Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:02, доклад
Примечательная черта календарной обрядности - это идея непрерывности, продолжения жизни, бессмертия человеческого рода, то есть их глубокая оптимистичность. Жизнь чело-века, человеческого сообщества в календарных обычаях и обрядах неотделима от жизни природы. Ритм природы, ритм космоса были ритмами человека и его деятельности.
Примеров органического слияния старинных народных праздников с сегодняшним образом жизни жителей Татарстана немало. Рассмотрим наиболее распространенный календарный праздник – Навруз.
Международный день Навруз (перс. نوروز — «новый день») тюркских народов.
В историческом наследии татарского народа, как и других народов
мира, особое место принадлежит календарным обычаям и обрядам, народным праздникам. Связанные с трудовой, хозяйственной деятельностью народа, календарные праздники отображают его этническую, социально-политическую, историко-культурную жизнь на разных этапах развития. Эти обряды - составная часть образа жизни народа. Все календарные
обычаи и праздники тесно связаны с сельским хозяйством и имеют общий
смысл и одну цель - в первую очередь обеспечить хороший урожай хлебов,
приплод скота, а также удачу во всех делах. Поэтому-то начало и завершение
трудовых циклов или сезона, смена времени года - все знаменуется особыми
торжествами.
Примечательная черта календарной обрядности - это идея непрерывности, продолжения жизни, бессмертия человеческого рода, то есть их глубокая оптимистичность. Жизнь человека, человеческого сообщества в календарных обычаях и обрядах неотделима от жизни природы. Ритм природы, ритм космоса были ритмами человека и его деятельности.
Примеров органического слияния старинных народных праздников с сегодняшним образом жизни жителей Татарстана немало. Рассмотрим наиболее распространенный календарный праздник – Навруз.
В городах и селах республики очень красочно проходят народные гуляния по случаю проводов зимы и встречи весны. Праздник этот у тюркских народов в прошлом отмечался 21 - 22 марта как праздник нового года и сопровождался сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями:
- Канун Навруза. Шакирды обходили дома, распевая песни-сказы о том, что случилось замечательного, достойного за минувший год, желали благополучия хозяевам. Дети с помощью взрослых готовили бумажные игрушки, хлопушки. Отцы семейств готовили подарки. Молодые собирали цветы и украшали ими дом;
- Вечер в канун Навруза. Люди поднимались на близлежащие холмы, возвышенности, где зажигали ночью костры. Здесь же весело с треском сжигали бумажные поделки и хлопушки;
- В день Навруза все одевали лучшую, и часто новую одежду. Старшие одаривали младших. Ходили друг к другу в гости;
- Основным событием Навруза были молодежные хороводы и игры, возможность общения парней и девушек, которое в обычные дни было редким и мимолетным. Так же молодые люди обходили дома родных и добрых знакомых, исполняя песни с по желаниями счастья и благополучия. Хозяевав свою очередь одаривали молодых.
В современном Татарстане навруз проходит как праздник согласия и
дружбы народов, как гимн родной природе. Глубокая символика заложена в его содержании. Провожая зиму, народ ждет начала полевых работ, закладки основы будущего урожая. А сама весна, пробуждение всего живого символизирует мир и счастье. Этот праздник на селе проходит как смотр готовности трудовых коллективов к весенним
полевым работам. В городе до начала 90-х годов ему придавался характер рапорта о проделанной работе и продолжении трудовой эстафеты. В постперестроечный период, Навруз проводится как фольклорный праздник.
Навруз стал одним из самых ярких праздников в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, во многих сельских районах республики. Встреча весны не обходится без состязаний рысаков и горячих блинов. Много смеха и веселья вызывают снежные тиры, где мишенями являются изображения взяточников, подхалимов, пьяниц и других отрицательных персонажей.
Праздник заканчивается костром дружбы, на котором сжигаются чучела отрицательных героев. Таким образом, ритуал, когда-то имевший магическую основу, направленную против злых сил природы, ныне демонстрирует народное презрение к конкретным носителям зла в обществе.
Дмитриева Ирина, 9А