Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:07, контрольная работа

Описание работы

Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Современная международная торговля—торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров. В ней участвуют различные юридические лица—корпорации, их объединения, государства, отдельные индивидуумы. Она является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и, таким образом, увеличивать общий объем производства.

Файлы: 1 файл

1 Экономическая теория..docx

— 38.57 Кб (Скачать файл)

а) цены благ зависят только от их стоимости (или издержек производства), а не от количества денег;

б) цена является денежным выражением стоимости товара;

в) само количество денег в обращении  зависит только от суммы стоимости  всех товаров.

Данные взгляды тоже несимметричны, поскольку учитывают только правую часть указанной формулы. При  этом не усматривается определенная зависимость суммы цен произведенных вещей (правой части) от количества денег (от левой части).

Сравнение противоположных взглядов позволяет прийти к заключению:

нельзя, по-видимому, полностью отрицать известную правомерность двух рассмотренных позиций;

каждая теоретическая позиция  не отражает всей истины;

для полного рассмотрения причин инфляции важно учесть все факторы увеличения цен, находящиеся и на стороне  предложения денег, и на стороне спроса их.

Итак, отметим факторы инфляции на стороне предложения денег. Их можно разделить на два вида.

А. Внутренние факторы:

а) государство, как правило, превышает  свои расходы над доходами (образуется бюджетный дефицит). Для покрытия дефицита правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться);

б) центральный банк допускает чрезмерную эмиссию денег, чтобы покрывать  возрастающие нужды государства;

в) банки осуществляют кредитную  экспансию (дают кредиты сверх нормальной возможности должников возвратить долги).

Б. Международные факторы:

а) государство увеличивает свой внешний долг (берет взаймы иностранные  валюты);

б) банки ведут обмен иностранных  валют на национальную валюту (это  предполагает дополнительный выпуск денег).

Таким образом, главным виновником инфляции является государство и  подчиненные ему финансовые учреждения.

Теперь выясним факторы инфляции на стороне спроса. Мы их также подразделяем на два вида.

А. Внутренние факторы:

а) монополии, дающие основную массу  товаров, заинтересованы в повышении цен на свою продукцию и добиваются этого;

б) военные расходы государства  обычно ведут к превышению спроса денег над их предложением;

в) увеличение размеров долгосрочных капитальных вложений ведет к  тому, что на долгое время страна не получает никакой отдачи от затраченных  денег,

Б. Международные факторы:

а) рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен внутри страны, ввозящей из-за границы вещественные условия экономического роста;

б) структурные кризисы в мировой  экономике, связанные с уменьшением  природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства во всех странах;

в) войны между государствами  сопровождаются огромной потребностью в деньгах.

Последствия инфляции.

В качестве основных последствий инфляции можно выделить два. Первое – значительное перераспределение  доходов в обществе в пользу ряда хозяйственных звеньев и лиц, например предприятий-монополистов (нефтегазовых, энергетических, железнодорожных), финансовых структур (кредитные организации), звеньев  теневой экономики, которые в  эти периоды еще больше не доплачивают  налоги в госбюджет. Второе значительное последствие заключается в том, что разрушаются нормальные социально-экономические  отношения. Нарастает «бегство от денег», национальные денежные знаки теряют силу, перестают выполнять свои функции, вытесняются твердой иностранной  валютой. Товарообменные процессы дезорганизуются, развивается бартер, нарушаются хозяйственные связи, вызывая спад производства, банкротства, депрессию; усиливаются финансовые спекуляции, мошенничество, общественно-политические беспорядки.

Даже в периоды  довольно быстрого роста инфляции некоторые  цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию  подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются  более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Итак, проявлением  инфляции является повышение цен, но рост цен связанный с вышеупомянутым дисбалансом между спросом и  предложением - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Подстегивать рост цен  могут и конкретные экономические обстоятельства.

Как  показывает  опыт  стран, переход на рыночные  отношения   сопровождается   быстрым   ростом   цен,   усилением  действия  инфляционных  факторов. 

Опыт  многих   стран   показал,   что   длительное   функционирование  централизованного   планирования,   как   правило,  приводит  к  нарушению  сбалансированности материальных и денежных потоков. Непоследовательность  в  принятии  решений  по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов  усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Антиинфляционная политика.

В условиях нынешней рыночной экономики  государство применяет следующие важнейшие регуляторы инфляции.

А. Государство проводит политику доходов. Имеется в виду сдерживание  инфляции издержек. В развитой рыночной экономике правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы. Оно использует косвенные методы в виде “социального партнерства” - поиска соглашения работодателей с профессиональными союзами наемных работников путем взаимных уступок.

Б. Государство ограничивает монополистическую  деятельность в области ценообразования. В этом случае правительство берет  под контроль монополистическое  “вздувание” цен.

В. Твердо проводимая антиинфляционная политика правительства способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует об этом граждан. Причем основой программы авторитетного правительства являются не компенсации роста цен (что усиливает инфляцию), а меры, на практике противодействующие стихийному повышению цен.

Г. Регулирование ценовой динамики становится эффективным благодаря  умелой денежной политике центрального банка. Поучителен в этом отношении опыт Федеральной резервной системы (центрального банка) США (ФРС).

ФРС применяет такие способы  регулирования предложения денег:

а) операции на открытом рынке. Чтобы  уменьшить предложение денег, ФРС продает государственные ценные бумаги (государственные облигации и векселя казначейства - правительственного финансового органа, ведающего кассовым исполнением государственного бюджета), что способствует изыманию денег из экономики. Чтобы увеличить предложение денег, ФРС покупает у банков такие бумаги;

б) изменение ставки банковского  процента. Если такая ставка возрастает (кредит дорожает), то предложение денег  сокращается. Когда эта ставка снижается (кредит дешевеет), то предложение денежных средств увеличивается;

в) изменение нормы обязательных резервов. По решению ФРС все банки  обязаны держать определенную долю их депозитов (от 3 до 18%) в качестве резерва. При увеличении нормы резервов банки  уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки  расширяют предложение денег. Такое  регулирование является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение. 

 

 

 

 

 

Вопрос 2.

Каждая страна располагает определенным количеством природных богатств, исторически накопленным интеллектом  людей (знаниями, навыками, опытом).

Первым аргументом в пользу обмена результатами хозяйственной деятельности между двумя такими странами будет  различие условий производства: в  одной стране есть то, чего нет в  другой, но без чего не может развиваться  современная промышленность. Это  относится и к предметам личного  потребления.

Вторым аргументом в пользу обмена выступают издержки производства. Затраты  на производство той или иной продукции  в разных странах неодинаковы. Теорией сравнительных издержек доказывается выгодность специализации не только в условиях абсолютного преимущества одной страны перед другой в производстве какого-либо определенного товара, но даже в условиях, когда такое преимущество отсутствует.

Когда с издержками ниже международного уровня не может быть произведен ни один товар, то по какому-то одному товару превышение этого среднего уровня будет  наименьшим. На производстве именно этого  товара, относительно более выгодном в сопоставлении с издержками на другие товары, и следует специализироваться. Даже в этом случае специализация  может давать экономический эффект. Предусматривается и иная ситуация: в условиях преимущественного положения  страны в производстве нескольких товаров  ей следует специализироваться в  выпуске лишь тех, по которым это  преимущество максимально.

Создав теорию сравнительных издержек Д. Риккардо показал, каким образом все участники мирохозяйственных связей извлекают выгоды для себя и способствуют росту эффективности использования производительных сил мира. Значение теории сравнительных издержек состоит в том, что она дает базу для понимания сущности международного разделения труда и международного обмена. Принцип сравнительных затрат справедлив не только в отношении любых двух стран, но и любого числа товаров и стран.

Теория сравнительных издержек исходила из национальных различий в  стоимости, обусловленных затратами  труда. Переход в конце ХIX начале ХХ в. к монополистическому капитализму  ознаменовался тем, что возникла всемирная система хозяйства, для  которой характерен ряд новых  признаков: развилась акционерная  форма ведения хозяйства; крупному капиталу стало тесно в рамках внутреннего рынка и в погоне за новыми прибылями он устремился в другие страны; вывоз капитала и расширившийся обмен сопровождались интернационализацией хозяйственных  отношений; возникли международные  монополии и на их основе, в конечном счете, произошел раздел мирового экономического пространства.

В новых условиях развитие внешних  связей строится уже не только на различиях  в стоимости продукции, а на основе сопоставления факторов производства, соотношения спроса и предложения  на другие факторы производства. Теория сравнительных издержек развилась  в теорию сравнительных преимуществ. Авторы этой теории шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин, рассматривая международные  различия в ценах установили, что  основными причинами этих различий являются, во-первых, неодинаковая относительная  обеспеченность факторами производства и, во-вторых, разная внутренняя потребность  в тех или иных товарах. Как  известно, цена товара определяется ценами на факторы производства (издержками), а последние зависят от соотношения  спроса и предложения на национальном рынке каждой страны.

Поэтому экономически, выгодно размещать  там трудоемкие производства. Страны, имеющие относительный избыток  капитала, в развитии международной  специализации заинтересованы в  экспорте капиталоемких товаров, тогда  как имеющие избыток дешевой  рабочей силы - в экспорте трудоемких товаров. Таким образом главная  суть теории сравнительных преимуществ  сводится к тому, что страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы  производства и импортирует товары с дефицитом факторов производства. Хотя для объяснения всех мирохозяйственных  связей и этой теории недостаточно.

Вторая половина ХХ века дала пример резкого расширения внешних связей между развитыми государствами, что привело к развитию интернациональных  процессов между ними.

Несовершенство этой модели состоит, прежде всего, в том, что:

• она абсолютизирует принцип  свободной конкуренции;

• она ограничивается рассмотрением  лишь определенной пары товаров и  стран;

• в ней предполагается прямой обмен товара на товар;

• не учитывается влияние  масштабов производства и транспортных издержек.

Кроме того, не принимаются  во внимание такие существенные черты  международных экономических отношений, как трансграничное перемещение  труда и капитала (не только товаров), вмешательство государств, международных  корпораций в специализацию производства и другие факторы.

Но в тоже время вступление в международные отношения дает существенные преимущества:

1. Объем внутреннего рынка страны. У крупных стран с развитым рынком больше возможностей найти на нем необходимые факторы производства и потребительские товары. И, следовательно, меньшая потребность участвовать в международной специализации и товарообмене. В то же время развитый (диверсифицированный) рыночный спрос в стране побуждает расширять импортные закупки, возмещая их расширением экспортной специализации.

2. Уровень экономического развития страны. Необходимость участия страны в МРТ тем больше, чем меньше экономический потенциал страны.

3. Обеспеченность страны природными ресурсами. Высокая степень обеспечения страны моноресурсом (например, нефтью), а также низкая степень обеспечения полезными ископаемыми вызывает необходимость активного участия в МРТ.

4. Удельный вес в структуре  экономики страны базовых отраслей промышленности (энергетика, добывающие отрасли, металлургия и др.). Чем выше удельный вес базовых отраслей, тем, как правило, меньше ее включение в систему МРТ. .

Информация о работе Международная торговля