел огромные масштабы. В 1989 г. он составил 4019 млн. долл.
Хотя главной пострадавшей стороной оказались крестьяне, все сказанное выше не могло не отразиться на уровне благосостоянии всех трудовых слоев мексиканского общества. Страна испытывала хроническую нехватку больниц, врачей, среднего медицинского персонала. Только 35,4% мексиканцев могли пользоваться помощью государственных медицинских учреждений в рамках системы социального обеспечения, в то время как 23 млн. человек были лишены ее и могли рассчитывать лишь на услуги дорогостоящей частной медицины.
Но несмотря на определенные достижения в плане экономического развития, государству так и не удалось решить такие животрепещущие вопросы, как ликвидация безработицы, неравномерное распределение национального дохода[3].
Другая характерная черта Мексики – тенденция к возрастанию имущественно неравенства. Причиной такого явления, как отмечалось на форуме Конгресса труда в 1978 г., в том, что с 40-х годов экономическая политика правительства была в основном ориентирована на содействию честному накоплению капитала, создание модели экономического роста, ведущей к обеднению большинства населения, монополистическому характеру производства и, как следствие, чрезмерной концентрации богатств в руках немногих, а также усилению зависимости от заграницы.
Однако после крупных забастовок конца 50-х – начала 60-х годов (железнодорожников, учителей, врачей, телеграфистов и др.) правительство Л. Матеоса было вынуждено осуществить ряд важных административных и институциональных реформ, в том числе в социальной и трудовой сферах. В результате на фоне общего роста государственных расходов (с 10% ВВП при Л. Матеосе до 22% при Диасе Ордасе и до 58,6% в 1982 г.) заметно возрастают расходы и на социальные цели.
Дискуссия о
путях дельнейшего развития страны,
т.е. о поиске оптимальной социально-
Кризис 1974 г.
расколол некогда монолитный лагерь
сторонников
И ход событий в Мексике после него принял, однако, такой оборот, что вопрос о выборе пути дельнейшего развития страны перешел в практическую плоскость. Прежде всего, усилилась инфляция- в среднем 20% в год, в то время как рост ВВП сократился до 5,2%, а на душу населения – до 1,6%. Резко подскочили цены на потребительские товары. Заметно активизировался крупный национальный капитал, связанный с ТНК. Продолжали расти частные иностранные. Ухудшилась жизнь 4 млн. сельскохозяйственных поденщиков, из котонных только 400 тыс. имели работу в течение всего года. Большой остроты достигла проблема внешней задолженности. Долговое бремя превратилось в самое большое препятствие на пути роста и развития страны.
В то же время на неолиберальный проект «работал» и так называемый внешний фактор. Непрекращающийся рост инвестиций США в экономику Мексики, а также все большее втягивание страны в рыночные отношения со своим северным соседом вновь оживили старую идею о целесообразности объединения двух экономик. В результате получила распространение концепция строительства «глобальной системы взаимного дополнения», согласно которой США обязываются оказывать Мексике широкую техническую и финансовую помощь, содействие в приобретении новейшей технологии, оборудования, продовольствия, а так же ни препятствовать иммиграции в их страну на постоянной или временной основе части мексиканской рабочей силы, на находящей производительного применения на родине. В обмен на это Мексика должна быть готова поставить на рынок США конкурентоспособные товары и сырье (прежде всего, нефть и газ), предоставить надежные гарантии североамериканским капиталовложениям и открыть свой рынок для американских товаров. Кульминацией этого процесса должна стать промышленная интеграция обеих стран, укрепление уз дружбы и сотрудничества между ними, согласованная внешняя политика.
Итак, во второй половине 70-х – начале 80-х годов прошлого века Мексика фактически уже стояла на перепутье. Однако потребовалось еще одно серьезное потрясение для того, чтобы чаша весов окончательно перевесила в пользу неолиберального проекта. Им стал кризис 1982 г. – самый острый за всю послевоенную историю страны.
Поводом для кризиса послужило падение цен на нефть на мировом рынке в середине 1981 г. Стремясь избежать слишком резкого торможения развития экономики, правительство Лопеса Портильо прибегло к внешним займам, в большинстве своем краткосрочным, которые всего лишь на один год выросли более чем на 20 млрд. долл.
Однако эта мера не принесла облегчения стране из-за бегства национальных капиталов за границу, достигшего апогея (около 40 млрд. долл.) в середине 1982. Экономика забуксовала, а затем начала стремительно откатываться назад.