Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 18:43, реферат
Демократическая Республика Конго — государство в Центральной Африке, граничащее с Республикой Конго, Центральноафриканской Республикой, Южным Суданом, Угандой, Руандой, Бурунди, Танзанией, Замбией, Анголой, в том числе с ангольским эксклавом Кабинда. До 1960 года Демократическая Республика Конго была колонией Бельгии. Самая бедная страна мира согласно исследованиям МВФ за 2012 год..
Демократическая
Республика Конго — государство в Централь
Древнейшим населением
Конго были пигмеи. Во II тысячелетии до н. э.
с севера начали мигрировать земледельческие
племена банту, которые принесли с собой
земледелие, металлургию и создали первые
государственные образования. Наиболее
значительным среди них было королевство Конго, возникшее
около XIV века, которое охватывало и север
Анголы. Правители этого государства носили
титул мани-конги, а столицей являлся город Мбанза-Конго (Сан-
В 1959 году Национальное движение Конго во главе с Патрисом Лумумбой выиграло выборы в местный парламент, 30 июня 1960 года страна получила независимость под именем Республика Конго. С 27 октября 1971 года переименована в Заир. После свержения диктатуры Мобуту в1997 году страна стала носить современное название.
Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией, которые были установлены ещё с СССР 7 июля 1960 года.
До установления колониального правления на юге, западе и востоке современной ДРК существовал ряд государственных образований, некоторые из них были довольно крупными по территории и численности населения. За исключением северных и северо-восточных окраин все население страны говорило на языках банту. Наибольший след в истории оставили королевства Конго, Куба, Луба и Лунда.
В 1484, когда португальские мореплаватели достигли устья р.Конго, были установлены первые контакты между европейцами и местным населением. Из-за порогов португальцы не смогли подняться вверх по реке более чем на 160 км. По-настоящему Европа узнала о Конго благодаря географическим исследованиям Генри Стэнли и других европейских путешественников конца 19 в. Попытка Г.Стэнли заинтересовать результатами своих открытий власти Великобритании закончилась неудачей, и тогда он обратился к королю Бельгии Леопольду II, в лице которого нашел заинтересованного союзника. Бельгийский монарх провел тонкую дипломатическую игру и сумел добиться от участников Берлинской конференции европейских держав 1885 согласия на передачу в его личное владение «Независимого государства Конго», территория которого была в 80 раз больше территории Бельгии. Правление Леопольда II было отмечено жестокостью по отношению к местному населению, и на волне массовых протестов появилось первое правозащитное движение – организация «За реформы в Конго». В 1908 бельгийский король подписал декрет о преобразовании «Независимого государства Конго» в колонию Бельгии, названную Бельгийским Конго.
В последующие 40 лет Конго управлял своеобразный триумвират из колониальной администрации, католической церкви и горнодобывающих и сельскохозяйственных компаний. До середины 1950-х годов Бельгии удавалось изолировать Конго от остальной Африки, однако начиная со второй половины 1950-х годов конголезцы стали получать все больше информации об освободительных движениях в соседних странах. Несмотря на преследования колониальных властей, в Конго одна за другой стали создаваться политические партии и организации. Бельгийцы допустили создание выборных муниципальных советов в нескольких городах, однако политические партии были разрешены только после массовых беспорядков в январе 1959 в Леопольдвиле (совр. Киншаса).
Январские события подорвали доверие к бельгийцам, и колониальная администрация стала сдавать одну позицию за другой. Однако уступки оказались запоздалыми, и наладить отношения с конголезскими политическими организациями удалось только после обещания официального Брюсселя предоставить Конго полную независимость 30 июня 1960.
Наиболее влиятельной партией стало Национальное движение Конго (НДК), которое было создано в октябре 1958 молодыми образованными конголезцами, представлявшими различные этнические группы и районы. ВозглавляемоеПатрисом Лумумбой НДК стремилось стать организацией общенационального масштаба. Хотя наибольшую поддержку НДК оказывало население Восточной провинции и районов, где был распространен язык конго, до провозглашения независимости ему удалось распространить свое влияние на ряд других районов. Динамичная и радикальная партия Лумумбы особенно импонировала конголезской молодежи. В 1959 партия оказалась ослабленной, когда из нее вышли некоторые наиболее образованные партийные лидеры, в частности Сирил Адула и Жозеф Илео, в будущем премьер-министры страны. Еще одним следствием раскола стало создание Альбером Калонжи, лидером Касаи, соперничающей с НДК одноименной партии Национальное движение Конго – Калонжи (НДК – К). В отличие от партии Национальное движение Конго – Лумумба (НДК – Л), пользовавшейся поддержкой разных этнических групп, НДК – К опиралась на балуба, живущих в провинции Касаи.
Общенациональной поддержкой пользовалась и другая политическая организация, Партия национального прогресса (ПНП), коалиция консервативно настроенных политиков и вождей, которая была создана при поддержке бельгийцев. Эта партия отличалась умеренностью и пробельгийской настроенностью, ее лидером стал Поль Болья. Остроумные конголезцы расшифровали французскую аббревиатуру названия партии (PNP) следующим образом: «parti des négres payés», т.е. «партия подкупленных негров».
На проведенных в мае 1960 парламентских выборах партия Лумумбы завоевала 33 из 137 депутатских мандатов в палате представителей, еще 8 мест достались ее союзникам. В состав фракции НДК – Л вошли представители пяти провинций страны. ПНП в парламенте представляли 14 депутатов из трех провинций. 13 мест завоевали кандидаты от ПАС и 12 – от АБАКО, все в избирательных округах Леопольдвиля. НДК – К получила 8 депутатских мандатов от провинции Касаи. Кандидаты КОНАКАТ и БАЛУБАКАТ завоевали по 8 мест от провинции Катанга. Остальные места в палате представителей поделили мелкие партии и независимые кандидаты.
В ситуации, когда ни одна из партий или коалиций не обеспечила себе большинства, единственным логичным шагом было формирование правительства во главе с представителями НДК – Л и его союзников. Было сформировано коалиционное правительство, П.Лумумба стал премьер-министром. Временная конституция, в значительной степени списанная с конституции Бельгии, предусматривала разделение исполнительной власти между президентом и премьер-министром: первому отводились в основном церемониальные функции. Президент и премьер-министр избирались парламентом. В соответствии с достигнутым компромиссом, пост главы государства занял лидер партии АБАКО Ж.Касавубу. В каждой из шести провинций избранные законодательные органы выбирали президентов провинций и членов провинциальных правительств. Последние в большинстве случаев, подобно центральному правительству, представляли собой весьма непрочные коалиции.
На первом этапе операция ООН проходила успешно, но затем между правительством Конго и чиновниками ООН возникли разногласия о характере мер в отношении Катанги, где при прямой поддержке Бельгии усиливалось сепаратистское движение. Конголезская сторона настаивала на силовом подавлении сепаратизма, а генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд утверждал, что ООН не имеет права прибегать к военной силе. Понимая, что проблема Катанги должна быть решена любой ценой, Патрис Лумумба обратился с просьбой о предоставлении военной помощи к СССР. Запад использовал это обстоятельство для того, чтобы обвинить Лумумбу в прокоммунистических симпатиях, что привело к падению его престижа как внутри страны, так и за ее пределами.
К началу 1961 в Конго были четыре правительства: два боровшихся друг с другом национальных правительства, одно в Стэнливиле во главе с Мобуту, второе в Кисангани во главе с Гизенгой, заместителем премьер-министра в правительстве Лумумбы, и два сепаратистских правительства, одно во главе с Чомбе в Катанге, второе – с Калонжи в Южном Касаи. Сложившаяся в Конго ситуация вызывала беспокойство у западных держав и ООН. Как в самом Конго, так и за его пределами укреплялось мнение, что Лумумба является единственным конголезским политиком, который способен сохранить территориальную целостность страны. Возможность возвращения Лумумбы к власти пугала Вашингтон, его западных союзников, поэтому ЦРУ продолжало поддерживать правительство в Леопольдвиле. По приказу Мобуту арестованный Лумумба был передан правителю Катанги Чомбе, который 17 января 1961 распорядился ликвидировать бывшего лидера страны. В феврале 1961 Совет безопасности ООН принял жесткую резолюцию, которая требовала восстановления в Конго власти центрального правительства и демократического режима, а также прекращения иностранной помощи Катанге.
Процесс ослабления режима Мобуту начался в конце 1970-х годов. Его предвестником стал экономический кризис 1975, а затем ряд унизительных поражений правительственной армии на начальном этапе боевых действий в Катанге в 1977 и 1978. Попытки международного сообщества, в первую очередь США, убедить правительство Мобуту в необходимости демократизации политической системы и стабилизации экономики закончились неудачей. Частично это можно было объяснить плохо продуманными рекомендациями, частично – нежеланием Мобуту и его погрязшего в коррупции окружения пойти на какие-либо реформы.
Столкнувшись с последствиями «приватизации» государства президентом и его ближайшим окружением, здоровые силы конголезского общества сформировали новое демократическое движение, направленное на восстановление в стране законности и государственных институтов. Основной целью созданного в 1980 демократического движения была ликвидация глубинных причин экономического кризиса и социальной деградации, решение моральной проблемы, известной под названием le mal zaïrois (фр. «заирская болезнь»). В 1990 демократическим силам удалось добиться отмены однопартийной системы. Во главе демократического движения находилась группа из 13 депутатов парламента, которые потребовали проведения политических реформ, направленных на установление многопартийной демократии. В 1982 эта группа создала оппозиционную партию Союз за демократию и социальный прогресс (СДСП), что было открытым вызовом однопартийной государственной системе. Первой крупной акцией СДСП, которую возглавил Этьен Тшисекеди, была демонстрация 17 января 1989 в Киншасе, приуроченная к годовщине убийства Лумумбы.
Демократические силы добились также созыва Верховной национальной конференции. Проходившие в Киншасе в период между 7 августа и 6 декабря 1992 историческое собрание 2842 делегатов, которые представляли все слои конголезского общества, стало эпохальным событием в истории независимого Конго. На этом форуме была принята четкая юридическая и организационная схема двухлетнего переходного периода к демократии, которая предусматривала введение парламентской формы правления, создание на переходный период временного законодательного органа, поста президента с преимущественно представительскими функциями и премьер-министра, который является главой переходного правительства национального единства. Главными задачами правительства было достижение экономического выздоровления и поддержка специализированных институтов, созданных для успешной реализации задач переходного периода. Главным таким институтом стала независимая избирательная комиссия, которая должна была в течение двух лет подготовить, провести всеобщие выборы и проконтролировать ход их проведения.
По решению конференции президент был лишен практически всех властных полномочий, но на переходный период оставлен в качестве номинального главы государства. 71% делегатов конференции, принявших участие в свободных выборах, одобрили кандидатуру Этьена Тшисекеди на пост премьер-министра. Однако в начале 1993, стремясь внести раскол в ряды оппозиции и сохранить абсолютную власть, Мобуту и его клика развернули ожесточенную борьбу с демократическими силами, взяв на вооружение методы государственного терроризма, этнических чисток и экономического саботажа. В ситуации, когда вооруженные силы препятствовали Э.Тшисекеди и его министрам осуществлять руководство страной, отсутствие деятельного правительства и развал всей системы государственного управления привели к полному краху экономики и дестабилизации внутриполитической обстановки, что живо напоминало хаос, захлестнувший Конго в начале 1960-х годов.
Информация о работе Образование Демократической республики Конго