Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 09:06, статья
В данной статье рассматривается сущность производственного кооператива, его значение для общества. Обосновывается необходимость осуществления производственной кооперации. На основе проведенного исследования предложены основные направления деятельности по созданию и развитию производственных кооперативов в экономике на примере Республики Дагестан.
А.А. Атлуханов, к.э.н.
Объективная необходимость создания и развития производственных кооперативов в экономике на примере Республики Дагестан
В данной статье рассматривается сущность производственного кооператива, его значение для общества. Обосновывается необходимость осуществления производственной кооперации. На основе проведенного исследования предложены основные направления деятельности по созданию и развитию производственных кооперативов в экономике на примере Республики Дагестан.
Ключевые слова: производственный кооператив, конкурентоспособность, инновационное развитие, модернизация производства.
A.A. Atluhanov, PhD in economics
Objective need of creation and development of production cooperatives for economy on the example of the Republic of Dagestan
In this article the essence of production cooperative, its value for society is considered. Need of implementation of production cooperation locates. On the basis of the conducted research the main activities on creation and development of production cooperatives in economy on the example of the Republic of Dagestan are offered.
Keywords: production cooperative, competitiveness, innovative development, production modernization.
В современных условиях успешное инновационное развитие отечественной экономики может быть достигнуто за счет решения проблемы обеспечения конкурентного спроса, а также наличия высокого предложения наукоемкой готовой продукции. Следует отметить, что одним из существенных факторов достижения этой цели выступает развитие и совершенствование производственной кооперации во всех регионах. В общем смысле под производственной кооперацией понимают добровольное объединение граждан, целью которого выступает создание, ведение общего хозяйства на базе обобществления средств производства, то есть происходит переход от индивидуальной формы собственности к кооперативной, общественной.
Производственный кооператив представляет собой такую систему производственных отношений, которая изначально создается и действует на определенных принципах. Прежде всего, это информационные, технологические и другие принципы, охватывающие конкретные виды работ, а также способы их обеспечения.
Как показывает практика, производственная кооперация способствует, в первую очередь, рациональному использованию различных ресурсов, в том числе, таких как капитал, труд, земля. Наряду с этим производственная кооперация также содействует повышению степени эффективности экономических отношений, достижению устойчивого функционирования предприятий вне зависимости от форм собственности в современных рыночных условиях, создает материально-технические и социально-экономические предпосылки для неуклонного развития всех используемых в производстве факторов производства.
В этой связи актуальным становится вопрос формирования механизмов создания и развития производственной кооперации со стороны органов государственной власти как одного из приоритетных направлений инновационного развития как экономики всей страны, так и экономики отдельно взятого региона.
На наш взгляд, для решения этого вопроса на примере Республики Дагестан следует осуществить достижение следующих целей:
- во-первых, это активное содействие и поощрение в организации деятельности производственных кооперативов. Большая часть кооперативов в республике функционирует в сфере сельского хозяйства. Так, по состоянию на 01.04.2014г. было зафиксировано всего 2497 производственных кооперативов на территории республики, из них около 83% приходится на сельскохозяйственные потребительские кооперативы [6]. Необходимо увеличить долю производственных кооперативов в других секторах экономики.
В настоящее время правовое положение производственных кооперативов, осуществляющих деятельность на территории России, регламентируется ГК РФ и федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», а также федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». На наш взгляд, необходимо расширить перечень действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по части содействия производственной кооперации, установленных в ст.23 федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах». В частности, установить на законодательном уровне возможность предоставления на безвозмездной основе со стороны республики различных средств производства, расширить перечень производственных кооперативов, которые смогут получать для срочного пользования земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. На сегодняшний день таким правом обладают только жилищно-строительные кооперативы [4.1];
- во-вторых, это создание условий со стороны республиканских органов государственной власти для формирования устойчивого спроса на продукцию, производимую производственными кооперативами. Такая работа должна осуществляться за счет создания специального рынка сбыта для таких производителей, на котором будут отсутствовать посредники, и потребители смогут напрямую приобретать необходимые для себя товары. Кроме того, республиканские органы государственной власти должны активнее способствовать расширению рынка сбыта за счет заключения на межрегиональном уровне долгосрочных контрактов, имеющим целью поставку произведенной продукции в другие субъекты РФ;
- в-третьих, необходимость предоставления преференций производственным кооперативам за счет создания и применения в отношении них регрессивной системы налогообложения. Должен действовать принцип – чем больше производишь, тем меньше платишь. Реализация этой меры будет способствовать существенному стимулированию деятельности производственных кооперативов, увеличит показатели производимой продукции;
- в-четвертых, это создание специальных фондов долгосрочного кредитования производственных кооперативов. Такие фонды должны быть использованы для решения следующих основных задач:
а) финансовое обеспечение всех хозяйственных мероприятий, осуществляемых производственными кооперативами в рамках своей деятельности;
б) подготовку, переподготовку кадров, в том числе и повышение квалификации.
Кредитование должно предоставляться на льготных условиях с частичным освобождением от уплаты процентов;
- в-пятых, производственным кооперативам должна быть предоставлена возможность привлечения дополнительных средств в производство за счет выпуска и размещения акций на фондовых рынках. Это значительно повысит капитализацию производственных кооперативов, а также даст возможность создать свой инвестиционный фонд. В настоящее время федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» такое право не предоставляет;
- в-шестых, необходимо утвердить на первоначальном этапе производственные планы, которые должны приниматься в соответствии показателями имеющихся ресурсов. Одновременно с этим следует ввести в обязательном порядке систему государственного контроля за реализацией и достижением плановых показателей, проведению оценки эффективности и качества достигнутых результатов. В случае перевыполнения установленных плановых показателей должна быть введена система государственного поощрения, а в случае не достижения утвержденных плановых показателей участники производственного кооператива должны нести общую ответственность;
- в-седьмых, тем производственным кооперативам, которые успешно достигли установленных плановых показателей, должны быть предоставлены дополнительные средства со стороны органов государственной власти республики, направленные на укрепление материально-финансовой базы. Наряду с этим, в отношении успешных производственных кооперативов следует ввести систему частичного возмещения ее членам сумм паевого взноса;
- в-восьмых, следует создать специальную систему кооперативного страхования, которая позволит обеспечить всеми видами медицинского обслуживания, различными пособиями, а также пенсиями членов производственных кооперативов. Реализация кооперативного страхования должна будет осуществляться посредством деятельности специальных страховых кооперативов. Страхование должно быть взаимным, при котором будет создан специальный страховой фонд, формируемый за счет взносов всех членов участников страхования. Результатом деятельности соответствующих страховых фондов должно стать создание специальной сети санаториев, домов отдыха, пунктов здравоохранения, детских учреждений, которые будут предназначены исключительно для участников производственных кооперативов.
В конечном итоге, реализация вышеназванных направлений политики по созданию и совершенствованию производственной кооперации в Республике Дагестан, будет способствовать инновационному развитию экономики, позволит достигнуть высоких показателей в производстве товаров массового потребления, обеспечит возможность модернизации производства за счет привлечения новых технологий, а также повысит производительность труда и конкурентоспособность производимой продукции.
Список использованной литературы
List of References
1. Civil code of the Russian Federation;
2. The federal law of May 8, 1996 No. 41-FZ "About production cooperatives";
3. The federal law of December 8, 1995 No. 193-FZ "About agricultural cooperation";
4. The law of the Republic of Dagestan No. 18 of March 19, 2014. "About transfer of the land plots which are in state ownership of the Republic of Dagestan and municipal property, to housing co-operatives";
5. Kushlin V. I. State regulation of economy: Textbook. – Moscow: Economy, 2013. – 495 pages;
6. http://dagstat.gks.ru.
Сведения об авторах
Information about authors
1. Atluhanov Arthur Abdulahovich, PhD in economics, senior lecturer in economics branch MSTU MIREA in Makhachkala.