Миграционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации и трудоспособного населения, совершенствование миграционной политики, приобретает особую актуальность. Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. [35]
Миграция — это явление стихийное, и его процессы подчас не зависят от волеизъявления государственных структур, они лишь вынуждены подстраивать правовое поле под возникающие реалии жизни. [36]

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………………2
1. Миграционная политика РФ………...……………………………..……...4
1.1Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной политике…………………………………………………….……….4
1.2 Особенности миграционной политики в современной России……....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...…………………….….23

Файлы: 1 файл

миграция.docx

— 99.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………………2

1. Миграционная политика РФ………...……………………………..……...4

1.1Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной  политике…………………………………………………….……….4

1.2 Особенности миграционной политики в современной России……....12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…...22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...…………………….….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правильная продуманная  миграционная политика государства  способствует социально-экономическому развитию страны. Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста.

В условиях стремительного сокращения численности населения  Российской Федерации и трудоспособного  населения, совершенствование миграционной политики, приобретает особую актуальность. Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры  населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость  всестороннего изучения данного  процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. [35]

Миграция — это явление  стихийное, и его процессы подчас не зависят от волеизъявления государственных  структур, они лишь вынуждены подстраивать правовое поле под возникающие реалии жизни. [36]

Структура и направления  миграции обусловливались политическими, экономическими и культурными факторами  и характеризовались вытеснением  населения из той социальной ниши, которую оно занимало ранее; эмиграцией из перенаселенных районов и увеличением  эмиграции в дальнее зарубежье  за пределами государственно-правового  регулирования данного процессаЗа 2012 год численность постоянного населения увеличилась на 314 тыс.человек. Демографическая яма, в которую страна скатились в результате либеральных экономических реформ и социального потрясения 90-х годов, успешно пройдена. По итогам 2012 года естественный прирост населения — примерно минус 2500 человек, то есть, в масштабах России, уровень рождаемости практически точно совпадает с уровнем смертности. При этом в России уже на протяжении долгого времени регистрируется положительное миграционное сальдо (то есть число иммигрантов превышает число эмигрантов). Таким образом, население России на протяжении 4-х последних лет непрерывно растёт.

Миграционная политика —  комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских  и общественных отношений в области  перемещения лиц через границу  Российской Федерации (как внутрь, так и за её пределы).

Создание условий для  привлечения в РФ квалифицированных  легальных трудовых ресурсов, совершенствование  миграционного учета иностранных  граждан, противодействие нелегальной  миграции, а также комплекс мер  по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора  и анализа качественной и подробной  информации о миграции. Источниками  информации по миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники  не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что  затрудняет принятие точных экономических  и политических решений. Для получения  более обоснованного и четкого  представления о трудовых мигрантах, работающих нелегально, необходимо провести единовременное обследование мест компактного  проживания мигрантов. Анализ результатов  указанного обследования даст возможность  расширить представление о составе  и структуре трудовой миграции. [37]

Целью данной работы является анализ миграционной политики в РФ:

  1. Рассмотреть сущность, виды миграции, задачи, основные направления и принципы государственной миграционной политики.
  2. Проанализировать особенности миграционной политики в современной России.

 

 

 

 1. Миграционная политика РФ

1.1 Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной политике.

Одним из важнейших источников формирования населения в Росси  и в ее отдельных регионах стала  миграция населения. В понятие “миграция населения” различные исследователи вкладывают самый разнообразный смысл. Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения. Она связана с перемещением по территории страны, обусловлена влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов [2].

Территориальный признак  является главным в миграционной подвижности населения. Примером этого  могут служить ежедневные поездки  на работу и домой, из пригородов в  города и обратно. Данные поездки  носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке  расселения, но оказывая при этом существенное влияние на формирование местных  систем расселения.

Также существует функциональный признак, по которому миграцию можно  подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (туризм, отдых).

По временному признаку выделяются:

1)временная, или возвратная,

2)постоянная, или безвозвратная. 

По направлению миграционных потоков их делят:

1. внешние (межконтинентальные  и межгосударственные). К внешней  миграции относятся эмиграция  (выезд из страны проживания) и  иммиграция (въезд в страну), а  также репатриация (возвращение,  выехавших на родину).

2. внутренние (межрайонные,  внутрирайонные). Примерами внутренних  миграций могут, служить переезды  жителей из одного города в  другой, из села в город и  т.д. Внутренние сезонные миграции  усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень) или во время летних отпусков.

По форме организации  миграция населения делится на два  вида:

1.Организованную, осуществляемую  при участии и с помощью  государства.

2.Неорганизованную (самодеятельную).

Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы  принятия иностранных граждан. Эмиграционная  политика - выезд граждан за рубеж.

Экзистенциальная миграция — концепт, возникший в результате феноменологических исследований жизни добровольных мигрантов, оставивших свои дома исключительно из желания жить в чужой стране.

Целью такой миграции являются в сущности познание неких аспектов человеческого бытия, которые не могут быть познаны другим путем.

Существует ряд мотивов  для такой миграции:

  • стремление более полно реализовать свой потенциал,
  • стремление к свободе и независимости, открытость новому опыту, восприятие чего – то, как стимула к расширению самосознание.

Также существует еще один вид миграции это этническая миграция - совокупность миграционных потоков, в которых численно преобладают  лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного  ареала в другой.

По причинам переезда на новое место жительства можно  разделить:

1.экономические (трудовые), связанные с поиском мест с  более высокооплачиваемой работой  и более высоким уровнем жизни.

2.политические, вызванные  изменением границ государства,  дискриминацией отдельных групп  населения.

Государственная миграционная политика РФ – совокупность, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров  РФ, а также положениями Конституции  РФ, в результате чего выражаются в федеральных законов и нормативно - правовых актов, федеральных органов исполнительной власти.

Целью миграционной политики является оптимизация миграционного  движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его  членов. «Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов  по объему, национальному и профессиональному  составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной  организацией труда, региональными  экономическими сообществами и другими  организациями». [14]

Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов, а  также международными организациями.

При реализации миграционной политики перед федеральными органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, а  также общественными объединениями  стоят следующие задачи:

В политической и государственно-правовой сфере:

  • выработка государственных мер, связанных с притоком мигрантов;
  • достижение согласия между государственными органами власти по вопросам регулирования миграционных процессов;
  • принятие федеральных законов и правовых актов РФ для ликвидации свободы передвижения, пребывание иностранных граждан без гражданства и использования иностранной рабочей силы;
  • согласование интересов государства при разработке и реализации миграционных программ, затрагивающих интересы мигрантов;
  • защита и обеспечение законных прав и интересов мигрантов.

В социально - экономической  сфере:

  • регулирование ситуации на рынках труда, жилья и т.д.;
  • формирование федерального бюджета;
  • разработка и реализация региональных и межрегиональных программ;
  • развитие систем коммуникации в целях информирования;
  • содействие общественным организациям мигрантов.

В области внешней политики:

  • мирное разрешение этнополитических и региональных конфликтов;
  • присоединение к соглашениям о правах трудящихся - мигрантов;
  • упрощение приграничной торговли, бытовых или иных контактов;
  • полноправное развитие и обеспечение духовных связей с Россией;
  • реализация соглашений о защите национальных меньшинств.

В духовной сфере:

  • информирование населения о специфике психологии мигрантов;
  • распространение идей дружбы народов и чувства патриотизма;
  • распространение знаний об истории и культуре народов - мигрантов;
  • учет национальных обычаев, традиций и обрядов мигрантов.

Миграционная политика РФ основывается на следующих принципах:

  1. согласования государственных интересов России и ее субъектов;
  2. применения федеральных законов в области защиты прав мигрантов;
  3. недопустимость дискриминации.

Направлениями государственной  миграционной политики Российской Федерации  являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий  стимулированных миграционных потоков.

Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в  установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья. [15]

Органы государственной  власти Российской Федерации будут  содействовать скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения  граждан, гарантирующих их права  и обязанности органов государственной  власти по содействию добровольному переселению. Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения потоков перемещенных лиц на территории России. 

Органы государственной  власти субъектов РФ вправе разрабатывать  и принимать соответствующие  законы и иные нормативные правовые акты с учетом разграничения предметов  ведения в этой сфере, установленной  Конституцией Российской Федерации  и имеющихся международных обязательств России по защите прав национальных меньшинств.

В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах государственной помощи для  поддержания основ жизнедеятельности  проживающего в них населения. Это  относится к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к  тем населенным пунктам, в которых  в результате действий государственных  и негосударственных структур произошла  невосполнимая ликвидация рабочих  мест и сокращение учреждений социальной сферы.

Также они должны принимать  все необходимые меры по совершенствованию  законодательства о правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной  рабочей силы. Особое внимание будет  уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России.(16)

Информация о работе Миграционная политика РФ